ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

воскресенье, 17 февраля 2013 г.

Гостья из будущего - Прекрасное Далеко

Люди Ислама намного свободнее

Люди Ислама намного свободнее


Европа поднялась и возвысилась до своего «киплинговского» могущества в значительной мере через противостояние исламу. Во времена Иисуса Христа, да благословит его Всевышний, Римская Империя была монополярной силой, однако вскоре сошла со сцены. Последовала эпоха европейской маргинализации. Крестовые походы были первым шагом к возобновлению концепции Рима. Так началась реорганизация имперско-политического пространства большой Европы. Ислам после появления в этом мире держал «контрольный пакет» тысячу лет. К XVIII веку положение стало меняться. До этого Ближний Восток и Запад шли ноздря в ноздрю. Точнее, Восток оставался на одном уровне, а Запад развивался. И развился за счет того, что смог себе позволить антигуманные методы мобилизации человеческих масс – переход к капитализму и к потогонной системе, выселение крестьян с земель, введение станочной системы, лишившей работы огромное количество ручных ремесленников, против которой боролись луддиты. Иными словами, весь комплекс мероприятий по превращению цивилизации Запада в огромную механическую мастерскую по производству товаров, тесно увязанную со спекулятивными кредитами. Ислам же категорически это запрещает. Западный либерализм (так называемые права и так называемые свободы) компенсируется унифицированностью человеческого материала. Очень легко мобилизовывать западных людей, потому что в целом они думают примерно одинаково. Сегодня это очень хорошо заметно. Обилие информации. Люди имеют образовательный ресурс, с помощью которого могут двигаться в рамках матрицы. Но они отформатированы этой матрицей. Существуют общие базовые ценности, встроенные в западного человека. Прежде всего, это вера в то, что власть возведена на свою вершину голосованием и, стало быть, зависит от него – обычного человека с улицы. Второе базовое убеждение, что власть не может быть плохой по определению – она может ошибаться, но хочет всегда хорошего. И в-третьих, западный человек верит, что общество, возглавляемое этой властью, – это оптимум, альтернатива которому – варварство. Несомненно, люди ислама намного свободнее, потому что их точка опоры находится внутри. Эта реперная точка трансцендентна той конкретике, которая формулируется инструментами масс-медиа, пропаганды и светской школы. Более того, исламский мир – это всегда противостояние политической улицы своим собственным властям. Какими бы жесткими не были амиры и султаны, шаг в сторону, вниз, на улицу, и ты попадаешь к свободным людям, которые знать не хотят этих амиров и султанов. Кому-то это может показаться странным, но политическое руководство мусульманских стран всегда боролось с самим исламом собственно. Причем не только в XX веке, когда исламский мир после краха османской империи попал под крышу Запада, но и в то время, когда он был в своем праве легитимной суперцивилизации. Ведь исламская традиция передается не через тоталитарную промывку мозгов сверху. Наоборот, она передается снизу – через семью, через учителей, джамааты, через структуру улицы и мечети. Вот почему султаны всегда стремились ставить в мечети своих имамов – чтобы изменить контент проповеди. Распространено широко мнение, что в современном исламе нет той свободы, как у западного человека, который имеет выбор – верить или не верить, это его личное дело. Но раз личное дело, то человек становится рабом. Он может верить во что угодно, и именно это обстоятельство позволяет им манипулировать. Как в том высказывании – не желаешь заниматься политикой, значит, политика займется тобой. Не поддается манипуляции лишь тот, у кого есть четкая внутренняя точка опоры и жесткая дисциплина, позволяющая различать черное и белое. Если это размыто, то человек становится игрушкой в руках сил гораздо более мощных, чем его индивидуальные способности к суждению. Он не сможет противопоставить свой личный интеллект машине по промывке мозгов, которой оснащены все западные режимы. Ведь и базовые ценности отформатировались в воске этих людей вовсе не сами собою. Мы в России просто не понимаем того блага, которое имеем в духовном плане. Во-первых, здесь определенный идеологический вакуум. А во-вторых, последние десятилетия советской власти были сопряжены с масштабным дистанцированием от медийного гипноза, который перестал быть эффективным. Возникли колоссальные зазоры. И мы-то автоматически считаем, что и повсюду так же. Ан нет. Гейдар Джемаль

"Крылатые качели" (из к/ф "Приключения Электроника")

АЛЕКСЕЙ НАВАЛЬНЫЙ ОБЪЯСНИЛ, ЧТО КС ИМЕЕТ В ВИДУ ПОД «МИРНОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ»


АЛЕКСЕЙ НАВАЛЬНЫЙ ОБЪЯСНИЛ, ЧТО КС ИМЕЕТ В ВИДУ ПОД «МИРНОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ»



«Это самый важный документ за всю короткую историю Координационного совета оппозиции» - так его участники прокомментировали призыв к мирной антикриминальной революции.
Сергей Удальцов, который должен был вести заседание, но находится под домашним арестом, расшифровал это понятие: это полная смена нелегитимной власти в результате массового мирного протеста граждан. Самому Удальцову правда нельзя выходить в интернет, и за него это делают коллеги по «Левому фронту». Кроме того, принято решение отметить годовщину событий на Болотной в начале мая – правда, каким способом – непонятно. Лев Пархоменко следил за ходом заседания.
Пархоменко: Только что закончилось заседание Координационного совета. Принята резолюция с обращением к американским властям о включении в список Магнитского Александра Бастрыкина, Ольги Егоровой, Рамзана Кадырова и Владимира Чурова. Что было важно на этом заседании, предлагаю спросить у одного из участников, Алексея Навального. Алексей, как считаете, что было важного сегодня?
Навальный: Магнитский, конечно, был очень важен. Вы не совсем верно сказали, не было обращения к американским властям. Это было просто заявление Координационного совета, в котором он определенных людей признал преступниками, ответственными за фальсификации, пытки и так далее, и заявил, что мы предпримем определенные меры для того, чтобы эти люди были включены в список Магнитского на территории США и Европы. Кроме того, на Координационном совете мы приняли программное заявление. Была большая дискуссия относительно формулировок, в том числе формулировки «мирная антикриминальная революция». Именно в такой формулировке мы все приняли, поэтому готовьтесь, граждане, к мирной антикриминальной революции.
Пархоменко: Зрителей очень интересует, что означает это. Могли бы кратко пояснить?
Навальный: Координационный совет под этим подразумевает то, что мы будем делать все, чтобы нынешний коррумпированный режим, который захватил и узурпировал власть, был смещен. И он будет рано или поздно смещен. Мы сделаем все возможное, чтобы это произошло мирным путем.
Лобков: Насколько мне известно, в обсуждениях был некий «план Бандарика». Николай Бандарик – известный деятель-националист пошел дальше, чем то, что указано в вашей формулировке. В чем заключался этот план, и почему его отвергли?
Пархоменко: Навальный уже отправился на день рождения Сергея Удальцова, как и многие другие члены Координационного совета. Была идея гражданского неповиновения. Вкратце – речь идет о бойкоте различных госкомпаний, структур, например, массово и одновременно закрывать счета в «Сбербанке», не пользоваться услугами РЖД, не заправляться на заправках компании «Роснефть» и так далее. Но предложение было отклонено, отправлено на рассмотрение комиссии по протестным действиям, где, может быть, оно будет доработано и вынесено вновь. Пока его посчитали несколько сырым.


В Пензе презентовали исламский культурно-просветительский центр На культурном меджлисе нашлось место для шуток и импровизаций


В Пензе презентовали исламский культурно-просветительский центр

На культурном меджлисе нашлось место для шуток и импровизаций



  Ислам Давыдов презентует новое детище пензенской уммы



Управление внутренней политики Пензенской области провело презентацию новой мусульманской структуры - исламского культурно-просветительского центра Пензенской области (ИКПЦ). Презентация центра прошла в большом зале областной библиотеки им. М.Ю.Лермонтова под эгидой регионального правительства. В мероприятии приняли участие областные чиновники и депутаты, представители татарской общественности, а также большая группа поддержки из числа активистов местных мусульманских религиозных организаций. С приветственными речами, в частности, выступили: начальник управления внутренней политики Пензенской области Александр Елатонцев, председатель новой общественной организации Ислам Давыдов, депутат Законодательного собрания Пензенской области Рустам Агишев, председатель областной татарской национально-культурной автономии Бакир Акжигитов. Слово для приветствия также было предоставлено заместителю муфтия ДУМ Пензенской области, имам-хатыбу пензенской соборной мечети Рафику Шабанову, родственникам экс- председателя совета директоров ООО ПО "Завод Пензтекстильмаш" Рафаила Усманова, который трагически погиб в автокатастрофе в июне прошлого года, а при жизни поддерживал планы местных энтузиастов о создании исламского культурно-просветительского центра. Группа Роян очаровала зал исполнением нашидов Завершилась презентация концертом популярного татарского дуэта "Раян" (Ворота рая). С первых же минут появления на сцене солистов группы, заслуженных артистов Республики Татарстан Азата Адиева и Вэли Фазлиахметова, люди прониклись их талантливым исполнением, а когда артисты исполнили нашиды без музыкального сопровождения зал был просто очарован их вокалом. В перерывах между концертными номерами публику разогревал известный в тюркском мире конферансье и безалкогольный тамада Гамиль Нур. Он устраивал викторины, на ходу импровизировал, и буквально летал по залу( наподобие Карслона), чтобы вручить приз зрителю, который правильно ответил на его вопрос. В числе таких знатоков оказался и депутат регионального парламента Рустам Агишев, признавшийся корреспонденту IslamNews в том, что накануне презентации проштудировал с десяток татарских энциклопедий. Да и сами солисты, поскольку кроме исполнения песен, во время своих выступлений они несут проповедническую миссию и общаются с залом на темы об исламе, Всевышнем, и пророке, мир ему, также не оставили в зале равнодушных людей.  Справка Исламский культурно-просветительский центр Пензенской области создан в 2012 году. Деятельность организации направлена на сохранение и приумножение духовно-нравственного потенциала российского общества, развитие добрососедских отношений между представителями различных конфессий и культур. Учредители ИКПЦ единогласно избрали председателем общественной организации - имама села Бестянка Кузнецкого района Ислама Давыдова. Деятельность ИКПЦ будет развиваться в нескольких направлениях: курсы по изучению ислама, Корана и основ исламской культуры; лекции и семинары о роли ислама в жизни современного общества; благотворительная деятельность включающая попечительство за детьми-сиротами и людьми имеющими ограниченные возможности; сохранение семьи и материнства, экологии родного края; пропаганда здорового образа жизни среди молодежи, в том числе организация спортивных мероприятий, акций протеста против экстремизма и ксенофобии. Кроме того организация планирует заняться организацией культуроведческих и религеоведческих экскурсий, анализом освещения событий о жизни мусульман в масс-медиа; оказывать помощь в организации культурных и религиозных мероприятий( в том числе хаджа и умры), в консультировании по вопросам исламской культуры и шариата.

Гадис Гаджиев, судья Конституционного суда РФ Несогласный

Гадис Гаджиев, судья Конституционного суда РФ
Несогласный   http://kommersant.ru/doc/2110349

Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ
Со своим уставом

В судьях Конституционного суда РФ, как выяснилось, согласья нет. В 2012 году 10 из 19 главных защитников Конституции выступили с особым мнением по рассмотренным делам (то есть были не согласны в той или иной мере с вынесенным решением). Абсолютным лидером по этому показателю стал Гадис Гаджиев. Его позиция отличалась от общей семь раз. Всего у Гаджиева за 20 лет на посту судьи Конституционного суда набралось 44 особых мнения. "Особое мнение судьи — это не жалоба проигравшего, а аргумент возможного победителя в сложном диспуте о развитии права, и оно не ослабляет, а, напротив, усиливает авторитет суда, устраняя лицемерие",— считает Гаджиев.
Кстати, последнее из его возражений было обнародовано на прошлой неделе. Гаджиев на пару с коллегой выступили против постановления по "делу Гудкова". Напомним, что Конституционный суд признал конституционными нормы, послужившие основанием для лишения справоросса Геннадия Гудкова депутатского мандата.
Интересно, что 2012-й стал рекордным по количеству особых мнений: 30 раз кто-либо из судей Конституционного суда публично заявлял о своем несогласии с принятыми решениями (в 2011-м их было 15, в 2010-м — 10). Так, может, в России появилось место для дискуссии?
Мария Портнягина

Прелестные сады радости


Прелестные сады радости

16.02.13   17    0   Автор/Источник: .org   Опубликовал(а) - АбдульКарим
Прелестные сады радости
1 — От ибн Умара (р.а.) предается: «Как-то я пришел к Пророку (с.а.с.), нас было десятеро, один мужчина из ансаров встал со словами: «О, Пророк Аллаха! Кто из людей наиболее проницательный и самый благоразумный?». Он (с.а.с.) ответил:«Тот, кто больше всего поминает смерть, больше всего готовится к ней — они и есть самые проницательные, которые уходят из ближней жизни — с почетом, а в жизнь следующую — с благородством» (Книга «Таргъиб ва тархиб», с хорошим иснадом, так же передал ибн Маджа с достоверным иснадом).


2 — От Абу Хурайра передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «О, Абу Хурайра! Будь набожным, и ты станешь самым поклоняющимся из людей! Будь неприхотливым, станешь самым благодарным из людей! И желай людям того, чего желаешь себе — ты станешь верующим! Относись наилучшим образом к соседу — станешь мусульманином! И меньше смейся, ведь поистине множество смеха умертвляет сердце!» (передал ибн Маджа с достоверным иснадом).


3— Передается от Анаса бин Малика, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Дуа — это суть поклонения!». В книге «Тухфа», в комментариях к сборнику имама Тирмизи, имам аль-Ахвазий пишет: «Слово «мухх» в арабском языке — это костный мозг, головной мозг, а также основополагающая часть чего-либо, а потому смысл дуа — это ядро (или сердцевина) поклонения, основополагающая его часть. Потому как обращение молящегося к Аллаху происходит в тот момент, когда он обрывает все свои надежды на все остальное помимо Него, именно в этот момент выявляется сущность единобожия и искренности, выше чего не может быть иного поклонения!». Ибн аль-Араби сказал: «Мозг придает силы всем органам, также и дуа — суть, мозг поклонения, при помощи которого укрепляются поклоняющиеся, ведь дуа — это душа поклонения». Некоторые муфассиры сказали следующее о словах Всевышнего:


وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ إِنَّ الَّذِينَ يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِي سَيَدْخُلُونَ جَهَنَّمَ دَاخِرِينَ


«Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными»» (40:60),



превозносятся над поклонением — т.е. превозносятся над дуа.


4— Абдуллах ибн Масъуд (р.а.) сказал: «Среди людей есть те, кто постоянно приходит на джума по окончанию его времени, и поминает Аллаха только языком, с покинутым сердцем. Самая большая ошибка — ложь. Тот, кто сдерживает свой гнев, его наградит Аллах. Тот, кто прощает, тому и Аллах простит. Тот, кто проявляет терпение в беде, Аллах обернет ему лучшим. Самый худший заработок — это лихоимство (риба), и самая худшая еда — имущество сироты. Поистине достаточным для каждого из вас является то, чем он в состоянии поддержать себя, ведь каждый направляется в яму с размеров в четыре локтя и дело его в Ахирате. Главное дело — исход (последний поступок человека). Самая почетная смерть — пасть шахидом. Кто возгордится, того унизит Аллах, а кто ослушается Аллаха — подчиняется Шайтану»

Впечатление о Дне Рождения С. Удальцова


Был и я на дне рождения Сергея Удальцова на Затонной улице, под его балконом. Мёд-пиво не пил, а "С днём рождения! кричал. Но недолго. Схватили меня, свинтили гниды омоновские в 17-40, вбросили в автозак, я там оказался четвертым, всего напихали туда 10 человек. Когда в автозаке было 5 человек гниды в форме начали бить нас (Триумфальная площадь просто детсадом показалась), мне меньше всех досталось поскольку я был в конце автозака. Сколько же злобы! У фашистов видел такие же глаза в фильмах про войну. В 19-35 меня одним из последних ввели в мусорню "Нагатинский затон" (Коломенская ул., 11). Оформлять меня и ещё нескольких схваченных (задержанных) стали по статье 19.3 (до 15 суток ареста). Я уже внутренне был готов передать ключи от квартиры своему защитнику Алексею Горинову с просьбой, чтобы кто-то посмотрел за моими кошками то время пока я проторчу под арестом. Но Господь Бог с нами - Он послал мне блестящий шанс и я не упустил его. Взял почитать составленный на меня протокол и воспользовавшись расейским разгильдяйством мусоров ушёл. Ушёл из под стражи. В 23-10. Нечего мне под арестом торчать, когда кошки дома голодные. (Нигде своих подписей не оставил. А ущерб маленько их внутренней документации причинил, но это отдельный разговор. Они меня вообще долго помнить будут! Поскольку я не стеснялся ни в выражениях, ни в действиях. И правильно делал). И поехал домой.

История татарского народа и Татарстана в федеральных учебниках Аналитический материал «Об освещении вопросов истории татарского народа и Татарстана в федеральных учебниках по истории России для основной и полной средней школы»

История татарского народа и Татарстана в федеральных учебниках Аналитический материал «Об освещении вопросов истории татарского народа и Татарстана в федеральных учебниках по истории России для основной и полной средней школы» (Магариф 2001-2002, № 12, 1). Из журнала "Магариф", 2001, № 12, с. 54-56; 2002, №1, с. 63-65. 
http://www.tataroved.ru/obrazovanie/conception/analiz2/
 История татарского народа и Татарстана в федеральных учебниках В выступлении первого заместителя министра образования РФ Д.Ф. Киселева на августовской конференции руководителей системы образования городов и районов РТ (август 2000 г., Азнакаево) было отмечено, что учебники по истории России вызывают в республике справедливую критику в части освещения истории Татарстана и татарского народа. Приказом министра образования РТ от 29 июня 2001 г. был создан творческий коллектив ученых и преподавателей для разработки и внесения соответствующих предложений. В состав коллектива вошли: профессор В.И. Пискарев (ИПКРО РТ); профессор Б.Ф. Султанбеков (ИПКРО РТ); доцент Ф.Г. Ислаев (ИПКРО РТ); главный специалист ИПКРО РТ И.М. Фокеева; профессор И.А. Гилязов (КГУ); профессор О.В. Синицын (КГПУ); ведущий учитель средней школы № 146 г. Казани А.М. Прокофьев; ведущий учитель истории Деушевской средней школы Апастовского района Г.А. Халиков. Коллективом подготовлен аналитический материал «Об освещении вопросов истории татарского народа и Татарстана в федеральных учебниках по истории России для основной и полной средней школы», который будет направлен в Министерство образования РФ. Редакция. Одними из характерных черт российской цивилизации издавна являются полиэтничность, поликультурность и поликонфессиональность. Это результат сложных и длительных исторических процессов, вызванных, в том числе, многовековым расширением территории России. Известно также, что колонизация не всегда носила мирный характер, некоторые народы утратили имевшуюся у них государственность. Все это обязывает при создании учебной литературы отражать этническое, историко-культурное многообразие страны, вклад ее народов в общую материальную и духовную культуру России и вместе с тем учитывать наличие в национальном самосознании ряда болезненных моментов. В настоящее время на уровне федеральной образовательной политики сформулирован ряд целей и задач, предусматривающих усиление роли образования как социокультурного интегратора. Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечается, что система образования призвана обеспечить "историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России", "воспитание патриотов России, ... проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов". Принципиальные подходы к проблеме заложены и в докладе "Образовательная политика России на современном этапе", прозвучавшем на заседании Госсовета РФ. "Многонациональной российской школе, – говорится в нем, – предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития национальных культур народов России, повышения ценности русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности". Очевидно, что особую роль здесь призваны сыграть предметы историко-обществоведческого цикла, а в их рамках – курс "История России" с соответствующим учебно-методическим сопровождением. Учитывая изложенное выше, а также предстоящую работу по созданию нового поколения учебников, мы полагали бы целесообразным высказать свои соображения по ряду моментов, касающихся освещения истории татарского народа и Татарстана в учебной литературе федерального уровня для основной и полной средней школы. Основным предметом нашего анализа в данном контексте явились учебники по истории России, вошедшие в Федеральный перечень на 2001/2002 учебный год. Главное внимание обращалось на понятийный аппарат, содержательный и аксиологический компоненты. Предварительно заметим, что в последние годы издано большое количество учебников и учебных пособий, в которых в основном объективно, взвешенно освещаются проблемы истории России, в том числе ее народов. В ряде изданий (А.Н. Сахаров, В.И. Буганов; В.И. Буганов, П.Н. Зырянов; Н.И. Павленко, И.Л. Андреев; А.А. Данилов, Л.Г. Косулина) появились подразделы "Нерусские народы" или "Национальная политика", характеризуется этнический состав населения страны и его изменения в процессе расширения территории Российского государства. А.Н. Сахаров, В.И. Буганов подчеркивают: "Еще одной исторической особенностью России стал многонациональный состав ее населения". Они же отмечают, что некоторые народы входили в состав Российского государства "частично мирным путем, частично насильственным" (А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. История России с древнейших времен до конца XVII в. Учеб. для 10 кл. 3-е изд. М.: Просвещение, 1997, с. 11). Это положительные тенденции, имеющие непосредственное отношение к проблеме формирования адекватного исторического сознания, российской идентичности и толерантности. Вместе с тем до сих пор в учебной литературе нередко воспроизводятся прежние стереотипы, штампы, недостаточно корректно интерпретируется ряд событий и процессов. Зачастую сугубо периферийными являются сюжеты о поликультурных основах российской цивилизации. Все это имеет самое непосредственное отношение к истории татарского народа и Татарстана. Известна роль понятий в системе исторического знания. Это не только его скрепы, но и средство формирования определенных исторических образов. В учебной литературе, освещающий период с начала 30-х гг. XIII в., очень широко используются понятия "монголо-татары", "монголо-татарское нашествие", "монголо-татарское иго" (см. напр.:А.Н. Сахаров. История России с древнейших времен до конца XVI в. Учеб. для б кл. М.: Просвещение, 2001, с. 109, 124, 127–128, 129; Т.В. Черникова. История России. IX – XVI в. Учеб. для 6 кл. М.: Дрофа, 2000, с. 121, 122, 123, 124, 125, 126, 129, 135, 167, 224). В учебнике А. А. Преображенского и Б. А. Рыбакова по отечественной истории для 6–7 классов, войско Батыя характеризуется как монгольское (см.: Д.А. Преображенский, Б.А. Рыбаков. История Отечества. Учеб. для 6 – 7 кл. М.: Просвещение, 2000, с. 56), однако в последующем изложении покоряют русские города, притесняют русский народ исключительно татары (см. там же: с. 57, 58, 59, 60,61,67,70,80,81, 83). Лишь татары являются противной стороной в Куликовской битве (там же, с. 86, 87). Само иго определяется этими авторами как золотоордынское (там же, с. 96, 98). Нередко обороты "монгольское нашествие" и "татаро-монгольское нашествие", "монголы", "татаро-монголы" и "татары", "монголо-татарское иго" и "золотоордынское иго" используются как однопорядковые (см. напр.: А.Н. Сахаров. Указ. соч., с. 109, 124, 135, 142; А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. Указ. соч., с.158, 159, 167; Н.И. Павленко, И. Л. Андреев. Россия в IX – XVII вв. Учеб. для 10 кл. М.: Просвещение, 1997, с. 92, 93). Особенно часто неадекватная замена наблюдается в учебнике Т.В. Черниковой (см. напр.: с. 123, 124, с. 126, с. 167). Налицо, таким образом, терминологическая неупорядоченность. Но дело не только в этом. Могут возникнуть и некорректные ассоциации. Конечно, вопрос об этногенезе татарского народа чрезвычайно сложен и еще нуждается в дополнительном прочтении. Однако на сегодня можно с определенностью говорить о том, что современные поволжские татары обязаны своим происхождением не монголам. Татарский язык относится к языкам тюркской группы, монгольский – к языкам монгольской группы. Представляются неверными утверждения о том, что монголы – тюркское племя (А.Н. Сахаров. Указ. соч., с. 110. В учебнике А.Н. Сахарова и В.И. Буганова для 10 кл. пишется о том, что "собственно монголы были одним из монгольских племен", а "татары были другим здешним племенем", с. 154), что татары – монгольское племя (А.А. Преображенский, Б.А. Рыбаков. Указ. соч., с. 56; Т.В. Черникова. Указ. соч., с. 121; см. также: В.А. Ведюшкин. История средних веков. Учеб. для 6 кл.,. М.: Просвещение, 2000, с. 306). На наш взгляд, при изложении сюжета о Монгольской империи и ее походах следовало бы говорить о монгольских племенах, монгольском войске, монгольском (иноземном) нашествии. Что же касается татар, то они были частью подчиненных монголам племен. Распространение имени "татары" было связано с тем, что именно татар монгольские военачальники ставили в первые ряды атакующих. Кроме того, все племена, покоренные позже монголами, по повелению Чингисхана, должны были именоваться татарами. Представляется также более уместным употребление термина "золотоордынское иго", чем монголо-татарское иго. Тем более, что в Улусе Джучи (Золотой Орде) монголы составляли меньшинство населения. Активные ассимиляционные процессы привели к их отюречиванию. Заслуживает внимание понятие "вассальная зависимость Руси от Золотой Орды", использованное в учебнике А.Н. Сахарова и В.И. Буганова для 10 кл. (см.: А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. Указ. соч., с. 164). Правда, далее по тексту это понятие не применяется – речь идет о Руси под владычеством монголов (с. 167), ордынском иге на Руси (с.180,184,186). В связи с сюжетом о походах Батыя хотелось бы обратить внимание еще на ряд моментов. Известно, что перед вторжением на русские земли монгольские войска нанесли удар по Волжской Булгарии, население которой стало одним из компонентов татарского народа. Здесь они встретили долгое и героическое сопротивление. Однако ни один из авторов учебников по истории России этот факт не упоминает. Русские князья помощи булгарам не оказали, но едва ли по причине "давней вражды" между Русью и Булгарией (см.: А.Н. Сахаров. Указ. соч., с.112). Летописи свидетельствуют о том, что наряду с военными столкновениями между этими странами были и периоды мирного сотрудничества. Кроме ряда предшествовавших мирных договоров, таковой договор между булгарами и русскими был подписан в 1224, в 1228 году продлен на шесть лет мирный договор между Владимиро-суздальским княжеством и Булгарией. В учебнике Т.В. Черниковой для 6 класса вместо общепринятого написания Волжская Булгария и булгары почему-то употребляются термины "Волжская Болгария" и "болгары" (см. напр.: с. 126). Не соответствуют историческим фактам утверждения этого же автора о том, что волжские булгары ко времени монгольского нашествия являлись кочевниками. Фраза дословно звучит так: "Монголы и другие кочевники (волжские болгары, половцы), включенные в державу Батыя, не стали переселяться на Русь" (с. 135). Однако к обозначенному времени булгары давно перешли к оседлому образу жизни. К тому же, их часть после трагедии 1236 г. все-таки ушла на Русь а поисках более безопасных районов. Очень непростым является сюжет о взаимоотношениях Руси и Золотой Орды, о последствиях золотоордынского периода. Он до сих пор вызывает дискуссии, причем не только научные. Как правило, в учебниках по российской истории для основной и полной средней школы содержится исключительно негативная характеристика этого периода. Более взвешенная оценка присутствует в учебнике А.Н. Сахарова и В.И. Буганова для 10 класса по истории России для 10 класса (см.: с. 167). В отечественной историографии существовала и существует не только сугубо "негативистская" традиция в трактовке периода XIII-XV. Полагаем, что при интерпретации рассматриваемой проблемы можно было учесть соответствующие взгляды С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, Н.М. Карамзина. Реальная история многомерна. Очевидно, и ее интерпретация должна стремиться к достижению этого качества. Пока же прочтению целого ряда важных страниц истории татарского народа, других народов Среднего Поволжья не присуще объемное видение. Обратимся к освещению сюжета о Казанском взятии. Сейчас в учебниках по отечественной истории нет в прямом изложении тезиса о прогрессивном значении присоединения Казанского ханства к России. Крайне редко встречаются упоминания о действительно упорной защите Казани в октябре 1552 года. Вместе с тем эти события интерпретируются сугубо с точки зрения интересов тогдашнего Российского государства. В основном массиве учебной литературы взятие Казани в той или иной степени представляется как акт борьбы с варварами, как отмщение за тяготы прошлого. Тем самым реанимируется стереотип, сформированный официальной русской историографией XVIII-XIX веков, а еще раньше, в XVI веке, – православной церковью. Получается, что казанцы постоянно нападали, брали сотни тысяч пленных, грабили и жгли. Но как быть с куда более мощными походами на Казань Ивана III? Чем объяснить "московский протекторат"? Именно такое впечатление, что поход Ивана Грозного в 1552 году был справедливым возмездием, создается при чтении сюжета о Казанском взятии в учебнике Т.В. Черниковой для 6-7 кл. (см.: с. 236 – 237). По сути, подобных позиций придерживаются А.Д. Преображенский и Б.А. Рыбаков. В данном отношении характерна фраза: "Наследники Золотой Орды не отказались от мысли о восстановлении господства над Русью" (А.А. Преображенский, Б.А. Рыбаков. Указ. соч., с. 115). С традиционным объяснением казанского похода 1552 года, как в русских источниках XVI века, мы встречаемся в учебнике А.Н. Сахарова для 6 кл. Вместе с тем следует сказать, что данный автор отмечает мужество защитников Казани, пишет о том, что политика Русского государства в рамках рассматриваемого временного интервала начинает приобретать захватнический характер (А.Н. Сахаров. Указ. соч., с. 221, 224). "Весомый" аргумент в пользу взятия Казани выдвинут в учебнике Б.Г. Пашкова для 6-7 классов: "Татары владели огромным количеством плодородной земли, которую не использовали" (Б.Г. Пашков. История России с древнейших времен до конца XVII в. М.: Дрофа, 2000, с. 209). Более сдержанно описано взятие Казани в учебнике А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История государства и народов России. М.: Просвещение, 2001" (см.: с. 22-25). Здесь даны также более строгие оценки, чем в других изданиях, «Казанского взятия» (там же). Как представляется, главным при корректировке изложения данного сюжета заключается не том, что не одни лишь казанцы совершали "опустошительные набеги", хотя данное обстоятельство должно найти отражение. Ведь в целом в отношениях Казань – Москва именно московская политика носила наступательный, более активный характер. Суть видится в другом: между двумя государствами-соседями имело место настоящее военно-политическое соперничество (и это совершенно нормальное и обычное явление для того времени!), и в этом соперничестве Москва в итоге оказалась сильнее. Таковым был и результат многовекового соперничества Москвы с другими ослабевшими прямыми наследниками Золотой Орды –Астраханью, Сибирью и Крымом. Пострадавшая сторона конфликта, пережившая утрату своей государственности, остается за пределами содержательной части учебников. Довольно странно, что в учебнике Т.В. Черниковой для 6 класса татары вообще не упоминаются в числе народов, присоединенных к России: "В 1552 – 1557 гг. к Москве были присоединены народы Поволжья и Приуралья – удмурты, марийцы, мордва, башкиры" (с. 200). Ожесточенное сопротивление населения бывшего Казанского ханства – и об этом следовало бы сказать более определенно – имело целью восстановление государственности. В учебнике же, например, А.А. Преображенского и Б.А. Рыбакова опять звучит мотив добровольности присоединения башкир и удмуртов (см.: с. 117). Возникает вопрос: не была ли эта добровольность в условиях отсутствия централизованного государства, межгосударственного, юридически оформленного соглашения лишь нескольких предводителей, искавших, скорее всего, свою политическую выгоду? Факт утраты государственности, а также новая ситуация национально-религиозного притеснения татар не могут быть предметом умолчания. В равной степени не следует игнорировать и определенных положительных черт включения края в состав России, которые, правда, проявились лишь со временем. В учебнике А.Н. Сахарова и В.И. Буганова для 10 кл. объемно представлены положительные и отрицательные моменты, связанные с вхождением нерусских народов в состав России (см.: А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. Указ соч., с. 210). Но здесь требуется уточнение. Говоря о нерусских народах, вошедших в состав России применительно к периоду XVI века, указанные авторы пишут о том, что "под влиянием русских у них развиваются земледелие, сенокошение, ремесла, торговля" (там же). Такое утверждение не отражает реального уровня развития хозяйственной деятельности у татар, которые и ко времени Казанского ханства знали и развитые земледелие, и ремесла, и торговлю. Заметим также, что в учебнике А.Н. Сахарова для 6 кл. ничего не говорится о том, что означали победы России на Востоке для самих народов Поволжья. Удивительный тезис содержится в другом учебном издании для основной школы. После Казанского взятия, пишут А.А. Преображенский и Б.А. Рыбаков, "малые народы платили ясак (термин "ясак" не объяснен) мехами, а земледельческие – чуваши, мари, мордва – продуктами земледелия" (с. 161). Возникает естественный вопрос: куда теперь отнести татар, которые здесь вообще не упомянуты, то ли к "малым", то ли к "земледельческим" народам? Кроме странной классификации, названные авторы предлагают и вычеркнуть из истории многовековую земледельческую традицию в Среднем Поволжье. Весьма односторонне подана в ряде учебных изданий национально-религиозная политика правительства и церкви в Среднем Поволжье после 1552 г. В учебнике А.П. Богданова "История России до Петровских времен" (М., Дрофа, 1997, 10-11 кл.) говорится, что "Русская Православная Церковь мирно относилась к иноверцам и даже не думала, например, искоренять мечети, сохранившиеся не только вокруг Казани, но и в самом городе" (с. 200). В учебнике А.А. Преображенского, Б.А. Рыбакова для 6-7 классов утверждается: "Россия была страной веротерпимости. Народы, исповедовавшие ислам, буддизм и другие вероучения, не подвергались за это гонениям" (с. 247). Своего рода подтверждением этого тезиса является материал, изложенный в данном издании на с. 117, при характеристике внутренней политики царизма в XVIII веке. Применительно к указанному столетию нет сюжета о наступлении в религиозной сфере жизни народов Поволжья и жестоких гонениях на ислам и язычество в учебнике А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История государства и народов России" (с. 226). Хорошо известно, что отношения между православием и исламом на разных этапах были разными. После октября 1552 г. Казань была превращена в русский город, в котором татары не имели права жить, а их мечети были разрушены и на их месте построены православные храмы. Политика христианизации нерусских народов Среднего Поволжья проводилась последовательно и преимущественно методами принуждения до середины XVIII века. В 1773 году Синод принимает Указ о терпимости всех вероисповеданий. Этот факт также не получил отражения в учебной литературе федерального уровня для основной и полной средней школы. В учебнике Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовской для 10 класса утверждается, что первые попытки обратить иноверцев в христиан относятся к XVII в. (см. с. 93), что не соответствует действительности. Христианизация нерусских народов России началась с 1555 года, когда была создана Казанская епархия под руководством святителя Гурия. В иных же учебных изданиях политика христианизации вообще не находит никакого отражения. И еще несколько уточнений по тексту названного (см.: Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская. Россия в конце XVII – XIX вв. Учебник для 10 кл. М.: Просвещение, 1997, с. 93) и других учебников. Миссионерское учреждение называлось Контора новокрещенских (а не новокрещеных) дел; при ее участии в православие было обращено не только большинство чувашей, удмуртов, марийцев (черемис), но и мордвы. К новой вере было склонено несколько тысяч татар. И, наконец, учитывая во многом насильственный характер деятельности Конторы, едва ли корректно писать следующее: "Христианство, по сравнению с идолопоклонством и шаманизмом, представляло более совершенную религиозную систему, и поэтому миссионерская деятельность православных священников, заслуживает положительной оценки" (там же, с. 93). Вызывает полное неприятие тон в оценках политики христианизации, который звучит на с. 305-306 учебника А.А. Преображенского и Б.А. Рыбакова. Подобные трактовки создают у школьников искаженное представление о прошлом, не формируют адекватного восприятия многообразия истории разных народов и религий. Создается представление, что татар и ислама в России вообще как будто нет. Совершенно некорректен использованный этими авторами термин "мусульманская церковь" (см.: А.А. Преображенский, Б.А. Рыбаков. Указ.соч., с. 286). Явные неточности или умолчания обнаруживаются при прочтении других сюжетов отечественной истории. Так, в федеральных учебниках для основной школы нет упоминаний об участии чувашских, русских, татарских и марийских крестьян в "крестьянской войне" начала XVII века. В учебнике Т.В. Черниковой для 7 класса есть подразделы о сподвижниках С. Разина, Е. Пугачева (см.: Т.В. Черникова. История России. XVII-XVIII вв. Учеб. для 7 кл. М.: Дрофа, с. 66, 198), однако для их татарских сподвижников места не нашлось. Между тем во времена разинщины крупным организатором и руководителем повстанческих отрядов в Поволжье был Хасан Карачурин, а во времена пугачевщины – М. Мустафин, О. Енгалычев, К. Муратов, М. Гумеров и другие. Этот же автор пишет, что "войско Пугачева росло за счет отрядов поволжских народов – удмуртов, марийцев, чувашей" (там же, с. 200). Все верно, но лишь с учетом того, что активными участниками движения были татары, которое присоединились к нему в самом его начале. Ни в одном учебнике федерального уровня по отечественной истории, освещающим период петровских преобразований, в том числе создание мануфактур, нет упоминаний о Казанском Адмиралтействе, даже в том случае, когда называются все другие мануфактуры по строительству судов (см.: В.И. Буганов, П.Н. Зырянов. История России. Конец XVII-XIX вв. Учеб. для 10 кл. 3-е изд. М.: Просвещение, 1997, с. 33; Б.Г. Пашков. История России. XVIII – XIX вв. Учеб. для 8 кл. М.: Дрофа, 2000, с. 24). Между тем это Адмиралтейство включало Астраханскую, Казанскую и Нижегородскую верфи. Здесь для Балтийского и Каспийского флотов было построено около 400 судов. К заготовке, обработке, вывозке корабельного леса привлекались так называемые лашманы из числа татар, мордвы, чувашей. Их количество только в казанской губернии превышало несколько десятков тысяч человек. Особо пристального внимания заслуживает вопрос о развитии образования у татар. Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская в учебнике для 10 кл. справедливо отмечают, что в екатерининскую эпоху "наибольшего распространения просвещение достигло у татар" (с. 167). Вместе с тем из контекста может сложиться представление об отсутствии у татар собственной национальной школы: "Школы создавались и у народов Поволжья и Сибири. Они носили миссионерский характер" (там же). Однако у татар были свои школы – мектебы и медресе. В 60-е годы XIX века для детей крещеных татар и других нерусских народов открываются церковно-приходские школы и одновременно – миссионерские школы Братства св. Гурия. Несколько позднее возникают русско-татарские школы, которые открывало Министерство просвещения России. Об этом необходимо сказать и потому, что в учебнике В.И. Буганова и П.Н. Зырянова для 10 кл. можно прочитать следующее: "Во второй половине XIX в. обрели свою письменность некоторые народы Поволжья (марийцы, мордва, чуваши и др.). Важную роль в ее создании сыграли православные миссионеры. Стали выходить книги на языках народов Поволжья, открылись национальные начальные школы, появилась местная интеллигенция (выделено нами)" (В.И. Буганов, П.Н. Зырянов. Указ. соч., с. 276). По отношению к татарам последние два тезиса являются неверными. Следовало бы так внести коррективы в целом в верный тезис А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной о том, что в начале XX века "уровень образования только 20% российского населения соответствовал общеевропейским стандартам элементарной грамотности, лишь 30% детей регулярно обучались в школе" (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XX век. Учеб. пособие для 9 кл. М.: Просвещение, 1997, с. 8. Аналогичная информация есть в учебнике А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова "Россия в XX веке". 10–11 кл. М.: Просвещение, 1999, с. 81). Дело в том, что к этому времени около 80 процентов татар Казанской губернии владело грамотой на родном языке. Вернемся к проблеме умолчания. В федеральных учебниках по отечественной истории не отражена роль татарских купцов, в том числе казанских, во внешней торговле России, прежде всего восточной, в XVIII-XIX веках. Между тем со времен Екатерины II татарам было разрешено заниматься торговой и промышленной деятельностью. В 70-80-е годы XVIII столетия 75 процентов всего торгового оборота России со странами Средней Азии через Оренбург находилось в руках татарских купцов. В 70-80-е годы XVIII столетия три четверти всего торгового оборота России со странами Средней Азии через Оренбург находилось в руках татарских купцов. Полным молчанием окружено участие татар, начиная со второй половины XVI века в укреплении Российского государства, формировании его дворянского сословия, вооруженных сил. Установленным фактом является то, что служилые татары участвовали в Ливонской войне, охране границ России. В начале 80-х годов XVIII века были подписаны указы о приеме на военную службу татарских мурз и чиновных людей, о позволении татарским князьям и мурзам пользоваться всеми преимуществами российского дворянства. Многие из самых известных русских фамилий (Апраксины, Аракчеевы, Ахматовы, Бибиковы, Державины, Карамзины, Нарышкины, Тимирязевы, Тургеневы и др.) имеют татарское происхождение. Среди татарских предпринимателей, купцов так же было развито меценатство, благотворительность, а не только среди русских, как можно прочитать, например, в учебнике В.А. Шестакова, М.М. Горинова, Е.Е. Вяземского для 9 кл. "История Отечества. XX век" (М.: Просвещение, 2000, с. 7). Следует подчеркнуть, что многие авторы анализируемых учебников, даже применительно к периоду XVIII – начала XX веков, оперируют понятиями "русская культура", "русская наука", "русская интеллигенция", "русская армия", даже – "русская жизнь", (см. напр.: В.И. Буганов, П.Н. Зырянов. Указ. соч., с. 49, 51,73, 93, 135, 182, 277; А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. Указ. соч., с. 81, 84, 85, 87; В.А. Шестаков, М.М. Горинов, Е.Е. Вяземский. Указ., соч., с. 15, 56-57, 60). В последнем учебнике есть следующий пассаж: "В 1914-1920-е гг. вся толща русской жизни была глубоко перепахана, взломаны пласты векового уклада, полностью перекроены взаимоотношения людей в обществе... В этот период рушились мировоззренческие основы русской жизни – православие, ислам (выделено нами), подточенные еще в дореволюционные годы" (с. 143). Может сложиться впечатление, что другие народы России, в том числе татары, не участвовали в развитии ее экономики, науки, культуры, находились где-то за пределами российского исторического процесса. В учебнике В.П. Островского, А.И. Уткина для 11 кл. "История России. XX век" (М.: Дрофа, 1998) читаем: "Как и традиционное российское дворянство, буржуазия была многонациональной, включавшей выходцев из других стран (подчеркнуто нами). ...Активными предпринимателями были и выходцы с Кавказа" (с. 23-24). Между тем понимание того, что Россия это не только русские, существовало и в XVIII веке. В учебнике В.И. Буганова и П.Н. Зырянова для 10 кл. в параграфе "Культура, духовная жизнь и быт в XVIII веке" упоминаются повести "О российском матросе Василии", "История о Александре, российском дворянине", "История о российском купце Иоанне" (см.: с. 99). Представляется очевидным, что в Российском государстве основную роль в историческом прогрессе играл русский народ. Разумеется, об этом необходимо говорить. Но повторимся: важно также говорить о том, что и нерусские народы внесли свой неповторимый вклад в формирование облика России, в создание ее экономического и духовного потенциала. И об этом следовало бы сказать более ярко, убедительно, в "полный голос", так, чтобы формировать у подрастающего поколения чувство взаимного уважения, более широкое видение нашего общего исторического развития. Опыт такого прочтения истории России создается в современной учебной литературе федерального уровня. Продуктивный подход заложен уже в самом названии учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной – "История государства и народов России". Содержательным в данным издании представляется материал параграфа о пародах Среднего Поволжья во второй половине XVI века. Однако общие подвижки трудно считать значительными. Так, при описании событий XVII века в учебнике Б.Г. Пашкова для 6-7 кл. практически не дается представление о России как стране многонациональной, о вкладе нерусских народов в общероссийское экономическое, политическое и военное строительство. Более того, и провинция в этом издании почти не присутствует, возникая лишь иногда как фон. В целом получился учебник истории русского народа и центра России. По большому счету, как страна мононациональная и моноконфессиональная предстает Россия в учебнике Н.И. Павленко и И.Л. Андреева. В нем практически нет размышлений о многонациональном характере российского социума, значимости этого фактора, хотя учащиеся 10 класса уже способные воспринимать такую "сложную" материю. Более широкий подход к этнокультурным основам российской цивилизации, достаточно корректные оценки развития нерусских народов в составе Российского государства содержатся в учебнике А.Н. Сахарова, В.И. Буганова. Однако и в данном случае история народов России не стала пока еще, к сожалению, полновесной частью российской истории. В определенных коррективах, на наш взгляд, нуждается освещение в рассматриваемом контексте истории России в XIX столетии. Представляется, что недооценена роль Казанского университета в развитии отечественной науки. Так, в учебнике В.И. Буганова, П.Н. Зырянова для 10 кл. применительно к периоду второй половины XIX века говорится о том, что "Москва и Петербург вошли в число мировых научных центров" (с. 280). Но разве этот тезис не применим к Казани? Ведь в Казанском университете сформировались и развивались не только упоминаемые в учебной литературе математическая, химическая, но и астрономическая, геологическая, лингвистическая, физиологическая и другие школы. Работы Е.В. Адамюка (70-е гг. XIX в.) положили начало отечественной офтальмологии, а В.М. Бехтерева (80-е гг. XIX в.) – экспериментальной психологии. Одним из основателей Казанской астрономической, школы был И.М. Симонов, член-корреспондент Петербургской академии наук. Его имя не упоминается ни в контексте развития отечественной астрономии, ни в контексте кругосветной экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, открывшей Антарктиду. Между тем И.М. Симонов оказался единственным ученым, в этой экспедиции, он был и ее научным руководителем. Один из открытых участниками экспедиции островов был назван по предложению Ф. Ф. Беллинсгаузена именем И.М. Симонова. Памятником архитектуры русского классицизма является университетский городок в Казани (арх. П.Г. Пятницкий, М.П. Коринфский). Он входит в состав архитектурного комплекса Казанского университета, который в 1996 году включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Однако ни в одном из учебников по истории России XIX века Казанский университет как выдающийся памятник архитектуры не представлен. Завершая анализ соответствующих сюжетов по истории России XIX века, внесем несколько уточнений. Во-первых, великий русский певец Ф.И. Шаляпин начал свои выступления не на сцене созданной С. Мамонтовым частной оперы, как это утверждается в учебнике А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной для 8 кл. (см.: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XIX век. М.: Просвещение, 2000, с. 206), а в Казанском театре. В Казани начиналось его восхождение к славе великого певца. Более точен Б.Г. Пашков: "На сцене Московской частной оперы С.И. Мамонтова в полную силу раскрылся талант выдающегося русского певца и актера Ф.И. Шаляпина" (Б.Г. Пашков. История России. XIX в. 9 кл. М.: Дрофа, 2000, с. 70). Во-вторых, в упомянутом учебнике А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной в перечне городов, в которых появилась конка, нет Казани (см.: там же, с. 244). Однако в Казани конка была пущена в октябре 1875 года, т. е. по времени в одном из первых провинциальных российских городов. В-третьих, трамвайное сообщение в Казани было открыто не в начале 1890-х годов (см.: В.И. Буганов, П.Н. Зырянов. Указ. соч., с. 253), а в ноябре 1899 года. Материал по истории России XX века в анализируемом контексте содержит гораздо меньше спорных, вызывающих возражения или требующих уточнения моментов. Но все же они есть. Отметим, на наш взгляд, самые существенные. В учебной литературе федерального уровня для полной средней школы (10-11 кл.) довольно часто с небольшими вариациями повторяется тезис о равноправии всех поданных Российской империи, независимо от их национальной принадлежности (речь идет о России рубежа XIX-XX вв.). Приведем соответствующие положения: "Все народы были подданными царя и законодательно пользовались одинаковыми правами с русскими" (Б.Г. Пашков. История России. XX век. 9 кл. М.: Дрофа. 2000, с. 5); "Все граждане империи, независимо от национальности или расы, пользовались одинаковыми правами" (В.А. Шестаков, М.М. Горинов, Е.Е. Вяземский. Указ. соч., с. 7, правда, авторы тут же добавляют, что "в стране продолжало сохраняться религиозное неравенство. В привилегированном положении находилось православие"). Без указания на формальный характер этого "равноправия" данные положения представляются некорректными. Предположим, что реальность и закон не расходились. Но тогда почему в марте 1917 года был принят закон "Об отмене вероисповедных и национальных ограничений", провозглашавший, например, одинаковые для всех граждан России права при поступлении на государственную службу, в учебные заведения? Какие национальные и национально-религиозные привилегии одних народов и ограничения других отменяла Декларация прав народов России? Почему в обращении Совнаркома "Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока" потребовалось объявить верования, обычаи, национальные и культурные учреждения мусульман свободными и неприкосновенными? Практические все авторы, характеризуя столыпинскую программу, обходят стороной ее национальную часть ("политика русского национализма"). Лишь в учебнике В.А. Шестакова, М.М. Горинова, Е.Е. Вяземского можно прочитать: "Учитывая взлет русского национального капитала, Столыпин попытался опереться на зарождавшийся русский национализм. Это привело к обострению конфликта с представителями ряда национальных меньшинств, верхушка которых также усиливала свою роль в экономике" (с. 53). Сказано довольно общо и завуалировано. Между тем столыпинский курс в области национальной политики был нацелен на закрепление политического неравноправия "инородцев". В 1910 году П.А. Столыпин созвал "Особое совещание по выработке мер для противодействия татарско-мусульманскому влиянию в Поволжском крае". В журнале этого совещания конечной целью государства определялось "обрусение инородцев". Однобоко представлена позиция большинства лидеров татарского национального движения национально-государственного устройства России в период от Февраля к Октябрю в учебнике Б.Г. Пашкова для 9 класса. В нем пишется, что в мае 1917 года I Всероссийский мусульманский съезд принял резолюцию о том, что интересам мусульман отвечает переустройство России по национально-территориальному принципу (см.: с. 156). Это, действительно, так. Но было еще несколько съездов лета 1917 года, на которых была провозглашена национально-культурная автономия мусульман внутренней России и Сибири. На Национальном собрании (Уфа, ноябрь 1917 - январь 1918) было принято решение о территориальной автономии татарского и башкирского народов в составе РСФСР. В любом случае речь шла о федеративном устройстве России, а не о ее распаде или развале. Полагаем важным обратить внимание также на освещение сюжетов, связанных с образованием СССР, политическими репрессиями тоталитарного режима и национально-государственным устройством постсоветской России. Известно, что одним из самых яростных и последовательных противников сталинского плана "автономизации" был член коллегии Наркомнаца РСФСР М.X. Султан-Галиев. Об этом политическом деятеле упоминается только в учебнике В.П. Дмитренко, В.Е. Есакова, В.А. Шестакова "История Отечества. XX век" и лишь в связи с работой Четвертого совещания ЦК РКП (б) (М.: Дрофа, 1998, с. 190). Однако суть взглядов М.С. Султан-Галиева по вопросам национально-государственного строительства не раскрывается. Правда, несколько ранее в этом же учебнике говорится: "В самой Российской Федерации идея союза подтолкнула общественных деятелей ряда автономий (Татария, Башкирия) к дальнейшей суверенизации своих республик. Они выступили с предложением о свободном вступлении их в состав СССР наравне с союзными республиками" (там же, с. 186). Уточним: Султан-Галиев выступал за то, чтобы все республики имели одинаковые права в новом союзе, чтобы представители автономных республик входили в состав высших союзных органов, в целом – за расширение прав автономных республик и повышение их статуса. Лишь в учебнике В.П. Островского и А.И. Уткина для 11 класса упоминается о таком направлении политических репрессий, как борьба с "национал-уклонизмом", "султангалиевщиной" (см.: с. 194). Между тем ее жертвами стали не только партийные, государственные кадры, но и представители интеллигенции, причем не только в ТАССР. По сути дела, воспроизводят прежние обвинения в "дезинтеграционных намерениях" характеристики позиции руководства Татарстана по вопросу национально-государственного устройства постсоветской России. Применительно к ситуации начала 90-х годов авторы учебников пишут примерно почти одно и то же: "Некоторые республики попытались взять курс на постепенный выход из РФ (Татарстан, Башкортостан, Якутия)" (А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. Указ. соч., с. 343); "Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из состава Федерации" (Б.Г. Пашков. Указ. соч., с. 382). В связи с нарастанием центробежных тенденций в России упоминается и Татарстан в учебнике В.П. Дмитренко, В.Е. Есакова, В.А. Шестакова (см.: с. 596). Как представляется, в своем видении новой России руководство РТ исходит из того, что она не может быть ничем иным, как демократическим, федеративным государством, которое как истинная федерация строится снизу вверх. Таковы основные соображения, которые вызвало у творческой группы прочтение в рассмотренном контексте федеральных учебников по истории России для основной и полной средней общеобразовательной школы. Полагаем, что их учет способствовал бы более полному использованию потенциала исторического образования для решения учебно-воспитательных и собственно воспитательных задач. Министерство образования Республики Татарстан Институт повышения квалификации работников образования РТ (ИПКРО РТ).

Спасение от эксплуатации и унижения


Спасение от эксплуатации и унижения

16.02.13   34    1   Автор/Источник: firdaus   Опубликовал(а) - firdaus
Спасение от эксплуатации и унижения
Ни одно из исламских государств не в силах вырасти и стать большим в одиночку. Мусульманские государства могут стать зрелыми только в случае объединения. Без создания союза они не в состоянии сохранить даже свою небольшую территорию. В прошлом на мелкие государства мусульман поделили британцы. В наши дни эту роль играют США.

Практически в открытую официальные лица США заявляют о том, что исламские государства понемногу растут и начинают представлять угрозу для Израиля. В этой связи снова требуется их раздел. Очевидно, западные страны не хотят видеть мусульман, владеющих государством в истинном смысле этого слова. И именно этим объясняется причина их мобилизации в процессе распада Османской империи. Цель – заставить мусульман жить в слабых и зависимых государствах и лишить возможности избавиться от эксплуатации.

Большинство исламских государств – это, главным образом, не государства в полном смысле слова, а, скорее, полугосударства. Для становления великой силой требуется их объединение, однако, если они снова претерпевают раздел, то неизбежно попадают в порабощение, конец которому предсказать невозможно. Если полумесяц не растет, то убывает.

Значит, необходимо стремление к росту, однако оно должно опираться на социальные реалии. В противном случае, несмотря на предпринимаемые попытки добиться «роста», в сущности, налицо сокращение и исчезновение. Наиболее прочной основой является Ислам. При произнесении этого слова некоторые испытывают страх и обращают внимание на совсем другую его грань. В связи с этим следует напомнить одно важное обстоятельство.

Воспринимать ислам как государственный порядок и осознавать его социальное значение, в соответствии с которым необходимо разрабатывать государственную политику, – совсем не одно и то же. Истинно важное значение для мусульман представляет государство, которое управляется в соответствии с понятием справедливости, открыто для диалога и стремится обеспечить благосостояние народа. В таком государстве мусульмане живут комфортно, и не возникает поводов для их недовольства.

Все созданные в истории большие государства были объединены на основе веры и предполагали наличие различных этничностей. Ни одно из государств, построенных на основе этничности, не в силах расти и стать великим. Забыв об этой истине, арабы попались на удочку британцев о «Великом арабском мире». А сегодня некоторые из курдов движутся прямо в ловушку США под названием «Великий Курдистан». Путь становления большим государством пролегает через союз. Невозможно быть большим при распаде и разделе на части.

Чтобы государство определить как большое, необходимо сравнить его с другими государствами мира. При проведении такого сравнения ни одно из исламских государств нельзя назвать большим. Мусульмане не смогут создать такое государство, пока руководящей позиции в зависимом полугосударстве они не предпочтут большое и справедливое государство на основе Ислама. Как жаль, что причина раздела и коллаборационизма заключается в том, кто обладает властными амбициями, получают должности коррупционным путем. Если нам удастся это преодолеть и стать единым целым, тогда будет возможно создание большого государства и спасение от эксплуатации и унижения.

Информационное сообщение о намечаемом НДП Ватан пикете в защиту прав человека, за демократическое государство


Информационное сообщение о намечаемом НДП Ватан  пикете в защиту прав человека, за демократическое государство
09 марта с 12 до 14 часов НДП Ватан планирует проведение пикета на тему: В Защиту татарского языка, Право на изучение родного языка должно быть обязательным и включено в Единый Федеральный Стандарт Образования, Отмена ФЗ О Экстремизме, ставшего средством борьбы с инакомыслием!  Снятие запретов на запрещенные книги, Свободу всем арестованным и осужденным на основании ФЗ О Экстримизме. Мы планируем повести пикет в Москве  на Пушкинской площади или у памятника участникам событий 1905 года. Проведение пикета будет согласовано с властями.
Ситуация, когда правящая партия принимает законы ущемляющие право на изучение родного языка и исключения его вовсе из школьной программы, в многонациональной стране, состоящих из земель коренных народов, на которых она проживают испокон веков, это не приемлемо и не допустимо. Сперва это был ФЗ 309, потом новый ФЗ О Образовании, предоставляющий право изучать родной язык лишь факультативно. При этом, в качестве аргумента в пользу нового ФЗ О образовании, много говорится о правах детей и насилии родителей, которые якобы навязывают детям свою волю виде изучения родного языка в школе. Но возникает вопрос, почему тогда русский язык изучается в обязательном порядке и тут не спрашивается мнение детей? Получается, что язык одного коренного народа выше остальных. А по Конституции РФ все народы равны перед законом, значит тогда и языки других коренных народов должны быть в школьной программе для их изучения  детьми этих народов. Т.е право на обязательное изучение родного языка должно быть включено в Единый Федеральный Стандарт Образования.
ФЗ О Эктримизме стал средством для борьбы с инакомыслием. Любой материал идущий вразрез в мнением правящей партии запрещается судом и становится запрещенным. То же и с мнением граждан страны, но их не запрещают, а дают уголовные сроки и заводят уголовные дела. А в Конституции РФ и нормах Международного права сказано, что цензура запрещена. Поэтому данный ФЗ необходимо отменить, снять запреты с запрещенных книг и освободить всех граждан осужденных на основании этого закона.
Поэтому мы приглашаем принять участие в нашем пикете не только татарский народ, но и остальных граждан РФ, т.к темы пикета касаются всех нас. Более точная информация о месте проведения пикета будет дана после получения ответа от властей на нашу заявку.
ЦКС НДП Ватан   ndp.vatan@gmail.com  askerbey@gmail.com 
15 февраля2013г


«Шаймуратики»


«Шаймуратики»

16 февраля 2013 года http://www.poistine.com/economics/shajmuratiki

Верховный суд Башкирии разрешил жителям деревни Шаймуратово расплачиваться «шаймуратиками». Так называются местные деньги, а точнее — товарные талоны. Эти товарные билеты смогли поднять всю деревенскую экономику. Такую систему взаиморасчётов предложил местный фермер. На «шаймуратики» можно купить любой товар в местных магазинах, можно даже рассчитываться ими за услуги.
Явление, которое в России окрестили «шаймуратиками», конечно, началось не у нас. Ещё в Великобритании в небольших поселениях существовала практика выдачи расписок об оказанных услугах между соседями. Например, молочник поставляет тебе молоко, а ты платишь ему именной распиской, которую он может передать учительнице, которая за это преподаёт. Так изготавливаются собственные деньги, которые становятся формой расплаты между людьми.
По сути, это попытка выйти из универсальной денежной системы в альтернативную. Эти инициативы возникают постоянно. Периодически такие вещи всплывают то тут, то там по миру, что не удивительно. У людей инстинктивно просыпается протест против мировой финансовой системы и они задают себе вопрос, что делает деньги, которыми они расплачиваются, легитимными? И они понимают, что это только система насилия и принуждения, которая заставляет принимать деньги данного правительства, которые в планетарном масштабе, так или иначе, — доллары. Доллар, как известно, обеспечен военной мощью США. Так же как и бумажки местных правительств обеспечены бюрократией и её военной инфраструктурой. Дело в том, что государство является по определению уникальной экономической структурой, которая производит только дебит. А именно, как только государство выпускает бумажные деньги, они на следующий же день начинают дешеветь, и всё население государства бесконечно напрягается, чтобы компенсировать постоянно образующийся зазор между реальной стоимостью денег и номинальной, ведь что такое деньги, как не долговые расписки государства? Проще говоря, долговые расписки бюрократической корпорации, которая способна принуждать людей компенсировать её долги своими потом, слезами и кровью, а время в данном случае — главный отчуждаемый капитал. Деньги, которые измеряют стоимость этого отчуждённого капитала, дешевеют постоянно. Нет таких денег, которые бы в итоге, по сумме всех финансовых процессов, не дешевели.
На один фунт стерлингов можно было когда-то жить месяц, а сейчас на него и в метро как следует не проедешь. Конечно, раз в какой-то период можно проводить индексацию, объявлять, что начинается переход на новую систему расчётов, где рубль стоит по 100 старых рублей, но общую систему это не меняет, это исключительно алгебраическая операция, и мы видим, что деньги — это такая структура, через которую идёт постоянная утечка стоимости. Люди пытаются выйти из этой структуры. «Шаймуратики» — это ведь практически те же расписки, что были и в Англии. Правда, когда они это сделали, на них тут же «наехала» прокуратура. Но кто может помешать соседу брать расписку за оказанную услугу или за проданное ему молоко покрыть соседу крышу?
Почему эти процессы вдруг начались в исламских регионах? Ислам выступает против бумажных денег, как долговых расписок, потому что, по сути, это векселя, и операции ими — это торговля векселями. А что такое вексель? Это заём, который относится к некоторому неопределённому будущему времени, и отличие от долговой расписки там только в том, что не проставлено время выдачи. По сути, это долговая расписка, по которой просто не собираются возвращать долг. Рубль и доллар никогда не обменяют на то, что он собой символизирует, да и привязки к золоту уже как таковой не существует. А бумажные деньги в исламской экономике всегда рассматривались как своего рода ростовщичество и обман, поэтому всегда традиционно существовала привязка к золоту.
В халифате существовала иерархия: универсальная монета — золотой динар, в локальных территориях шли серебряные деньги, зависящие от общего золотого динара, как в Магрибе, в Иране, в более мелких и бедных странах как Тунис, Ливия и т. д. — шли медные деньги, которые определялись стоимость серебряных. И, как известно, шариатская экономика категорически запрещает фьючерсные сделки, как торговля не снятым урожаем, не добытой нефтью, продажа ещё не сделанного товара. Вы не можете написать бумажку-долг за невыращенную пшеницу (фьючерс), и тем более не можете написать на эту бумажку-долг другую бумажку-долг — так называемый дериватив. Почему? Потому что, в конечном счёте, стоимость всех бумажек, выпущенных на этот урожай, которого ещё нет, многократно превышает стоимость самого урожая, и понятно, что расплачиваться по этому долговому обязательству, в конечном итоге, будут не только те, кто его съел, но и их дети, правнуки и т. д. Это то самое ростовщичество, которое категорически запрещено в Исламе, поэтому у мусульман в подкорке заложено, что бумажные деньги, выпущенные государством, — это откровенный обман.
Почему такие «шаймуратики» в России вдруг появились именно в одной из исламских республик — понятно. Это протест, организованный не профсоюзами или КПРФ, интегрированной в режим. Это протест, который идёт от единственной организованной силы — Ислама. Это социально-политическое противостояние, которое, надо смотреть правде в глаза, идёт на мировом уровне.
Гейдар Джемаль для «Накануне.ру»

Выступление Путина на заседании коллегии ФСБ 14 февраля 2013г

The White House Они заслуживают Проголосовать: Молодые американцы обновление

Они заслуживают Проголосовать: 
Молодые американцы обновление Привет всем, Я надеюсь, что вы прекрасно провели неделю. В ходе своего государства адрес Союза, президент Обама построен на прогресс, который мы сделали во время своего первого срока и обсуждал свои планы по укреплению среднего класса, делая Америку магнитом для рабочих мест и производства, оснащение каждого американца с навыками, необходимыми для делать те рабочие места, и обеспечение того, чтобы тяжелая работа приводит к достойной жизни. Спасибо, что зашли, а выходные Дня большое президента. С уважением, Р. Cho Состояние нашего союза сильнее Во вторник президент Обама изложил свой ​​план процветающим средним классом и сильная Америка. "Вместе мы расчистили обломки кризиса", сказал он, "и мы можем сказать с большей уверенностью, что государство наше Союз сильнее". Президент охарактеризовал стратегию, которая сделает Соединенные Штаты магнитом для работы и производства, оснащение каждого американца с навыками они должны делать те рабочие места, и обеспечение того, чтобы тяжелая работа приводит к достойной жизни - через производственные инвестиции, чистая энергия, инфраструктуру и образование. Он попросил Конгресс отправить его законодательство иммиграционной реформы, борьбы с изменением климата, увеличение минимальной заработной платы и сокращение вооруженного насилия. Он заявил, что, даже если законодатели хотели голосовать нет, жертв вооруженного насилия заслуживают голосования по законопроектам перед Конгрессом, такие как законопроект предлагает сильный проверок, которые сделают его более трудным для преступников, чтобы получить в свои руки оружие. Вы можете читать президента Обамы полной замечания здесь или посмотреть
выступление здесь http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2013/02/12/remarks-president-state-union-address .
Президент США Барак Обама подает государство адреса Союза в Доме палаты в Капитолии США в Вашингтоне, округ Колумбия, 12 февраля 2013
 Мы также внедрение новых инструментов можно использовать, чтобы копаться в речи президента, строка за строкой, и сообщите нам то, что резонирует с вами и вопросы для вашего сообщества. Это называется Граждане ответа . Проверьте это здесь . Президент США Барак Обама подает государство адреса Союза в Доме палаты в Капитолии США в Вашингтоне, округ Колумбия, 12 февраля 2013 года. (Официальный Белый дом Фото: Чак Кеннеди) Администрация Обамы открывает колледж Scorecard В Государственном вторник в адрес Союза, президент Обама заявил, что «[м] у администрации выпустит новый" Колледж Scorecard ", что родители и студенты могут использовать для сравнения школы основана на простой критерий - где вы можете получить максимальную отдачу от ваших образовательных доллар. «В среду, сайт колледжа Scorecard был открыт. Интерактивная система показателей колледждает студентам и семьям пяти ключевых элементов данных о колледже: расходы, выпускной курс, ставка по кредиту умолчанию, средняя сумма заимствованных и занятости. Инструмент является интерактивным, поэтому студенты могут выбирать между любым количеством вариантов на основе их индивидуальных потребностей - в том числе местоположение, размер, настройки кампуса, а также степень и основных программ. Эти данные будут периодически обновляться, и Департамент планирует опубликовать информацию о средних заработках в наступающем году. Мохоков, Марс, Big Ideas, и красивая данные, адресованные в Белом доме "Государство STEM" Event Среда, в Белом Доме Государственного науки, технологии, инженерии и математике (SoSTEM) события, около 100 средних и высоких школьников в течение часа допроса топ S & T новаторов обо всех STEM вещи. SoSTEM отмечены беспрецедентные возможности для DC-области детей из местных школ и организаций гриль администрации и других лиц, работающих по продвижению американской повестки дня инновации. Модератором мероприятия был науку президента и технологии советник-OSTP директор Джон П. Holdren и показал все звезды модельного ряда эксперты, включая США технический директор Тодд Парк, заместитель администратора NASA Лори Гарвер, и три новаторов, которые были специальными гостями Первого Леди в государстве прошлой ночью в адрес Союза: NASA Mars Любопытство полета Bobak Фирдоуси (наиболее известный как "Mohawk Guy"), 2012 Intel Science Победитель конкурса Джек Andraka, и iTriage генеральный директор Питер Хадсон. В своем вступительном слове доктор Холдрен подчеркнул ключевую роль в решении STEM грандиозные задачи и растущей экономики. Он также напомнил, студент заполненных аудиторию, как "патентообладателей, кв-разработчиков, инженеров и исследователей" завтрашнего дня, они абсолютно необходимы для достижения видения президента по поддержанию Америка сильна. Узнайте больше о SoSTEM здесь . Scholastic News репортер Эмили Шао интервью НАСА Mohawk Guy перед SoSTEM Оставайтесь на связи
ОРИГИНАЛ
 They Deserve a Vote: Young Americans Update
 Hey everyone, I hope you’ve had a great week. During his State of the Union address, President Obama built on the progress we've made during his first term and discussed his plans to strengthen the middle class by making America a magnet for jobs and manufacturing, equipping every American with the skills they need to do those jobs, and ensuring that hard work leads to a decent living. Thanks for stopping by and have a great President’s Day weekend. Sincerely, R. Cho The State of Our Union is Stronger On Tuesday, President Obama outlined his plan for a thriving middle class and a strong America. "Together, we have cleared away the rubble of crisis," he said, "and we can say with renewed confidence that the State of our Union is stronger." The President described a strategy that will make the United States a magnet for jobs and manufacturing, equip every American with the skills they need to do those jobs, and ensuring that hard work leads to a decent living -- through investments manufacturing, clean energy, infrastructure, and education. He asked Congress to send him legislation to reform immigration, combat climate change, increase the minimum wage, and reduce gun violence. He stated that, even if lawmakers wanted to vote no, the victims of gun violence deserve a vote on the bills before Congress, such as a bill proposing stronger background checks that will make it harder for criminals to get their hands on a gun. You can read President Obama's full remarks here or watch the speech here. We're also introducing new tool you can use to dig in to the President's speech, line by line, and tell us what resonates with you and matters for your community. It's called the Citizens Response.Check it out here. President Barack Obama delivers the State of the Union address in the House Chamber at the U.S. Capitol in Washington, D.C., Feb. 12, 2013. (Official White House Photo by Chuck Kennedy) Obama Administration Launches College Scorecard In Tuesday’s State of the Union address, President Obama announced that “[m]y administration will release a new “College Scorecard” that parents and students can use to compare schools based on a simple criteria — where you can get the most bang for your educational buck.” On Wednesday, theCollege Scorecard website was unveiled. The interactive College Scorecard gives students and families five key pieces of data about a college: costs, graduation rate, loan default rate, average amount borrowed, and employment. The tool is interactive, so students can choose among any number of options based on their individual needs – including location, size, campus setting, and degree and major programs. The data will be updated periodically, and the Department plans to publish information on average earnings in the coming year. Mohawks, Mars, Big Ideas, & Beautiful Data Addressed at White House “State of STEM” Event Wednesday, at the White House State of Science, Technology, Engineering, and Math (SoSTEM) event, nearly 100 middle- and high-schoolers spent an hour questioning top S&T innovators about all things STEM. SoSTEM marked an unprecedented opportunity for DC-area kids from local schools and organizations to grill Administration officials and others working to advance the American innovation agenda. The event was moderated by the President’s science and technology advisor—OSTP Director John P. Holdren—and featured an all-star lineup of panelists including US CTO Todd Park, NASA Deputy Administrator Lori Garver, and three innovators who were special guests of the First Lady during last night’s State of the Union address: NASA Mars Curiosity Flight Director Bobak Ferdowsi (best known as “Mohawk Guy”), 2012 Intel Science Competition winner Jack Andraka, and iTriage CEO Peter Hudson. In opening remarks, Dr. Holdren emphasized the key role of STEM in addressing grand challenges and growing the economy. He also reminded the student-filled audience that as the “patent-holders, app-developers, engineers, and explorers” of tomorrow, they are absolutely essential to achieving the President’s vision for keeping America strong. Read more about the SoSTEM here. Scholastic News reporter Emily Shao interviews NASA's Mohawk Guy before SoSTEM Stay Connected