ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

вторник, 29 января 2013 г.

Диалог двух подруг....







— Че, твой муж террорист?
— С чего ты взяла?!
— Ну, ты одета как шахидка!
— А чё, твой муж сутенёр?
— Почему это??
— Ну, ты одета как проститутка

Где истоки татарских обрядов и обычаев?


Где истоки татарских обрядов и обычаев?

Реферат
по этнографии народов Сибири
Иркутск, 2007 г
Семейное право хакасов в XIX начале XX века
Интерес к истории семьи объясняется той важной ролью, которую она играла в развитии и становлении правовой системы общества, в воспитании детей, формировании социального и индивидуального сознания и межпоколенной передаче характерных черт этноса.
Вопрос о семье и семейном праве затрагивался в некоторых этнографических работах исследователей. Необходимо особо отметить публикацию Н.И. Иссарцева, материалы которого являются важным источником для изучения семьи и семейного права хакасов . На основании утвержденного в 1822 г. «Устава об управлении инородцев в Восточной Сибири» в Хакасии были созданы степные думы, с тем, чтобы населения управлялось «по… собственным степным законом и обычаям».[2] Почти в это же время был опубликован проект свода степных законов скотоводческих народов Восточной Сибири. Благодаря этому сохранились некоторые параграфы «изложенных обычаев и законов кочевых инородцев в Восточной Сибири», представляющий ценный материал для изучения их семейных обычаев.
У хакасов существовали определенные экзогамные нормы. Счет родства велся строго по отцовской линии. Родственная номенклатура сохраняла четкое деление родственников по отцу и матери, по жене и мужу. Браки между представителями одного сеока не допускались. Родовая экзогамия была правилом, однако уже с середины XIX века ее начали нарушать. На смену сеокам пришли фамилии. Обычное право разрешало браки между лицами даже одной фамилии, если в их родословном дереве по отцовской линии до седьмого колена не прослеживалось кровного единства. [3]
К началу XX века запрет стал считаться до пятого колена. Однако по материнской линии брак разрешался в более близкой степени родства. У хакасов существовало два вида кузенных браков: с дочерью брата матери (тайылыF чеенiлiг) и с дочерью сестры матери (поле алысханы).
В рассматриваемое время у хакасов доминировало индивидуальная малая семья, состоявшая из родителей и их детей, хотя иногда еще встречались большие патриархальные семьи. Главой семьи был старший мужчина. Дети полностью зависели от родителей. Согласно проекту хакасских степных законов, «родительская власть не прекращается. Но ограничивается:
1) совершеннолетием детей;
2) вступлением их в брак;
3) выделом, или предоставлением им свободы снискивать себе пропитание по собственному усмотрению». [3]
Без согласия родителей сыновья не имели права вступать в брак. В противном случае они лишались наследства.
У хакасов существовали различные нормы заключение брака. Основной формой является позищение — тутхын, с уплатой калыма. По хакасским обычаем принято было «холостыми невесту себе в жены воровать, но все-таки обычай этот должен (был) исполняться, во-первых, — с согласия невесты и, во-вторых, — без всяких насилий, буйств и драк». Если девушка соглашалась «с известным ей молодым человеком обвенчаться без предварительного согласия родителей», то давала задаток (киртic.-В.Б.): серьгу или что-нибудь другое» и назначалась «день кражи ее…». [3]
Иногда совершали насильственное похищение — тухтам, без предварительного сговора с девушкой. Если девушку увозили силой и не добивались её согласия, то жених вынужден был вернуть её прибывшей погоне (сургун) и заплатить 25 рублей за «бесчестие».
Стариной формой заключение брака считался сговор — саблыF той (свадьба чести) или чахсынаn алысханы (брак по чести). В данном случае детей сватали в возрасте 3 или 5 лет. Со времени обучения и вплоть до совершеннолетия детей родители мальчика ежегодно весной и летом привозили сватам арчу — ценные подарки, продукты и вино. При сговоре саблыF той калым не платили, так как он окупался арчой. На кануне свадьбы невеста со своими подругами устраивала теенджiк (своего рода девичник) и объезжала всех своих родственников, которые делали ей ценные подарки. В рассматриваемое время такие браки заключались только в байской среде. В более отдаленные времена практиковалось сватание еще не родившихся детей — туюх худа. Если рождались мальчики, то они должны были стать побратимами.
Среди бедной части населения существовал брак отработкой кiзоге кiрген («вошел в зятья»). Родители невесты, у которых не было сыновей. Принимали себе в дом бедного зятя. Он обязан был работать в их хозяйстве и этим заслужить себе жену. Если за невесту платили 300 рублей калыма, то зять поступал работником к её родным на 5 лет. [7] Но если жених, «вступивший в семейство, чтоб заслужить калым на невесту», сам от неё отказался, то за время работы получал только половину причитающейся платы». Иногда бедняк женился на богатой вдове. Такая форма брака по-хакасски носила название упке кiрген — «вошедший в наследство жены». В данном случае калым не платился.
У хакасов соблюдался обычай левирата (халдых). Если умирал муж, то вдову, при ее согласии, отдавали замуж за холостого младшего брата или младшего родственника умершего. Через год после смерти мужа, на последних поминках, в юрту вдовы родственники приводили младшего деверя. По обычаю навьючивал на спину седло и переметную суму, а в руках держал уздечку и ружье. При входе в юрту жены стершего брата деверь клал седло на кровать, а из ружья стрелял в домовое отверстие юрты. На следующий день вдове заплетали косы и устраивали небольшой той. При женитьбе по обычаю левирата калым не платился и раздел имущества не производился. Если при таком браке женщина оказывалась на много старше мужа, то обычаем разрешалось мужчине брать в жены ее младшую сестру или младшую родственницу (пасты), когда первая состарится.
Существовал у хакасов и сорорат — пастылас. В этом случае, когда умирала жена, вдовец мог жениться на ее младшей сестре или младшей родственнице. При сорорате имущество умершей жены сохранялось в доме, а дети вырастали среди своих родственников.
Одна из форм заключения брака связана с обычаем дарения птицы хысхылых — фламинго. Подстреливший фламинго, которые весной и осенью пролетают над Хакасией, мог сватать любую девушку. На птицу надевали красную шелковую рубаху, на шею повязывали красный шелковый платок и отправлялись с ней в юрту родителей девушки. Родители должны были принять подарок, а взамен отдать дочь. Калым не полагался. Если девушку не отдать, то, по хакасским поверьям, птица хысхылых проклянет этот дом и дочь умрет. В данном обычае виден культ священных птиц, который, очевидно не связан с тотемизмом, как предполагает Л. П. Потапов. Хакасы особо почитали кукушку, турпана, дрофу, журавля, лебедя и фламинго — считалось, что они могут проклясть и наслать несчастья на людей. Кукушек и турпана вообще не убивали, ибо считалось, что за это пострадает сам стрелок. За принесенный в дом дрофу, журавля или лебедя нужно было отдарить или устроить пиршество, иначе, считалось, убитая птица пошлет проклятия.
Например, если охотник приносит кому-нибудь убитого лебедя (хуу), завернутого в красную шелковую рубаху и подпоясанного шелковым кушаком, то его отдаривали конем. Так, в 1832 году А. Покоянов привез Кулерекову «в подарки застреленного лебедя по их обыкновению. За которого он, Кулереков, и отдарил вышеописанного жеребенка иноходного». [3]
Заключение брака требовало уплаты Колыма (кроме указанных некоторых форм). В рассматриваемое время калым (халых, халын)платили деньгами, которые считали хапами. Один хап равнялся 100 рублей. Бедняки платили треть или половину хапа, середняки — один хап, баи давали десять хапов и более. У кызыльцев калым платили скотом, чаще всего по десять голов (одного коня и восемь коров). Бедняки уплачивали пять или семь голов, а баи могли давать 15 и более. [2].
Калым платили или сразу, как к родителям жениха прибудет погоня (сургун) за девушкой, или во время «мировой» (чарас). Деньги получал отец невесты, и обычно он делил их между ее братьями. Помимо калыма жених обязан был отдать за невесту лучшего коня — пас ат. Пас ат получали отец невесты или её родные братья. Сверх всего требовали еще 25 рублей ат чобаа, то есть «за усталость лошади». Эти деньги делились между всеми участниками погони (сургун).
Наряду с калымом матери девушки дарили шелковое платье или платок. Этот подарок по-хакасски назывался имджек аFы, то есть «за грудное молоко» матери. Интересно отметить, что в настоящее время, когда калым уже исчез, имджек аFы, стали платить деньгами — от 50 до 100 рублей.
В свадебных обрядов хакасов строго соблюдались ритуалы, связанные с заплетением волос невесты. У сагайцев и кызыльцев сразу после привоза невесты совершали сас тойы — нечто вроде помолвки, где невесте расплетали девичьи косички сурмес и заплетали две косы тулун — признак замужней женщины. У качинцев этот обряд совершался во время свадьбы.
Хакасы придавали большое значение женской прическе. Согласно обычаям, если девушка родит внебрачного ребенка (сурас), то родители ей заплптили одну косу — киджеге. Старые девы носили три косички — ус сурмес. Замужняя женщина (но не вдова) к концам своих кос приплетала суFынды — ложную косу, сплетенную из волос мужа и посаженной матери (пазыртхан iдже). Если замужняя женщина имела братьев, то к двум косам приплетала по маленькой косички — тулун сурмезi. По поверьям. Они были оберегами ее братьев и, с другой стороны, показывали ее связь со своим родом.
Другим важным обрядом на свадьбе была поклонение невесты луне и солнцу — айFа — кунге пазыртханы. Этот обряд был своего рода венчанием и присягой на верность в супружестве. Если мужчина брал вторую жену, то «венчание» перед луной и солнцем совершали, но эту жену в дом вводили через окно. Если он брал третью жену, то этот обряд не совершали. [3] После обряда поклонения луне и солнцу невесту заводили в юрту, где исполнялся обряд приобщение к огню — отха пазыртханы. С этих пор она становилась хозяйкой домашнего очага. Огонь в очаге юрты сына разводили от углей, которые приносили из дома отца.
Накануне основной свадьбы обычно дядя по матери — тайы — устраивал у себя хыс тойы — девичью свадьбу. Он исполнял роль посаженного отца — пазыртхан паба, а его жена — посаженной матери, пазыртхан tie, невесты. Из этого имитированного «дома родителей» невесту увозили на основную свадьбу — оол тойы (свадьба парня). На третий день оол тойы дядя тайлы получал подарок парFаа (заднюю часть коровьи туши). Его жена, бывшая посаженной матерью невесты, отдаривалась гостинцем чооча — грудной частью туши коровы. Это мясо дядя тайы увозил к себе в аал, где угощал своих родственников и соседей.
Свадьба тяжело отражается на семейном бюджете. Обычно на мясо забивали лошадь, быка и яловую корову. Поэтому родственники делали крупные подарки (сыйых), давли лошадь или корову на мясо, на второй день свадьбы они по очереди приглашали народ на пиршество к себе домой. Этот обычай назывался, уча кодiрерге. Все подарки и материальная помощь были долговым обязательством: в свою очередь на свадьбе родственников надо было их отдарить тем же.
Родители невесты не имели права присутствовать на свадьбы. Они устраивали пиршество при приезде молодых (у сагайцев и кызыльцев сразу после свадьбы, а у качинцев — через три месяца). Эта часть свадебного обряда у сагайцев называлась кузее, а у качинцев — торгiн. Здесь совершали основные ретуалы: жених должен был преклонить колени перед родителями невесты, выдержать три удара кнутом и с одного удара расколоть чурбан. На торгiн жених привозил подарок чооча — целую тушу барана. Есть чооча приглашались все родственники. У кызыльцев подарок назывался пазыртыF и включал в себя различную одежду для родителей и братьев невесты. Когда пиршество торгiн заканчивалось, родители девушки дарили дочери лошадь изерат, то есть с верховым убранством, а зятя отдаривали гостинцем нандыт — бочонком вина и задней частью туши барана. По возвращении домой молодым созывали соседей и родственников есть нандыт.
Когда молодая семья обрастала детьми и родители удостоверялись в её крепости, происходило выделение сына из хозяйства (аалынансыFарарFа). Отец обязан был выделить сыну долю наследства, улус, состоявшую из скота и имущества. Давали одного ездового коня, 40-50 овец, 10-15 коров. Богатые наделяли еще косяком лошадей. Покос и пашню выделяла аальная община. Улус давали весной, когда скот перезимовал и ожидался приплод. При выделении сына родственники отца помогали скотом. Эти подарки являлись долговым обязательством и назывались харо. В свою очередь, когда родственники отца выделяли своих детей, указанная молодая семья должна была отдарить их тем же. Хакасская пословица гласить: сыйых сызырын — дыдыF — «каждый подарок имеет равноценный отдаток».
Выделенный сын становился самостоятельным хозяином. Он имел право организовать новый аал своего ведомства. Но обычно сын оставался жить рядом с отцом. В выделенном новом хозяйстве на мелкий скот ставили свои метки (ип). Однако лошади оставались под общей отцовской тамгой (танма). У баев. Имевших сотни и тысячи лошадей, выделенные сыновья несколько изменяли отцовскую тамгу. Младший сын сохранял отцовские метки и тамгу, так как по хакасским обычаям он оставался при родителях в их доме и получал две доли наследство улус — свою и отцовскую. Вероятно, не зря по- хакасски его называют очы (от+чы), то есть хранитель очага.
Когда замужняя дочь становится матерью, то родители выделяли ей инджi — приданое, состоящее из скота. Приданное обычно было пропорционально калыму или немного меньше. В среднем хозяйстве выделяли обязательно ездовую лошадь, 5-15 коров, быка, 40-50 овец и барана. Например, в 1875 году, Мойнагашева получила надел «рогатого скота пятнадцать штук, овец сто одну, лошадей десять штук и деньгами трицать рублей…» [2]
В выделений инджi принимали участие родственники девушки по отцовской линии, которые дарили ей скот (кус хосханы). Подобные подарки, как уже было сказано, со времени требовали равноценного возврата — харо. Однако само приданное инджi является полной и безвозмездной собственностью жены. Если жена умирала, а детей у неё не было, то приданное возвращалось её родителям. Приданное матери, скончавшейся во вдовстве, разделялось «между всеми её детьми обоего пола, сколько бы от разных браков их не имела, по равным частям; родственники же ее как было зафиксировано «Сводом», требовать оного не могут. [1]
Помимо инджi для девушки готовили ис — приданое, состоявшее из предметов домашнего обихода. За получение ис родителям девушки дарили одежду и коня, то есть «возврат за приданое».
Укреплению материального положения молодой семьи способствовал обычай моргiр — поездка в гости близким родственникам жены для получение скота. Когда рождался ребенок, то, заготовив вина и гостинцев, отправлялись в гости моргiр к братьям жены, то есть дядьям майы новорожденного. Каждый дядя майы обязательно дарил новоиспеченному племяннику скот (корову или теленка), который с этих пор становился его собственностью.
После рождение ребенка, в дни новолуния, справляли именины — палатойы. Приглашенные родственники в этот день нарекали малыша именем и дарили ему подарки мiс, то есть «на зубок». Обычно дарили скот, который становился собственностью ребенка. Подарки мiс были долговым обязательством, на который распространялся обычай харо. Когда рождались дети у родственников, то их на именинах необходимо было отдарить таким же подарком.
Колыбель для ребенка обязательно должен был делать дядя тайы. После этого совершали праздник первой колыбели пизiк тойы и торжественно помещали в неё малыша. За изготовление колыбели дядя тайы отдаривали одеждой ахта. Когда ребенок достигал годовалого возраста, устраивали праздник iспiк тойы, на котором дядя тайы первый раз постригал волосы племяннику и делал ему подарки.
При выходе девушки замуж вступал в силу обычай избегания — хазынас. Невестка должна была обращаться к свекру только через третье лицо; ей запрещалось вместе с мужчинами садиться за стол, показываться без головного убора и обуви; в присутствии старших родственников она не должна была заходить на мужскую половину юрты и.т.д. На невестку налагался запрет называть по имени и даже по фамилии мужа и его старших родственников.
После выделение сына их хозяйства совершался обряд «примирения», на который собирались родственники. Свекор снимал с невестки наброшенный на плечи платок, после чего она становилась перед ним на колени. Родственники подавали невестки бокал вина, который она преподносила сверку. Мировая заканчивалась обменом поцелуями. Сверок в честь мировой дарил невестки платок, платья или скот. Подаренный скот являлся личной собственностью невестки.
Обычное право разрешало брать вторую жену, если по истечении шести лет первая жена не родит сына или останется бездетной. Когда же и от второй жены были одни дочери, то еще через шесть лет можно было брать третью жену. Более трех жен иметь запрещалось. [1] Многоженство практиковалось только у богачей. Наряду с баями по две три жены имели некоторые шаманы — пугдуры.
Большим позором для девушки считалось рождение внебрачного ребенка — сурас, это выражалось в плате за неё небольшого калыма. Обычно узнавали имя отца внебрачного ребенка и заставляли его женица. Если парень отказывался, то должен был заплатить ады-тоны — коня и овчинную шубу — и за бесчестия 25 рублей. Кроме того, от «незаконного» отца требовалось зарезать для рожнецы барана для приготовление мунджук и подарить ребенку чергек — овчинный комбинезон. Если парень не мог заплатить указанные ады-тоны, то аальный суд в лице главы селения аалбазы наказывал его 25 ударами розог по обнаженному торсу. [3]
Хакасский степной закон гласил: дети, «прижитые вне брака, должны воспитываться семейством матери до семилетнего возраста; в сие время переходит сын на воспитания к отцу до совершеннолетия, и ежели отец находится под властью еще отца своего, то сей входит в обязанность до сказанного срока воспитывать внука своего, то сей; будем мать прижитой дочери вне брака выйдет замужество, то в праве будет взять к себе дочь по согласию мужа, который обязан уже воспитывать содержать её до супружества, но награда при оном зависит от матери. Ежели мать не пожелает, выходя замуж, взять своей дочери, то она остается до совершенного возраста на воспитании семействе её. При совершеннолетнем возрасте, буде ни отец, ни мать, ни семейство матери, ни семействе отца не пожелает наградить сына и дочери частью их имения и сего желания своего не заявит определительно в Управе, то получают дети сии право отыскивать пропитания по произволу. Ежели мать или отец до брака вступят в супружество, то дети их получают их все права на равнее с прижитыми после брака». [1]
Если нареченная по сговору чахсынан алысханы невеста отказывалась от брака или умирала, то её родители или отдавали вместо неё сестру, или должны были вернуть стоимость арчи за все годы сватовства. В том же случае, когда жених отказывался от невесты, родители её ни чего не возвращали. Если жених умирал, то нареченную невесту выдавали за кого-нибудь из его братьев.
В случае ухода жены от мужа ей возвращался полученный приданный скот без приплода, а мужу должны были вернуть стоимость калыма и свадебных расходов. Дети и весь приплод от приданого оставались у мужа. Если муж разводился с женой, то помимо приданого он был обязан выплатить штраф ады-тоны — коня и овчинную шубу. Дети оставались в семействе отца.
За «прилюбодияния» с замужней женщиной в пользу её мужа взыскивался ады-тоны — конь и овчинная шуба — и за «бесчестие» 25 рублей. За нарушение супружеской верности женщины подвергались телесному наказанию, которое производилось ближайшими родственниками, «не снимая с них летней одежды». За изнасилование женщины виновник платил пострадавшей стороне 25 рублей за бесчестия и наказывался 25 прутьями на аальном суде.
Овдовевшую жену вплоть до последних поминок, которые делали через год, называли тул. Вероятно, предполагалось, что в течении этого времени тул имело контакты с душой умершего. И лиж через год после смерти мужа она получала названия окic ипчi, то есть вдова. Тул надевала свою лучшую одежду и подпоясывалась кушаком, который она носила до года. Траурная одежда становилась её погребальной.
После смерти мужа тул сажали у изголовья покойного на белую кошму или помещали в специально устроенный войлочный шатер. В левой руке она должна была держать посох, а в правой — открытые ножницы. Волосы распускались; но если у неё оставались сыновья, то волосы расплетались не до конца. До семи дней тул должна была сидеть, не вставая с места, её кормили и по необходимости выводили на улицу. Через семь дней ёй делали вдовью прическу и меняли одежду. На каждых поминках через (7, 20, 40 дней, пол года и год) тул обязана была сидеть в траурном одеянии на указанном месте. До сорока дней она не имела права заходить в другие дома, здороваться за руку, присутствовать на свадьбе и.т.д. На сороковой день родственники приглашали тул к себе домой, где угощали и одаривали её одеждой.
Вдова не могла выйти замуж до тех пор, пока не исполниться год после смерти мужа. После этого ей представлялась свобода выбора. Если у неё не было детей, и она уходила к родителям, то по обычаю половина калыма возвращали. При вступлении вдовы в новый брак ни родственники мужа, ни её родственники не имели права требовать за неё в свою пользу калым. Согласно обычаю, родители второго мужа дарили её первому свекру лошадь харазы, то есть «за умершую душу».
Вдова при выходи замуж могла взять с собою «приданое, платье и весь убор, умершим мужем заведенный», а «следующая ей часть из имущества мужа» отдавалось в его род. Вдове определялась «из имения умершего мужа пятая часть». Если же после него оставалось несколько вдов, то означенная пятая часть делилась между ними поровну.
Согласно обычному праву, если умирал отец, имевших малолетних сыновей и дочерей, то все имущество переходило во владение вдовы, которая считалась хозяйкой и собственницей до тех пор, пока не подрастал и не женился один из сыновей. После женитьбы сын вступал в права полного хозяина: брал за выходящих замуж сестер калым, давал им приданое, женил своих братьев, отделял их в отдельные хозяйства и.т.п.
Если малолетние дети оставались сиротами, то глава селения аалбазы назначал опекуна. Обычно ставили опекуном дядю по матери — тайы. Он приобщал к своему хозяйству малолетних, и они жили в его доме, пока они не женились, причем воспитатель брал за девушек калым и платил его за женившихся, «наделяя по своему усмотрению девиц приданным, а женившихся и отделившихся хозяйством». В том случае, когда умирал дядя, тайы у него не было детей, наследство переходило к племяннику — чеен.
В начале XIX века незамужние дочери получали «из оставшегося после отца имущества по одной десятой части», а остальное делилось сыновьями поровну. При отсутствии потомков мужского пола, согласно обычному праву, в наследование вступали не замужние дочери; но при выходе их замуж посторонний род удерживалось «в пользу ближайших родственниках умершего или того общества, к коему он принадлежал, третья часть наследства». Однако в начале XX века это положение изменилось. Н. Иссарцев отмечал, что если «остается одна дивиться от братьев, то при выходе замуж все наследство не сет мужу. [3]
При смерти бездетного человека имущество переходило к ближайшему родственнику по линии отца или матери, «а при не имении близких родственниках — к родственникам дальним той же кости» — по нисходящей линии до седьмого колена. При отсутствии таких родственниках, как отмечалось в проекте, имущество поступало «в общий доход рода, к коему он принадлежал».
Итак, обычное семейное право хакасов неразрывно связанное с историческим развитиям народа, отражало в целом правовую систему патриархально — феодальных отношений с сильно выраженными родовыми пережитками. Многие юридические обычаи хакасов (калым, плата «за грудное молоко» матери и.т.д.) имеют параллели в правовых системах других скотоводческих народов Южной Сибири, что свидетельствует об общих условиях их исторического развития.
Список использованной литературы
1. Гумелев И.Н. Традиционные верования и быт народов Сибири. / И. Н. Гумелев. — Новосибирск: Наука, 1987. — 155 с.
2. Бутанаев В. Я. Из истории семьи и семейного права хакасов . / В. Я. Бутанаев. — Новосибирск: Наука, 1987. — 165 с.
3. Бутанаев В.Я. Социально-экономическая история Хонгорая (Хакасии). / В.Я. Бутанаев. — Абакан: Наука, 2002. — 125 с.
4. Гемуев И.Н. К вопросу о классификации большесемейных общин в этнографической литературе. / И. Н. Гемуев. М.: Наука, 1989.- 251 с.
5. Косых А.П. История земли Иркутской. / А. П. Косых. — Иркутск: Символ, 2002. — 52 с.
6. Яковлев И.К. Этнографический обзор долины Южного Енисея. / И.К. Яковлев. — М.: Наука, 1987.
7. Лаппо Д.Э. Преступление и наказания по степному праву сибирских кочевых инородцев. / СПб.: Наука, 1976.
8. Патачаков К.М. Семейно-родственные отношения у хакасов . / Абакан: Наука, 1981.
http://knowledge.allbest.ru/moscow/3c0a65635b2bc68a5d53b88421306d27_0.html

07. Сожжение храма и разрушение изваяния

Третьей обязательной деталью, без которой не соверша-лось ни одни поминки у народов Сибири, был костер. По представлениям алтайцев огонь служил средством очище-ния от скверны, защитой от нападения злых духов и как своеобразный мост от мира живых к миру умерших. Телен-гиты Кош-Агачского района Республики Алтай на седьмой день после похорон, во время поминок — «тогу» через костер устраивали кормление (аш) души умершего. Называя имя умершего, бросали в костер оставшуюся одежду покойного и другие его вещи. Родственники приносили понемногу разных продуктов и также бросали в огонь. Все эти дейст-вия производились недалеко от могилы. При этом счита-лось, что душу умершего, якобы мог увидеть только Кос-покчи-ясновидец. Он комментировал ее действия, описывал ее одежду. Таким же средством общения живых с душами умерших служили и кострища, устраиваемые в алтайских оградках и рядом с ними. А огонь в этих кострищах, воз-можно, перед началом поминок переносился из священного родового очага. Как известно, огонь являлся всегда храни-телем жизни рода и поэтому в прежние времена, когда род полностью вымирал, тушили огонь и в последнем жилище
Редкие предметы, иногда находимые в древнетюркских оградках, могут быть объяснены такой деталью поминаль-ного обряда, бытовавшего до недавнего времени у южных алтайцев. Так, по поверью, душа уже на третий день после смерти человека входит в свой аил и ищет те предметы, что забыли положить с умершим. Поэтому и в первые поминки (7 день) и во вторые (40 день) шаман снова угощал умершего через костер и при этом выяснял: «Все ли дали умершему с собой для его существования в стране умерших предков и что ему хотелось бы еще взять с собой.» Эти вещи при-носились и сжигались тут же на костре. Чаще жертвовали старую изношенную одежду и сломанные предметы. Точно также и в древнетюркских оградках многие предметы лежа-ли в золе кострищ или были перенесены сюда из погребаль-ных костров. В одной из оградок с изваянием, железные предметы конского снаряжения (стремена, удила и др.), побывавшие в огне, были аккуратно сложены в углу оград-ки. В этой же оградке с восточной стороны на «алтаре» из трех плит стоял старый серебряный сосуд. Судя по заклеп-кам, он неоднократно ремонтировался и вот когда наконец» нижняя часть ее совсем прохудилась, тогда он и был пожерт-вован духу умершего.
Остатки деревянных конструкций поминальных жилищ, засвидетельствованные при раскопках алтайских оградок, к тому же оказались обугленными. Конечно же, ритуальные жилища были сожжены, очевидно, сразу же после оконча-ния последних поминок. По древнейшим представлениям алтайских шаманистов, душа умершего после последних поминок должна наконец покинуть землю и мир живых. И в этом ей помогал дух огня, сопровождавший душу умер-шего до царства Эрлик-хана. И здесь в погребальных обря-дах алтайцев и древних тюрок обнаруживаются порази-тельные параллели. Так, у алтайцев: «На седьмой день, если умерший жил один, его аил сжигали». Возможно, под влиянием этого распространенного в древнетюркской среде обычая сжигания поминальных храмов-жилищ и возникло известное у алтайцев поверье. Оно заключалось в том, что если сгорело жилище человека во время его отсутствия, то это предвещало большое несчастье или даже близкую смерть хозяина. Подобная примета уже была известна древним тюркам, судя по описанию династийной хроникой Суй шу (581—617 гг. н. э.) случая, происшедшего с каганом Шаболио. Во время охоты он получил удручаю-щее известие о том, что жилище его сгорело. Прервав охоту, он вернулся в ставку, а через некоторое время забо-лел и умер.
К числу заключительных действий поминального обря-да, происходивших в оградках, наверное, относилось и преднамеренное разрушение каменного изваяния. Причем наиболее поврежденной оказывалась голова фигуры, а о иных случаях она вообще была сбита сильным ударом, нанесенным с затылка. У многих алтайских изваяний голо-вы отбиты по плечи, но найдены здесь же при раскопках или при тщательном поиске у оградок. Следы ударов, произве-денные каким-то острым орудием, патинизированы, т. е. повреждения изваяния нанесены еще в древности. Харак-терны в этом отношении и каменные фигуры, найденные в земле. Они также были частично разбиты и повалены сразу же после сооружения поминальной оградки, о чем свиде-тельствуют раздавленные керамические сосуды, найденные под обломками изваяний. Опираясь на этнографические материалы, нам хотелось бы видеть в этой умышленной порче изваяния прежде всего проявления шаманистских воззрений древних тюрок. Нужно ли в данном случае при-водить большое число примеров, известных и археологам, и этнографам. Ведь у многих народов Сибири широко применялось «идолопоклонничество». А с идолами, зачас-тую изготовленными из дерева, производили те же самые действия, что и с каменными изваяниями. Их разбирали или закрывали после смерти хозяина. Но в нашем конкретном случае, очевидно, можно говорить о желании устроителей поминок таким способом высвободить из изваяния душу умершего. Для этой цели, возможно, и отбивались головы у многих изваяний. Но и здесь следует оговориться, что многие исследователи Центральной и Средней Азии. осмат-ривая многочисленные каменные изваяния, также пришли к выводу о специальном их разрушении. Действия эти при-писываются врагам тюрок, а в Семиречье проникновением ислама в кочевническую среду, боровшегося с идолопок-лонничеством. Другие исследователи отмечают, что совре-менные тюркоязычные народы, боясь «сглаза», т. е. как бы каменные бабы не причинили вреда людям, скоту, сбивали с них головы, нередко уничтожали или закапывали в землю. Но это суеверие соседствует с другим, когда изваяния, наоборот, становились святынями, а над ними сооружались навесы и приносились жертвоприношения. На Алтае среди местного населения оба суеверия распространены. Нам приходилось слышать, что многие суеверные люди боятся их, так как изваяния непонятны им, но о преднамеренной порче ничего неизвестно. Даже, наоборот, в тех случаях. когда нам приходилось выкапывать отдельные каменные фигуры, алтайцы просили после окончания работ, восста-новить все в прежнем виде.

Кто виноват?


Кто виноват?

28.01.13   22    3   Автор/Источник: Посмела Правдивая   Опубликовал(а) - АбдульКарим
Кто виноват?
Все чаще в режиме реального времени мы видим, как низко способен опуститься человек, преследующий какие-то свои цели. Не редкостью стали, например, зверские нападения подростков на пенсионеров или жестокие избиения своих одноклассников на камеру. Вся эта беспредельная жестокость так сильно окрепла за последние года, что впору спросить себя: кто же все-таки виноват и что нам со всем этим делать?

Когда происходят случаи нападения на людей, изощренные убийства либо похищения, вызывающие общественный резонанс, на федеральных каналах в известных телепередачах собираются «эксперты» для обсуждения. Они час или даже два обговаривают детали совершенного преступления, охая и причитая, как же это вообще возможно. После этого рейтинги этих шоу повышаются, а потерпевшие уходят в тень, оставаясь один на один со своим горем. При этом благородная цель этих шоу — придать огласке — не имеет под собой ничего стоящего. Найдите хотя бы одного здравомыслящего человека в нашей стране, который бы не знал, что что-то явно пошло не так в нашем обществе, и который бы верил, что он живет в стабильной стране. Чтобы решить проблему, необходимо, в первую очередь, понять причину ее появления.

Если же попробовать разобраться, например, при каких обстоятельствах происходит большинство убийств. В состоянии алкогольного опьянения, вследствие неблагополучия в семье, на почве зависти и так далее. То есть загнанные в угол, доведенные до отчаяния, потерявшие цель в жизни, нередко решаются на преступление. Их вину никто не оспаривает, но если попробовать задаться вопросом, откуда в нашей стране такой высокий уровень алкоголизма, например? Или почему процент разводов настолько высок, а это, в свою очередь, приводит к появлению неполноценных семей, в которых вырастают не получившие должное воспитание дети? Все безусловно взаимосвязано, и проистекает из порочности и неправильности обшей системы ценностей.

Можно ли обвинять мать, которую выгнали из дома ее собственные дети? А кто же этих детей воспитал? В частности и система, которая воспитала и их мать, не объяснив ей, как вообще следует воспитывать детей. Замкнутый круг.

Тем не менее, хотелось бы разобраться, кто формирует общую систему? По мнению народа, заседающие в думе депутаты, на которых народ и сваливает все несправедливое, творящаяся в стране. При этом, из года в год, народ продолжает терпеть все это и непрерывно жаловаться, что все плохо. Народ, который выбирает тех же депутатов. Получается, что изначально не может быть несправедливости там, где все восстанут против нее. И, наоборот, если ничего не будет предпринято против несправедливости, у нее будут все основания, чтобы крепнуть день ото дня.

Следовательно, каждый жалующийся, но ничего не делающий человек, виноват в своем сегодняшнем положении и в общем упадке в частности.

Если перейти на тех, кто знает, как правильно жить, то есть мусульман, то их ответственность удваивается. На сегодняшний день возник образ политического ислама, которому незаслуженно приписывают много осуждений, таких как связь с иностранцами, финансирование из-за рубежа, отхождение от религии.

Между тем, если изучить Ислам, то становится очевидным факт: это система для решения всех проблем человека. В эту систему входит и непосредственное управление людьми так, как это делал наш благородный Пророк (с.а.с.), а это и есть политика. То утверждение, что верующие - чистые люди, которые не лезут в грязные политические игры, безосновательно. Потому, что согласно этому утверждению, мусульмане добровольно передают руководство над собой людям неверующим, играющим в эти игры.

Разве можно надеется на то, что когда-нибудь эти люди вдруг станут честными и захотят жить по законам своего Создателя?
То, что происходит сегодня в мире, касается, в первую очередь, мусульман, потому что сам Создатель возложил на нас ответственность быть лучшей уммой, призывающей к добру, порицающих зло. Распространяющееся с молниеносной скоростью нечестие — это результат неправильного понимания мусульманами своей религии. Над этим долго работали, и в конечном итоге получилось так, что религию безжалостно отрезали от самой жизни. Некоторые мусульмане до сих пор отстаивают эту ошибочную мысль, не понимая, что отвечать мы будем не только за свои намазы и хадж. Отвечать нам придется и за все то, что происходит в этом мире сегодня, за то, как мы создавали положение, чтобы хоть что-то изменить.

Таким образом политический Ислам — это так необходимое сегодня лекарство, которое излечит не только умму, но и все человечество. При этом, основа религии в нем не исчезает, так как эта основа строится на одном из наиважнейших принципов Ислама - следования сунне нашего Пророка (с.а.с.). Из выражения «политический Ислам» не нужно убирать слово политический и думать, что мы отчистили таким образом нашу религию. Необходимо убрать из своего сознания неправильное понимание слова политика, тогда все соединиться в единый пазл, и Ислам наконец-то начнет по-настоящему влиять на людей. Это приказ Аллаха, который мы практически никак не выполняем на сегодняшний день. Пока молчат и бездействуют те, кто знает, не следует рассчитывать на то, что что-то изменится. Кроме того, каждый мусульманин предстанет в Судный День перед Аллахом, чтобы ответить, как он понял Ислам и как применял его в своей жизни.

Предупреждение ООН о скитаниях тысяч малийских граждан


Предупреждение ООН о скитаниях тысяч малийских граждан

28.01.13   9    0   Автор/Источник: russian.irib.ir   Опубликовал(а) - АбдульКарим
Предупреждение ООН о скитаниях тысяч малийских граждан
Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев сообщило о скитаниях тысяч мирных жителей африканской страны Мали в следствии нападения Франции на эту страну.

Согласно объявлению УВКБ, за последний месяц более 5 тысяч беженцев прибыли из Мали в Мавританию. Между тем такие страны, как Мавритания, Буркина-Фасо и Нигер создают места укрытия для мирных малийских скитальцев. 18 января пресс-секретарь этого комиссариата Мелисса Флеминг предупредила о превращении более 300 тысяч граждан в беженцев в Мали в ближайшем будущем. Франция с 11 января начала военную операцию против Мали под предлогом экстремизма и терроризма. США, Канада, Бельгия, Германия и Дания объявили о своей готовности поддержать войну, которую Франция ведет в Мали.

В Азербайджане власти требуют от имамов заключать никях только для заключивших официальный брак


В Азербайджане власти требуют от имамов заключать никях только для заключивших официальный брак

28.01.13   7    1   Автор/Источник: islamsng.com   Опубликовал(а) - АбдульКарим
В Азербайджане власти требуют от имамов заключать никях только для заключивших официальный брак
Заведующая отделом Госкомитета по делам семьи, женщин и детей Азербайджана Айнур Вейселова заявила, что священнослужители получили указание не заключать религиозные браки лиц, не вступивших в официальный брак.

Она объяснила этот запрет стремлением государства предотвратить заключение браков между лицами, не достигших предусмотренного для этого возраста в 18 лет. «Заключающие ранние браки прибегают, в основном, к религиозному бракосочетанию. Священнослужители недавно получили указание о запрете сочетания религиозным браком лиц, не достигших брачного возраста и не заключивших официальный государственный брак. В отношении тех, кто переступит этот запрет, будут применены соответствующие меры наказания. Допустившим такое нарушение будет запрещено занимать духовный сан, быть священнослужителем», - сказала А.Вейселова . Она считает, что запрет на религиозное бракосочетание лиц, не заключивших официальный государственный брак, уменьшит число ранних браков и связанных с ними проблем.

По словам теолога Намика Бабахана, предостережение священнослужителям было сделано в устной форме со стороны Управления мусульман Кавказа. Однако, о мерах наказания ничего не сообщалось. Теолог считает, что этот запрет едва ли может быть эффективным. Ахунды мечетей сочетают молодых браком при свидетелях, в роли которых могут выступить их отцы, дедушки или другие опекуны. "В чем виноваты муллы, если отец выдает дочь замуж с ее согласия?! Запрет УМК ничего не изменит, ибо в Азербайджане имеются сотни образованных теологов, которые не подчиняются УМК и при обращении к ним заключают браки желающих ," - сказал Бабахан. По его мнению, в Азербайджане, как в мусульманской стране, следует снизить брачный возраст до 16 лет. И если родители девушки согласны на ее ранний брак, то и соответствующий закон должен допускать это.

Следует отметить, что в Азербайджане заключают религиозные браки без регистрации в государственных органахне только несовершеннолетние.

В университете запретили хиджаб и намаз


В университете запретили хиджаб и намаз

28.01.13   11    0   Автор/Источник: ansar.ru   Опубликовал(а) - АбдульКарим
В университете запретили хиджаб и намаз
Студенты-мусульмане эфиопского университета Бахардар были вынуждены бросить учебу и съехать из общежитий после того, как руководство вуза запретило хиджаб на намаз на своей территории.

«Более 95% студентов-мусульман университета Бахардар покинули территорию вуза после обнародования нового приказа администрации, запрещающего студенткам носить никаб и хиджаб», - сообщается на сайте эфиопского спутникового телеканала ESAT.

«Новый приказ также запрещает студентам проводить молитвы на территории университета», - рассказали телеканалу студенты.

При этом руководство вуза утверждает, что от него ничего не зависит, и что оно не может изменить эту политику.

Стоит отметить, что по официальным данным мусульмане составляют около 34% населения, а по неофициальным – более 50%.

В прошлом году в Эфиопии происходили массовые протесты против вмешательства правительства в дела религии – власти навязывают мейнстримовой мусульманской общине идеологию заблужденческой секты Аль-Ахбаш (хабашитской).

По стране прокатились аресты и похищения мусульманских лидеров, многим из них предъявили необоснованные обвинения по тяжелым статьям.

Израиль разместил ракеты рядом с сирийской границей


Израиль разместил ракеты рядом с сирийской границей

28.01.13   11    1   Автор/Источник: rus.ruvr.ru   Опубликовал(а) - АбдульКарим
Израиль разместил ракеты рядом с сирийской границей
Армия обороны Израиля разместила ракеты системы ПРО "Железный купол" на севере страны недалеко от границы с Сирией, сообщает израильская газета Jerusalem Post. Одна из батарей была развернута в районе города Хайфа, информирует издание.

Jerusalem Post отмечает, что военные пошли на такой шаг на фоне эскалации конфликта в Сирии и растущих опасений по поводу того, что сирийское химическое оружие может попасть в руки оппозиции. Ранее вице-премьер Израиля Сильван Шалом заявил, что его страна нанесет удары по объектам в Сирии, если сирийское химическое оружие попадет в руки к оппозиции, - передает "Интерфакс".

"Такое развитие событий станет критическим моментом, который потребует другого подхода, в том числе превентивных операций", - сказал Шалом. "Концепция заключается в том, что это получение химического оружия исламистами не должно произойти. В тот момент, когда мы поймем, что это возможно, нам придется принимать решения", - подчеркнул израильский вице-премьер.

Сирия отрицает наличие у нее химического оружия. Однако, по мнению многих аналитиков, эта страна обладает крупнейшим арсеналом химического оружия на Ближнем Востоке.

Обаме не дает покоя вопрос о роли США в сирийском конфликте


Обаме не дает покоя вопрос о роли США в сирийском конфликте

28.01.13   14    0   Автор/Источник: rus.ruvr.ru   Опубликовал(а) - АбдульКарим
Обаме не дает покоя вопрос о роли США в сирийском конфликте
Президент США Барак Обама в интервью журналу New Republic заявил, что его мучает мысль о том, должны ли США вмешиваться в сирийский конфликт.

"Я спрашиваю себя: "Сможем ли мы что-нибудь изменить в такой ситуации, как в Сирии? Было бы эффективно военное вмешательство? Как оно повлияет на нашу возможность поддерживать войска в Афганистане? Каковы будут последствия вмешательства? Может ли оно спровоцировать еще большее насилие и использование химического оружия? Я постоянно мучаюсь вопросами о том, где и когда США могут вмешаться, чтобы продвинуть наши национальные интересы, улучшить нашу безопасность и поддержать наши высокие идеалы и чувство общей человечности", - сказал Обама.

Ранее Обама заявил, что Соединенные Штаты в отношении Сирии должны проводить взвешенную политику и не допускать необдуманных решений, передает “Интерфакс”.

В совместном с госсекретарем США Хиллари Клинтон интервью американской телекомпании CBS в воскресенье он, отвечая на вопрос о возможности непосредственного вмешательства Вашингтона в сирийский кризис, сказал: "Сирия является классическим примером для оценки нашего вмешательства. Мы хотим быть уверенными, что такое вмешательство не только будет способствовать обеспечению безопасности США, но и будет правильным с точки зрения сирийского народа и соседних государств, например, Израиля, который оно серьезно затронет. Поэтому иногда нам не стоит стрелять с бедра".

Командующий ВМС Турции ушёл в отставку


Командующий ВМС Турции ушёл в отставку

28.01.13   13    0   Автор/Источник: vestikavkaza.ru   Опубликовал(а) - АбдульКарим
Командующий ВМС Турции ушёл в отставку
Аресты военнослужащих вынудили адмирала ВМС Турции Нусрета Гюнера подать прошение об отставке. Об этом пишет сегодня газета "Йени Шафак".

Сам факт подачи прошения подтверждает Генштаб Турции.

Сообщается, что отставка уже принята.

Асад: Россия будет помогать нам, потому что это в интересах Кремля


Асад: Россия будет помогать нам, потому что это в интересах Кремля

28.01.13   35    2   Автор/Источник: ZMAN.com   Опубликовал(а) - firdaus
Асад: Россия будет помогать нам, потому что это в интересах Кремля
Ливанская газета «Аль-Ахбар», обнародовала содержание недавней беседы, которую провел руководитель Сирии Башар Асад со своими ближайшими помощниками в президентском дворце в Дамаске.

Согласно данным ливанской газеты, Асад утверждал, что главный его зарубежный союзник – Россия – не намерена сворачивать всестороннюю помощь нынешнему режиму в Дамаске, причем будет делать это вовсе не из соображений альтруизма.

«Помогая нам, российское руководство защищает не меня, а свои интересы», – заявил президент Сирии Башар Асад.


Свобода убивать палестинцев


Свобода убивать палестинцев

Свобода убивать палестинцев

Израильские солдаты все чаще стреляют
по безоружным палестинцам боевыми патронами

Не менее пятерых безоружных молодых палестинцев, в том числе 21-летняя женщина, были застрелены израильскими солдатами за 13 дней с начала года. Один юноша был убит в декабре, как раз в день своего 17-летия. Еще одно убийство - уже в январе - израильские военные отрицают.
   
Эти факты  вызывают растущее беспокойство по поводу необоснованного использования боевых патронов оккупационными войсками, отмечает израильская правозащитная организация «Бецелем».
«Ни один из убитых не  представлял собой угрозы, оправдывающей  применение силы со смертельным исходом», – цитирует британская Guardian ее представителя Сарита Михаэли,  автора опубликованного в понедельник доклада об использовании израильскими военными оружия против мирных жителей на Западном берегу.
«Армия должна срочно донести до солдат, что жизнь палестинцев имеет равную ценность, и что стрельба  боевыми патронами в не представляющей опасности для жизни ситуации является незаконной».
Самым молодым из убитых в последнее время палестинцев оказался 15-летний Салах Амарин, умерший  в прошлую среду, через пять дней после того, как во время столкновений возле лагеря беженцев Аида в Вифлееме ему выстрелили в голову. Израильские военные говорят, что он стрелял камнями из рогатки.
В тот самый  день, когда  умер Амарин, 22-летнюю Любну аль-Ханаш, идущая по территории колледжа к югу от Вифлеема, была убита выстрелом в лицо. Ее товарищ Суад Джаара, получивший ранение, сообщил информационному агентству «Маан», что «израильский солдат стрелял из своей винтовки, а на  обочине дороги был припаркован белый автомобиль. Никого вокруг, кроме  меня и Любны, не было». Однако военное командование заявило, что армейский патруль открыл огонь в целях самообороны,  «столкнувшись  с палестинцами, вооруженными  коктейлями Молотова».
Шестнадцатилетний Самир Авад, только что сдавший зимние экзамены в школе, был застрелен 15 января, когда зашел за разделительные ограждения возле родной деревни Будрус. Солдаты схватили его, но он вырвался и побежал. Вслед ему открыли огонь, одна пуля попала в спину, другая в голову. Посмертно юношу обвинили в «попытке проникнуть в Израиль».
Тремя днями ранее в спину выстрелили 21-летнему Удаю Дарвишу, убегавшему от солдат, согласно палестинским источникам, после попытки пересечь разделительный барьер к югу от Хеврона. Израильские военные уверяют, что целились ему по ногам.
В декабре израильтянка-военнослужащая  на контрольно-пропускном пункте в Хевроне застрелила Мухаммада аль-Салаймеха, вышедшего  купить торт, чтобы отметить свое 17-летие. Армейский представитель заявил, что он размахивал игрушечным пистолетом, который солдаты по ошибке приняли за настоящий.
11 января израильские солдаты застрелили выстрелом в живот 19-летнего жителя сектора Газа Анвара аль-Мамлюка. По сообщению Палестинского центра по правам человека, инцидент произошел в 50 метрах от пограничного заграждения.
Три дня спустя выстрелом в голову был убит 21-летний фермер Мустафа Абу Джарад. Израильская армия отрицает свою причастность к этому преступлению.
Согласно организации «Бецелем», устав израильской армии допускает применение боевых патронов «в случае насильственных беспорядков возле разделительного  барьера, когда возникает реальная угроза повреждения или прорыва заграждения, и когда менее суровые методы  оказались неэффективными, командир подразделения  может, как крайнюю меру, разрешить стрельбу одиночными боевыми патронами по ногам тех людей, которые будут определены как основные зачинщики».
Очевидно, что израильские солдаты трактуют это правило очень вольно  – с 2005 года боевыми патронами убито не менее 46 бросавших камни палестинцев, говорится в докладе «Использование Израилем оружия для разгона демонстраций на Западном берегу».
Излюбленным оружием израильских военных, регулярно разгоняющих мирные демонстрации протеста, остаются  слезоточивый газ, резиновые пули, шумовые гранаты и «скунс» – распыляемая из водометов зловонная жидкость.
«Боевые патроны являются наиболее смертоносным средством, используемым силами безопасности против демонстраций на Западном берегу, – говорится в докладе. – Действующие в израильской армии правила ясно гласят, что нельзя стрелять боевыми патронами в тех, кто бросает камни».
Однако даже либеральная израильская газета Haaretz признала недавно, что правила эти не нарушает только ленивый.
«Основная проблема, вытекающая из этих случаев, заключается в том, что солдаты и командиры слишком свободно трактуют обстоятельства, в которых дозволяется убивать палестинских граждан, приближающихся к заграждению, да хотя бы и пытаются пересечь его, не подвергая опасности жизнь израильских солдат или гражданских лиц», – говорится в редакционной статье.
«Этот ряд произошедших в последние дни инцидентов, в которых были убиты палестинцы, вызывает ощущение, что палестинская кровь может проливаться безнаказанно».
Источникwordyou.ru

ПРЕЗИДЕНТ РФ ВЛАДИМИР ПУТИН ПОДПИСАЛ УКАЗ О НАЗНАЧЕНИИ РАМАЗАНА АБДУЛАТИПОВА ИСПОЛНЯЮЩИМ ОБЯЗАННОСТИ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН


ПРЕЗИДЕНТ РФ ВЛАДИМИР ПУТИН ПОДПИСАЛ УКАЗ О НАЗНАЧЕНИИ РАМАЗАНА АБДУЛАТИПОВА ИСПОЛНЯЮЩИМ ОБЯЗАННОСТИ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

28 января 2013 | 14:59
Об этом сообщила сегодня ИТАР-ТАСС пресс-служба Кремля. Ранее президент подписал указы о прекращении полномочий Магомедсалама Магомедова на посту главы Республики Дагестан, а также о назначении его заместителем руководителя администрации президента РФ.

ТИҮ Русиянең милли сәясәт стратегиясен тикшерде

Секир-секьюрити, или Как исламофобия расползается по Поволжью и Уралу


Секир-секьюрити, или Как исламофобия расползается по Поволжью и Уралу




Секир-секьюрити, или Как исламофобия расползается по Поволжью и Уралу
Пикет в поддержку политзаключенных в Уфе
Как рождаются мифы о мусульманах-террористах в СМИ, задались мы вопросом и попросили нашего автора, по совместительству башкирского общественного деятеля Валиахмета Бадретдинова, проанализировать одну из таких исламофобских статей. В декабрьском номере газеты «Наша версия» как раз опубликовали статью с говорящим заголовком «Секир башкир. Исламский сепаратизм переползает с Северного Кавказа в Поволжье» за авторством Георгия Филина. Валиахмет Бадретдинов, внимательно прочитав статью, обнаружил в ней только пару достоверных фактов – наименование курултая башкир да фамилии реальных личностей – генерал-лейтенанта Порядина, председателя совета по государственно-межконфессиональным отношениям при президенте Башкирии Пяткова и политзаключенного, заместителя председателя Исполкома Всемирного курултая башкир Ахметшина.
 
   
Как и было задумано, на эту очередную сенсационную «газетную утку» информационные агентства отреагировали вполне определенными откликами вроде «Башкирские стрелки вышли на тропу войны» или «Башкортостан становится горячей точкой России». Вот так создается в России новый образ современного врага народа – «секир башкира», готовящегося сделать кому-то секир-башку в редеющих от беспощадной рубки башкирских же лесах.

В камуфляже – значит, боевик!

Первые же строки этой статьи слуги государственного секьюрити могут повергнуть в шок. Оказывается, боевики в этой прекрасной своей природой и людьми республике завелись давненько: «Пять лет назад сенсацией стали просочившиеся в местную прессу фотографии из тренировочного лагеря в Бурзянском районе республики – на них местная молодёжь в камуфляже браталась с одиозными боевиками, а среди участников сборов мелькало лицо зампреда Всемирного курултая башкир Фанзиля Ахметшина».
Федот, да не тот! Как выяснилось в процессе суда над активистом и организатором благотворительной акции «Дети Сомали» Фанзилем Ахметшиным, обвиняемом в «контрабанде наркотиков» и «экстремизме», в те годы действительно проводились сборы для подростков (чаще всего для так называемых трудных) и допризывной молодежи в целях их подготовки к воинской службе в ВС России. Их организаторы – Госкоммолодежи Республики Башкортостан, комитеты по молодежной политике местных администраций с участием представителей военных комиссариатов. Эти ежегодные мероприятия проходили по согласованию с администрациями городов и районов, а работники милиции были обязаны не только присутствовать в них, но и охранять порядок.  Фанзиль Ахметшин в сборах участвовал в качестве одного из лидеров молодежного движения. И сразу же придется уличить автора статьи в маленькой, но лжи: Ахметшин стал зампредом Исполкома  Всемирного курултая башкир только летом 2010 года.
Но где Филин нашел башкирских боевиков, тем более одиозных, братавшихся с подростками, военными и чиновниками под бдительным взором местной милиции? Где документы, доказательства, решения судов? Их нет и не могло быть. Помнится, свидетель обвинения майор ФСБ Хаматов демонстрировал суду фотографию Ахметшина в камуфляже, считая это само по себе доказательством его причастности к экстремизму.

Террористы, или жертвы террора?

Чтобы придать статье вес, автор упоминает события жаркого лета 2010 года: «Два года назад группа башкирских боевиков совершила вылазку на территорию Пермского края – о расстреле поста ГИБДД «Ирень» и убийстве инспектора ДПС писала в том числе и «Наша Версия». И это был первый случай в новейшей истории, когда за башкирские бандформирования взялись силы спецназа ФСБ, в том числе и легендарная «Альфа».
Надо сказать, что летом того же 2010 года пермские милиционеры первоначально давали информацию, опровергающую нападение так называемых «башкирских боевиков» на упомянутый пост ГИБДД. По этому нашумевшему делу объективное расследование не было доведено до конца, так как преступление было списано на расстрелянных в лесу Архангельского района Башкортостана молодых мусульман Ильшата (у Филина он стал Ильпатом) Шафиева, Нафиса Шаймухаметова и Ирека Гайнуллина (у автора статьи – Гуйнуллина).
Эти жертвы спецоперации названы автором статьи «кровожадными террористами», но в республике не было ни одного человека, пострадавшего от их рук или действий. Не было и суда, где была бы доказана их виновность и по нападению на пост ГИБДД в Суксунском районе Пермского края.

Быль о генерале-охотнике, не сумевшем поймать башкирскую банду-невидимку

Далее Георгий Филин приступает к изложению претендующей на сенсацию информации о некоей совместной спецоперации внутренних войск МВД и ФСБ против башкирских националистических формирований: «Спецоперацию провели настолько незаметно, что узнали о ней лишь через неделю после её завершения, поведал о неудачной охоте на боевиков командующий войсками Уральского регионального командования внутренних войск МВД генерал-лейтенант Александр Порядин. Со слов Порядина, оперативники ФСБ получили информацию, что бандформирования из Башкирии организовали на границе с Челябинской областью тренировочный лагерь. О том, что желающих потренироваться в умении стрелять и взрывать было не так уж мало, можно догадаться хотя бы потому, что чекисты на этот раз решили не действовать в одиночку и привлекли к операции коллег из внутренних войск. Но пока силовики согласовывали детали спецоперации, они упустили время: башкирские партизаны успели покинуть территорию лагеря. Сейчас их ищут на территории соседних Пермского края и Челябинской области».
Но, похоже, эти сведения являются очередной информационной провокацией. В этом можно убедиться, посмотрев видео-интервью генерала Порядина журналисту информационного агентства «Новый регион» Максиму Бородину 7 декабря 2012 года (Источник: «Военный апокалипсис: исламская атомная бомба, «желтая» угроза и «пятая колонна» внутри России»). Привожу дословный отрывок из данного интервью, сохранив стилистику диалога.
«А.Порядин. Нужно остановить рост этого неприятного потенциала, который называется экстремизмом и исламским фундаментализмом. Его нужно остановить в зачатке, иначе расползется. Пример вы явно видите на территории Татарстана.
М.Бородин. Башкирии.
А.П. Башкирии, да и здесь уже много проникновения и всяких моментов.
М.Б. Мне доводилось слышать о том, что в Башкирии конкретно рост национализма стал настолько высоким, что вплоть до того, что спецподразделениям приходится проводить там военные операции.
А.П. Ну вот, информация была, мы проверили одну информацию буквально в понедельник.
М.Б. Про Башкирию?
А.П. На границе, рядом.
М.Б. И…
А.П. Ну, нет результатов. Я выбрасывал свои силы специального назначения совместно с органами ФСБ для поисковых мероприятий.
М.Б. А что случилось?
А.П. Ну, мы имели информацию, что, якобы, там какие-то непонятные силы создались, кто-то стреляет, кто-то обучается.
М.Б. Именно со стороны башкир?
А.П. Ну да, с той стороны, ближе.
М.Б. Ближе с той стороны некие бандформирования, да?
А.П. Ну, что-то такое было подобное».
Что можно сказать, исходя из этой беседы журналиста с высокопоставленным генералом? Мне она живо напомнила русскую народную сказку про Иванушку-дурачка. Ему ведь тоже дали задание: «Иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Разве не так: кто-то где-то стрелял, кто-то чему-то обучался, не то с этой, не то с той стороны, не то дальше, не то ближе. Не то в Челябинской области, не то в Пермском крае. Неизвестно кто, но известно точно – это «секир башкиры», которых ушлые журналисты успели прозвать «башкирскими стрелками». Вот какая славная историческая тенденция – сначала стрелки были латышскими, потом – ворошиловскими, а теперь стали башкирскими.

Если тебе мусульманин имя…

По Филину, не стоит огорчаться этой неудачной охотой, ведь «одно дело гоняться за несколькими вооружёнными отморозками, и совсем другое – преследовать сотню хорошо экипированных и обученных террористов».
Более того, у автора статьи имеется такая информация, о которой мы, живущие в Башкортостане, даже не подозреваем: «За последние годы число экстремистских организаций в Башкирии выросло многократно: если раньше деятельность спецслужб ограничивалась обузданием не в меру активных сторонников движения «Кук буре» («Небесные волки»), то сегодня в республике действуют не менее влиятельные, но гораздо более радикальные «Фаляк» и «Тарикат»… Несанкционированные митинги и пикеты, заканчивающиеся массовыми драками с полицией, способствуют популярности организации среди молодых отморозков».
Стоит отметить, что если «Кук буре» – молодежная организация правозащитного толка, то «Фаляк» и «Тарикат» – обычные, традиционные, чисто религиозные организации, и они не признаны экстремистскими, иначе были бы запрещены.
«Тарикат» – как говорит само название общества, проповедует суфизм. Но неграмотным в религиозном отношении башкирским  чекистам все равно – что тебе суфизм, что – салафизм, ведь все эти слова из одного – арабского корня, значит – они чужие, враждебные. Если так будет продолжаться дальше, то человека начнут преследовать только потому, что он является мусульманином.

И это все о нем?

Заключительная часть статьи Георгия Филина посвящена Фанзилю Ахметшину:«Говорят, что «Кук буре», «Фаляк» и «Тарикат» распустились буйным цветом на деньги, которые вливал в эти структуры сидящий в тюрьме Фанзиль Ахметшин. А он, в свою очередь, получал их от весьма высокопоставленных башкирских политиков и бизнесменов».
В связи с этой ложью вынужден признаться, что сегодня оставшаяся без кормильца семья Ахметшина с тремя малолетними детьми попала в трудное положение. Автору-мизантропу стоит побывать в квартире Фанзиля, или, по крайней мере, попросить поделиться сведениями о «богатствах» этой семьи у тех же башкирских ФСБ-шников, проводивших там обыск. Если бы написанное Филиным соответствовало истине, он не преминул бы назвать поименно тех самых высокопоставленных башкирских политиков и бизнесменов, которые «выпестовали» башкирских ваххабитов.
А вот следующее голословное утверждение автора: «Но пять лет назад терпение правоохранителей лопнуло – после того, как появились подтверждения связей Ахметшина – на тот момент главы молодёжного отделения Духовного управления мусульман Башкирии – с боевиками из Узбекистана».
Насколько мне известно, УФСБ по РБ не предъявляло Ахметшину подобного обвинения, так как он никогда не ездил в Узбекистан, да и в то время он только начинал приобщаться к Исламу с соблюдением его правил и требований. А узбекских боевиков в Башкортостане еще никому не удавалось обнаружить. Они – такие же невидимки, каковыми являются обитающие в башкирских лесах бандформирования.
Следующее заявление автора также не подтверждено никакими документами, вещественными доказательствами и свидетельскими показаниями: «В уголовном деле, которое в настоящее время рассматривает суд, собраны факты приобщения Ахметшиным школьников к идеям ваххабизма под видом «уроков нравственности», распространение запрещённой литературы в общежитиях БГУ. У Ахметшина всегда водились деньги, и он ими охотно делился с нуждающимися школьниками и студентами. Вопрос, на который следствие так и не смогло ответить: откуда у него брались эти деньги?»
Действительно, свидетель обвинения, начальник 2-го отдела УФСБ по РБ по борьбе с религиозным экстремизмом Т. Хаматов на голубом глазу «доказывал» суду, что вся общественная и культурно-массовая деятельность Ф.Ахметшина среди молодежи, его участие в организации проводимых совместно с государственными и муниципальными органами военно-патриотических сборов, спортивных соревнований, конкурсов, в общественном движении за трезвый образ жизни и прочих мероприятиях было лишь прикрытием для пропаганды ваххабизма и вербовки членов в свою не существующую на самом деле экстремистскую организацию. При этом суду предъявлены лишь сами обвинения, построенные фактически на одних предположениях и догадках. Таким образом, УФСБ и прокуратура Башкирии на полном серьезе считают, что для осуждения человека достаточно их подозрений и предположений. Не напоминает ли это дух полузабытых процессов против «врагов народа» в 30-х годах прошлого века?
И, напоследок, еще раз о деньгах Ф. Ахметшина. «Есть сведения о том, что отряд, ускользнувший от совместного рейда спецслужб и внутренних войск, также взрастил Ахметшин – причём на турецкие деньги», – утверждает борзописец Филин. Ври, да не завирайся, говорят в народе. Фанзиль Ахметшин никогда человеком богатым не был. Отец его умер еще лет 20 тому назад, а пятеро осиротевших детей вырастила его мама – сельская учительница. Кажется, что такое навязчивое представление спецслужб о богатстве Ахметшина порождено их недоумением: как же ему и его единомышленникам-мусульманам за столь короткое время удалось собрать немалую сумму для оказания помощи голодающим детям сомалийских беженцев?
И, кажется, им просто-напросто недоступна и непонятна та простая истина, что только добро, сотворенное твоими искренними намерениями и действиями, способно преумножать добродетели и в душах других людей, и в собственном сердце.
А что касается зла – оно уже содержится в самом заголовке статьи Филина, так как он сам по себе наносит оскорбление любому гражданину башкирской национальности. И сам заголовок, и содержание статьи не могут не возбуждать неприязни к башкирам вообще, к их общественным организациям, и поэтому автор и издатель этого пасквиля достойны привлечения к уголовной ответственности  по статье 282 УК РФ – «возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».
И не стоит забывать, что неправедные дела всплывут и через сорок лет, справедливость восторжествует, а за совершенную подлость, тем более сознательно и умышленно, воздастся человеку по полной мере и в мире ином.
Автор: Валиахмет Бадретдинов
Источникwordyou.ru

Полиция защитит мусульман


Полиция защитит мусульман




Полиция британского Лестера предостерегла, что не потерпит в городе дискриминации мусульман и защитит их право на религиозную практику без страха притеснения.
   
«Это было однозначно преступление на мотивах религиозной нетерпимости, направленное на прихожан мусульманского центра, которые были глубоко расстроены и шокированы», - заявил начальник полиции Марк Ньюкомб в интервью газете This Is Leicestershire.
«Мы не потерпим какой бы то ни было дискриминации в Лестере, и большинство местных жителей расстроилось из-за этого инцидента».
Комментарии полиции были связаны с недавним уголовным делом о хулиганстве на мотивах религиозной нетерпимости – 24-летний Лайам Феррар, подбросивший в местный исламский центр голову свиньи, в суде полностью признал свою вину.
Мусульмане обнаружили на пороге своего центра Ас-Салям свиную голову рано утром 25 декабря. В результате следственно-оперативных действий 28 декабря Феррар был арестован. Приговор хулигану будет озвучен 18 февраля.
Начальник полиции Лестера выразил надежду на то, что решение суда «ясно даст понять таким людям как Феррар, что сотрудники системы уголовного правосудия приложат все усилия, чтобы привлечь их к ответственности».
Мусульмане из фонда Ас-Салям планировали открыть новый исламский центр, в котором собирались помимо всего прочего раздавать продукты нуждающимся, а также оказывать психологическую помощь наркоманам и алкоголикам. Очевидно, что преступник своими действиями хотел помешать реализации этих планов.
Источникansar.ru