ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

понедельник, 8 октября 2012 г.

Абдуррашит Ибрагим - Великий Татарский Миссионер


Абдуррашит Ибрагим - Великий Татарский Миссионер

Известно ли вам, что благодаря одному татарину Япония чуть-было не стала мусульманской страной? Известно ли вам, что в то время, когда от разваливавшейся на глазах Османской империи (а вместе с ней и исламским халифатом) отторгались и исчезали мусульманские территории, один наш соотечественник вел активную просветительскую и миссионерскую деятельность по внедрению ислама ни где небудь, а в самой Японии? И добился феноменального успеха, вплоть до того, что в 1939 году парламент Японии признал ислам одной из официальных религий в стране. За этот период многие представители японской элиты, включая военных и интеллигенцию, приняли ислам. По утверждению некоторых зарубежных ученых в тот период в Японии уже насчитывалось около одного миллиона мусульман...
 В этот период активно разрабатывается «азиатская» теория в исламе, согласно которой народы Евразии должны были объединиться под лидерством Японии на платформе ислама. Такая бурная деятельность татарского миссионера не на шутку встревожила мировые державы.
Европейские страны испугались стремительного распространения ислама в Японии, назвав этот феномен «желтой чумой». В Америке и по сей день хранятся в архивах секретные файлы об «исламизации» Японии. Внешние силы, категорически не желавшие появления мощного, милитаризированного исламского государства в лице Японии, перешли в контрнаступление.
Как раз в это время в Японии начали вести активную подрывную деятельность лучшие разведчики мира, силы зла, включая гения разведки Рихарда Зорге и иже с ними (в команде которого, кстати, были и «красные» татары). Кульминацией этой драмы стала атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Сегодня все эти события списываются на вторую мировую войну, и трактуются в свете официальной истории. Но кто знает истинную причину столь чудовищной и непропорционально жестокой «мести» американцев. Не желание ли наказать и отбить раз и навсегда стремление японцев к лидерству, особенно через ислам? Ведь у сильной духом самурайской Японии был и есть огромный потенциал к лидерству, и, приняв ислам в качестве государственной религии, Япония, безусловно, могла бы стать лидером в, осиротевшем после падения османской империи, исламском мире.
    Так кто же этот человек, который приложил так много усилий в сохранении и пропаганде ислама во всем мире, в то смутное время, когда само будущее исламской религии стояло под угрозой? Имя этого человека Абдуррашид Ибрагимов. На исторической родине, т.е. в России его почти не знают. Во времена советской власти его имя умалчивалось по идеологическим причинам. Он не вписывался в пантеон советских героев-коммунистов. Мусульманский мир знает его лучше, хотя арабы так же не любят отдавать пальму первенства в вопросах миссионерства не арабским ученым. Тем не менее, если кто-нибудь из зарубежных мусульман высокомерно спросит: «Есть ли у татар богословы, внесшие свой вклад в распространение и укрепление ислама во всем мире?» можно с гордостью ответить «Да, есть. Это Абдуррашид Ибрагимов и Муса Бигиев».
   Об Абдуррашиде Ибрагимове можно с уверенностью сказать, что – это первый татарский геополитик мирового масштаба, в сферу деятельности которого входили не только решение насущных татарских проблем, но так же вопросы глобальной политики, включая роль ислама на мировой арене. Он наш первый национальный политик и идеолог политического ислама мирового масштаба. Все, к чему можно прикрепить приставку «пан» - панисламизм, пантюркизм, паназиатство, - все входило в сферу его политической деятельности, ибо мыслил он глобальными категориями. Его знают в Турции, Египте, Сирии, Иордании, Японии, Германии, Франции и Англии. Чтят Абдуррашида Ибрагимова и в его родном сибирском городке Тара, где недавно прошли юбилейные торжества в честь его 150-летия.
  
  Наряду с татарским и русским языками, Абдуррашид Ибрагимов прекрасно владел арабским, персидским, японским, турецким и немецкими языками. Он знал наизусть Коран, был профессиональным исламским богословом, исламским правозащитником, известным журналистом, первым татарским эмигрантом и истинным татарским интеллигентом, с уважением относившимся к культуре других народов. После себя он оставил свыше 280 научных трудов, книг, газет, журналов. Он был идеологом и основателем первой мусульманской татарской политической партии, исколесил полмира, выступая на международных конференциях и пропагандируя ислам. В то же время он всегда оставался истинным мусульманином, и вел праведный образ жизни по всем канонам ислама. На рубеже веков, в эпоху войн и революций, в непростое для исламской цивилизации время этот человек выступил в роли локомотива по трансформации ислама в политическое пространство, и превращение его в международную идеологию, способную вдохновить и объединить множество людей по всему миру.
    Сегодня труды Абдуррашида Ибрагимова тщательно изучаются во многих странах мира, перепечатываются и пропагандируются. События, которые происходили в исламском мире в начале двадцатого столетия, а также политическую историю татар, стремление татарского народа к восстановлению государственности сегодня изучают именно по его трудам. Его ставят в пример, как эталон невероятного трудолюбия, праведности, верности идеалам и целеустремленности.
    Так, кто же он, этот «колокол истории», «колокол перемен», забивший в набат в начале двадцатого столетия, и разбудивший тюрок-мусульман от векового сна? Кто этот человек, призывавший японского императора принять ислам, поднявший турецких султанов на борьбу с Антантой, и обсуждавший проблемы татарского народа на приеме у русских министров? Кто такой Абдуррашид Ибрагимов?
  Чтобы ответить на этот вопрос нужно начать с его корней, с его родословной, так как происхождение, место рождения, среда обитания и образование и есть тот фундамент, который формирует личность человека на всю жизнь. Абдуррашид Ибрагимов родом из Сибири, родился 23 апреля 1857 года в городке Тара Тобольской губернии в семье религиозного деятеля. Все его предки по линии отца были ахунами (мусульманскими святыми праведниками), говорят даже, что древо его рода восходит к самому пророку Мухаммеду. Предки Абдуррашида Ибрагимова прибыли в Сибирь из Бухары-Ургенча в 1572 году по приглашению сибирского хана Кучума для распространения ислама. Четыре брата-сподвижника, обосновавшись в четырех деревнях вокруг Тары, принялись за внедрение ислама в Сибири. В те времена сибирский городок Тара служил летней ставкой сибирского хана Кучума и назывался Ялым-Тора. После падения  сибирского ханства,  в 1594 году  русские войска возвели на этом месте форпост и начали кровопролитную войну по захвату Сибири. В последних войнах против русских захватчиков участвовали и предки Абдуррашида Ибрагимова – шейхи и саиды. Земли Тары освящены кровью этих мусульманских святых мучеников, шахидов, павших за веру.
Как показывают архивные источники, русские после завоевания Сибири, начали беспощадную кампанию по крещению коренных народов. В результате большинство местных ханты-мансов, остяков, киргиз-кайсаков и даже татар вынуждены были принять православие. Но мусульманские шейхи Сибири и религиозные деятели из рода саидов стояли насмерть против насильственного крещения, ища правды и заступничества, они доходили до столицы империи и там требовали соблюдения своих прав. После восшествия на престол Екатерины II, и провозглашения религиозных свобод, в 1793 году прадед Абдуррашида Ибрагимова ахун Абдуррашид совместно с купцами Айтикиными построил в Таре первую каменную мечеть. Пост главного имама этой мечети переходил из поколения к поколения от отца к сыну в семье Абдуррашида Ибрагимова.
   Профессиональное богословское образование Абдуррашид Ибрагимов получил на родине ислама, в Медине. Проучившись в Медине пять лет с 1879 по 1884 год, и, получив степень Коран-хафиза (чтеца, знающего Коран наизусть), он вернулся в Тару, где стал имамом мечети. Здесь он проработал с 1885 по 1892 годы, обзавелся семьей, детьми. В эти годы он еще больше облагородил и расширил мечеть в Таре, открыв при ней начальную школу–медресе. Наиболее талантливых детей отправлял совершенствовать знания заграницу - в Турцию, Мекку-Медину. Надо отметить, что в городке Тара в тот период кипела политическая жизнь. Сюда нанес визит будущий царь Николай II, здесь когда-то сидели ссыльные декабристы, вольнодумцы, революционеры. Известно, что в тюрьмах Тары побывали такие мыслители, как Достоевский,  Радищев, Фонвизин и другие... Такова была судьба не одной только Тары. После победы над татарами, Российская империя превратила всю Сибирь в страну тюрем и каторг....
    После Тары Абдуррашид хазрат три года проработал главным религиозным судьей, казыем в Уфе, в Духовном Управлении Мусульман. В отсутствии муфтия исполнял его обязанности. Но свободолюбивому по натуре сибирскому татарину Абдуррашиду Ибрагимову не понравились некоторые повадки официального духовенства. Он быстро осознал, что Духовное Управление Мусульман является марионеткой в руках имперских властей и служит инструментом для подавления масс. Он начал критиковать официальное духовенство мусульман и призывал их вернуться к службе народу. Видимо в это время и начали формироваться его политические взгляды. Как человек мыслящий, он не мог оставаться безразличным видя, как попираются права тюрок-мусульман в Российской империи. В попытке добиться расширения прав и свобод для мусульман, он побывал на аудиенции в Петербурге, в министерствах внутренних дел и образования.
   Такая бурная деятельность, критика властей и инакомыслие не могли понравиться ни царским властям, ни мусульманскому духовенству. Его быстро зачислили в список неблагонадежных. Начались преследования, гонения, слежка, неприязнь коллег. В результате репрессий, а также, опасаясь за свою жизнь, в 1895 году Абдуррашид Ибрагимов вынужден был покинуть страну. Так началась его долгая жизнь в эмиграции и расцвет его славы.
    Сначала он остановился в Турции, а потом отправился в путешествие по всему миру. За три года он побывал в Египте, Палестине, Италии, Австрии, Франции, Болгарии, Сербии, на Кавказе, в Средней Азии, Турции, Туркестане, Японии. Главной целью такого марш-броска было ознакомление с ситуацией в стремительно меняющемся мире, знакомство с мусульманскими странами. Он много проповедовал о бесправном положении тюрок-мусульман в Российской империи, о стремлении татар к независимости, искал пути для создания всемирного исламского союза. Среди возможных союзников в освободительной борьбе тюрок-мусульман против Российского колониализма он рассматривал три сильных державы того времени– Османскую империю, Японию, и Германию. Обо всем этом он напишет позднее в своих трудах.
    Первые печатные издания Абдуррашида Ибрагимова вышли в свет в 1895 году в Турции. Это книжки-брошюрки «Ливауль Хамд» и «Чулпан Йолдызы». В первой он разоблачает политику русификации российских властей по отношению к татарам и призывает татар эмигрировать в Турцию. Книга быстро завоевала популярность среди российских мусульман и сильно помешала переписи населения в 1897 году. Многие откликнулись на призыв покинуть Россию, и в начале двадцатого столетия около 70 тысяч татар переехали жить в Турцию.
    Вторая книга Абдуррашида Ибрагимова «Чулпан Йолдызы», изданная в 1895 году сначала в Стамбуле, а затем переизданная в Петербурге, доставила еще больше хлопот царским властям. В этой книге Абдуррашид Ибрагимов впервые пишет правдивую историю татар, историю принятия ислама татарами, разоблачает враждебную политику русских, веками направленную на уничтожение татар, призывает соотечественников подняться на борьбу с царским самодержавием. Эту книгу моментально вносят в список запрещенной литературы, но, несмотря на это, именно она становится настольной книгой всех тюрок-мусульман и татарского передового студенчества..
    Несмотря на то, что репрессии и давление со стороны властей ужесточались, Абдуррашид Ибрагимов не прерывал своих отношений с татарами, оставшимися в России. Часто приезжая в Петербурге, и собрав там круг единомышленников, он даже поставил на поток издательство газет и журналов национальной и религиозной направленности. Можно с уверенностью сказать, что Абдуррашид Ибрагимов был основоположником татарской прессы. Еще в 1900 году он начал издавать журнал-альманах под названием «Миръат» («Зеркало»). За 9 лет в Петербурге в свет вышли 16 выпусков этого издания, в Казани - 6. В этом журнале Абдуррашид Ибрагимов разносторонне освещал жизнь татар – он писал об их внутреннем мире, о необходимости воспитания интереса к наукам, о проблемах эмансипации женщин, о сохранении нравственности, и о первостепенной роли просвещения в развитии нации. Позднее вышла его книга «Алеми Ислам», в которой описываются его путешествия по миру. Известно, что в 1900 году в Египте Абдуррашид Ибрагимов анонимно издал книгу «Мусульмане России или История татарского народа».
    Примерно в это время, в 1900-1903 годах. он впервые побывал в Японии. Как уже было сказано, Абдуррашид Ибрагимов искал по всему миру союзников в борьбе против имперской России. Привлекало его и теплое, дружеское отношение японского народа к исламу. Но царский режим не дремал. Преследуя Абдуррашида Ибрагимова, ведущего открытую пропаганду против России, буквально по пятам, российские власти обратились к японскому правительству об его выдаче. Не выдержав давления, японские власти попросили Абдуррашида Ибрагимова покинуть страну, и он обосновался в Турции. Но и здесь он продолжил свою деятельность против Российской империи, в результате чего Россия добилась от турецких властей его выдачи. В начале августа 1904 года, сразу же по переходу границы, его арестовали, и бросили в Одесскую тюрьму. Но благодаря многочисленным ходатайствам мусульман, его выпустили через две недели.
    Позорное поражение России в русско-японской войне и начавшиеся в стране революционные процессы вдохновили татарскую интеллигенцию, а вместе с ней и Абдуррашида Ибрагимова, на поиск новых путей в борьбе за права татарского народа. Абдуррашид Ибрагимов, имевший за плечами большой опыт проживания заграницей, понял, что эффективнее защищать права народа с трибун парламента, и принялся за создание первой мусульманской партии России. Выйдя из Одесской тюрьмы, он прямиком направился в Казань. Затем, переехав в Петербург, начал консультации и прием делегатов из Крыма и Кавказа, вслед за этим, в целях создания татарской мусульманской партии, объехал многие города - Касим, Чистополь, Уфу, Пермь, Троицк, Петропавловск, Иж-Буби... В результате титанических усилий Абдуррашида Ибрагимова была создана первая мусульманская партия России «Иттифак эль-Муслимин», чей первый съезд прошел в августе 1905 года в Нижнем Новгороде. В январе 1906 года в Петербурге прошел второй, а в августе того же года, третий съезд партии «Иттифак эль-Муслимин». Мусульмане со всей империи: Идель-Урала, Кавказа, Крыма, Средней Азии, Сибири впервые за всю историю собрались вместе на одной политической платформе, чтобы начать политическую борьбу за права мусульман. В результате, они смогли провести своих депутатов в Государственную Думу нескольких созывов. Мусульманские депутаты смело и грамотно излагали проблемы мусульман, в том числе и татар, с государственных трибун.
    В этот период Абдуррашид Ибрагимов ведет непрерывную пропагандистскую деятельность среди российских мусульман, издает серьезные газеты, пробуждающие политическое и национальное сознание мусульман. Среди таких газет была еженедельная газета «Өлфәт», которую он начал издавать в 1905 году в Петербурге. Газете суждено было выйти в свет только 85 раз, после чего ее закрыли. В 1906 году Абдуррашид Ибрагимов начал издавать на арабском языке газету «Аль-Термиз», которую тоже скоро закрыли. Но Абдуррашид Ибрагимов не прекратил свою деятельность. На деньги казахских баев он начал издавать для казахских студентов газету «Сиркә» («Рәхбәр»), после закрытия и этой, в апреле 1907 года запускает культурно-политический еженедельник «Нәжәт» («Котылу»). После выпуска единственного номера газеты, выходит приказ об аресте главного редактора. В России наступает период репрессий против национальных меньшинств, всякого рода инакомыслия, политических движений и просвещения.
    За те годы оттепели, воспользовавшись демократическими свободами, Абдуррашид Ибрагимов успел издать свои основные политические труды: «Автономия яки идарәи мөхтәрият», а так же «Тәрҗемәи хәлем» и «Мең дә бер хадис шәрхе». В книге «Автономия яки идарәи мөхтәрият» Абдуррашид Ибрагимов первым из татарских национальных политиков выдвигает идею об изменении российской политической системы, говоря о необходимости наделения нерусских народов своими национальными автономиями и территориальными образованиями. Для того времени это была очень смелая идея, которая впоследствии будет включена в политическую программу партии «Иттифак эль-Муслимин».
    Книга «Мең дә бер хадис шәрхе» - это перевод одноименной книги турецкого генерала Ариф бея, отредактированная в духе времени и обогащенная пометками и комментариями Абдуррашида Ибрагимова. В этой книге Абдуррашид Ибрагимов обращает внимание на катастрофическое положение дел в исламском мире - на агрессию западных колонизаторов по отношению к мусульманским странам, оставшимися без защиты после распада исламского халифата. Он так же повествует о бесправном положении российских мусульман, разоблачает политику насильственного крещения и русификации, призывает на освободительную борьбу. Эта книга сразу же попадает в список запрещенной литературы, на книгу налагается арест, а царский режим еще больше ужесточает преследования Абдуррашида Ибрагимова. Выходит приказ о заключении его в тюрьму сроком на один год. В очередной раз Абдуррашид Ибрагимов вынужден покинуть страну, и осенью 1908 года, проделав неимоверно долгий путь через всю Сибирь, Дальний Восток, Монголию, Китай, он добирается до Японии.
    В этот раз Япония встречает его с распростертыми объятьями. Перед ним распахиваются двери всех правительственных учреждений и высокопоставленных чиновников. Представители интеллигенции, политики и знаменитости приходят на встречу с ним. Сам император удостаивает его своей ауденции. Ему так же позволено путешествовать по Японии и знакомиться с жизнью простого народа. Обширные знания, эрудиция, интеллект, порядочность и искренняя любовь Абдуррашида Ибрагимова к японскому народу восхищают японцев, и около него начинает собираться круг единомышленников.
    Анализируя японские черты характера, а именно - порядочность, соблюдение кодекса чести и достоинства, воинская дисциплина, сдержанность, вежливость и скромность - Абдуррашид Ибрагимов искренне желал видеть этот великий и древний народ среди приверженцев ислама. Его восхищал и сильный национальный дух японцев, их умение хранить вековые традиции и самобытность в условиях стремительно меняющегося мира. Он разработал стратегию объединения мусульманского мира с Японией, своего рода пан-азиатский мусульманский союз, который оказал бы сопротивление колониальной угрозе Запада и смог сохранить целостность мусульманской уммы. Для этого он приложил все усилия, чтобы Япония приняла ислам. Надо отметить, что он добился неплохих результатов в этом направлении. Стараниями Абдуррашида Ибрагимова множество японцев, включая членов правительства и интеллектуалов, приняло ислам. Позднее японское правительство приняло политику, ориентированную на ислам, так как идея о союзе азиатских и мусульманских народов не противоречила официальному курсу японского государства. В 1909 году создается первое мусульманское общество Японии «Азия-Гикай» («Общество пробуждения Азии»), его лидером стал японец, принявший ислам Абубакир Охара. В этом же году Абдуррашид Ибрагимов получает разрешение на строительство первой мусульманской мечети в Токио.
    Все свои путевые заметки по Японии Абдуррашид Ибрагимов отправлял почтой в Казань, где его сын Мунир тут же печатал их в виде статей в газете «Бәянәл-хак». В 1909 году эти статьи были изданы в книге «Дәүрә галәм», которая по истечению 92 лет была вновь переиздана в Казани. В том же 1909 году Абдуррашид Ибрагимов покинул Японию, чтобы совершить хадж, вернется он лишь в 1933 году, и в этот раз навсегда.
    Паломничество в Мекку то же было своего рода путешествием по Азии и Ближнему Востоку. На пути в Мекку он посетил Корею, Китай, Сингапур, Индию, где много проповедовал, проводил встречи с мусульманами, рассказывал им о мусульманах России. В 1910 году, совершив хадж, через Бейрут и Сирию, он вернулся в Турцию. В результате этой поездки в 1913 году в свет выходит его историко-религиозный, воистину энциклопедический труд под названием «20 гасыр башында ислам дөньясы вә Япониядә мөсөлманнар» («Исламский мир в начале 20 века и мусульмане Японии»). В 1987 году этот труд был вновь переиздан в Турции, а в 1991 году переведен на японский язык и издан в Японии. Эта книга была высоко оценена как мусульманскими читателями, так и самими японцами. Этот труд сформировал положительный имидж Японии в глазах мусульман, заложив тем самым установку на долгие годы вперед о Японии, как о дружественной мусульманам стране и возможном союзнике.
    В 1910 году начался самый бурный, в политическом смысле, турецкий период в жизни Абдуррашида Ибрагимова. Турция того времени кипела - Османская империя разваливалась, султанский режим рушился, младотурки вершили революцию. То и дело возникали новые реформаторские движения, появлялись новые идеи, новые лидеры. В то же время Турция искала себе союзников, чтобы противостоять внешним угрозам. Абдуррашид Ибрагимов со своими глобальными проектами о тюркском и исламском союзе оказался очень кстати в политической жизни Турции. Имея хорошие ораторские способности, он начал вести «дагват» - активную просветительскую деятельность среди масс, читал лекции, объяснял положение дел в исламском мире. В Стамбуле он сближается с национальной интеллигенцией, становится членом нескольких исламских политических обществ, одним из них был клуб «Şehzadebaşı Kulübu». Основным орудием пропаганды исламских интеллектуалов того времени были публичные выступления, организация конференций, пятничные проповеди в мечетях, но самое главное - публикации в газетах и журналах. Самым популярным печатным органом либеральной исламской интеллигенции Турции был журнал «Sırat-ı Müstakim». Еще до приезда в Стамбул Абдуррашид Ибрагимов уже печатался в этом журнале, присылая статьи из Японии. Знаменитый турецкий поэт Мехмет Акиф, самый видный писатель, печатающийся в «Sırat-ı Müstakim», даже сочинил оду в честь Абдуррашида Ибрагимова под названием «Süleymaniye Kürsüsünden». Интеллект, хорошие манеры и невероятная харизма делали Абдуррашида Ибрагимова популярным в любой стране мира. За многочисленные заслуги в 1913 году он получил турецкое гражданство.
    Абдуррашид Ибрагимов так же принимал участие в издании других журналов - «Төрек Йорты» и «Төрек сүзе», сам лично издает газеты «Мөсөлманнарның танышмасы» и «Ислам Дөньясы». В этом ему активно помогали Муса Бигиев и Осман Джуди. В своих газетах он освещал не только жизнь российских мусульман, но и войну на Балканах, размышлял о будущем исламского халифата. На страницах своих газет он призывал мусульман на священную войну - джихад, встать на защиту Турции, эту идею он доводит и до мусульман Японии, Китая, Индии и Малайзии. Абдуррашид Ибрагимов не ограничился одними призывами, а сам лично отправился в Южный Туркестан, Афганистан, Индию и Мекку, чтобы разбудить мусульман и поднять их на борьбу с врагами ислама. Абдуррашид Ибрагимов всеми силами старался спасти исламский халифат от развала и сохранить единство уммы.
    Политическая активность Абдуррашида Ибрагимова достигла своего пика, когда он познакомился с легендарным турецким генералом Энвером пашой, главным идеологом политики пантюркизма и панисламизма в правительстве младотурок, человеком, сражавшимся за освобождение Туркестана от большевиков. Абдуррашид Ибрагимов стал его другом и соратником на долгие годы, активно помогал ему, и под его влиянием временно сдвинул свой идеологический фокус с панисламистского на пантюркистский, на идею создания великого Турана. Оккупация Средней Азии большевиками делала эту идею как нельзя актуальной. Надо было спасать тюрок Евразии от красной чумы. К тому же идея пантуранизма - союза тюрок-мусульман, людей, принадлежавших к одной этнической, языковой и религиозной группе, не противоречила идее глобального союза мусульман.
    Абдуррашид Ибрагимов тяжело переживал распад Османской империи, исчезновение халифата и колонизацию мусульманских территорий западными державами. Узнав, что итальянцы оккупировали Ливию, несмотря на свой преклонный возраст, он тайком, через Египет перебрался туда. Здесь он, в сопровождении Энвера паши, на протяжении пяти месяцев находился в одних окопах с солдатами турецкой армии, вдохновляя их своими пламенными речами, идеями и молитвами на сопротивление оккупантам. Свободно владевший арабским языком, Абдуррашид Ибрагимов мог вести исламскую пропаганду и среди местного населения.
   
Не забывал Абдуррашид Ибрагимов и соотечественников-татар, томившихся под гнетом в России. В 1912 году в Стамбуле он создает комитет по «защите прав тюрко-татарских мусульман, живущих в России». Призывая обратить внимание на бесправное положение коренных народов в составе России, он выступил с обращением к мировому сообществу. Наверное, Абдуррашид Ибрагимов был первым татарским политиком, обратившимся к Европе за помощью в деле защиты прав татарского народа в борьбе за самоопределение. Как всегда, он не только пишет разного рода обращения, но и сам отправляется в Европу. Известно, что в 1915 году вместе с Юсуфом Акчурой и несколькими другими видными политиками, он посетил Софию, Вену, Берлин и Цюрих, там обсуждались вопросы будущего татарского народа и защиты его прав. Делегация политиков и правозащитников во главе с Абдуррашидом Ибрагимовым обратилась и к самому американскому президенту Вудро Уилсону за помощью, отправив ему телеграмму следующего содержания: «Спасите российских тюрок от полного исчезновения!»
    Во время первой мировой войны Абдуррашид Ибрагимов тоже не сидел без дела, он ходатайствовал за судьбу попавших в плен татар-башкир. Получив «добро» от генерала Энвера паши и разрешение немцев, в 1915 году он отправился в Берлин вызволять татар из плена. Он устроился работать имамом в мечеть в лагере для военнопленных Зоссен под Берлином. Здесь он проповедовал для татаро-башкирских военнопленных, призывал их возвращаться в Турцию и бороться против ее врагов. В 1916 году Абдуррашид Ибрагимов вместе с земляком Галимджаном Идриси начал издавать газету для татарских военнопленных «Джихад-и ислам», в которой он призывал мусульман к объединению, воевать на стороне Турции, к священной войне против мировых агрессоров. Пламенные призывы Абдуррашида Ибрагимова повлияли на умонастроения пленных татар-башкир – часть из них, создав отдельный полк, прямиком отправилась в Турцию, а затем участвовала в боевых операциях в Ираке против английских оккупантов. Понеся большие боевые потери, оставшиеся в живых татар-башкиры обосновались в Турции и Японии, некоторые вернулись обратно в Россию. Этот батальон, состоящий из 2 тысяч военнопленных татар-башкир, вошел в турецкую историю под названием «Азия Табуру» («Азиатский батальон»).
    1917 год был переломным не только в истории России, но и в жизни Абдуррашида Ибрагимова. Как и большинство татарской интеллигенции, он с восторгом встретил февральскую революцию, надеясь, что со свержением царского режима татарский народ наконец-то получит долгожданную свободу. В связи с этим он развернул бурную деятельность в Европе, везде поднимая татарский вопрос. Он побывал в Стокгольме, Германии, принимал участие в конференции правозащитников в Лозанне, где говорил об угнетенном положении коренных народов России. В том же 1917 году он перевез семью в Берлин, сам же отправился в Сибирь поднимать татар на борьбу за независимость. Абдуррашид Ибрагимов не побоялся приехать в Тару и вести политическую деятельность в самый разгар гражданской войны, в 1918-1922 годах. В стране свирепствовал красный террор, всех буржуазных и старорежимных элементов расстреливали без суда и следствия. В список «неблагонадежных» попал и Абдуррашид Ибрагимов, ему грозил неминуемый расстрел. В 1922 году в возрасте 65 лет, он навсегда покинул свою родную Сибирь.
   Проделав путь через Китай и Восточный Туркестан, он вновь возвращается в Турцию, где давно уже жила его семья. Первое время он жил в Стамбуле, но вскоре перебрался в село Богрюделик, основанное сибирскими татарами, эмигрировавшими в Турцию. В Турции тоже все изменилось к худшему - сменился режим, была провозглашена светская республика, начались гонения на религиозных деятелей. Абдуррашид Ибрагимов так же подвергся негласному надзору и неприязни новых властей. За участие в исламской конференции в Египте ему запретили выезд за границу. Масло в огонь подливали и свои татары, Так в 1931 году в Берлине в журнале «Яңа Милли Юл» была опубликована статья Гаяза Исхакый «Коммунист хаҗи», в ней он обвинял Абдуррашида Ибрагимова в работе на советы. Эти слухи быстро дошли до новых турецких властей, которые только и ждали повода, чтобы обвинить Абдуррашида Ибрагимова, седого старца, во всех смертных грехах – в коммунизме, фундаментализме, и даже национализме. Человек, еще недавно призывавший всех мусульман встать на защиту Османской империи и халифата, был неугоден новым турецким властям, развалившим этот халифат. Будучи идеологом и пламенным проповедником тюрко-исламского союза, Абдуррашид Ибрагимов не вписывался в политику нового режима Турции, он им мешал. В очередной раз Абдуррашид Ибрагимов вынужден был покинуть очередную страну, и в 1933 году он уехал в Японию. За такое самовольное поведение и «нарушение законов турецкой республики» в 1935 году власти Турции лишили его гражданства.
    А Япония, наоборот, тепло встретила Абдуррашида Ибрагимова. Он опять становится желанным гостем в высших кругах Японии, лидером мусульманской общины. Его назначают имамом только что открывшейся мечети в Токио, дают в распоряжение секретаря-помощника, создают все условия для путешествия по стране и пропаганде ислама. В эти годы Абдуррашид Ибрагимов был занят активной образовательной деятельностью, разрабатывал учебную программу и школьные учебники. В типографии Габдельхая Корбангалиева «Матбагаи Исламия» он напечатал учебные пособия «Татар нәхүе» и «Татар сарфы».Абдуррашид Ибрагимов добился и того, что в японские учебники были введены главы об исламе и истории тюркских народов. В 1939 году японский парламент признал ислам официальной религией в стране. В годы пребывания Абдуррашида Ибрагимова в Японии число японцев, принявших ислам увеличилось в разы, и численность мусульман достигала одного миллиона. Усиленно работал Абдуррашид Ибрагимов и над «азиатской» теорией в исламе, идеологической платформой объединения мусульманских народов Азии вокруг Японии. Претворению этих великих планов в жизнь помешала вторая мировая война, но главное ее финал – атомная бомбардировка двух японских городов. Абдуррашиду Ибрагимову не суждено было увидеть эту трагедию. Он умер 31 августа 1944 года в Токио на 87 году жизни, похоронен там же. Татарин, родившийся в холодной Сибири, в стране сумрака и тьмы, погребен там, где восходит солнце. Судьба этого человека глубоко символична, в ней отражена судьба татарского народа, который за неимением своего государства, всегда вынужден служить другим. Абдуррашиду Ибрагимову не дали озарить светом счастья и просвещенья свой собственный народ, и он озарил им другие народы. Честно выполнив свое предназначение - до конца дней своих борясь за идеи ислама, он отбыл в мир иной достойно, как настоящий воин, как самурай ислама.
Фаузия Байрамова,писатель, кандидат исторических наук.

Памяти шейха Бибарсова Аббас хазрата Главная страница / Статьи / Памяти шейха Бибарсова Аббас хазрата


Памяти шейха Бибарсова Аббас хазрата

Главная страница  /  Статьи  /  Памяти шейха Бибарсова Аббас хазрата
http://www.info-islam.ru/publ/statji/pamjati_shejkha_bibarsova_abbas_khazrata/5-1-0-17742
07.10.2012
Версия для печати

Ушел из жизни почетный муфтий Единого муфтий Единого Духовного управления мусульман Пензенской области Аббас хазрат Бибарсов. Он был авторитетным религиозным деятелем России и много сделал для становлении духовности в Пензенской области. Воспитал сыновей, которые продолжают дело своего отца – распространять традиционные исламские ценности в Башкирии и в Саратовской области. Его религиозная жизнь началась с детства, и он искренне пронес свою веру сквозь разные времена.

Он родился в 1937 году в селе Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области. Первое религиозное образование получил в крестьянской семье отца. Впоследствии навыки исламского богословия постигал у местного старейшины Насыбуллы Аипова.

После окончания 9 классов средней школы, работал печником и каменщиком на строительстве совхозов и колхозов в разных областях страны. В 1961 году, в период хрущевской атеистической компании, предпринял попытку поступить в медресе «Мир-и-Араб» в Бухаре. В 1964 - 1971 годах учился в медресе «Мир-и-Араб» в Бухаре, куда поступил по рекомендации известного ахуна ДУМЕС шейха Джаруллы Юсупова. С августа 1971 по 25 сентября 1972 года служил имам-хатыйбом Соборной мечети города Уфы.

В 1972- 1975 годах учился на богословском факультете в Дамасском университете в столице Сирии. И с огромным багажом знаний, 19 июня 1975 года на Пленуме ДУМЕС избран первым заместителем муфтия по религиозным делам, одновременно продолжая исполнять обязанности имам-хатыйба Соборной мечети Уфы.

С августа 1984 по декабрь 1989 года работал имам-хатыйбом Соборной мечети «Аждарбек» в Баку. В 1990 году, отклонив предложение Комитета СССР по делам религий занять пост имам-хабыйба Московской соборной мечети, вступил в должность имам-хатыйба соборной мечети №2 в селе Средняя Елюзань.

14 декабря 1997 года на пленуме РДУМ Пензенской области избран председателем РДУМ. 31 марта 1998 года на первом учредительном съезде Единого духовного управления мусульман Пензенской области избран председателем ЕДУМ по Пензенской области.

Он имел одну из самых богатых библиотек исламской религиозной литературы среди мусульманских деятелей России.

И вот, его не стало: «Все мы от Аллаха, и к нему наше возвращение…» говорится в таких случаях. 5 октября его похоронили.

Информационное агентство «Инфо-Ислам» искренне соболезнует родным и близким этого великого деятеля, который оставил свой след в истории российского ислама. Просим Всевышнего о прощении его грехов и ниспослании ему райской обители. Аминь.

Р. Киплинг Стихотворение

Останься прост, беседуя с царями,


Останься честен, говоря с толпой;


Будь прям и тверд с врагами и друзьями,


Пусть все, в свой час, считаются с тобой; 



Р. Киплинг

Воровской мир в Ингушетии


Воровской мир в Ингушетии

06.10.2012 14:25
Ислам Тамбиев
блогер, Ингушетия
Оригинал записи: http://trislam.livejournal.com/55893.html
Воровской мир давно пытается включить в свое “правовое” поле Ингушетию и Чечню, где совершенно игнорируются его правила и понятия. Все денежные споры и конфликты в Ингушетии разрешаются обычно по законам шариата и адата, с участием старейшин. Поэтому, если одна из сторон спора обращалась к преступным авторитетам, из этого ничего не выходило.
И вот недавно пришло известие, что появился первый ингушский “вор в законе” (после “Слепого”, который был преступным авторитетом, но “вором” так и не захотел стать).
Новый “вор” – Ахмед Евлоев, который якобы взял на себя все вопросы преступного сообщества по Ингушетии. Назначен и “смотрящий” за Ингушетией – Магомед Евлоев – житель села Яндаре Назрановского района.
Пока к происходящим “назначениям” в преступном мире в Ингушетии относятся с юмором, прекрасно понимая, что “воры” и “авторитеты” не будут играть какой-либо роли в ингушском обществе. Но уже есть прецеденты, когда к ним обращались за помощью представители славянских преступных группировок. Новые ингушские “авторитеты” что-то пытались делать. В итоге эти попытки заканчивались “разборками” по местным обычаям – с участием старейшин и шариатского суда.
Здесь уместно вспомнить одну историю, когда еще при Аушеве “авторитеты” пытались навести в Ингушетии свой порядок. Тогда к министру внутренних дел Ингушетии Хамзату Гуцериеву пришел на прием один из представителей криминала – Багаудин Султыгов, которого уполномочил “Слепой” – Башир Нальгиев. Султыгов передал требование “сообщества” – вы занимайтесь своими делами, а мы – “авторитеты”, будем регулировать свои вопросы. Он сообщил также, что за Ингушетией закреплены “вор в законе” и “смотрящий”. Тогда Гуцериев отвел представителя уголовного мира в отдельную комнату, где висел портрет Руслана Аушева и сказал, указывая на него: “В Ингушетии только один “вор в законе”, вот его портрет. А “смотрящий” здесь я, назначенный им министром”. И выгнал Султыгова.

Әлфис Гаязов. Азан


Әлфис Гаязов. Азан

…Әлфис Гаязов 2009 елны Россия Мәгариф академиясенең әгъза-корреспондентыитеп сайланган иде. Әлфис Гаязов — күпкырлы талант иясе. Аскын районында туып үскән милләттәшебез талантлы мөгаллим, педагогия фәннәре докторы булуы өстенә бик сәләтле язучы, шагыйрь һәм тәрҗемәче дә.
Әлфис Гаязов үзенең тырыш хезмәте белән күп мактаулы исемнәргә һәм бүләкләргә лаек. Профессор дәрәҗәсенә кадәр күтәрелгән милләтәшебез «Башкортстан Республикасының атказанган фән эшлеклесе» исеменә дә лаек булды. Мәгариф өлкәсен заманчалаштыру, яңа алымнар кертү хакында 250 дән артык гыйльми эше басылган аның. Шуңа өстәп 15 монографиясе дә нәшер ителгән. 50 фән кандидатының һәм 6 фән докторының гыйльми җитәкчесе дә булды Әлфис әфәнде.
Ике ел рәттән Ә. Гаязов Казандагы «Яңа татар пьесасы» бәйгесенең җиңүчесе дип игълан ителде. 2010 елны аның «Урманнарга керсәң» исемле әсәре шушы абруйлы бәйгедә иң югары бәяне алды.
Үзе әдәбияттан ерак торган өлкәдәге галим булса да, Әлфис әфәнде шигырьләр дә яза, нәфис иҗатның башка төрләрендә дә каләмен чарлый.
Башкортстанда яшәүче күренекле татар галиме, Башкортстан дәүләт педагогия университетының педагогика институты директоры, профессор Әлфис Гаязов тормышында яңа чор башлана. Башкортстан президенты Рөстәм Хәмитов фәрманы белән республика мәгариф министры вазыйфасына тәгаенләнде ул…матбугат битләреннән
Азан
Кичке авыл өстен күмеп,
Яңгырады азан тавышы.
Илаhилек биреп күңелләргә,
Тибрәлдереп йөрәк кагашын…

Хәйран калып, юлларымнан туктап,
Моң агышын кабат тыңладым.
Гасырлардан килгән азан аша,
Яшәү фәлсәфәсен, аңладым.

Ничә еллар буе усал җаннар,
Мәхрүм иткән безне азаннан!
Тик барыбер-ниләр булса булган,
Язмаган бит халкым иманнан!

Кичке авыл өстен нурга күмеп
Яңгырасын азан тавышы!
Илаhилек өстеп күңелләрнә,
Тибрәлдереп йөрәк кагышын…
Әлфис Гаязов
Фото: “Өмет” гәзите.

Борис Немцов на РБК

Цитата Ф.Р. де Шатобриан о свободе

Драма, но не трагедия Каха Бендукидзе рассказал "Ленте.ру" о причинах поражения Саакашвили


Драма, но не трагедия

Каха Бендукидзе рассказал "Ленте.ру" о причинах поражения Саакашвили
Поражение партии Михаила Саакашвили на выборах в парламент Грузии еще несколько недель назад казалось для его сторонников невозможным. Бывший министр экономики Каха Бендукидзе - один из главных идеологов экономических реформ Саакашвили. В интервью "Ленте.ру" Бендукидзе объяснил, почему Саакашвили проиграл - и чем Грузии грозит приход к власти миллиардера Бидзины Иванишвили.
Бендукидзе уверен, что "тектонический сдвиг" в симпатиях грузинских избирателей произошел из-за скандала с пытками в грузинских тюрьмах. При этом он уверен, что поражение Саакашвили, которого он сравнил как с Борисом Ельциным, так и с Рузвельтом, наоборот, продемонстрировало его силу. Бендукидзе описал переход власти к Иванишвили так: "Роды - неприятное зрелище, но неизбежное". Заслуги Саакашвили Бендукидзе, который сейчас занимается Свободным университетом, видит в успехах грузинской экономики и в том, что тот показал себя на последних выборах как настоящий демократ.
"Лента.ру": Для вас поражение Михаила Саакашвили стало неожиданностью?
Каха Бендукидзе: Я думал, что будет, наоборот, небольшое преимущество Единого национального движения (ЕНД, партии Михаила Саакашвили - прим. "Ленты.ру"), но что произошло, то произошло. В принципе, в последние две недели после тюремного скандала произошел сильный тектонический сдвиг. Чаша весов сдвинулась. Реально до этого шансы оппозиции были существенно меньше, и мой прогноз был 100 на 40 голосов в пользу ЕНД.
Как вы оцениваете сам этот скандал?
Опубликованные видеозаписи вызвали большое недовольство у молодежи, потому что она выросла в другой среде, и ее представление о сегодняшнем положении Грузии даже лучше, чем реальность. Они исходили из того, что за взрослую жизнь не видели коррупции, поступили в вузы только благодаря своему таланту и умениям без всякого блата или денег.
С одной стороны, результат выборов мне, конечно, не нравится, но ведь это зримый результат реформ. Возникло поколение, которое волнуют вопросы прав человека. Людей моего или вашего поколения не удивляет, что в тюрьмах издеваются над заключенными паханы и тюремщики. На улицы в России или в других соседних странах никто не выйдет, как не вышли из-за смерти Магнитского.
Сами себе яму выкопали, получается?
Каха Бендукидзе ранее жил и работал в России, где возглавлял правление и совет директоров ОАО "Объединенные машиностроительные заводы". Несмотря на то, что он был довольно известным бизнесменом и общественным деятелем (входил в РСПП и гражданский комитет "Право на выбор"), его личное состояние было сравнительно небольшим, и в 2003 году оценивалось в 64 миллиона долларов. Он переехал в Грузию из России после "революции роз" по приглашению президента Михаила Саакашвили. С 2004 по 2009 годы он возглавлял министерство экономики, министерство координации экономических реформ и президентскую канцелярию. Бендукидзе никогда не скрывал своих либертарианских взглядов и обещал провести ультралиберальные реформы, чтобы добиться минимального государственного регулирования экономики.
(Смеется.) Нет! Это, может, парадоксально звучит, но реформы привели к тому, что серьезная ошибка проводившего реформы правительства привела к его смещению.
Но на выборах голосует не только молодежь.
Молодежь все это раскрутила. В результате многие из тех, кто готов был голосовать за партию Саакашвили, не пошли на выборы, и, наоборот, на выборы пришли люди, возмущенные скандалом. Когда я голосовал, мне пришлось в очереди стоять 20 минут, чего раньше не было. Где-то на 10 процентов явка увеличилась по сравнению с 2008 годом.
В целом, роды неприятное зрелище, но неизбежное. И электоральный процесс, который приводит ко всяким кренам, может нам не нравиться, но это часть становления Грузии как современной нации.
Наверное, не одна эта история привела к поражению Саакашвили?
Нет, конечно! Есть люди, которые конкретно обижены, которые делали деньги при [бывшем президенте Грузии Эдуарде] Шеварднадзе - госчиновники на таможне, профессора-коррупционеры. Есть люди, которым просто не нравится вестернизация и секуляризация общества. Они говорят, что мы бездуховные либерасты. Были люди, которые просто хотят прийти к власти и восстановить статус кво - те же воры в законе.
Недовольных людей немало - я лично уволил две тысячи человек из министерства экономики, и вряд ли они будут голосовать за ЕНД. А с других министерств было и вовсе чудовищное количество. Сколько было уволено старых полицейских! Сотни тысяч без членов семей наберутся только в Тбилиси.
А как насчет претензий к судебной системе - в недостаточной демократичности?
Про проблемы с демократией можно было говорить до выборов, но фраза: "В стране с автократом-президентом произошли выборы, и он перешел в оппозицию", - не имеет смысла, это оксюморон. Вот мы с вами лысые, и фраза "Азар и Бендукидзе тщательно причесали шевелюру и сделали челочку" лишена содержания, так как у нас в этом месте нет волос. Избирательную комиссию считали ручной, были дискуссии о том, сколько Миша согласится отдать христианским демократам (умеренной оппозиции - прим. "Ленты.ру"), а в итоге все вышло вот так.
Но ведь использовался административный ресурс: ведь на последний митинг Саакашвили в столице свозили людей из регионов и учреждений.
Если людей свозили, то это безумие и глупость, ведь это только отвращает людей от власти. Я знаю людей, которые сами пошли без всяких просьб, намеков или приглашений.
В Евангелии от Матфея сказано, что по плодам узнаете их и не может древо доброе дать плод плохой. Есть конкретные результаты. Во-первых, несмотря на проблемы с газом и электричеством в начале, с войной и финансовым кризисом после войны, грузинская экономика выросла за эти годы в полтора раза. С учетом обстоятельств - это блестящий результат. И во-вторых, на восьмом году правления Саакашвили в парламенте победила оппозиция.
Мне рассказывали в детстве историю, как один не самый лучший сын грузинского народа Иосиф Сталин принимал грузинских борцов и спросил об их проблемах. Они ответили, что все хорошо, заботу партии и Сталина ощущают, но за рубежом иностранные судьи засуживают по очкам. На что Сталин якобы сказал: "А вы кладите их на лопатки, товарищи". Вот и у нас также: экономика выросла, а власть поменялась. Все остальное вторично. Мне или министру юстиции тоже не нравится судебная система.
В New York Times когда-то опубликовали две фотографии Рузвельта, и под одной было написано, что этот человек спас Америку от гибели, создав систему социального страхования, а под второй - что этот человек погубил Америку, создав систему социального страхования. Саакашвили навсегда останется противоречивой фигурой. Как в России неодинаково относятся к Ельцину, который путем уступок и ошибок сохранил Россию как единую страну и из советского болота ее поднял.
Знаете, сколько у меня претензий к власти? Огромная масса! Я мог бы написать 1000-страничную книгу.
Какие, например, претензии?
Сторонники блока "Грузинская мечта" на площади Свободы в Тбилиси. Фото РИА Новости, Михаил Мокрушин
Сторонники блока "Грузинская мечта" на площади Свободы в Тбилиси. Фото РИА Новости, Михаил Мокрушин
Начиная от эстетических, потому что мне не нравится, например, площадь Свободы (в ее центре на высокой колонне стоит золотой Святой Георгий работы Зураба Церетели - прим. "Ленты.ру"). Мне не нравятся некоторые детали реформы образования, которые вызвали излишнюю бюрократию и формализм, мне не нравится то, что у нас сохраняется дефицит бюджета, я считаю, что налоги должны быть ниже, мне не нравятся излишние госинвестиции по некоторым направлениям. Пока я пять лет был во власти - каждый день проходил в спорах, но это не повод уходить в оппозицию.
Но вы же ушли из правительства.
Я ушел не из-за этого - не буду же я там вечно.
Вас обвиняли в связях с Россией, и якобы из-за этого вам пришлось уйти.
Ага, я шпион российский и американский. Все скупил, все продал. Контрабандист. Я могу вам показать статью, написанную на прошлой неделе, что Бендукидзе нет в Грузии, он скрылся. Это часть мифологии. Я уже не злюсь.
Если делаешь реформы, то ведь есть соблазн продолжить.
Соблазн, конечно есть (смеется). Много реформ уже сделано. Конечно, есть что еще делать, особенно в образовании и здравоохранении. Есть очень немного стран, которые год за годом проводили реформы и достигли прекрасных результатов. Они из стран третьего мира стали странами первого мира - как Сингапур, Гонконг, Южная Корея. Удастся новой власти не испортить то, что было сделано, и, наоборот, сделать какие-то реформы? Я в этом сомневаюсь, но если так, то хорошо.
Но ведь были проблемы с социалкой? Может, стоило на нее больше денег выделять.
Это не пенсионеры сменили эту власть. Бюджет министерства социальной защиты - самый большой среди министерств. Он в два раза больше, чем бюджет Минобороны, больше, чем бюджет Минобороны и МВД вместе взятых. При нынешнем уровне экономического развития я не вижу другой реальности. Можно, конечно, пойти по пути больших трат бюджета, но тогда пенсионер получит меньше денег в динамике. Если подсчитать, сколько можно было купить товаров - электроэнергии, хлеба, лекарств и так далее - на пенсию в 2004 году и сколько сейчас, то у вас получится кратная разница в пользу 2012 года.
Но люди говорят: зачем, мол, Саакашвили строит себе дворцы?
Я, к примеру, все общественные здания сделал бы гораздо скромнее и дешевле. Но эти здания никто домой не несет. Кроме того, у Саакашвили было четкое представление, что это должны быть символы новой Грузии. Не только то, что пенсионер может гораздо больше хлеба и мяса купить, чем в 2004 году, но и чтобы все могли увидеть, как изменяется страна.
Плохо, что не было организовано разъяснение. Большинство людей уверены, что президентский дворец обошелся в миллиард долларов. Но это же нонсенс, потому что в такую сумму в Грузии ничего не обошлось. Вот новый парламент в Кутаиси обошелся в сумму более 100 миллионов долларов.
Перенос парламент в Кутаиси тоже не всем нравится - это же дополнительные траты.
Я был одним из инициаторов переноса парламента в Кутаиси. При всей моей нелюбви к бюджетным тратам я посчитал, что это меняет облик Кутаиси и совковый порядок в наших головах. Ведь жить можно и нужно не только в столице. Рано или поздно это все поймут, но можно помочь этому созданием новых образов. Сейчас у нас есть масса блестящих студентов-юристов, которые мечтают работать в Конституционном суде, который находится в Батуми. Для них жить и работать в Батуми - это не "Господи, что ж я тут делаю", а это нормально. Они родились в Тбилиси и видят свое будущее в Батуми.
Вы с Иванишвили не были знакомы, когда жили в России? Что вам в нем не нравится?
Бидзина Иванишвили. Фото ИТАР-ТАСС, Сергей Карпов
Бидзина Иванишвили. Фото ИТАР-ТАСС, Сергей Карпов
Мы не были знакомы, нет. Мне, во-первых, не нравится его команда. Подозреваю, что и ему не очень нравится, так как он уже несколько раз сказал, что коалиция может распасться. Там есть люди совсем за гранью. Человек, который в Кутаиси победил по мажоритарному округу, просто говорил, что хочет стать миллионером.
И я не очень понимаю подход, который Иванишвили неоднократно декларировал. Говорил, что в этой программе бюджет неясен, может, она дороже обойдется, но это не страшно, и я из своих доложу. Мне кажется, что нет такого современного общественного строя, где премьер-министр или лидер партии вносил бы свои деньги в бюджет.
А если они у него есть и ему их не жалко?
А завтра он передумает, и будет дефицит бюджета? Хочешь потратить деньги - строй детские дома, помогай семьям, которые усыновляют детей, издавай учебники. Я вот тоже занимаюсь образовательным бизнесом не с целью принести домой зарплату или заработать (наша встреча с Бендукидзе состоялась в Свободном университете, который был основан Бендукидзе в 2007 году на базе Европейской школы менеджмента и Тбилисского института Азии и Африки).
Но ведь, я так понял, на его деньги проводились реформы, в том числе полиции.
Это чудовищное преувеличение. Он, как и Сорос, помогал компенсировать нехватку денег на реформы. Может, его вклад был больше, чем у Сороса - я не знаю. Ну и что?
Это то же самое, что кто-то будет говорить, что платил налоги в бюджет, а его осудили за воровство, и за его налоги к нему полицейский пришел. Это же смешно. Очень хорошо, что помогал и церкви строил. Но нужно отделять мух от котлет.
Почему, как вы думаете, он пошел в политику?
Не знаю. Может быть, гроздь причин.
Ну история, согласитесь, красивая. Миллиардер идет в политику с движением "Грузинская мечта" и сразу же выигрывает выборы.
(Смеется.) Это просто говорит о роли денег в политике.
Вот он, кстати, обещал повысить пенсии. Вы высказывались против.
Да, я не очень понимаю, как в рамках бюджета следующего года сделать то, что он говорил. У его команды было несколько конкретных финансовых ошибок. В части здравоохранения: у нас менее состоятельная половина семей застрахована, а более состоятельная - нет. Они сделали предположение, что застраховать всех стоит в два раза дороже. Это очень грубая ошибка.
Потому что у более состоятельных и успешных людей выше требования. Понятно, что женщина 80 лет в горной деревне и 40-летний активный мужчина в центре города, застрахованные по одной программе, не одинаково утилизируют услуги здравоохранения. Одна обращается только в случае крайней опасности, а другой по каждому случаю идет.
Реально, если половину населения можно застраховать за два процента от ВВП, то все население за четыре процента нельзя застраховать, а только за семь-восемь. Мы чуда же не знаем никакого, а во всех странах усредненные затраты на здравоохранение примерно такие.
Так а с пенсиями что?
У нас есть система пенсий и есть система социальной помощи наиболее нуждающимся. Повышать пенсии не очень правильно, а нужно повышать социальную помощь. Зачем моей матери повышать пенсию, если я и моя сестра о ней заботимся, а есть люди, для которых прибавка в 20 долларов меняет принципиально жизнь, они могут больше учебников для детей покупать. В этом отличие ответственной социальной политики от безответственной. Можно сказать, что повысим всем пенсии, но денег на всех не хватит.
Саакашвили и его команда говорили, что приход Иванишвили - это шаг назад. Это реально так?
Михаил Саакашвили с сыном Николозом голосует на одном из избирательных участков в Тбилиси. Фото РИА Новости, Михаил Мокрушин
Михаил Саакашвили с сыном Николозом голосует на одном из избирательных участков в Тбилиси. Фото РИА Новости, Михаил Мокрушин
Да, это и есть шаг назад. Не знаю, насколько эти воры в законе смогут прийти в условиях мощной оппозиции и президента, который еще год [до завершения политической реформы в Грузии] может назначать глав МВД, юстиции и обороны. В этой ситуации мы сможем сделать так, чтобы воры в законе не пришли резко и не стали распальцовку устраивать. Но в целом такая опасность существует, и мы знаем, что воры в законе участвовали на стороне Иванишвили.
То есть это не предвыборная страшилка и вы не драматизируете?
Это драма, но не трагедия. Надеюсь, что удастся этому противостоять. Да и народ, думаю, не очень захочет, чтобы они вернулись. Некоторые мои студенты голосовали за "Грузинскую мечту", потому что они не понимают, что такое воры в законе. Это то же самое, что я вам скажу, что вернутся купцы первой или второй гильдии. Для них это абстрактное понятие, абракадабра.
А реформы будут свернуты?
Если какая-то часть реформистского госаппарата останется, то не будет, по крайней мере, поворота назад. Будет, может, какое-то движение вперед. Какие-то вещи и невозможно не проводить. Важны еще и отношения с Россией...
Верите ли вы, что Иванишвили - это "кремлевский проект"?
В то, что его вызвали и сказали идти на выборы, я не верю. Но вот вы когда-нибудь танцевали с женщиной, с которой были до этого не знакомы?
Бывало.
Бывало, что удачно танцевали? Вы же не сговаривались об этом, а просто подыгрывали друг другу хорошо. В этом смысле Кремлю при его нелюбви к Саакашвили и желании контролировать ситуацию в Грузии любое изменение здесь на руку.
Но приход Иванишвили - это конец реформам и будущему Грузии?
Нет, это не начало конца и не конец начала. Это очень важное событие для Грузии как формирующейся современной нации, неприятное для меня лично, не очень позитивное в контексте того, что будет делаться для страны, но только так мы научимся демократии. Это как, знаете, надо либо вакцинацию сделать, либо переболеть. Вакцины не придумано, поэтому приходится болеть.
Беседовал Илья Азар (Тбилиси - Москва)

Обращение Гумар хазрата Батырши

Россия оказалась на пороге полного краха


Россия оказалась на пороге полного краха

В западных СМИ прошла информация о том, что американский президент Барак Обама и британский премьер Дэвид Кэмерон решили распечатать резервы Международного энергетического агентства. Это моментально привело к падению котировок черного золота на всех мировых биржах. Правда, Белый дом тут же опроверг эту информацию. По официальной версии, Обама с Кэмероном лишь обсуждали такую возможность, но не пришли к какому-либо соглашению. После этого заявления нефтяной рынок успокоился и биржевые котировки вернулись на прежние позиции. Однако сам факт таких переговоров уже заставляет волноваться. Если международные резервные запасы нефти все-таки будут распечатаны, то это нанесет большой удар по странам-экспортерам углеводородов, в том числе и России. Вследствие этого российская экономика окажется в крайне тяжелом положении.
Источник: utro.ru

"Ситуация в стране не улучшается и надеяться на то, что злодеи будут переданы правосудию, не приходится"


"Ситуация в стране не улучшается и надеяться на то, что злодеи будут переданы правосудию, не приходится"

Михаил Касьянов возложил цветы к мемориальной доске на доме Анны Политковской.
"Прошло шесть лет со дня, когда была злодейски убита Анна Политковская, но расследование далеко не продвинулось. Убийцы и заказчики преступления не найдены. Ситуация в стране не улучшается и надеяться на то, что злодеи будут переданы правосудию, не приходится.
Анна Степановна стала символом свободы, журналистской честности и принципиальности. Но руководство нашей страны считает, что ее деятельность не имела большого общественного значения . В то время как в Европе, объединенной с нами ценностями защиты прав человека, считают иначе. В Европе ее именем называют улицы, а в Европарламенте есть специальный сектор имени Анны Политковской", - отметил Касьянов.

Photo-3586-thumb-dsc07611a-800Photo-3587-thumb-dsc07613a-800Photo-3588-thumb-dsc07614a-800Photo-3589-thumb-dsc07617-800
Photo-3590-thumb-dsc07618a-800Photo-3591-thumb-dsc07622a-800Photo-3592-thumb-dsc07648a-800Photo-3593-thumb-dsc07668a-800