ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

четверг, 21 февраля 2013 г.

Казан Егетлэре - Синен хакта / Татвилль.Ру

"Qazan yegetlәre" - "Çulpan"

Гимн Сибирских татар (Себер гимны)

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ «УДМУРТ КЕНЕШ»


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ «УДМУРТ КЕНЕШ»

Заявление
Уважаемый Игорь Николаевич! Решил учесть Ваше замечание в мой адрес о том, что я без разрешения «Удмурт Кенеш» участвую в общественной организации «Конгресс народов Удмуртии» и настоящим заявлением прошу дать такое разрешение. О деятельности организации «Конгресс народов Удмуртии» можно ознакомиться в интернете на страницах сайта «В контакте». Там же размещён устав этой организации. Заседания «Конгресса» проходят в помещении партии «Яблоко» по средам и эти заседания может посещать любой желающий.
Выражаю благодарность руководству «Кенеша» за заботу обо мне, за заботу о том, чтобы я, не дай Бог, не оступился с правильного пути. Это не первый благородный поступок «Кенеша» в отношении меня. Ещё в июле 2011 года стараниями руководителей «Кенеша» Ишматовой Т.В. и Нырова В.А. я был исключён из списка представителей общественной организации «Удмурт Кенеш», которые приняли участие в праймеризе – в предварительном голосовании за кандидатов в депутаты Государственной Думы от партии «Единая Россия». Таким образом, «Кенеш» оберёг меня от греха и позора – ведь на праймеризе жители Удмуртии, оказывается, дали предпочтение чеченцу, он занял четвёртое место по результатам праймериза и в дальнейшем занял место удмурта в Государственной Думе.
Вероятно, «Кенеш» опять оберегает меня, видя или предвидя, в деятельности «Конгресса народов Удмуртии» нечто плохое. Например, если я верю, что «Конгресс» интересуется предстоящими выборами руководителя Удмуртии и явно не хотел бы видеть на этом посту Волкова А.А., то может быть «Кенеш» уже  имеет информацию о том, что «Конгресс» будет продвигать в качестве руководителя республики не удмурта, а более достойного человека – например, опять  чеченца.
Бадзым Тау «Удмурт Кенешэ» ! Тон Выли Инмар кадь сюлмаськиськод мон понна, Выли Инмар кадь утиськод монэ паллян сюресъёслэсь но ужъёслэсь ! (Благодарю тебя , мой «Удмурт Кенеш»! Ты  заботишься обо мне, как Всевышний, оберегаешь меня от неверных дел и путей!)
Член ассоциации «Удмурт Кенеш»                 Викторов И.М.
20.02.2013 г.

Зарплата тракториста в Гагаузии превышает зарплату Башкана

Зарплата тракториста в Гагаузии превышает зарплату Башкана
http://tatar-gazeta.ru/turkskij-mir/56-2011-01-20-16-48-54/2126-2013-02-20-10-56-44




Тюркский мир Действующий руководитель гагаузской автономии Михаил Формузал в интервью телеканалу TVC21 рассказал об экономической ситуации в регионе, а также о том, что заработная плата тракториста и комбайнера в автономии, зачастую, превышает зарплату самого Башкана ( прим. глава автономии) .
Глава автономии рассказал журналистам республиканского телеканала о том, что Гагаузия за последние шесть лет сделала мощный рывок вперед в плане экономического развития...
Так, экспорт из автономии в этот период был увеличен, практически, в два раза, заложено 2,5 тысячи гектаров садов, строятся мощные холодильные комплексы и быстрыми темпами развивается вулканештская свободная экономическая зона.
«В Гагаузии есть и самая технологичная молочная ферма. Там удои молока составляют 8,5 тысяч литров на одну корову. Приезжайте в село Томай и увидите все своими глазами. Компаний вложила огромные инвестиции, но и получила освобождение от уплаты налогов на срок в пять лет», - продолжает башкан.
На достаточно высоком уровне находятся и сфера образования. Так, при обучении детей в автономии уже используются интерактивные доски, а в детских садах – их воспитанники в любой момент посредством сети Интернет могут связаться со своими родителями, работающими за границей, через Skype, сообщает новостной портал Gagauzinfo.MD.
Однако не все так хорошо, говорит башкан. Власти так и не сумели в корне переломить ситуацию с обеспечением населения рабочими местами. Там же, где они есть, зарплаты, зачастую, превышают республиканские показатели, а также зарплату самого башкана, говорит Михаил Формузал.
«Приезжайте в село Конгаз - там есть руководитель Чебанов Дмитрий Михайлович. Идите и спросите, какая средняя заработная плата у его тракториста и комбайнера. 7 тысяч 800 леев. У башкана Гагаузии заработная плата меньше. Это и ответственность, и текучести кадров нет. Это очень правильный подход руководителя, который стремится получить хороший результат и заработать денег», - сказал Михаил Формузал.
Инфопортал Гагаузии (Молдова)
Справка: Гагаузия, или Гагау́з-Ери́ , официальное название АТО Гагаузия (гаг. Gagauz Yeri), — автономное территориальное образование на юге Молдовы.
Численность населения автономии составляет 155,7 тыс. чел. (2006): гагаузы — 82 % (133,5 тыс. чел), молдаване — 7,8 %, болгары — 4,8 %, русские — 2,4 %, украинцы — 2,3 %
Официальные языки в автономии — гагаузский, молдавский и русский.
Гагаузы (гаг. Gagauzlar) — тюркоязычный народ. Общая численность — около 250 тыс. чел. Основная часть проживает в Молдавии. Гагаузский язык относится к огузской группе тюркских языков. Религия — преимущественно православие.



Маньяк-педофил или спецоперация в Татарстане?


Маньяк-педофил или спецоперация в Татарстане?


http://tatar-centr.blogspot.ru/2013/02/blog-post_20.html


Напоминаем, Василиса Голицына пропала 2 февраля 2013 года после занятий в школе. Убийца Василисы Голицыной, уроженец из Узбекистана Фаррух Ташбаев, уже дал «признательные» показания. Он жил в Набережных Челнах с 2010 года, работал в одной из маркетинговых фирм. Похороны восьмилетней Василисы Голицыной, прошли 9 февраля 2013 года в Набережных Челнах. В Елабуге жестоко расправились с 8-летней девочкой, которую нашли 19 февраля 2013 года без сознания в овраге возле школы, уже пришла в себя и переведена в казанскую больницу. Как выяснилось позже, в больницу девочка поступила с признаками изнасилования, обморожения и следами побоев. Многие в Татарстане переживает за судьбу Насти П. Люди еще не успели оправиться от трагедии, произошедшей с Василисой Галициной, как вновь случилась трагедия с маленькой девочкой. Как же так? Слишком уж много совпадений в этих двух событиях: обеим девочкам 8 лет, они из многодетных русских семей, и трагедии произошли на школьной дороге. Фаррух Ташбаев попал в СИЗО, где сидит с одним единственным сокамерником. Такое явление с такой уголовной статьей ещё не бывало в России. Обычно таких сразу сажали в камеру с людьми с «воровскими понятиями», в этот же день его бы сделали «петухом». Это очень сомнительно со стороны силовых структур. Рождается вопрос, не подстроены ли эти убийства за большие суммы? Московский Кремль знает, как наказать непослушных. 12 марта 2012 года житель Казани 52-летний Сергей Назаров попал в реанимацию после изнасилования в полиции, мужчину избили и изнасиловали бутылкой из-под шампанского. Об этом случае трубили больше месяца круглые сутки все СМИ России. Результат: 9 апреля президент России Дмитрий Медведев подписал указ об освобождении генерал-лейтенанта полиции Асгата Сафарова от должности министра внутренних дел по Республике Татарстан, таким образом, был «ликвидирован» самый близкий человек первого президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева. Михаил Прохоров в прошлом году сделал скандальное заявление о том, что он против сохранения в России национальных республик и предложил внести соответствующие поправки в Конституцию РФ, позже председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила национальным республикам спокойно, без политизации решить вопрос о наименовании главы региона. Напоминаю, в 2010 году был подписан федеральный закон, в соответствии с которым руководители субъектов РФ не должны именоваться "президентами". В рамках этого закона регионы сами вправе выбирать название для руководителя в соответствии со своими историческими традициями. Однако президент Татарстана Рустам Минниханов, говорил о том, что ему нравится название своей должности. «Очень нравится. Это принято Конституцией нашей республики. Я на эту должность клятву давал», - отмечал Рустам Минниханов. Мы знаем, как создавали шумиху через СМИ вокруг непослушных известных личностей Юрия Лужкова, Муртазы Рахимова прежде чем их сместить с должности. Не значит ли это, что такие события будут продолжаться в Татарстане для достижения политических целей некоторых лиц? Председатель Татарского общественного центра (ТОЦ) - Рафис Кашапов.

21 февраль – Халыкара Туган тел көне

21 февраль – Халыкара Туган тел көне

http://tatar-gazeta.ru/news/46-2011-01-20-16-16-05/2128-21

туган тел

Яңалыклар ...Ни өчен Халыкара туган тел көне итеп 21 февраль билгеләнгән сон? Эш шунда: 1952 елның 21 февралендә Пакыстанда банглы теленә дәүләт теле статусы таләп итеп көрәшкән 5 студент үтерелгән була. Билгеле булганча, Пакыстанның көнчыгыш өлеше соңрак Бангладеш бәйсез дәүләтенә әйләнә.
ЮНЕСКО Халыкара Туган тел көнен билгеләп үтүне хуплап чыга. Чөнки бу оешма дөнья халыкларының матди булмаган мирасын саклау өчен көрәшә, традицион яисә халык музыкасын, биюләрен, гореф-гадәт һәм йолаларны, авыз иҗатын һәм җирле халыкларның туган телләрен саклап калу буенча зур эшчәнлек алып бара... матбугат сахифәләреннән
Ник телебез югала
Туган телем- татар теле,
Әткәм-әнкәмнең теле.
Телемнең тик авылларда
Калды сакланыр көне...
Шәhәрләрдә күпләребез
Тик урысча сөйләшә.
» Твоя моя» -дип сиптерә,
Ныклап белсә-белмәсә.
Татар хәзер уз теленә
Үтә тартынып карый.
Ата-баба телен сатып
Урыска куштан ярый.
Мөстәкыйль дәүләт булмагач,
Безгә бит урыс түрә.
Шуңа күрә ничек тели,
Шулай безне бетерә.
Теләгем бер- арабызда
Битарафлар калмасын.
Милләтебез гамсезлектән
Телебез югалмасын.
Башка телләр белү-сөннәт,
Үз теленбелеү фарыз.
Онытмагыз -тел яшәсә,
Без бәхетле юлдабыз.
Фәрит Зарипов

Очередное преследование мусульман России


Очередное преследование мусульман России


http://golosislama.ru/news.php?id=15147

В рамках политики вражды с Исламом и череды преследований мусульман, а в частности мусульман Тюменской области, со стороны Центра «Э», ФСБ и Следственного комитета РФ по Тюменской области было заведено очередное уголовное дело.
Так 24.01.2013 г. житель Тюмени, мусульманин по вероисповеданию Алексеев Алексей Тариелович 1982 г.р. был привлечен к уголовной ответственности по статье 282 часть 1 УК РФ (возбуждение ненависти и вражды, а равно унижение человеческого достоинства, т.е. действия, направленные на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства человека и группы лиц по признакам расы, национальности, языка, отношения к религии, совершенных публично и с использованием средств массовой информации) за то, что с 13.11.2010г. разместил на своей странице на сайте «ВКонтакте» видеоролик «Зов к Исламской Умме!!! Сколько нам еще осталось терпеть??? И делать вид, что мы не видим правды???».
В качестве обоснования по данному делу послужили книги, флэшки, ноутбук изъятые в ходе обыска, который был проведен 19.09.2012 г. в доме Алексеева, а также свидетельские показания пользователей сети Интернет, жителей города Тюмени: Топоркова А.Н., Мирьяминова И.И., Мельникова М.С., Майстрюка Р.С., Пляскина Ф.А. и заключение эксперта № 6 от 09.01.2013 г.
Сегодня мы повсеместно наблюдаем возрастающий уровень травли Российских властей на своих граждан, исповедующих Ислам. Видим попытки подавления активного проявления Ислама на всех уровнях, а также вклинивание во внутри-конфессиональный диалог между разными представителями мусульманского мира России. Наблюдаем намеренное разжигания розни, вражды в исламской умме, посредством внедрения таких понятий как традиционный, умеренный и радикальный Ислам. Повсюду пропагандируется запрет на ношение женской исламской одежды, закрытие мечетей, преследование мусульман за открытое выражение своих взглядов, в том числе и через ресурсы сети Интернет…
Все это однозначно указывает на провал политики России в отношении своих граждан. На сегодняшний день видим, что уровень коррупции в государстве зашкаливает, рост как уголовных преступлений, так и преступлений среди чиновников кратно увеличивается. Расхищение и обман на всех уровнях власти стал обыденным и заурядным делом. Проваленны практически все государственные реформы. В таких сферах деятельности как образование, здравоохранение, экономика, сельское хозяйство, промышленность государство потерпело полный крах. Это объясняется отсутствием национальной идеи и государственной идеологии, которая могла бы быть стержнем и скрепляющим фактором современного российского общества. 
Попустительство власти данной ситуации говорит в целом о системной ошибке, и невозможности комплексного решения всех накопившихся проблем в рамках существующей политической системы.
Мусульмане же предлагают альтернативу порочной и неэффективной системе, явившейся результатом людского законотворства. В свою очередь порядок, исходящий от Господа миров, является наилучшим и совершенным в управлении делами всего общества в целом. Так именно Он, являясь Творцом человечества и Создателем красоты окружающего мира, обладает объективным знанием о потребностях и склонностях человека. Только Он, Творец земли, небес и того, что между ними, даровал людям свод законов - Шариат, упорядочивающий все стороны деятельности человека. Поэтому Шариат Аллаха является справедливой и единственно верной системой политического и социального устройства государства.
И для того, чтобы донести до человечества свое понимание правильного пути развития, мусульмане используют любые трибуны, в том числе и социальные сети как facebook, Вконтакте, twitter и др. Как мы видим - эта деятельность в данном случае и явилась преступной по оценке правоохранительных служб России. 
Судебный процесс начинается 26 февраля сего года.  А исход у Всевышнего Аллаха с.т.
Автор: Абу Мансур, г. Тюмень

ВИЛАЯТ ДАГЕСТАН. Мушрики из секты Саида Чиркейского поджигают дома мусульман


ВИЛАЯТ ДАГЕСТАН. Мушрики из секты Саида Чиркейского поджигают дома мусульман

http://www.kcblog.info/2013/02/blog-post_2882.html?spref=fb
«Кавказский узел» сообщил, что в Гумбетовском районе вилаята Дагестан был подожжён дом Шихмирзы Лабазанова, обвинённого кафирами и муртадами в ликвидации Саида Чиркейского (Ацаева), пишет UmmaNews.

Родственники Лабазанова, который был схвачен бандой ФСБ ещё 8 декабря, уверены, что его дом подожгли умышленно.

Огонь вспыхнул около трёх часов ночи. «Когда соседи заметили пожар, сразу вызвали пожарную службу, однако к моменту их приезда дом частично сгорел. Неохваченной пожаром осталась часть крыши и пара комнат», — рассказал источник «Кавказского узла».

По его словам, в момент пожара в доме, к счастью, никого не было. «В доме сейчас никто не живёт. После задержания Шихмирзы его жена уехала, а за домом присматривал его двоюродный брат», — сообщил очевидец пожара.

В свою очередь один из родственников Шихмирзы Лабазанова не исключает, что его дом могли умышленно поджечь радикальные суфисты из секты Чиркейского.

По словам родственника, суфисты живут неподалёку — оголтелые фанатики могли поджечь дом из мести:

«В селе живут ученики Саида Чиркейского, я думаю — они могли сделать это из мести. Ранее были подожжены магазин, техцентр и автозаправка семьи Магомедали  Амирханова, который также проходит как подозреваемый в этом убийстве», — заявил родственник подозреваемого.

Напомним, 2 сентября 2012 года в Темир-Хан-Шуре (быв. Буйнакск) неизвестными людьми в зелёных суфистских тюбетейках были похищены два мусульманина, строго придерживающихся норм Ислама в повседневной жизни. Один из них был убит, второй — выжил, но подвергся пыткам. Позже ему удалось спастись бегством, но 3 сентября он снова был похищен.

Между тем осведомлённые источники среди мусульман сообщают об ещё одной неизвестной стороне жизни последователей тагута Саида Афанди. Речь идёт о деле двух педофилов (отца и сына), которые насиловали в течение нескольких десятков лет малолетних детей и о которых сообщили различные СМИ в 2011 году, пишет UmmaNews.

Источник утверждает, что оба насильника являлись мюридами Чиркейского:

«Эти мрази являлись последователями Саида Чиркейского и довольно с большим стажем ширка: один 50-летний мюрид (лет двадцать в тарикате) — сын, и другой 80-летный мюрид (лет сорок в тарикате) — отец», — пишет источник.

«Эти подробности намеренно были скрыты, дабы избежать обвинения последователей Саида Ширкави в этом мерзком грехе, который распространён в среде этих «отшельников-кардиналов» от Ислама.

Кто сомневается в правдивости этой информации, может поинтересоваться у родственников этих мушриков, которые подтвердят приведённый факт, и их сельчан, что не составит труда, кого интересует истина», указывает издание.

Отдел мониторинга
Кавказ-Центр

Татар рухы анын хэйлэсендэ дэ чагыла…на руском языке



Татар рухы анын хэйлэсендэ дэ чагыла…

Наил Набиуллин,голодовка
Наиль Набиуллин: Я не одену военную форму…
В эти дни во многих СМИ прошла информация, что лидер Союза Татарской Молодежи «Азатлык» Наиль Набиуллин решил объявить «политическую голодовку» в связи с нежеланием служить в российсской армии. Мы связались с самим Набиуллином и решлили узнать подробности :
А.С. Наиль , нам стало известно, что вы собираетесь объявить голодовку. Голодовка является одним из крайних методов борьбы. Какие требования выдвигаются Вами,и к кому конкретно обращаетесь?
Наиль Набиуллин: Да Вы правы, голодовка эта крайняя мера демократической борьбы… Я вынужден объявить пока что 3 –х дневную голодовку, потому что не вижу иных способов бороться с беспределом в отношении меня. На меня сейчас оказывается сильнейшее давление…
Дело в том что меня незаконно пытаются отправить в армию. Глупо звучит, но факт остается фактом, при имеющемся военном билете, который я законно получил по состоянию здоровья еще 6 лет назад(!), меня пытаются отправить в армию. Маразм.Но в этой стране, где властвует беспредел и беззаконие и такое возможно. А вспомнили о том ,что меня нужно отправить в армию, после 6 лет после получения военного билета не случайно. Впереди Универсиада в Казани. Все прекрасно знают ,что я являясь активистом татарского национального движения и руководителем Союза Татарской Молодежи «Азатлык», организовывал множество пикетов, митингов, других мероприятий в защиту татарского языка, татарских школ, тюркских народов России и .д.Многие знают, что для того чтобы донести это для более широкого круга людей я использовал различные мероприятия, типа сабантуя, съезда конгресса татар. Есть наверное люди которые замечали, что я не при каких обстоятельствах не отказывался от своих идей, жестко шел своим путем, не смотря на чинимые препятствия. Поэтому, попытка убрать меня в армию, это политический заказ, цель которого убрать меня с общественно-политической арены Татарстана как минимум на время универсиады, чтобы я пикнуть не смел, чтобы не поднимал проблемы например закрытия татарских школ или бедственного положения народов россии перед мировой общественностью! Вот и все. А в армии мы все прекрасно знаем, что происходит. Там сделают так что меня или покалечат или убьют. Для них это ничего не стоит.
Отмечу еще один факт. Совсем недавно, я начал «выносить сор из избы», т.е. выносить проблемы татарского и других народов за пределы русского информационного поля . Неоднократно организовывал пикеты перед генеральным консульством Турции в защиту прав тюркских народов России. Вот недавно в одной крупной турецкой газете вышло мое большое интервью, где я подробно рассказал о положении татар, других тюркских народов России. Естественно ,это жутко не понравилось властям РТ. Ведь, официальные татарстанские власти приехав за рубеж ,рассказывают сказки о том «в каком раю живут татар в составе России». Я показал,что татары поставлены на грань уничтожения в России.Получилось, что я начал развинчивать миф властей, вот они и нанесли удар.
Требования выдвигаю следующие: прекратить незаконные попытки отправить меня в армию и остановить репрессивные меры против меня и всего национальному движению. Обращаюсь к президенту Республики Татарстан – Рустаму Миннеханову, а также Фариту Мухаметшину, депутатам Гос.Совета РТ. Надеюсь у них осталось хоть чуточку чего-то национального. Обращаюсь к их совести. Я татар и вы татары. Я выступаю и борюсь за татарскую нацию. Если не помогаете, то хоть не мешайте!
А.С. Как известно в мировой истории было много случаев, когда посредством голодовок люди оказывали давление на власти и вынуждали последних идти на уступки, но одиночные голодовки в большинстве случаев оставались без внимания ,особенно это касается стран с тоталитарной системой власти. В случае игнорирования ваших требований, что собираетесь делать?
Наил Набиуллин : В случае игнорирования моих требований – бессрочная голодовка, обращение к мировому сообществу, к тюркскому миру. Я готов пойти на крайне отчаянные шаги. Лучше умру от голода и за идею в центре Казани, чем в российской армии!
А С : Длительная голодовка, без наблюдения врачей это угроза для организма человека, вы не боитесь идти на риск? Ну, согласитесь глупо умирать из-за не желания служить в армии. Может вам лучше попробовать добиться предоставления возможности пройти службу в альтернативной форме?
Наил Набиуллин: Я могу служить только в единственной армии- татарской. А в российской армии служить не желаю. Служба в армии предполагает произнесение клятвы верности. А как я могу паклятся в верности русской армии? Зная сколько бед и страданий принесла моему народу недобровольное нахождение в составе россии, и скольких татар уничтожила эта российская армия. Я татарский националист и патриот, не могу служить в ней. Я не желаю защищать россию. Соответственно проявлять уважение к этой стране я не желаю и не собираюсь!
Я лично для себя все решил и готов идти до конца. Если ничего не поможет , то не исключаю вариант демонстративного самосожжения. Но при любом случаи я не надену русскую военную форму.
Беседовал Алмаз Султанов

В РФ в прошлом году от насилия в семьях погибло 2000 детей


В РФ в прошлом году от насилия в семьях погибло 2000 детей

Вчера в 3:18mini72016321
Новость на Newsland: В РФ в прошлом году от насилия в семьях погибло 2000 детей
От насилия в России в прошлом году погибло более 2-х тысяч детей, около 90 тыс. пострадали, - такие данные привел уполномоченный при президенте по правам детей Павел Астахов
По его словам, число погибших подростков возросло за год на 21,5%. Особую озабоченность Астахова вызывает то, что практически каждая пятая жертва изнасилования в стране – это ребенок.
Напомним, вчера в Госдуме была объявлена минута молчания в память о погибшем в Америке усыновленном ребенке из Псковской области. Трехлетнего Максима Кузьмина избила приемная мать из Техаса, в результате он скончался.
Источник: mk.ru

"КООРДИНАЦИЯ МЕЖДУ ТЮРКАМИ И ФИННО-УГРАМИ - ЭТО ЕСТЕСТВЕННО"

"КООРДИНАЦИЯ МЕЖДУ ТЮРКАМИ И ФИННО-УГРАМИ - ЭТО ЕСТЕСТВЕННО"
http://www.irekle.org/articles/i32.html
"Координация между тюрками и финно-уграми - это естественно"


Артем Малых - удмуртский активист, создатель социальной сети "Уралистика" - одной из наиболее популярных сетевых площадок для общения коренных народов России. В интервью "Ирĕклĕ Сăмах" Артем рассказал о финно-угорском единстве и о том, есть ли смысл в сотрудничестве между национальными движениями разных народов Поволжья.


I. БОГЕМНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ
"Ирĕклĕ Сăмах": Артем, расскажи, пожалуйста, с чего началась "Уралистика".
Артем Малых: "Уралистика" получилась во многом спонтанно. Дело было в 2008 году. Я общался с Александром Трифоновым и Петрянь Андю (оба - финно-угорские журналисты - прим. "Ирĕклĕ Сăмах"). Они мои старшие товарищи, люди немного другого поколения.
В одну из наших встреч мы обсуждали ситуацию в финно-угорском интернете. Социальная сеть "Вконтакте" тогда только набирала силу, там появлялись финно-угорские группы, вокруг них собирались люди. На меня это произвело, может быть, не такое яркое впечатление, как на моих товарищей. Но вот Трифонов, например, занимался сайтом Kominarod.ru, и у него при этом было чувство, что он не видит свою аудиторию. А тут появилась возможность познакомиться с теми, кого мы раньше считали нашими читателями. Мы наконец увидели отклики. Так и созрела идея социальной сети для финно-угров с медиаконтентом и прочими атрибутами.
Буквально через день случилось так, что я читал блог канадских инуитов и зашел на их страницу на портале Ning. Изучил ее и решил, что здесь можно создать свою social network. Ну, я взял и создал "Уралистику". Потом рассказал о ней некоторым своим знакомым, они написали своим иностранным друзьям. 
По моей мысли, "Уралистика" должна была стать общим пространством для российских и западных финно-угров. Поскольку по оболочке и функционалу она была социальной сетью, так мы ее и позиционировали. Хотя ее нельзя назвать соцсетью в том же смысле, что "Вконтакте" или Facebook.
Кто составляет вашу аудиторию?
Следующим летом "Уралистике" будет пять лет, и сейчас у нас около тысячи пользователей. Костяк поменьше, это примерно 30 человек. Мне трудно с чем-то сравнивать "Уралистику" - возможно, это что-то типа Executive (интернет-сообщество менеджеров - прим. "Ирĕклĕ Сăмах"), только для финно-угорских активистов. И то очень определенного склада. 20-летние там почти не представлены, в основном наша аудитория - это люди около 30 или 30+. Есть те, кто сидит на сайте, пишет в блоги, общается. Есть еще армия тех, кто читает "Уралистику", но никак себя не проявляет.
Публицистические финно-угорские сайты были и до нас. Был Finugor.ru, на котором я, по большому счету, вырос. Был MariUver. "Уралистика" зашла на это поле и стала играть на нем по-другому. Наверное, в силу своих социальных возможностей она стала местом, где смогло образоваться финно-угорское комьюнити. Именно комьюнити, а не совокупность анонимных комментов к посту, блогу, новости. Появились люди со своей историей, сейчас я могу ожидать, что эти люди напишут, как они отреагируют на тот или иной инфоповод.
"Уралистика" остается довольно богемной социальной сетью, хотя я пытаюсь расширять ее влияние. И все же она выполняет важную работу, меняя финно-угорский дискурс. Я вижу, как люди, пообщавшись на "Уралистике", меняются во взглядах, в способе говорения и размышления о некоторых вещах. Таким образом, мы влияем на все остальное мыслительное пространство российских финно-угров.
В какую сторону думаете развиваться?
В сторону тех финно-угорских народов, которые сейчас нуждаются в наибольшей медиаподдержке. Так, с удмуртским интернетом дела обстоят довольно неплохо, даже есть люди, которые ведут блоги на удмуртском языке. У мокшан и эрзян ситуация хуже, поэтому мы начали делать мокшанский и эрзянский блоги. Тем самым мы частично заменяем официозную журналистику, потому что она какая-то безнадежная, создаем ей альтернативу. Взять, например, газету "Мокшень правда" - это какой-то русский язык с макаронизмами. Это скучно по темам, написано плохим языком. А у нас пишут молодые, грамотные и квалифицированные люди, не чуждающиеся языковых экспериментов.
II. ФИННО-УГРЫ КАК ЗОНТИЧНЫЙ БРЕНД
На чем, по-твоему, строится финно-угорское единство? Понятно, что у этих народов родственные языки и культуры, но насколько правильно экстраполировать такое родство в политическую плоскость? Ведь в определенной степени подобные общности иррациональны, это продукт мифа. Финно-угорские языки в основном не взаимопонимаемы. Не считаешь ли ты, что сотрудничество по региональному признаку - например, между марийцами и чувашами - более актуально, чем сотрудничество условных удмуртов с условными вепсами?
Этнические общности (а, возможно, и любые общности) действительно строятся на представлении о себе, на воображаемом элементе, на мифе. В некотором иррациональном начале, если ты это так называешь, я не вижу ничего плохого. В случае финно-угров я как раз очень сильный сторонник финно-угорского единства. Почему?
Я бы назвал это единство зонтичным брендом (umbrella brand), который культурно и презентационно усиливает все входящие в финно-угорскую семью народы. В основном это, конечно, касается российских финно-угров, потому что у финнов, эстонцев, венгров нет проблем с культурной идентичностью. Финно-угорское единство - как минимум, удобная площадка для координации и совместных действий. Мне кажется, что я этими возможностями пользуюсь.
Существуют "финно-угро-скептики", но мне кажется, что это в основном люди, которые мало что делают вне интернета, а потому не видят, какие возможности предоставляет эта идея. Ведь что отрицать: финно-угорская культура имеет очень короткую письменную историю, многое утрачено и разрушено. Очень слаб арсенал культурных артефактов, если сравнивать с нашими соседями - русскими или татарами. Нахождение в едином финно-угорском блоке усиливает нас и по этой части. Я регулярно пользуюсь общим культурным арсеналом, отсылаю людей к реалиям других финно-угорских народов. Это не значит, что я в жизни практикую, скажем, обращение к марийской культуре. Но если можно говорить о едином пространстве финно-угорской культуры, то мы в течение 20 лет пытаемся строить такое пространство.
Что касается различий в языке и культуре - да, они есть, но понимание того, что это все-таки родственные языки и культуры, служит маяком для многих исследовательских инициатив. У меня, например, есть мысль, что надо создавать удмуртские термины, координируя работу с коми и коми-пермяками. Ведь наши языки не так далеки друг от друга, очень много взаимопонимаемого, а ресурсы у всех ограниченные. Мы могли бы сделать классный продукт сразу на три языка.
Конечно, ощущение финно-угорского родства появилось не сразу: это был очень сложный и долгий процесс, который шел болезненно, особенно в Венгрии. Кого из российских финно-угров венгры видели в XIX веке? Это были деревенские забитые удмурты. Ханты, ведущие традиционное хозяйство. Венграм с их богатой историей, с Арпадом не хотелось ассоциироваться с такими финно-уграми. Тюрки демонстрировали более привлекательный, более "мачистский" образ жизни: это были кочевые, мощные, воинственные народы.
Чуваши как раз не очень укладываются в эту схему.
Ну, не знаю. Мне кажется, финно-угры рассматривают чувашей в том же ключе, видят в вас хищных, диких тюрков (смеется).
У меня тоже есть стереотип о "воинственных тюрках", но когда я смотрю на чувашей, то вижу забитый народ, во многом финно-угорский по своему духу.
Может быть. Нам нужно этот имидж перестроить, заменив его позитивным образом. Это нужно делать всем вместе, потому что, с одной стороны, нас очень мало и мы слабы. С другой стороны, осознание родства и близости очень бодрит, особенно если немного интересуешься этим по научной части.
Но сотрудничество по региональному принципу, насколько я понимаю, ты тоже приветствуешь?
Я думаю, такое сотрудничество - очень здравый шаг. Координация между чувашами, татарами и удмуртами - это естественно. Я считаю, нам нужно сочетать, с одной стороны, свою встроенность в финно-угорское пространство, сотрудничая с теми же вепсами, которые живут, казалось бы, на другой планете, или с хантами. А с другой стороны, нужно мыслить и мерками той территории, на которой мы обитаем.
На мой взгляд, в будущем финно-угорское движение должно стать многопрофильным, оно должно кооперироваться с местными экологическими инициативами, с общегражданскими. В идеале финно-угорское движение должно заниматься и такими проблемами, как поддержка строительства детских садов, модернизация школьного обучения и так далее.
III. СОЗДАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ
Существует мнение, что финно-угорские народы России обладают довольно значительной поддержкой из-за рубежа. В конце концов, есть финно-угорские государства Венгрия, Финляндия, Эстония. Насколько эта поддержка действенна, в чем именно она выражается?
Поддержка действительно есть. Она очень разная по характеру в зависимости от страны, которая ее оказывает. Венгрия и Финляндия поддерживают нас в основном по культурно-образовательной части. А вот Эстония довершает политику "коренизации", которую прервали в 30-е годы.
То есть Эстония углубляется в политическую сферу?
Не знаю, политическая это сфера или нет. Но Эстония готовит кадровый резерв, она задумывается о том, что у финно-угорских народов России не воспроизводятся специалисты в ряде отраслей. И Эстония дает таким специалистам возможность обучаться.
Это, опять же, скорее культурно-образовательная часть.
Понимаешь ли, в Венгрию ты поехал учиться, выучил венгерский язык, перевел две книжки с венгерского на удмуртский - и вернулся домой. То есть Венгрия с нами дружит и обучает наших людей венгерскому языку. И Финляндия с нами дружит и дает деньги на культурные проекты. А Эстония хочет, чтобы у нас, черт возьми, наконец появилась национальная элита и чтобы она была разнопрофильной. Эстония доделывает то, что не сделали 80 лет назад, когда, например, у удмуртов были немногочисленные инженеры на предприятиях, были технические специалисты, главы предприятий... почти всех их потом репрессировали в 1937-м.
Как у нас. Достаточно вспомнить историю чувашского кинематографа, который развивался в 1930-х, а потом полностью был уничтожен.
У марийцев та же история с кинематографом. Но мне больше всего обидно за техническую сферу, потому что если бы она была, воспроизводство специалистов было бы более разноплановым.
В отношении нашего общения с Европой показательны Конгрессы финно-угорских народов. Со стороны финнов и венгров в них участвуют в основном те, кто занимается финно-уграми профессионально: филологи, лингвисты, историки. Эти люди действительно радеют за нас, но когда они представляют на конгрессе свои народы, это немножко смешно. Потому что на самом деле они представляют венгерскую и финскую филологию.
А вот от Эстонии на Конгрессы ездит более представительный состав. Там тоже бывает образовательная и научная элита, но она более разнообразна по специальностям. Я бы сказал, что именно в эстонском обществе финно-угорская повестка наиболее востребована по сравнению с другими европейскими странами. Примечательно, что на последнем конгрессе в Венгрии были представители всех парламентских фракций Эстонии, даже тех, для которых национальная тема не является краеугольным камнем. От Финляндии был президент. От Венгрии как принимающей стороны - президент и ряд министров, но, думаю, это по большому счету было выражением политеса: мы поддерживаем вас, готовы сотрудничать, но не больше.
В эстонской газете высока вероятность встретить статью о российских финно-уграх. И даже стиль и характер повествования там совершенно свойский. В финской газете пришлось бы оговариваться, вводить контексты. А в эстонской можно освещать сюжеты практически в том виде, в каком они освещаются в российской финно-угорской прессе. Скажем, эстонцы знают о марийских жрецах, да и в других наших темах они хорошо осведомлены.
Сейчас появились яркие люди в молодежном финно-угорском движении Финляндии. Они мне очень нравятся: они классные, знают много языков, в том числе языки российских финно-угров. С ними можно говорить, например, только по-удмуртски. У них горят глаза. Очень важно, что они дают нам внешний, свежий взгляд на проблемы российских финно-угров. Но я боюсь, что к 30 годам они перестанут заниматься активизмом, если не переведут его в разряд регулярной общественно-политической деятельности.
IV. РЕГИОНАЛИЗМ VS. НАЦИОНАЛИЗМ
Перейдем к острополитическим вопросам. Деятельность многих финно-угорских движений сильно ограничивает то, что титульное население составляет менее половины населения в соответствующих национальных республиках. Скажем, карелов в Карелии менее 10 процентов. В той же Карелии есть публицист Вадим Штепа, который продвигает идею регионализма: мы отдаем должное национальным компонентам, но продвигаем прежде всего региональную идентичность. Это альтернативная модель государственного образования. На мой взгляд, в отношении Карелии такой подход заслуживает внимания. Однако на "Уралистике" я встречал обвинения в том, что антинационалист Штепа осуществляет "рейдерский" захват финно-угорской идентичности, строит под финно-угорским флагом какую-то другую идентичность.
Мне кажется, нынешний статус Карелии желателен и для самих карел. Сохранить национальную республику важно, даже если там будет 5 процентов карельского населения. В конце концов, не по воле карельского народа их там осталось меньше 10 процентов. Республика - это выражение карельской государственности, которая должна работать на защиту карелов и вепсов, не дискриминируя остальные народы, тем более что в текущей ситуации такой сценарий невозможен.
Конечно, там не хватает признания карельского языка государственным и его более широкого использования в общественной жизни. Недавно в республике был конфликт: Министерство юстиции разрешило печатать бланки на карельском языке, а местное отделение ЛДПР выступило против. Возможностей судопроизводства, делопроизводства на карельском языке, если есть желающие вести таковое, должно быть больше, несмотря на малочисленность титульного населения. Та же Чувашия, по-твоему, национальный или "региональный" регион? У вас же нет закона, который отдавал бы преференцию чувашам перед нечувашами.
Я бы сказал, что Чувашия - регион национальный по этническому составу и антинациональный по проводимой политике.
Да бог его знает. Я думаю, применительно к Карелии обязать всех изучать карельский в текущей ситуации довольно сложно. Но, как мне кажется, сам статус национального региона, республики имеет значение, даже если он сейчас недоиспользуется и фактически нивелируется в реальной политической жизни.
Беседовал Сандр Савгильда


Российские СМИ сами намалевали исламистского черта


Российские СМИ сами намалевали исламистского черта



Переехавшая на постоянно жительство в Египет казанская журналистка Лилия Ахмадеева в своей статье для газеты «БИЗНЕС Online» рассказывает, как ей, проживающей в Каире, все это время внушали ужас не кадры уличных сражений так называемой «демократической оппозиции» с полицией, а работа российских СМИ. В новостных лентах она обнаружила не только сильно искаженную трактовку происходящего, но и часто крайне пристрастную оценку, наводящую на мысли об ангажированности…
333.jpg
Добровольцы в Каире убирают улицы рядом с Тахрир-сквером

РОССИЙСКИЕ СМИ «ГРЕЗИЛИ» О МНОГОТЫСЯЧНЫХ ДЕМОНСТРАЦИЯХ ПРОТИВ ПРЕЗИДЕНТА
Казалось бы, спустя несколько дней после годовщины революции ситуация прояснилась, и стало очевидно, что никого «восстания против исламистов» нет. По крайней мере, очевидно для меня, как для жителя страны, который смотрит местные новости, выходит на улицу, общается с определенным кругом египтян с высшим образованием и средними доходами, у которых, в свою очередь, есть свой более широкий круг общения и т.д. Однако российские СМИ все эти дни продолжали «грезить» о многотысячных демонстрациях против президента и Конституции и ответных репрессиях режима с фанатизмом, достойным египетских футбольных болельщиков, натягивая факты на эту сомнительную конструкцию. Эта подача новостей сильно расходилась с ощущением реальности - моим и моего окружения, о чем подробно, не претендуя, впрочем, на полную объективность, я собираюсь поведать.
Некоторые соображения насчет причины такого расхождения. Она, как мне кажется, историческая. Ну очень, очень не хотелось власти исламистов никому, а тем более россиянам, привыкшим к египетским курортам. Все, наверное, помнят журналистские фантазии на тему «а что, если «Братья» запретят алкоголь, общие пляжи, установят шариат», прошедшие многосерийным фильмом ужасов по страницам многих изданий сразу после парламентских выборов. Далее курортные страшилки сменились витком экспертной аналитики с посылом «египтяне не знают, что делают; не понимают, кого выбирают; исламисты закрутят гайки, в стране установится религиозный тоталитаризм». Далее, после победы Мурси пристальное внимание к его деятельности вынесло в топы новостей и то, как он установил в прессе цензуру (позже вернемся к этому), как увольнял конкурентов, апогеем же стало то, как он наделил себя сверхполномочиями (впрочем, от чего быстро отрекся), и то, как в ответ на это митинговала оппозиция.
Таким образом, ко времени последних событий в Египте в российских медиа установился традиционный негативный оценочный тон, сложилась прочная трактовка происходящего, основная фабула которой сводится к тому, что Мурси и «Братья-мусульмане» установили диктатуру, из-за которой в Египте началась гражданская война. Все это изнутри, конечно, видится абсолютно иначе. На мой взгляд (буду говорить «мой» и впредь, подразумевая коллективный взгляд моей семьи и друзей в Египте), в стране вовсе не диктатура, а, наоборот, недостаток власти, насчет гражданской войны… она как йети – вроде бы все говорят, что есть, но никто ее не видел. 
444.jpg
 
«ПРЕДЧУВСТВИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ», ВЫДАННОЕ ЗА РЕАЛЬНОСТЬ
Как раз в начале декабря - в период протестов против решений Мурси о наделении его полномочий - я была не в Египте, а в Таиланде. Вернувшись через неделю после «бури» в Каир, я первым делом поинтересовалась, что нового в стране. «Да все по-прежнему!» - ответили египтяне. Соскучившись по столице, в тот же вечер я поехала в центр, на набережную Нила. Отели-небоскребы все также сверкали огнями, народ также толпился в открытых кафе, а прогулочные катера с китайскими туристами по-прежнему рассекали по реке. В кино в тот вечер, помню, был аншлаг – вроде бы я смотрела фильм про Борна.
Добравшись до дома, проверила накопившуюся почту и сообщения в соцсетях. «Как ты там? Мы волнуемся! Говорят, у вас гражданская война началась!» М-м-м. «Слушай, а перебоев с водой и электричеством нет?» Так. Следующее письмо вносит какое-то понимание. «Что думаешь о происходящем? Обидно, да, что все опять в Египте стало по-старому, несмотря на революцию? Как там египтяне реагируют на действия Мурси? Наверное, всеобщее разочарование?»
Пришлось срочно прочитать новости недельной давности. Просмотрела российские ленты, попросила перевести местные источники, поговорила с самими египтянами, которые и не подозревали, что находятся под гнетом диктатуры исламистов и в ситуации гражданской войны. Пришло четкое понимание того, что, даже делая скидку на журналистский азарт и известную долю преувеличения – куда уж без этого, общая черта всего информационного потока о Египте в российских СМИ - это перевес трактовки событий над фактами. По моему скромному убеждению, зритель/читатель в России сильно дезориентирован относительно происходящего в стране пирамид.
Именно благодаря устоявшейся трактовке в оценке политических событий, общей для практически всех российских СМИ, фанатские драки минувших двух недель превратились в протесты демократических сил Египта. Создается такое ощущение, что аудитория ждет, чтобы египтяне «исправились» и скинули исламистов, и журналисты всячески стремятся эти ожидания удовлетворить. Эдакое «предчувствие гражданской войны», выданное за реальность. Никого не смущает, что сами египтяне в подавляющей массе не хотят никаких революций и переворотов, вполне довольны или как минимум относятся терпимо к «Братьям-мусульманам» и действующему президенту. Да, решения последнего вызывают критику у вдумчивой части общества, едкие слова раздаются и в адрес оппозиции. Но идти на улицы, чтобы менять шило на мыло, средний класс не готов. Мне рассказали местную политическую шутку: «Выбор между исламистами и либералами – все равно что выбор между уколом в ногу или уколом в задницу». 
777.jpg
 
ВОССТАНИЕ ПРОИЗОШЛО РАЗВЕ ЧТО В СОЗНАНИИ ЖУРНАЛИСТОВ
Рассмотрим на конкретном примере, что означает власть трактовки над фактами. Пишет "Лента.ru":
"Вторая годовщина начала египетского восстания мало чем отличалась от самой революции. 25 января на площадь Тахрир в Каире пришли сотни тысяч людей, главным требованием которых была отставка президента".
Два года назад на демонстрации вышло все разношерстное египетское общество. Работяги с окраин, интеллигенция в костюмах, так называемая фейсбуковская молодежь, фанаты, христианские священники и гражданки, завернутые в паранджу. Количество людей на улицах одновременно достигало миллиона человек, и этот миллион продемонстрировал свою волю. Две недели назад, за сутки до годовщины, на Тахрире разбили лагерь примерно из 20 палаток три лидера оппозиции – Хамдин Саббахи, Амр Муса и Мухаммед эль-Барадеи. Таким образом, я полагаю, оппозиция заняла верную позицию, простите за каламбур. Потому что для всех каирцев было очевидно, что на саму годовщину выйдут «погулять», пожалуй, несколько тысяч горожан. Традиция такая сложилась. В прошлом году по крайней мере на Тахрир и близлежащие улицы подались семьи с детьми примерно с такими же целями, как в России ходят на городские общественные праздники или на парад.
Так случилось и в этот раз: Тахрир наполнился праздношатающимися в основном студентами и тинейджерами, в середине площади – благоразумно размещенные заранее лозунги и палатки оппозиции. Конечно, пришли совсем не сотни тысяч человек, как написала «Лента». Была на Тахрире не раз и точно представляю себе размер этой площади. Допускаю, что пришли несколько тысяч, которые, попав в кадр, автоматически превратились в оппозиционные массы. Да даже будучи они таковыми, число в 18-миллионной каирской агломерации ничтожное!
На следующее утро, в субботу, посмотрев прямой эфир, египтяне увидали пустую площадь, все те же 20 палаток и сотню-другую человек. Стало даже обидно за такую непопулярность лидеров оппозиции: по-моему, они люди весьма достойные, один даже Нобелевский лауреат мира, и имей я избирательные права, точно пошла бы за него голосовать. Ну что ж теперь, выдавать желаемое за действительное? Может быть, для этого нужно жить в Каире и лично знать тех, кто пошел «потусоваться» в день годовщины на Тахрир, чтоб сказать уверенно: не было и в помине сотен тысяч протестующих против «диктатуры исламистов».
МИФ О ЦЕНЗУРЕ В ЕГИПЕТСКИХ СМИ
Говорят, люди выходят на улицы, когда хотят, чтобы их голос был услышан в обществе, где отсутствует гласность.  Могу констатировать, что с гласностью в Египте все в порядке. Не меньше половины новостных и аналитических передач полны отрицательной риторики по отношению к Мурси и «Братьям». Любой шаг или решение президента подвергаются яростной атаке эмоциональных телеведущих в чрезвычайно экспрессивной манере. Бывает, доходит и до прямых оскорблений, как в случае с телеканалом «Фараин», владелец и «фронтмен» которого Тауфик Окаша превратился в российских СМИ в борца за свободу слова. Зарвавшегося бизнесмена оштрафовали за угрозы и оскорбления и прикрыли вещание на три месяца, после чего канал продолжил свою работу. Зато в масс-медиа родился еще один «египетский миф» - о цензуре, развернутой исламистами.
666.jpg
 
МОЛОДЕЖЬ ПРОТЕСТУЕТ НЕ ПРОТИВ ПРЕЗИДЕНТА, А ПРОТИВ ЛИЧНОЙ НЕУСТРОЕННОСТИ
Большая часть СМИ свалила все события и их участников - интеллигентную оппозицию на Тахрире с их палатками, праздношатающихся горожан, фанатов с кровной местью, уличных гопников, ненавидящих полицию -  в одну кучу,  называя все это «восстанием либеральных сил против исламистов». Одними из немногих «опомнились» и начали обращать внимание на фактыРИА «Новости»:
"Оппозиция, представленная в основном фронтом национального спасения (ФНС) Египта, открещивается от радикальных молодежных бунтарей, участвующих в кровавых столкновениях, но тем не менее не собирается отказываться от получения ощутимой политической выгоды из царящего в стране хаоса".
В этом сообщении спецкор РИА «Новости» порадовал - присмотрелся внимательнее к «протестующим»:
"В Каире сотни «разношерстных» молодых людей, от радикальных анархистов до подростков с окраин в рваной одежде, вели позиционную войну с полицией. <…> Гордо именующие себя «революционерами» бунтари закидывали полицейских камнями, те отвечали гранатами со слезоточивым газом. И если анархисты, кажется, понимали, зачем они кидают камни и вдыхают газ, то остальные делали это просто за компанию".
Вообще, ключевые слова тут, так скромно упомянутые в конце, – «за компанию». Я понимаю, спецкорам надо как-то определить то, что происходит, обозначить социальные группы, их требования, аргументы. Сказать прямо о том, что это городская голытьба, воспользовавшаяся всеобщим замешательством и тем, что полиция боится стрелять на поражение, вышла мстить за полученные когда-то от той же полицией синяки, как-то несолидно и аполитично. Не этого ждут читатели.
Я скажу даже больше про «анархистов» и тех, кто «за компанию». Уверена на 100 процентов, что у них нет никаких политических убеждений за/против президента, исламистов и кого-бы то ни было. Был фильм «Невинность мусульман» - они пошли громить американское посольство. Этот тип уличной отмороженной молодежи, который всегда за любой «кипиш», хорошо знаком жителям Каира. Эти злые и оголтелые, безработные и неженатые протестуют не против президентов и конституций, а против личной неустроенности в жизни.
ПАРАД ПРИСТРАСТИЙ, ИЛИ КАК ИЗ ГОПНИКА СДЕЛАТЬ ГЕРОЯ РЕВОЛЮЦИИ
1 февраля, в пятницу, в сильно оскудевшем составе – уже не сотни, а только десятки – каирские радикалы, анархисты, фанаты (от перемены мест клише суть не меняется) пошли штурмовать президентский дворец. Смотрим, что сказано об этом на сайте  телеканала «Дождь». Подзаголовок:
"Манифестанты подожгли президентский дворец, после чего были жестоко разогнаны полицией".
Простите, но никак не могу удержаться от иронии. Всего-то подожгли? А их разогнали? Ай-яй. В большинстве демократических стран поджог президентского дворца наверняка бы обошелся выговором и вежливой просьбой показать документы для проверки личности. Фантазия тут же увлекает в сферу предположений «а что, если кто-нибудь подожжет дворец, к примеру, Путина…» Но крамольная мысль тут же замирает от страха за судьбу таких манифестантов. Читаем дальше:
"На территорию резиденции полетели бутылки с зажигательной смесью. Охранников атаковали камнями. Рядом с дворцом загорелись несколько деревьев. Полиция, которая на некоторое время потеряла контроль над ситуацией, начала жестко оттеснять демонстрантов. Против них применили слезоточивый газ и водометы".
Саид Али, житель Каира: "Вчера на президентский дворец напали самые обычные хулиганы. Эта ночная атака заставила нас вспомнить о времени Хосни Мубарака. То, что сейчас происходит, это неправильно. И заплатят за это обычные люди".
Пока все изложено логично. Хулиганы напали на президентский дворец, швыряли камни в охранников, начался пожар. Не стану спекулировать на тему того, что бы произошло в такой ситуации в России. Хотя нет, скажу прямо то, что все итак подумали: постреляли бы таких сумасшедших. Но тут в Египте, где полиция и так боится сделать лишнее телодвижение, чтобы не спровоцировать новых беспорядков, она «жестоко» защитилась от нападения слезоточивым газом и водой. Местный житель Саид Али прокомментировал корреспонденту то, что я не раз слышала от других египтян: это просто хулиганы, а их так называемые акции – полнейший криминальный беспредел. Читаем дальше, что пишет корреспондент. А пишет он неожиданное:
"О годах правления свергнутого Хосни Мубарака египтянам напоминает то, как сейчас ведут себя полиция и военные в отношении демонстрантов. Кадры, которые вы увидите, сейчас, пожалуй, одни из самых обсуждаемых в стране. Все происходит в Каире сегодня ночью, в окрестностях атакованного президентского дворца. Мы видим, как полицейские волочат по земле обнаженного мужчину и потом буквально закидывают его в автобус".
В первом предложении видим явное передергивание слов египтянина о «временах Мубарака», который очевидно не одобряет «демонстрантов» и прямо называет их хулиганами и где нет ни слова осуждения полиции, ну да ладно. Важнее другое. Несмотря на все факты - явный уголовный характер действий хулиганов, осуждение их со всего египетского общества, даже самой оппозиции, несмотря на неодобрение местных жителей, которые боятся «демонстрантов» гораздо больше, чем армию или полицию, риторика корреспондента крайне необъективна. И это, увы, пример весьма и весьма показательный в плане работы почти всех российских медиа.
Фанатизм, с которым российские СМИ пытаются приравнять происходящее к событиям двухлетней давности, приписать агрессивным хулиганам статус мучеников (закинули в автобус!), истолковать действия полицейских, которые вынуждены буквально защищать свою жизнь, как репрессии режима, выглядит просто абсурдно! Любопытно, чем объясняется эта пристрастная риторика и полное отсутствие, на мой взгляд, объективности. Неужели только антипатией к исламистам? А может быть, жаркой симпатией к тому, в чем усматриваются активные действия общества против заскорузлой власти, реализующей тайные надежды на повторение чего-то подобного в России?
Автор: Лилия Ахмадеева
Источникbusiness-gazeta.ru