ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

понедельник, 10 сентября 2012 г.

РепликаНДП Ватан по итогам полученного решения Мос гор суда о иске к Префектуре ЦАО г.Москвы по поводу ее отказов в проведении пикетов . Демократии в РФ нет.


РепликаНДП Ватан по итогам полученного  решения Мос гор суда о иске к Префектуре ЦАО г.Москвы по поводу ее отказов в проведении пикетов . Демократии в РФ нет.
В решении суда отказано НДП Ватан в лице лидера партии М.Миначева в удовлетворении иска к Префектуре ЦАО г.Москвы. Полностью его можно посмотреть по этой ссылке http://irekle-syuz.blogspot.com/2012/09/26-2012.html
На фоне всех разговоров правящей партии о демократии в РФ, решение Московского городского суда еще раз доказывает, что демократии в РФ нет. Правящая партия, начиная с 2000г, издает законы противоречащие Конституции РФ. Например ФЗ № 114 О противодействии эктремистской деятельности,  вводящий в стране цензуру путем запретов книг, в том числе и  исламских и иных информационных материалов судами. Сам закон стал инструментом по борьбе с инакомыслием, на основании этого закона в РФ уже достаточно много людей осуждено и не мало среди них мусульман. И эта практика продолжается и сейчас. Хотя по Конституции РФ цензура запрещена и гарантировано свобода слова и мнений. ФЗ 309 ставящий языки коренных народов РФ вне закона, т.к устанавливается единый стандарт образования только на русском языке, а в Конституция РФ гарантирует право на изучение родного языка. Из последних это и закон о митингах, о выборах губернаторов, в котором устанавливаются некие фильтры, через которых не члены правящей партии не смогут пройти. Конституция РФ гарантирует гражданам РФ избирать и быть избранными. В законах о полиции говорится, что полицейский является представитель власти. Хотя в ФЗ О полиции прямого указания на это нет. Возникает вопрос - какой? По Конституции РФ их три: законодательная в лице Федерального Собрания и законодательных собраний субъектов РФ; судебную – суды; исполнительную – Правительство РФ и субъектов РФ. Полицейский ни к одной из них не принадлежит, значит не может являться представителем власти. И сейчас эта законотворческая деятельность правящей партии по ущемлению прав и свобод человека и гражданина стало набирать обороты. Складывается мнение, что власть в лице правящей партии  пытается сохранить свое лидирующее  монопольное положение, что не может не вызывать негативные ассоциации по отношению к ней и ее лидеру. После некоторых положительных  обещаний  власти о реформах в РФ в начале 2012г, снова права человека и гражданина становятся заложников политической коньюктуры.  Правящая партия  своими действиями все дальше и дальше отодвигает РФ  от создания демократической системы, где права человека, гражданина и коренных народов выше интересов государства. А без демократии у РФ нет будущего. РФ нужны перемены, нужна демократия, как свежий воздух, без которого жизнь не возможна!
ЦКС НДП Ватан ndp.vatan@gmail.com  askerbey@gmail.com  10 сентября 2012г г.Москва

Слово к соотечественнику

Слово к соотечественнику


Мы члены партии Ватан, татары, мусульмане.
И по пути Аллаха мы идём, татарскому народу хотим мы возрождения.

Что ждёт великий мой народ, забытье или возрожденье?
От каждого из нас от нашей верности Аллаху и нашей воли,
татарской нации зависит положение.


Словами делу не помочь, они всего лишь намеренья
А лишь борьба, конкретные дела, дадут татарскому народу возрождение.

Аскер Бикбай, чл. ЦКС НДП «Ватан» 
askerbey@gmail.com 2006г.

В Москве появится крупнейшая в РФ мечеть


В Москве появится крупнейшая в РФ мечеть
На окраине столицы появится мусульманский храм на 40–60 тыс. человек. По данным «Известий», Духовное управление мусульман Москвы и Центрального региона подало документы на получение земельного участка для строительства новой соборной мечети и культурного центра. По словам заявителей, у них уже состоялась встреча со столичным градоначальником Сергеем Собяниным, на которой они пришли к полному взаимопониманию.
Власти Москвы, рассказали «Известиям» в мэрии, действительно приняли проект мечети и отдали его на согласование в Москомархитектуру. Градостроители должны будут найти подходящее место для возведения мусульманского храма. Новая мечеть при этом обещает стать одной из самых крупных на постсоветском пространстве. Столичная постройка будет уступать по размерам лишь мечети, которую возводят по инициативе президента Таджикистана Эмомали Рахмона в Душанбе.
Мусульмане считают, что новая большая мечеть должна быть построена ближе к кольцевой автодороге, возле станции метро и с хорошим подъездом для личного и общественного транспорта.
— Мы обратились к правительству Москвы с просьбой о выделении земельных участков. Идет работа с документами. Ждем официального ответа, — заявил «Известиям» заместитель верховного муфтия и председателя Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) Альбир Крганов. — Мечеть необходима катастрофически. По разным оценкам, в Москве и Московской области живет несколько миллионов мусульман, и четыре мечети для такого крупного города, как Москва, очень мало.
Исламское духовенство изменило свой подход к решению проблемы нехватки мечетей. Теперь они не просят строить множество мечетей, а всего одну, но большую.
— Для решения проблемы пятничных служб, если идти путем создания квартальных мечетей на 1,5–2 тыс. человек, надо построить как минимум 10 мечетей. Надежда есть, но, зная ситуацию, это сейчас нереально. Поэтому просим дать участок под соборную мечеть и комплекс на несколько десятков тысяч человек, который не мешал бы горожанам. Этот вариант был бы оптимальным для решения этой проблемы, — пояснил Крганов.
Источник «Известий» в Москомархитектуре сообщил, что пока проект рассматривается градостроителями и подбирается место, где бы могла быть построена мечеть. Официально ведомство заявляет, что проект еще не согласован, а место не выбрано.
— Пока никаких решений нет, — заявили в пресс-службе Москомархитектуры. Предположительно решение появится в сентябре.
ЦДУМ уже подготовило проект мечети и культурно-религиозного комплекса. Выбран традиционный для столичных мечетей стиль — смесь московского зодчества с татаро-башкирским компонентом. В организации надеются, что мечеть станет новой московской достопримечательностью и приходить к ней будут не только мусульмане, но и граждане, исповедующие другую религию.
Стоимость проекта пока неизвестна. Однако для сравнения: на строительство мечети в Душанбе на 50 тыс. прихожан власти Таджикистана выделили $100 млн.
Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин признает, что строительство мечети необходимо.
— Московские власти предоставляют для молитвы мусульманам светские площадки. Я не вижу ничего предрассудительного в строительстве новой мечети. Но если смотреть с точки зрения недовольства жителей, то тут точно надо знать площадку, где будет возведен храм. Пока это проект, — подчеркнул священник.

Египет призвал к немедленной поддержке мусульман Мьянмы


Египет призвал к немедленной поддержке мусульман Мьянмы

Египет призвал к немедленной поддержке мусульман Мьянмы
Председатель арабского парламента Египта Али Салим Декбаси призвал ЛАГ, ОИС, а также правозащитные организации и парламенты исламских государств приложить усилия для поддержки и спасения мусульман Мьянмы.
Отметив, что мусульмане этой страны подвергаются этническим и религиозным гонениям, он призвал международные организации к немедленным действиям по поддержке мусульманского меньшинства Мьянмы.
Источникirib.ir

Протестные выступления в Бахрейне высвечивают невежество и лицемерие


Протестные выступления в Бахрейне высвечивают невежество и лицемерие


http://www.poistine.com/politics/protestnye-vystupleniya-v-bakhrejne-vysvechivayut-nevezhestvo-i-litsemerie
Произошедшие 7 сентября массовые протесты в Манаме получили микроскопическое освещение со стороны как глобальных, так и региональных ведущих медиа. Продолжающееся сопротивление народа Бахрейна разоблачает невежественных и лицемерных политиков внутри мусульманских стран. Несмотря на то, что нелегитимный и деспотический режим Бахрейна пользуется полной западной поддержкой в подавлении народного движения, он, тем не менее, всё ещё не способен сдержать революционное восстание в стране. 7 сентября 2012 года массовая демонстрация прошла в Манаме против никем не избиравшегося трайболистского монархического режима. Подконтрольные Соединённым Штатам силы наёмников, управляемые правящим семейством Бахрейна, свирепо обрушились на мирных демонстрантов, используя слезоточивый газ и другое полицейское снаряжение, поставленное Западом. После того как исламское пробуждение потрясло арабский мир, Запад был вынужден отказаться от поддержки некоторых из своих марионеток в попытке спасти лицо. На этом фоне бедствия народа Бахрейна стало наиболее замалчиваемой проблемой не только в дискурсе империалистических держав, но и многих режимов мусульманских стран. В то время как режимы в этих странах быстро откликнулись на спонсируемую Западом войну с Сирией, ни одно правительство в мусульманской стране (за исключением Ирана) не выступило в поддержку угнетённого народа Бахрейна. Массовые протесты в Манаме 7 сентября едва были затронуты ведущими СМИ, как в мире, так и в соседних странах. Это ярко контрастирует с тем медийным покрытием, которым пользуются поддерживаемые США силы в Сирии, где американские корпоративные СМИ открыто славят своего якобы стратегического «противника» — Аль-Каиду. Молчание многих мусульманских политиков о ситуации в Бахрейне предоставляет замечательную возможность для США и их холуёв раздуть сектантство и разделения внутри исламской уммы. Попытки оправдать это молчание аргументом, что-де Иран поддерживает сирийское правительство — совершенно несостоятельны. Сирийский режим, в отличие от режима в Бахрейне, опирается на значительную социальную базу. Этот факт был открыто признан, когда в январе 2012 года YouGov Siraj провёл опрос по Сирии, заказанный клубом Дебатов в Дохе на средства катарского фонда, обнаружив в результате, что Башара Асада поддерживают 55% сирийцев. Иран, по многочисленным оказиям, также взывал к сирийскому правительству откликнуться на законные требования сирийского народа и начать процесс реформ. Политики, однако, молчат в отношении того, что бахрейнский режим никогда даже и не помышлял о каких-то реформах и выборах. Источник: Кресцент-онлайн

Грозная тень гражданской войны, упавшая на США


Грозная тень гражданской войны, упавшая на США


http://www.poistine.com/politics/groznaya-ten-grazhdanskoj-vojny-upavshaya-na-ssha
По мере того как пропасть между богатыми и бедными в США постоянно растёт, внутреннее политическое напряжение становится всё жёстче… Закупка солидной партии боеприпасов с разрывными пулями так называемой Администрацией Общественной Безопасности США стало знаком того, что в американской обществе к красной черте приближается уровень классового антагонизма между населением и сверхпривилегированной правящей кастой. Администрация Общественной Безопасности США — это государственное агентство, отвечающее за финансовую и прочие формы поддержки, как правило, в адрес наиболее обездоленного сегмента американского населения. Таким образом, нет ничего странного во вспышке гнева, который овладел многими американцами, когда они услышали, что это государственное учреждение запасается боеприпасами. Недовольство граждан США закупкой разрывных пуль было столь громогласным, что АОБ открыла в интернете веб-страницу, специально объясняющую эту закупку. В ней рассказывается, что согласно Джонатану Л. Лашеру, заместителю начальника отдела АОБ по внешним связям, патроны предназначаются для офиса генерального инспектора АОБ, в котором работают 295 агентов, расследующих мошенничество в недрах общественной безопасности, и патроны им нужны, чтобы упражняться в целевой стрельбе. Однако анализ, проведённый сайтом infowars.com, утверждает, что так и не было объяснено, с какой стати для практики в тире потребовались мощные боеприпасы с разрывными пулями, предназначенными для разрывания внутренних органов. Ещё в марте Региональная безопасность закупила 450 млн патронов калибра .40 с экспансивными пулями, предназначенными для того, чтобы разворачиваться при входе в тело и наносить максимальное повреждение внутренним органам. Возникает вопрос: зачем Департаменту Региональной Безопасности нужна такая масса смертоубийственных боеприпасов якобы для «упражнений в стрельбе»? Недоумение, выраженное на infowars.com относительно этих странных закупок легко снимается, если вспомнить о материалистической сущности социальной организации США. Факт, что американское правительство удерживает внутреннюю стабильность в стране лишь в той мере, в какой она способна обеспечить материальные потребности своего населения, прежде всего, за счёт других народов мира. Каждый раз, когда американская администрация такую способность утрачивала — как, например, во время действия урагана «Катрина» в 2005 году — материалистическое общество США стремительно обваливалось в хаос. Поскольку зазор между богатыми и бедными в Америке растёт — растёт там и напряжение. 4 сентября Движение Occupy закрыло официальную транспортную службу, которая обеспечивала доставку автобусами делегатов на Национальный Съезд Демократов. Протестующие Occupy приветствовали элитарных участников Демократического Съезда лозунгом «Обама — предатель!». Этот случай подчёркивает насколько велико напряжение в Штатах, которое рано или поздно перерастёт во внутренний открытый конфликт. Финансируя диктаторские режимы по всему миру, которые обслуживают империалистические интересы, Вашингтон постоянно пренебрегал нуждами собственного народа. Есть впечатление, что наконец-то народ США начал активно заявлять о своих правах, чтобы вырваться из-под гнёта американского империализма. Народы мира, страдающие от железной пяты олигархии, должны поддержать своих собратьев по юдоли человеческой, живущих в США. Источник: Кресцент-онлайн

За 40 лет моего народа стало меньше на 40 процентов". О русификации российских народов благодаря 282-ой статье


За 40 лет моего народа стало меньше на 40 процентов". О русификации российских народов благодаря 282-ой статье

"За 40 лет моего народа стало меньше на 40 процентов". О русификации российских народов благодаря 282-ой статье
47-летний Василий Бокин, житель села Оськино Инзенского района Ульяновской области, попал под суд за публикацию статей в защиту родного эрзянского языка (один из двух мордовских языков, наряду с мокшанским). Бокину грозят годы тюремного заключения по "экстремистским" статьям Уголовного кодекса. В беседе с "Ирĕклĕ Сăмах" оськинский публицист рассказал о том, кто стоит за этим процессом и почему он называет происходящее с его народом резким словом "геноцид".
Василий Николаевич, из последних новостей мы знаем, что раньше Вы работали преподавателем вуза. Что еще Вы можете рассказать о себе?
Я родился в Иркутской области, и до третьего класса школы жил там. Потом родители перевезли меня на свою родину, в мордовское село Оськино. Здесь я и освоил мордовский (эрзянский) язык. Первый мой язык - русский.
В 1990 году я поступил в Мордовский госуниверситет и тогда же стал активным участником мордовского национального движения. В 1992 году организовал в студенческой среде массовые митинги и забастовки с требованием отставки республиканского министра образования Олега Виноградова, который оскорбительно высказывался о мордовском языке. Считаю, что эти акции сыграли свою роль в свержении первого антимордовского президента Мордовии Василия Гуслянникова.
Через несколько лет я получил диплом филолога - преподавателя мордовского и русского языков и литературы, учился в аспирантуре и писал диссертацию о мордовском национальном движении. Затем преподавал историю, социологию и другие гуманитарные науки в Инзе - в местном техникуме и в филиале Ульяновского госуниверситета.
И продолжали заниматься общественной деятельностью?
В эти годы все мои публикации - и научные, и в СМИ - были посвящены борьбе за национальные права.
Но в 2006 году Вы уволились из вуза. Почему - чтобы полностью посвятить себя этой борьбе?
Точная формулировка. Конечно, можно было бы совмещать работу с общественно-политической деятельностью, но делать это было уже сложно. Власти пытались бросить тень на мою репутацию, и я решил разрубить этот гордиев узел. Как писал венгерский поэт-революционер Шандор Петефи: "Мужчина, будь мужчиной, и никогда не продавай свободу даже за все богатства мира". Сейчас живу в родном селе, особого хозяйства нет, и дохода - тоже. Но пока есть картошка, голодная смерть не грозит.
Чем Вы занялись после увольнения?
Я стал обращаться в местные органы власти с просьбой обеспечить в Оськинской школе право мордовского народа на получение образования на родном языке. Требовал прекратить культурно-языковой геноцид.
Это серьезное обвинение. Что Вы имеете в виду?
Дело в том, что мордва - древнейший, автохтонный народ Поволжья - стремительно ассимилируется. За сорок лет, с 1970 по 2010 год, наша численность сократилась почти на 40 процентов, с 1,177 миллиона до 744 тысяч человек. Причем только чуть более половины из них, по официальным данным, владеют родным языком.
Несмотря на такие цифры, российское руководство не создало ни одной средней школы с преподаванием на мордовском языке. Есть обоснованные подозрения, что языковая дискриминация - результат сознательной установки властей на геноцид.
Представители нашего народа пытаются изменить ситуацию, но эти попытки наталкиваются на глухое сопротивление властей: игнорируются решения съездов мордовского народа, Всероссийских съездов и Всемирных конгрессов финно-угорских народов. Гражданских активистов преследуют физически и юридически.
Преподавание на родном языке - практика, скажем прямо, экзотичная для России. И не все понимают ее необходимость.
Понимаете, формально родной язык преподается в мордовских школах Инзенского района, но чем дольше его преподают, тем меньше его знает молодежь. Преподавания родного языка недостаточно - нужно преподавание народном языке. Начинать нужно с детского сада, и родители и бабушки сразу же начнут говорить с детьми по-мордовски.
Однако в школе совмещать два языка будет сложнее. У Вас есть план действий?
После решения о двуязычном образовании должен быть объявлен переходный период. В это время в первых четырех классах школы преподавание будет идти на родном языке, в остальных - на русском. Тем временем по заказу Минобразования Ульяновской области в Мордовии должны подготовить учебники для среднего образования и провести подготовку учителей. После этого 1-4 классы школы остаются на родном языке, а в 4-11 классах гуманитарный цикл идет на родном, остальные предметы - на русском языке.
После ратификации Европейской хартии региональных языков (Россия подписала документ в 2001 году, но до сих пор не ратифицировала его - прим. "Ирĕклĕ Сăмах") все среднее образование в мордовских селах должно переводиться на родной язык. В Мордовии должны быть созданы высшие и средние учебные заведения для продолжения образования на родном языке, где будет учиться и мордва из других регионов России.
Итак, Вы начали переписываться на эту тему с региональными властями...
Еще в декабре 2006 года я сделал запрос в органы власти Инзенского района с требованием объяснить, на каком основании нарушается право на родной язык обучения. Обращение касалось двух мордовских учебных заведений - Оськинской средней школы и Поддубновского сельхозлицея (все остальные образовательные учреждения района, их 21, находятся в русских населенных пунктах).
В ответ власти организовали в обеих школах родительские собрания, которые закончились предсказуемо. "Родители проголосовали против обучения на родном языке", - вот что значилось в официальном ответе. Юридически это голосование ничтожно, потому что педагоги, зависимые от органов власти, оказывали на родителей давление. И в местных СМИ ситуация с языком никак предварительно не обсуждалась.
В течение 2007 года я вел переписку с Минобразования Ульяновской области и губернатором Сергеем Морозовым, но безуспешно. Тогда же я издал первый номер газеты "Оськинский вестник", освещающей вопросы родного языка. Закончилось все это хулиганским нападением на мой дом.
Нападением?
5 января 2008 года в час ночи хулиганы выломали штакетник из забора палисадника и забросали им стены моего жилища. Потом они убежали и скрылись в одном из соседних домов. Я тут же обратился к участковому, и вместе с ним мы побывали в этом доме. Однако официально преступников установить не смогли, виновники происшествия остались безнаказанными.

Участкового убрали из района после того, как я пожаловался на него в правоохранительные органы. Для меня эта жалоба завершилась беседой в районном отделении ФСБ. Расспрашивали об "Оськинском вестнике"...

Вскоре, однако, в районе появилась газета "Наш голос".

Да, в июле 2009 года появился номер "Нашего голоса", который был посвящен двум темам. Первой темой была борьба за то, чтобы ветеранам труда вернули радиационные выплаты (в связи с аварией на Чернобыльской АЭС), которых их лишил областной закон. И в этом же номере была опубликована статья "Остановить геноцид!", за которую меня сейчас и судят.

Давайте остановимся на ней. В сообщении районной прокуратуры отмечается, что текст статьи содержит "негативные установки в отношении представителей русской и мордовской национальностей, а также лиц, исповедующих православие". Распространение этой статьи "ведет к возбуждению ненависти и вражды по национальному признаку, а также к дестабилизации социальной обстановки". Прокомментируете?

Как Вы понимаете, обвинения в разжигании ненависти к мордве - это откровенный и безответственный бред. В статье осуждаются отдельные представители мордовского народа (родители и учителя), которые глумятся над его ценностями, над его языком. И выделяются эти люди не по национальному признаку, а по моральному, в зависимости от того, защищают они или уничтожают родной язык. Статья посвящена защите мордовского народа и его языка, думаю, это доступно пониманию любого грамотного и честного человека.

Далее, в моей статье есть обвинения в русификации и геноциде мордовского народа. Но Вы не найдете ни одной фразы, которая возлагала бы отвественность за это на русский народ. Более того, я пишу, что мордвины, отказавшиеся от родного народа, "недостойны быть русскими" - тем самым утверждается положительная, а не отрицательная характеристика русского народа. Российские власти и некоторые мордовские учителя и родители - вот объект моей критики.

Наконец, что касается "разжигания ненависти" к православию. Факт насильственной христианизации мордвы признан научным сообществом. И ответственность за христианизацию я возлагаю не на всех православных как религиозную группу, а только на представителей духовенства и царского правительства, причем давно исчезнувших с лица земли. Моральное осуждение нарушителей свободы вероисповедания - вполне законная вещь.
Но обвинения в разжигании ненависти еще не самые страшные. В том же сообщении прокуратура обвиняет Вас в "оправдании терроризма" - Вы якобы "создаете у читателя представление о том, что деятельность террористических организаций является формой борьбы за справедливость, за национальные права".
Это опять же откровенный бред. В статье я анализирую причины возникновения насильственных форм борьбы за национальные права и говорю о том, что главная причина - воспрепятствование бескровному сопротивлению. Я показываю, какие страшные и жестокие формы может принимать насилие, и в целых двух главах обосновываю мирные формы борьбы. Поведение экспертов в этой ситуации напоминает мне историю, когда курские эксперты сочли надпись "Долой самодержавие и престолонаследие!" призывом к "свержению существующей государственной власти".
Хорошо, если процесс над Вами - надуманный, то каковы, на Ваш взгляд, его истинные причины?
Дело вот в чем. В марте этого года я узнал из СМИ, что местные власти организовали массовое переселение в Оськино лиц другой национальности. Это, между прочим, прямо противоречит международным обязательствам России по Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Статья 16 Конвенции запрещает изменять демографическую ситуацию с целью ограничения прав и свобод национальных меньшинств.
Я опять начал писать обращения, но в ответ - уже в апреле 2012 года - получил только приглашение на беседу в ФСБ. Опять говорили об издании газеты. Меня попросили подписать бумажку с обязательством не нарушать "антиэкстремистского" законодательства, я отказался. На этом беседа и завершилась.
А в конце июня я получил повестку на заседание суда о признании статьи из "Нашего голоса" экстремистской. Инициатором иска стала ФСБ, заподозрившая меня в подготовке очередного номера газеты.
Заметьте: так называемое заключение специалиста (лингвистическая экспертиза текста статьи "Остановить геноцид!" - прим. "Ирĕклĕ Сăмах") было подготовлено еще в августе 2010 года. Два года оно лежало без движения и всплыло только после того, как я вновь стал писать обращения в местные органы власти, а ФСБ заподозрило меня в намерении и дальше публиковать статьи.
Односельчане знают о Вашем преследовании?
Большая часть оськинцев знакома с ситуацией только по слухам. Только очередной номер газеты мог бы проинформировать население о происходящем произволе. А бегать по дворам и рассказывать о нем - думаю, не тот метод.
Как шло рассмотрение дела в суде?
Я подал ходатайство о том, чтобы признать недопустимым заключение специалиста, усмотревшего в моей статье оправдание терроризма, и 9 июля суд это ходатайство удовлетворил. Но уже 12-го числа по инициативе суда текст отправили на экспертизу к саратовским экспертам. И они опять отыскали в статье оправдание терроризма и возбуждение вражды по национальному признаку.
Кто-нибудь поддержал Вас в этом деле?
Спасибо правозащитнику, социологу и юристу Сергею Давидису, который обозначил тему моего незаконного преследования в интернет-пространстве. Но на данный момент нет ни одной правозащитной организации, которая оказала бы мне действенную юридическую помощь. С этим я связываю проигрыш в суде: 21 августа на очередном заседании судья удовлетворил прокурорский иск о признании моей статьи экстремистской.
И что теперь?
После получения мотивировочной части решения обжалую его в Ульяновском областном суде. Если жалобу не удовлетворят, на меня автоматически заведут уголовное дело (схожая история произошла с редактором чувашской газеты "Взятка" Эдуардом Мочаловым). Судя по экспертизам, проведенным по заказу ФСБ и суда, мне могут вменить статью 280 УК РФ ("публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности"), статью 282 ("возбуждение ненависти либо вражды") и статью 205.2 ("публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма"). По первому обвинению максимальное наказание - пять лет лишения свободы, по второму - два года, по третьему - семь. У меня не было средств, чтобы заказать альтернативную экспертизу, поэтому уголовное дело сейчас практически неизбежно.
Как Вы оцениваете свои перспективы на победу в этом деле?
Мои перспективы зависят исключительно от общества. Если зачатки гражданского общества сумеют обеспечитьинформационную и, главное, юридическую помощь, то шансы на победу есть. Помощь нужна уже сегодня, а не когда будет возбуждено уголовное дело. Возможно, кому-то из противников нынешнего режима покажется выгодным еще один политзаключенный. Но я думаю по-другому.
Беседовал Сандр Савгильда
Комментарий "Ирĕклĕ Сăмах"
Мы не будем приводить текст статьи Василия Бокина "Остановить геноцид!", которую скоро могут внести в Федеральный список экстремистских материалов. Однако ничто не мешает нам пересказать высказанные в ней мысли, дабы читатели могли самостоятельно оценить степень их противозаконности. Упомянутый материал представляет собой открытое письмо Бокина учителям Оськинской средней школы накануне нового 2009-2010 учебного года. Автор отмечает, что перед любым учителем стоят две задачи - передавать знания и интегрировать личность в национальную и мировую культуру. Учителя русских населенных пунктов, утверждает Бокин, справляются с этими требованиями, обучая детей на родном русском языке. И мусульмане, которые только недавно появились в русском городе Инза, заботятся о сохранении своих традиций. Между тем два мордовских педагогические коллектива (те самые, которые провели в школах голосование против обучения на родном языке) своими руками уничтожают родную культуру. Публицист задается вопросом, почему все сложилось именно так.
Рассматривая 350-летнюю историю родного села, Бокин выделяет в ней "три смертельных удара колонизаторов". "Первый удар" - насильственная христианизация. Однако, вынужденно приняв православие, оськинцы сохранили родной язык.
"Второй удар" публицист относит к началу 30-х годов XX века, когда мордва подверглась насильственной коллективизации. Многие жители Оськино, поясняет Бокин, были убиты, депортированы или умерли от голода. Однако и это испытание селу удалось пережить.
Наконец, "третий удар", самый разрушительный и продолжающийся до сих пор, Бокин связывает с утратой мордовскими семьями родного языка, что поощряется некоторыми его земляками. Впрочем, с середины XX века и до 1990 года русификация имела умеренные масштабы. После этого ситуация ухудшилась, и к 2009 году, по утверждению автора, в Оськино не осталось ни одной семьи, говорящей на мордовском языке.
В своем весьма эмоциональном тексте Бокин называет происходящее с оськинцами "этнической чисткой". При этом, как отмечает публицист, в качестве ширмы для русификаторской политики используются фольклорные коллективы - ведь их всегда можно привести как пример заботы о народных традициях.
В следующей части своего трактата Бокин предупреждает о том, что препятствия мирному национальному движению могут спровоцировать эскалацию насилия. При этом он подчеркивает, что вооруженное сопротивление - во всех случаях самая разрушительная для общества форма возмездия. Насилие - это кара государству за преступную политику и кара обществу за длительное примирение со злом. Самое страшное, как отмечает Бокин, то, что террор не бывает направленным только против враждебной группы, он всегда перекидывается на нейтральных людей, на мирное население.
Ссылаясь на объективные предпосылки, Бокин признает маловероятным вооруженное выступление мордвы против колонизаторской политики. Более возможными он считает точечные акции против наиболее одиозных исполнителей геноцида. Чтобы избежать трагических последствий, по мнению публициста, нужна помощь простых тружеников - учителей.
В заключительной части статьи Бокин призывает учителей не лицемерить, на словах выказывая поддержку родному языку, а на деле - уничтожая его. Автор просит преподавателей воспитывать своих детей на мордовском языке, подавая тем самым пример односельчанам, и начать борьбу за национальное образование. При этом Бокин предупреждает, что путь "будет трудным", но при должной изобретательности "права порабощенных народов могут стать краеугольным камнем образовательной политики". "Нам нужна другая Россия, - заключает публицист. - Россия, в которой все народы имеют равные возможности прогрессивного культурно-языкового развития".
Автор: "Ирĕклĕ Сăмах"
Источникirekle.org

Аскын татарлары


Аскын татарлары


http://nuretdin.ru/?p=165


Р. Нуретдинов, һәвәскәр тарихчы һәм профессиональ филолог, инде утыз еллап туган яклары - официаль Башкортстанның төньяк районнарының тарихын, сөйләмнәрен, этнографиясен һәм фольклорын өйрәнә. Аның Төньяк Башкортстандагы татар сөйләшләренә багышланган кандидатлык диссертациясе моннан егерме ел элек язылды (ул диссертация материаллары аерым китап - монография булып та чыктылар). Шуннан соң Р. Нуретдинов филология һәм тарихтан китеп торды - эшмәкәрлек илә шөгыльләнде, акча туплап, «Шура» журналын тергезергә хыялланды (бу журналның бер саны чыккан да иде, кара «Шура», №1, 1994, август саны). Ләкин, шул чордагы кайбер басмалар шикелле, үз милли мәнфәгатьләрен таный белмәгән укучылар массасының битарафлыгы нәтиҗәсендә, журнал дәвам итмәде…Төрле уңышсызлыкларга карамастан, Р. Нуретдинов сынмады, сыгылып төшмәде, татар филологиясеннән читләшмәде: төрле конференцияләрдә катнашты, мәкаләләр яза торды, эзләнүләрен дәвам итте һ.б. Cоңгы елларда Р. Нуретдинов Башкортстан идарәчеләре вә кайбер филолог һәм әдипләре тарафыннан җибәрелгән хәрәмләшүләргә ачынып, туган яклары халыгының тел үзенчәлекләренә аеруча игътибар итә башлады. Ошбу китапта Р. Нуретдиновның туган якларында озак еллар буенча теркәп - җыеп килгән фольклор материаллары һәм җирле сөйләш үрнәкләре урнаштырылган. Ул материаллар, хосусан, төбәктәге хакимият тарафыннан «башкортлаштыру» политикасын уздырудагы хәрәмләшүләрне истә тотып та җыелганнар. Материалларны районнар буенча аерып бирү шуның белән дә билгеләнә. Р. Нуретдинов материалларында зур урынны фольклор үрнәкләре били. Һәм бу әдәби җәһәттән дә бик кирәкле, методологик яктан да дөрес: нәкъ менә фольклор телендә сөйләшнең, диалектның асыл үзенчәлекләре саклана, мәсәлән: Җырлыйк әле, җырлыйк әле Таң атырга җырактыр, дигәндә җ - ләштерү бик ачык чагыла. Ә менә Кыз — кудызлар җырлап җөреп Урам буйлап, гөрләшеп дигәндә борынгы кудыз - кудуз - «бүләк кыз» сүзе чагыла. Яки менә «кәбестә» уенындагы әйтешне алыйк: - Әбей, кәбестә, пир әле? - Кем килде? - Түтәй бән җизнәй килде һ. б. Р. Нуретдинов тикшерә торган сөйләшләр татар диалектологиясе өчен дә аеруча кызыклы - бик тә үзенчәлекле. Аларда Себер татарлары теленә хас саңгыраулаштыру белән бергә мишәр сөйләшләренә хас үзенчәлекләр һәм урта диалектка караган җ-ләштерү рәттән күзәтелә. Ә менә башкорт теле йогынтысы юк (башлай, эшләй һ.б. башкорт йогынтысы түгел, гомумкыпчак чоры литрасы). Һәр төбәк материалларын бирү алдыннан Р. Нуретдинов кыскача тарихы һәм диалектологик-лингвистик күзәтү-шәрехләр бирә. Һәм алар да җитәрлек дәрәҗәдә сәвәтле, фәнчә, методологик яктан аклана. Тик, мәсьәләләрнең кемнәр өчендер бәхәсле булуын истә тотып, бу шәрехләрне җентеклерәк бирү кирәк шикелле. Китапның азагында топонимик материалларга игътибар ителә һәм Р. Нуретдинов башкорт филолог вә тарихчыларының төрлечә хәрәмләшүләрен, фәнгә хилаф эш-мәлләрен ачып бирә. Минемчә, бу өлешне шактый зурайтырга, киңәйтергә кирәк. Бу якларда официаль атамаларда төбәктәге халык сөйләмәгәнчә-атамаганча язылган, башкортлаштырылып язылган топонимнар аз түгел - шуларның һәр очрагына аерым-аерым, бәйнә-бәйнә тукталып китү мотлак кирәк. Р. Әхмәтьянов, филология фәннәре докторы, профессор. Башлама. Аскын татарларының теле, мәдәнияте соңгы елларда шактый өйрәнелде. Әйтик, алтмышынчы еллар азагында Татарстан Фәннәр академиясенең тарих, тел һәм әдәбият институты Д.Б.Ромазанова җитәкчелегендә махсус экспедиция оештырды. Җитмешенче елларда Башкорт дәүләт университетының татар филологиясе кафедрасы Р. Мөхәмәтҗанов җитәкләгән төркемне җибәрде һәм җитди материаллар туплады. Сиксәненче еллар башында һәм 2001-2002 нче елларда миңа да туган районымда елга якын булырга туры килде. Беренче экспедиция нәтиҗәсе буларак «Язык пританыпских татар» (Казан, 1998 ел) дигән хезмәт дөнья күрде. Шөкер. Икенче һәм дәвамлы экспедиция вакытында тупланган материалларны тәртипкә салып, фәнни әйләнешкә кертү һәм җыр-моңга, хискә бай, оста һәм җор телле райондашларыма мирас итеп кайтарып бирүне изге эш дип саныйм. Аскын татарларының теле дә, матди һәм рухи мәдәнияте дә үзенчәлекле. Чөнки районның көнчыгышында Себер татарлары теле, көнбатышында Минзәлә татарлары теле, ә көньягында Орбаш мишәрләренең тел үзенчәлекләре бергә кушылган, гаҗәеп койне барлыкка килгән. Аларны өйрәнү татар халкы теленең һәм аның оешу тарихы мәсьәләләрен ачыклау өчен әһәмиятле материаллар бирә. Мәктәпләрдә, ВУЗларда татар телен укыту барышында җитди практик кулланма була ала. Аскын татарлары да катлаулы оешу юлы үткән, күрше халыклар (урыс, мари, удмурт һ.б.) белән гасырлар буе уртак шартларда тормыш-көнкүреш тәҗрибәсе уртаклашып, үзара тәэсир итешеп яшәгәннәр. Билгеле, бу аралашу эзсез үтмәгән, аларның сөйләү телендә, тормыш итү рәвешендә, рухи дөньяларында чагылган. Бәлки шуңадыр да, аскын татарлары ачык йөзле, ярдәмчел һәм кунакчыл. Бу сыйфатларны шактый сандагы халыклар, аеруча шәһәрләрдә күпләп яшәгән милләтләр югалтты инде. Сер түгел, илебез әхлаксызлык буенча упкын читенә килеп җитте. Шушы хәбәр хәтта авылларга, татар иленең соңгы утравына бәреп керде: эчүчелек, наркомания, СПИД, җинаятьчелек, үз-үзеңне үтерүләр коточкыч арта бара. Нәрсә җитми бу татар тәрбияне төзек, тәртипле, мәңгелек бәхетле итәргә? Ислам диненнән ераклашу. Ислам дине тәрбия өлкәсендә төп урынны алып торырга, яшәү рәвеше булырга тиеш. Хәер, районда егермеләп мәчет төзелде, яңалары төзелә, аларда эшләү өчен кадрлар укытыла. Соңгы бер-ике елда авылларның юлларны төзекләндерү, автобуслар йөртү, яшелләндерү һәм халыкның рухын күтәрү буенча моңа кадәр күрелмәгән эшләр эшләнә. Моңа Яңавыл якларыннан килгән яшь, милли җанлы, көрәшчән рухлы Хәким Ильяс әфәнде Насыйров җиң сызганып тотында. Халыкны иман юлына кайтару, аның милли кыйбласын саклап калу өчен районда көчләр җитәрлек. Мондый шартларда тагын бер мөһим адым ясалырга тиеш. Ул адым - балалар бакчаларында, мәктәпләрдә укытуны баланың үз ана телендә, моңлы да, нурлы да, газиз дә булган - татар телендә алып бару. Балага Кол Гали, Тукай, Такташ, Галимҗан Ибарһимов, Мирхәйдәр Фәйзи, Муса Җәлил, Хәсән Туфаннар теленең матурлыгын, изгелеген, йөрәккә якын яңгырашын кертеп калдыру, милли көйләребезне сеңдерү аеруча мөһим. Юкса, урыс килә - үз телен тага, түргә башкорт менә - үз телен иңдерә. Өстәвенә, кайдадыр еракта яшәгән француз, немец, инглиз телләрен өйрән. Тик үзеңнең әниеңә: әни, әнкәй, инәй, инәкәү дип дәшмә, имеш. Ә, мама, әсәй, мава, матер дип кенә җибәр. Юк, болай булмый, якташлар. Туган теленең кадерен белеп һәм аңлап калган, шуның белән горурланган яшь буын гына үз халкының тугрылыклы дәвамчысы булыр, колониаль сәясәт сөременнән айныр. Горурланырлык нәрсәләр аскын татарлары тарихында да, тормыш-көнкүрешендә дә, сөйләм телендә дә, йолаларында да, гореф-гадәтләрендә дә бар бит. Мин үзем, тел белгече буларак, җирле сөйләштә сакланып калган борынгы бабаларыбызның тел җәүһәрләрен күреп сокланам. Әйтик, моннан унбиш гасыр элек ташка уеп язылган Күл Тәкыйн, Истәми Каган һәйкәлләрендәге тел үзенчәлекләрен Кашка, Көбияз, Үрмияз, Үршәде, Чураш, Солтанбәк, Билгеш, Көнгәк, Казанчы, Мотабаш, Арбаш, Төлгезбаш авылларында яшәүчеләр телендә күреп шатланам. Чөнки тарихи берлек, тарихи хәтер, милли тамырлар исән. Димәк, без бәләкәй халык түгел, иртәнге томан кебек, эзсез югалырга да хакыбыз юк. Без гасырлар төпкеленнән килгән газиз телебезне сакларга тиешбез. Бәрәңге һәм тирес фәлсәфәсеннән арынырга вакыттыр, үз корсагы турында гына кайгыртучы, түбән рухлы түрә-чиновникларның безгә чит кавем телен тагарга, безне дискриминацияләргә, колониаль тәртип урташтырырга хакы юк. Шуңа да, укучылар игътибарына тәкъдим ителә торган әлеге сөйләм үрнәкләре аскын татарларының җанлы телен чагылдыра. Алар халык ничек сөйләсә, шулай язылган. Бу материаллар халыкның тарихын, авыз иҗатын һәм телен өйрәнү өчен бик әһәмиятле. Без моннан егерме ел элек оештырылган экспедиция материалларын да бирергә булдык. Бу телебез торышын чагыштырма өйрәнүгә ярдәм итәчәк. Кызганыч, кеше баласы - үлемечле. Ул вакыттагы очрашкан һәм безгә төрле хәбәрләр сөйләгәннәрнең күбесе бу дөньядан китеп бардылар. Әмма исемнәре тарихта, сөйләгәннәре яңа буыннарның күңеленә, хәтеренә сеңеп калды, югалмады. Кайбер беркатлырак кешеләр: «Бу хезмәтнең әһәмияте нидә?» дип сорау куяр. Җавап: беренчедән - бу материаллар халыкның тарихын, авыз иҗатын һәм телен мәктәптә өйрәнү өчен кирәк. Икенчедән - башкорт халкы да татарның беркәвеме икәнен тагын да бер тапкыр раслау. Өченчедән - Урал араларында яшәгән казакның найман кабиләсе телен, күбәләк сөйләшен, «башкорт әдәби теле нормасы» итеп кабул итүне тарихи хата булуын раслау. Дүртенчедән - Көбиязда, Урмиязда, Солтанбекта, Казанчыда, Кышлау Елгада, Әмирдә яшәгән башкортларның теле барыбыз өчен дә уртак булган олы Ана телебез - татар әдәби теленең аерылгысыз бер өлеше икәнлеген якташларымның хәтеренә төшерү. Бишенчедән - татар халкының үз аңын уяту, милли горурлык хисен тергезү максатыннан чыгып кылынган эш бу, кодашларым. Сөйләү үрнәкләре Төй төбәге, Ар төбәге, Танып төбәгенә бүлеп урнаштырылды. Текстларның азагында аның кайсы авылда, кайчан язылганлыгы, сөйләүченең исем-фамилиясе дә күрсәтелде. Телдәге җирле үзенчәлекләрне төгәлрәк чагылдыру өчен, татар диалектологиясендә кабул ителгән өстәмә билгеләр дә кертелде: і, ѓ - тирән әйтелешле тел арты авазлары. w - өрелмәле, ирен-ирен авазы. ґ - бугазда ясала торган аваз. / - аның алдында торган тартыкларның йомшак әйтелүен белдерә. йа, йә — я йу, йү — ю йы, йе — е Татар рухын, аның асылын һәм булмышын чагылдырган дөнья - аскын татарларының тел хәзинәләрен саклаган илгә рәхим ит, укучым. (Дәвамы бар)

О бедном салафите замолвите слово


О бедном салафите замолвите слово

О бедном салафите замолвите слово
Убийство Саида Афанди есть не что иное, как эхо чудовищной ошибки дагестанских властей, на исходе XX века втиснувших все многообразие исламской жизни в узкое русло «аварско-гидатлинского» тариката
Дагестан никогда не был однородным ни в этническом, ни в политическом, ни в конфессиональном плане. Этническая пестрота горного края - одна из самых высоких не только в России, но и во всем мире. Вся история Дагестана представляет собой борьбу народов за недопущение тотального господства над собой другого народа (не беря во внимание случаи экономической или политической зависимости).
В политическом отношении дагестанская традиция также породила необычайную пестроту. Основной чертой, присущей горским обществам, которую выделяли почти все исследователи, являлось большое разнообразие форм правления и политико-административного состояния. Ханства, аристократические джамааты, демократические джамааты, союзы джамаатов - «вольные общества», демократические «федеративные общества», номинально возглавляемые ханами - вот перечень дагестанских политических образований, существовавших на одной территории в одно и то же время. Попытки одних политических образований подчинить себе другие всегда порождали мощное, порой «самоубийственное» противодействие.
Самой большой ошибкой дагестанских властей на исходе XX века явилось обеспечение полного политико-правового прикрытия не просто одному из трех исламских направлений, но узкой «гидатлинской» ветви накшбандийского тариката.
Но самый примечательный факт тот, что и исламское пространство в Дагестане, в отличие от других республик Северного Кавказа, никогда не было однородным. В религиозной культуре Дагестане устойчиво доминировали три типа религиозного восприятия: суфизм, школы шафиитских законников и салафийя (фундаментализм).
Наиболее сильными позициями в Дагестане до сегодняшнего дня обладает суфизм - мистико-аскетическое учение в исламе, призывающее к смирению и уходу от мирской суеты. Суфизм имеет множество толкований и приложений, поэтому в рамках некоторых из них служил идеологией повстанческих движений и антиколониальной войны. Суфизм в Дагестане представлен тремя тарикатами (орденами): Кадирийей, Накшбандийей и Шазилийей, являющихся своеобразными духовными школами, сочетающими в себе методы и приемы мистического познания истины, особый свод морально-этических положений и формы внутренней организации.
Школа шафиитских законников (факихов) сформировалась в даргинских вольных обществах, где позиции мусульманских юристов, правоведов и судей были настолько крепки, что во многих обществах они оспаривали власть выборных правителей. В обществе Акуша-Дарго фактически же сложилось двоевластие. Политическими лидерами общества были два человека - выборный правитель и кадий (судья).
Ислам салафитского (фундаменталистского) толка, проповедующий возврат к первоосновам веры, к образу жизни пророка Мухаммада и «праведных предков» (араб. «ас-салаф ас-салихун») и очищение ислама от более поздних нововведений, вопреки тиражируемому государственным пропагандистским аппаратом мнению о чуждости и нетрадиционности его для Дагестана, имеет здесь более чем 300-летнюю историю.
Самой большой ошибкой дагестанских властей на исходе XX века на этом социально-историческом фоне явилось обеспечение полного политико-правового прикрытия не просто одному из трех исламских направлений, но узкой «гидатлинской» ветви накшбандийского тариката, пытавшейся к тому же насадить в республике незнакомый пока даже верующим суфийского толка шазилийский тарикат.
Еще больше усугубил ситуацию тот факт, что работниками сформированного «гидатлинским» тарикатом Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД) в свое время стали в подавляющем большинстве представители одной национальности - аварцы, причем выходцы только из двух районов - Шамильского и Гумбетовского, жестко ориентированные на одного суфийского шейха Саида Афанди Чиркейского (Ацаева).
Произошедшее 28 августа 2012 года убийство Саида Афанди, несмотря на весь трагизм ситуации, есть не что иное, как эхо чудовищной ошибки дагестанских властей, совершенной более десяти лет назад.
Республиканские власти, пытавшиеся до похода Басаева на Дагестан в августе-сентябре 1999 года заигрывать не только с различными ветвями тариката, но и с представителями дагестанской радикальной салафийи (Карамахинский джамаат), впоследствии сделали ставку только на группировку Саида Афанди. Это было обусловлено следующими факторами:
1. В ситуации, когда Москвой перед республиканскими властями была поставлена задача по беспощадной борьбе с радикальными салафитскими джамаатами, только чиркейская группировка давала полное «обоснование» с позиций ислама правомерности действий властей по разгрому «ваххабитов». Кроме того, только эта группировка могла в короткие сроки наэлектризовать наибольшее количество верующих «антиваххабитскими» идеями и породить в обществе «антиваххабитскую истерию».
2. В ситуации, когда даргинский клан Магомедали Магомедова (нынешний президент Республики Дагестан Магомедсалам Магомедов - его сын) имел твердое намерение любой ценой оставаться у власти, следовало дать какую-то отдушину накапливающемуся недовольству аварцев. Аварцы, как самый крупный этнос Дагестана, были на тот момент предельно озлоблены столь долгим пребыванием у власти даргинцев. Передача в рамках ДУМД всей духовной власти аварцам могла отчасти погасить аварские претензии на власть светскую.
Однако, подобные попытки государства подчинить весь массив мусульман представителям одной национальности и одного направления в исламе (вернее, даже не одному направлению, а узкой ветви внутри одного из направлений) вызывали ожесточенное сопротивление со стороны верующих. Никогда за всю историю Дагестана не предпринималось более непродуманного шага, нежели подобное втискивание самым жесточайшим образом всего многообразия исламской интеллектуальной, обрядовой, национально-культурной жизни в узкое русло «аварско-гидатлинского» (в интерпретации чиркейского шейха) тариката.
Эта политика практически сразу показала свою полную несостоятельность:
во-первых, она противоречит положению об отделении и равноудалении различных ветвей церкви от государства;
во-вторых, адепты «гидатлинского» тариката не обладают достаточным уровнем подготовки для идеологического противодействия салафийи;
в-третьих, подобной фокусировкой государства на одном направлении внутри тариката были «оставлены за бортом» другие конструктивные направления и общины;
в-четвертых, Духовное управление, почувствовав поддержку государства, принялось за подавление всех своих идеологических противников и породило отторжение от своей политики не только верующих, но и научной и творческой элиты республики;
в-пятых, тесное сотрудничество Духовного управления с правоохранительными органами полностью дискредитировало эту структуру в глазах многих молодых мусульман.
Закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан», как известно, был спешно принят Народным Собранием РД в сентябре 1999 года. Основной целью закона было обеспечение властей правовой базой не только для отпора отрядам Басаева иХаттаба, но и для разгрома «внутридагестанских» салафитских джамаатов. Из-за спешки и из-за того, что закон был принят на пике эмоционального возбуждения дагестанского общества, он страдает серьезными недочетами, непродуманностью. В законе существует наименование предполагаемых религиозных экстремистов, но нет четкого и ясного их определения. Отсюда следует, что закон о борьбе с ваххабитами в действительности открывает широкие возможности для преследования любого неугодного властям или официальному духовенству.
Грубейшей ошибкой властей явилась передача полномочий по определению того, «что есть ваххабизм» не экспертному совету правительственного Комитета по делам религий, а Духовному управлению. ДУМД с великой охотой взяло на себя роль «святой инквизиции» и усердно принялось обвинять всех своих идеологических конкурентов (как салафитских, так и тарикатских) в причастности «ваххабитской и иной экстремистской деятельности». Кроме того, что ДУМД инициировало в обществе и средствах массовой информации «антиваххабитскую истерию», оно еще втянуло правоохранительные органы в затяжную войну по уничтожению своих идеологических противников.
Сотрудники ДУМД вместе с милицией участвовали при обысках, допросах, проверке религиозной литературы на предмет ее принадлежности к экстремизму и ваххабизму. Представители духовенства, по сути, поощряя и санкционируя расправы над «ваххабитами», публично обвиняли их в разного рода смертных прегрешениях - искажении исламской доктрины, в надругательстве над святынями ислама, кровосмесительных браках и т. д.
Правоохранительные же органы (в частности специально созданное Управление по борьбе с экстремизмом и уголовным терроризмом - УБЭиУТ), получив санкцию на репрессии, как от «мирской», так и от «духовной» власти, фактически начали выполнять роль религиозных опричников. Вместо того, чтобы стоять на страже правопорядка, милиция ввязалась, во-первых, в преследование людей по религиозным мотивам, а во-вторых, в абсолютно непонятное для них внутрирелигиозное противостояние на стороне одной из конфликтующих сторон.
Милиционеры проводили религиозно-идеологические «зачистки», выясняя у потенциальных экстремистов основы их вероубеждения, их отношение к тарикату и суфизму, их принадлежность к мазхабам. Но религиозная ревизия - это полбеды. Для заключения «ваххабитов» под стражу сотрудники МВД подкидывали им оружие, наркотики и боеприпасы. В райотделах и в УБЭиУТ их подвергали жесточайшим пыткам, избиениям и насилию, выбивали у них признания. Получить свободу, если подкинули оружие, можно было только уплатив взятку от 3 тыс. долл. и выше.
Неистовая жестокость милиционеров в исполнении Закона «о запрете ваххабизма» привела к предельной радикализации даже умеренных прежде салафитов. Ответная реакция салафитов была предопределена и предсказуема, оставался только вопрос времени. После неудач и провалов нескольких диверсионно-террористических групп, моджахеды сумели таки выстроить эффективную подпольную сеть из полуавтономных групп. В республике началась беспрецедентная по своей массовости и периодичности охота на сотрудников правоохранительных органов, причастных к репрессиям в отношении салафитов. Сотрудников УБЭиУТ, ФСБ, МВД и даже простых милиционеров из патрульно-постовых групп отстреливали, чуть ли не по несколько человек в день. Концентрация моджахедов в чеченском приграничье, хасавюртовской зоне и даже вокруг столицы республики Махачкалы достигла критической отметки.
Лидер джамаата «Дженнет», амир города Махачкалы, личный переводчик Шамиля Басаева на аварский язык во время вторжения в Ботлихский район Расул Маккашарипов (позывной «Муслим»), судя по всему, оказался самым удачливым руководителем диверсионно-террористического подполья. Именно с его именем связано выстраивание и синхронизация работы диверсионной сети, объединяющей джамааты Махачкалы, Буйнакска, Хасавюрта, Кизляра. Именно в период его руководства джамаатом моджахеды добрались и до спокойного прежде Южного Дагестана. Так, летом 2004 года в Дербенте была задержана женщина-смертница, готовившая террористический акт, в лесах Курахского района местными жителями была замечена группа моджахедов, использовавших в качестве проводников местных салафитов.
Произошедшие со временем уничтожение и нейтрализация ряда лидеров боевиков - Хаттаба, Арби БараеваСалмана РадуеваЗелимханаЯндарбиеваРуслана ГелаеваАбу аль-Валида ничуть не ослабила сепаратистов. Со временем на Кавказе произошла ротация и обновление рядов сопротивления. Вторая чеченская кампания стала кузницей наиболее идеологически подготовленных и наиболее непримиримо настроенных по отношению к России мусульман. Прежние лидеры, вышедшие из Советского Союза, были еще хоть как-то связаны с остальными россиянами общей историей, общим культурным прошлым, общим советизированным сознанием. Они еще в какой-то мере могли сохранять в себе комплекс вины за неадекватные удары мести по мирным жителям. Кроме того, многие из этих «старых волков» несли на себе следы криминального прошлого, скомпрометировали себя в глазах своих соратников сотрудничеством с российскими спецслужбами, успели еще в Первую чеченскую кампанию испачкать руки такими деяниями, которые являются преступлением и с точки зрения российской конституции, и с точки зрения шариата. Таким образом, они становились легкой мишенью для пропагандистского аппарата федеральной стороны.
Однако, в войну вступило новое поколение моджахедов, более ожесточенное и дерзкое, чем поколение «стариков». За десять лет войны в Чечне выросла молодежь, которая ни в школе не училась, ни в комсомоле не состояла, и ничего общего с Россией не имела. Все что связано с Россией - язык, культура, символика, законы - для нее уже изначально враждебное. Все ее помыслы и устремления - это отплатить России той же монетой - кровью, смертями и ужасом.
Это поколение уже не нуждается в лидерах. Пример для поведения им уже показан, методы борьбы они черпают из истории и международного опыта. Молодые парни, чеченцы, дагестанцы, ингуши, кабардинцы и карачаевцы, выходящие на путь войны с государством, создают свои маленькие летучие отряды, могущие действовать от случая к случаю. После нескольких операций они могут рассыпаться и ждать затишья долгое время.
Власти так и не смогли решить самую важную задачу - остановить процесс радикализации мусульманской молодежи. Стремительное наступление агрессивной потребительской идеологии и дешевой массовой культуры, стремительное взламывание и расщепление традиционного общества через навязывание чуждых стандартов жизнеустройства неизбежно приводит к беспрецедентному напряжению социальной обстановки, по примеру реакции расщепления ядерного топлива, высвобождающего в этом процессе огромное количество энергии разрушительной силы.
Вестернизация и духовная колонизация дагестанского общества воспринимается верующими как духовная и социальная катастрофа и крушение всего традиционного миропорядка дагестанских мусульман. Это предельно озлобляет и мобилизует лагерь верующих. Мусульмане готовятся к самой жесткой и непримиримой борьбе за сохранение своей духовной культуры и приверженности историческим ориентирам дагестанских мусульман. Иными словами, наиболее активная часть лагеря верующих готовится к джихаду с наступающим неверием по всем направлениям - от идеологического противостояния до вооруженной борьбы с режимом.
Стремительными темпами шла и идет политизация исламской молодежи. Если раньше мечты о независимом северокавказском Имамате и исламском Халифате существовали на уровне бесед в наиболее радикальных мечетях, то сегодня многие молодые мусульмане активно ищут пути, способы, возможности реализации исламской политической доктрины на практике. От стихийных и «самодеятельных» форм военно-политической самоорганизации молодежь начала переходить к освоению богатого опыта международных исламских политических организаций. В молодежной среде стало популярным словосочетание «Хизб-ут-Тахрир» («Партия исламского освобождения»). Дагестанских мусульман привлекает в идеологии и практике этой партии стройность, предельное сведение всех положений к духу Корана и Сунны, а также жесткая постановка вопросов реализации на практике положений такфира, джихада и необходимости установления на земле власти Аллаха - Халифата.
В сознании молодых мусульман, несмотря на идеологическую работу, происходит оправдание вторжения 1999 года. Эти события начинают рассматриваться как логическое и законное продолжение борьбы горцев против российского государства под руководством трех знаменитых аварских имамов времен Кавказской войны (1818-1864). Молодежь, несмотря на противодействие властей, лелеет надежды перебраться в леса. На Кавказе вызрело целое поколение, ориентированное на борьбу и подрыв российской государственности.
Время, когда можно было противостоять распространению протестной салафитской идеологии упущено. На том этапе, на котором сегодня находится распространение салафитской идеологии в регионе, ни одно государство не могло противостоять распространению идей, тем более, когда эти идеи принимаются населением добровольно и несмотря и даже вопреки государственному противодействию и преследованию. К примеру, «салафизация» районов Дагестана с утраченными или подорванными в советское время исламскими традициями (ногайские районы, Лакия, Лезгистан) приобрела уже практически необратимый характер. На этом этапе перед государством встают другие задачи - по недопущению радикализации распространяющихся идей.
То, что салафийя при определенных обстоятельствах может быть нерадикальной, умеренной и вполне мирной, ясно было изначально. Однако, в порыве борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом этот факт был проигнорирован, грань между радикальными, откровенно антигосударственными группировками и вполне лояльными к властям религиозными общинами позабыта. Этими необдуманными шагами и решениями был нанесен непоправимый ущерб делу государственного сдерживания радикализации тех салафитских общин, которые изначально сторонились радикальных и антигосударственных лозунгов и шагов.
В Дагестане умеренная салафийя в конце 90-х годов ХХ века была представлена последователями Ахмад-кади Ахтаева, бывшего руководителя Исламской партии возрождения. Ахмад-кади вплоть до своей смерти при довольно загадочных обстоятельствах в марте 1998 года занимал наиболее гибкую позицию в религиозно-правовых вопросах. Он выступал против попыток применения в дагестанских условиях концепции такфира, против призывов к вооруженному джихаду. Он поддерживал идею участия взаимодействия мусульман с государственной властью, призывал приверженцев салафийи направлять силы не на внутриконфессиональную борьбу и противостояние с властями, а на формирование привлекательного для общества образа ислама. Вместе с тем, Ахмад-кади понимал, что Кавказ обречен жить в соседстве с Россией. В исламских кругах Ахтаев слыл противником военных методов борьбы с российским присутствием в Дагестане.
Именно существование умеренного салафитского крыла некоторое время удерживало значительную часть дагестанских салафитов от перехода на радикальные позиции, нейтрализовывало импульсы, исходившие от радикальных группировок, и способствовало поддержанию стабильности в регионе. Именно под их влиянием некоторые амиры не поддержали призывы к войне против России, высказавшись за диалог с властями республики и с Москвой. Даже многие члены внутреннего (не совершившего хиджру в Чечню) джамаата Мухаммада Багаудина явно были настроены на продолжение легальной мирной просветительской деятельности внутри Дагестана, условия для которой, после кратковременного всплеска репрессий, все же сохранялись.
Смерть Ахмад-кади явилась для умеренной салафийи тяжелым ударом. Равноценной замены ему не нашлось и умеренное крыло дагестанских салафитов из-за слабости нового руководства начало все более попадать под влияние радикальной антиправительственной и антироссийской пропаганды. Наконец, сама динамика общественно-политической ситуации в республике и регионе в целом способствовала тому, что умеренные идеи оказались невостребованными, незамеченными властью. Умеренное крыло салафийи было буквально отдано на съедение более радикальным группировкам, в результате чего к концу 1990-х годов практически единственной реально действующей салафитской организацией в Дагестане оказался «Исламский Джамаат» Мухаммада Багаудина.
По поводу причин поражения умеренного крыла салафийи в конкуренции с радикальными и даже экстремистскими группировками и перехода части последователей на радикальные позиции возможны следующие версии. Первая - отсутствие лидера, обладающего достаточным авторитетом, чтобы повести за собой верующих, и достаточными богословскими знаниями, чтобы противостоять идеологическому натиску более радикальных группировок.
Вторая версия возвращает нас к динамике общественно-политической ситуации в регионе, способствовавшей тому, что умеренные идеи оказались невостребованными, незамеченными властью, которая ничего не сделала для укрепления и противопоставления умеренных позиций радикальной салафийи. Тем более, не оказались востребованными идеи умеренной салафийи зарубежными спонсорами, которых интересовало, прежде всего, предельное обострение отношений по линии «кавказский ислам - российская государственность» и пропитывание северокавказского общества идеями немедленного и бескомпромиссного джихада, но, отнюдь, не мирного диалога и сосуществования. Именно по этой причине так и не окрепшая умеренная салафийя была буквально сметена и погребена под мощным шквалом радикальных идей.
Третья версия указывает на неразборчивость властей, представителей правоохранительных органов, средств массовой информации, а также противостоящего салафийи тарикатского ислама в вопросах дифференциации салафитских общин и ошибочной убежденности в их априорной радикальности и противозаконности.
Четвертая версия рассматривает радикализацию как ответ на репрессии властей. Так, многие представители умеренных салафитских общин, скрываясь от преследований, были вынуждены уйти в подполье, многие из них пополнили ряды моджахедов в Чечне, возвращаясь в свои республики до предела радикализованными, «переподготовленными» в идеологическом и военном отношении.
Эти четыре версии не противоречат, а, напротив, скорее дополняют друг друга и позволяют более объективно оценить сложный и неоднозначный процесс радикализации умеренного салафитского движения. После неразборчивого разгрома как радикальных джамаатов, так и умеренных общин, представители умеренной салафийи никак не организованы, распылены по региону, у них нет своего общепризнанного лидера или руководителя. Нишей их идеологического выживания и существования становятся маленькие социальные группы, состоящих, преимущественно из круга близких друзей и родственников.
Однако, в таком неорганизованном, дисперсно распыленном виде, без четкой ориентировки на конкретного религиозного авторитета, который мог бы задать ясные ориентиры и модели поведения, представители умеренной салафийи легко попадают в сети более радикально настроенных мусульман, которые, не секрет, отличаются четкой организацией, хорошим финансированием и детально проработанной военно-политической доктриной и программой действий.
Таким образом, следует признать, - нравится это кому-то или нет, - что убийство Саида Афанди было предопределено более десяти лет назад.
Автор: Руслан Курбанов
Источникevrazia.or

ТатХат - татарские новости Выпуск №8 от 26.09.11


Выпуск №8 от 26.09.11, про олимпиаду по татарскому языку

Уважаемые коллеги, учащиеся, студенты 
Российской Федерации и стран дальнего и ближнего зарубежья!
Приглашаем Вас принять участие в Международной олимпиаде
по татарскому языку и татарской литературе

В рамках Государственной программы Республики Татарстан по изучению, сохранению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004-2013 годы с целью создания дополнительных условий для сохранения и поддержки развития татарского языка и литературы, татарской культуры в субъектах Российской Федерации, а также за рубежом проводится Международная олимпиада по татарскому языку и татарской литературе.
Программа Олимпиады включает:


  • Регистрация участников c 26 июля по 13 сентября 2012 г. на портале КФУ abiturient.kpfu.ru;
  • Первый (отборочный) тур (интернет-тестирование на знание татарского языка, истории, традиций и культуры татарского народа) – с 14 по 18 сентября 2012 года. Интернет-тестирование проводится дистанционно на базе компьютерных классов школ/вузов или «домашних» компьютеров участников. (Инструкция по этапам регистрации и порядку участия в тестировании будет размещена до 26 июля на портале КФУ abiturient.kpfu.ru);
  • Второй тур (очный) – с 19 по 20 октября 2012 г. Очный тур проводится по результатам отборочного тура (интернет-тестирования). Список участников, прошедших в очный тур будет опубликован  до 20 сентября 2012 года на портале КФУ abiturient.kpfu.ru и сайте Министерства образования и науки РТ http://mon.tatarstan.ru/;
  • Очный тур состоит из следующих этапов:
– устный разговорный конкурс;
– письменный конкурс, включающий задания по татарскому языку и литературе, истории и культуре татарского народа, эссе по предложенной теме; 
– конкурс исполнительского мастерства (татарские песни и танцы, художественное слово);
– конкурс по ознакомлению со страной, с субъектом проживания (в виде презентации, видеоматериалов и т.д.).
Условия участия:


  • Участниками Олимпиады могут быть учащиеся 9, 10, 11 классов, студенты, проживающие в субъектах Российской Федерации, школьники, студенты из стран дальнего и ближнего зарубежья в возрасте 14-25 лет.
  • Регистрация для участия в конкурсе производится лично участником на портале КФУ  abiturient.kpfu.ru.
  • Победители и призеры очного тура Олимпиады награждаются дипломами Министерства образования и науки Республики Татарстан, ценными призами. Все участники очного тура Олимпиады получают памятные сувениры. Каждому участнику Олимпиады выдается сертификат участника.
Контакты:             (843) 292-27-74      , 292-59-93
Оргкомитет конкурса:             (843) 292-27-74      , 292-59-93
Техническая поддержка КФУ:             (843) 238-77-11      
e-mail: rt.test@ksu.ru 


---
Россия Федерациясендәге һәм ерак һәм якын чит илләрдәге хөрмәтле 
коллегалар, укучылар, студентлар!

Сезне татар теле һәм әдәбиятыннан халыкара олимпиадада катнашырга чакырабыз

Татарстан Республикасының 2004-2013 елларга Татарстан Республикасы дәүләт телләрен һәм Татарстан Республикасындагы башка телләрне саклау, өйрәнү һәм үстерү буенча дәүләт программасы кысаларында Россия Федерациясе субъектларында, шулай ук чит илләрдә татар теле һәм әдәбиятын, татар мәдәниятен саклау һәм үстерүгә булышу өчен өстәмә шартлар тудыру максатыннан, татар теле һәм әдәбияты буенча Халыкара олимпиада үткәрелә.  

Олимпиада программасында түбәндәгеләр каралган:

  • 26 июльдан 13 сентябрьгә кадәр катнашучыларны КФУның abiturient.kpfu.ru порталында регистрацияләү;

  • Беренче (сайлап алу) тур (татар телен, тарихын, традицияләрен һәм татар халкы мәдәниятен белү дәрәҗәсен тикшерү максатыннан, интернет-тест уздыру) – 2012 елның 14 сентябреннән 18 сентябренә кадәр. Интернет-тест мәктәп/вузларның компьютер класслары яки катнашучыларның “өй” компьютерлары базасында читтән торып үткәрелә. (Тестта катнашу һәм регистрация этаплары буенча кулланма-инструкция  КФУ ныңabiturient.kpfu.ru порталында 26 июльгә кадәр эленеп торачак);

  • Икенче тур – 2012 елның 19 октябреннән 20 октябренә кадәр. Икенче тур сайлап алу туры (интернет-тест) нәтиҗәләре буенча үткәрелә. Икенче турга үткән катнашучылар исемлеге, 2012 нче елның 20 нче сентябренә кадәр abiturient.kpfu.ru порталында һәм ТР Мәгариф һәм фән министрлыгы сайтында  http://mon.tatarstan.ruурнаштырылачак;

  • Икенче тур түбәндәге этаплардан тора:

  • телдән сөйләм конкурсы;

  • татар теле һәм әдәбиятына, татар халкының тарихы һәм мәдәниятенә караган биремнәрне һәм тәкъдим ителгән темага эссе язуны үз эченә алган язмача конкурс;

  • башкару осталыгы конкурсы (татар җырлары һәм биюләре, сәнгатьле сөйләм);

  • туган ил яки яшәү урыны белән таныштыру конкурсы (презентация, видеоматериаллар рәвешендә һ.б.)

Катнашу шартлары:

  • Россия Федерациясе субъектларында яшәүче 9, 10, 11 сыйныф укучылары, студентлар, ерак һәм якын чит илләрдәге укучылар, студентлар Олимпиадада катнаша ала (14-25 яшьләрдәге).

  • Конкурста катнашу өчен катнашучы  КФУның abiturient.kpfu.ru порталында үзе регистрация үтәргә тиеш.

  • Олимпиаданың икенче турында җиңүчеләр һәм призерлар Татарстан Республикасы Мәгариф һәм фән министрлыгы дипломнарына һәм кыйммәтле бүләкләргә ия булачаклар. Олимпиаданың икенче турында катнашучыларга истәлекле бүләкләр тапшырылачак. Олимпиадада катнашучыларның һәрберсенә катнашучы сертификаты биреләчәк.

Контактлар:             (843)292-27-74      , 292-59-93

Конкурсны оештыру комитеты:             (843) 292-27-74      , 292-59-93

КФУ ның техник ярдәм бүлеге:             (843) 238-77-11      

e-mail: rt.test@ksu.ru
 
---
"ТатХат" 
http://etatar.ru/tatxat
Мәгълүматта - бәрәкәт