ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

среда, 11 июля 2012 г.

Правда о потопе в Крымске

"Жаркий август 91 года" - фильм Сванидзе

Вести от 22 августа 1991 года, ГКЧП.



Нияз Халитов: между русской и татарской культурами в Золотой Орде не было барьеров


Нияз Халитов: между русской и татарской культурами в Золотой Орде не было барьеров

09.03.2012 10:19 http://islamrf.ru/news/russia/rusinterview/20886/
Татарстан традиционно называют регионом многовекового добрососедства и толерантности между русским и татарским народами, православной и исламской культуры. Однако немногие подозревают, что взаимопроникновение этих двух великих культур имеет ещё более раннюю историю, чем это принято считать. Тридцатилетние исследования доктора архитектуры, заслуженного деятеля науки Татарстан Нияза Хаджиевича Халитова доказывают колоссальное влияние золотоордынской культуры на русскую в условиях тесного взаимодействия двух народов. Некоторыми новыми, но очевидными выводами из своих работ историк архитектуры делится с читателями IslamRF.Ru  

- Нияз Хаджиевич, расскажите, пожалуйста, с чего начались ваши исследования в области сопоставления исламской и русской архитектуры?

- Этой темой я занимаюсь с 1972 года, с тех пор как, еще будучи студентом второго курса КИСИ, взял первую научную тему. Тогда начал исследовать Старо-татарскую слободу, и сразу стало понятно, что она не может существовать в отрыве от окружения: очевидно влияние как русской, так и мусульманской архитектуры. Меня заинтересовали культуры Средней Азии и Турции, хазар и сарматов, булгар, и многих других народов. Отмечу, что сведения касательно мусульманской архитектуры было очень тяжело найти в то время, в основном приходилось пользоваться дореволюционными источниками за отсутствием в библиотеках современных. Об архитектуре Золотой Орды, Казанского ханства тогда также практически никаких материалов не было.

Сопоставляя русскую средневековую архитектуру с восточной, сразу видишь много общего, иногда настолько много, что начинаешь сомневаться в прилагаемых описаниях, поскольку глаза видят совсем не то, что там написано.  Когда я только начинал сбор материала, а писать по подобной проблематике было практически нельзя, свою задачу я уже видел ясно – «прощупать» русскую архитектуру на предмет исламской составляющей. Долгие годы я копил материалы, защитил кандидатскую и докторскую работы. И вот однажды, – это было три или четыре года назад, – меня попросили выступить на конференции, посвящённой войлоку. Там неожиданно для себя я обнаружил в архитектуре татарских зданий, много ассоциаций с кочевым стилем, причем во всех эпохах, даже в современной Казани, и особенно в сельджукском стиле. Я заинтересовался этой темой и ввел в книгу «Стили и формы татарской архитектуры», над которой в тот момент работал, обширный раздел «кочевой стиль».

В нашей искусствоведческой литературе, как правило, утверждается, что средневековая русская архитектура более всего впитала в себя традиции византийской, немецкой и итальянской архитектуры. Но совершенно очевидно, что всего перечисленного там не так уж и много, зато все элементы татарской архитектуры, в том числе и упоминавшегося выше кочевого стиля, можно наблюдать невооруженным глазом. Если бы эти элементы были исконно русскими, то откуда они взялись, скажем, у турков, в Египте или в Иране? Гораздо логичнее объяснить такую схожесть с татарской архитектурой тем, что Русь более двухсот лет входила в состав Золотой Орды, находилась в подчинении и под ее влиянием, в том числе в культурном отношении, и именно оттуда вобрала элементы тюрко-мусульманских стилей.

- Каким образом сосуществовали русская и татарская культура в период Золотой орды?

- Прежде всего стоит сказать, что русская княжеская администрация находилась в полном подчинении у татар, и получение ярлыка на княжение у золотоордынского хана предполагало уважение к господствующей тогда культуре. Русские князья прекрасно знали татарский язык, постоянно ездили в Орду, жили там во всей челядью месяцами и годами, женились на татарках. Например, Александр Невский был приёмным сыном хана Батыя и названным братом хана Сартака, желанным гостем в Орде. Элитарная русская культура больше чем наполовину была татарской, – так же, как и сегодня татарская – стала наполовину русской. И у Александра Невского, и у Дмитрия Донского, и у Алексея Михайловича и даже у Ивана Грозного парадные шлемы были с надписями восхваления Аллаха и пророка Мухаммеда (мир ему). Они экспонируются в наших музеях, в Оружейной палате, шлем Ивана Грозного – в музее Стокгольма. Такие же надписи были и на русских монетах от Дмитрия Донского до Василия Третьего.

То есть главное, что я хочу сказать – русская культура того времени и ее взаимоотношения с татарской оценены неправильно, они была не такими, как её нам представляют. Нам доказывают, что якобы русские были против татар, ненавидели басурман и так далее. На деле всё наоборот. Во-первых, не было барьера между русской и татарской культурой, и Русь в тот период обогащалась татарской культурой во всех отношениях: в одежде, в языке, и в  том числе в архитектуре как части государственной культуры. До соприкосновения с татарской культурой каменной архитектуры русского происхождения просто не было, имело место деревянное народное зодчество, а каменные сооружения были построены либо греками (церкви), либо, уже гораздо позже, итальянцами (крепости). Кирпичная же массовая архитектура появилась лишь в XVII веке после распада Золотой Орды и освоения завоеванных татарских городов русскими. Мусульманский мир в средние века был наиболее развитой цивилизацией этой части света, и в европейской архитектурной традиции тоже сильно его влияние, в то время как у европейцев до XV века особо нечего было заимствовать. То, что в русской науке принято считать элементами итальянского влияния, на самом деле уже существовало здесь, задолго до того, как сами итальянцы в эпоху Ренессанса заимствовали их у арабов и турков. Только пришло всё это другим путём – через арабский восток и Турцию ещё в X-XI веках, когда булгары приняли ислам, а на Кавказе и Средней Азии и еще раньше.

- Какое значение изучение русской архитектуры имеет для ваших исследований?

- Я следую индивидуальному плану, который состоит в том, чтобы выпускать по одной книге в год. Конечной целью этих трудов должна стать книга «История татарской архитектуры». Изучение русской архитектуры на предмет татарской составляющей меня интересует с той точки зрения, чтобы вычленить там то, что у нас исчезло и забыто.  Сделать это не так сложно как может показаться. В средневековой татарской архитектуре есть определённые параметры. Во-первых, это была одновременно осёдлая и кочевая культура; во-вторых, у нее был определенный цивилизационный уровень; в-третьих, у неё были определённые известные ориентации, свои стили эпохи. Это была культура больших развитых городов. По археологическим материалам известно влияние Хорезма, Ирана и Турции, Египта, монголо-китайской цивилизации. Когда мы сравниваем русскую архитектуру с архитектурами перечисленных цивилизаций, с татарскими более поздними зданиями, а кроме того изучаем не только здания, но и, например, надгробия, становится очевидным что именно русская архитектура вобрала из татарской.

- Что с Вашей точки зрения представляет собой собор Василия Блаженного?

- Собор Василия Блаженного  это памятник в честь завоевания Казани и покорения мусульман. Его «проблема» в том, что он стоит в центре Москвы на Красной площади, и это единственное, что заставляет исследователей приобщить его к русской культуре. Если бы он стоял где-нибудь в другом месте, его бы воспринимали как курьез, поскольку никакого отношения к русской православной традиции его архитектура не имеет. Тем не менее, он в определённой степени стал символом Москвы. Я проанализировал этот собор со всех позиций: с точки зрения композиционной, художественного образа, декоративной, стилевой и семантической.

В соборе есть множество моментов, которые никак не объяснишь, если подходить к нему с позиции московских исследователей. Так, в здании присутствует множество египетских элементов. Около 20 процентов декоративных  деталей собора аналогичны тем, что мы видим в каирских памятниках архитектуры. Не говоря уже о куполах – каждый из них куполов имеет аналог либо на мавзолеях Каира, либо в оформлении минбаров мечетей. Откуда же взялось каирское влияние? Российские исследователи утверждают, что никаких образцов не было – это всё гениальность и полёт фантазии русских мастеров, русского гения.

Кстати говоря, и сама луковичная маковка в русской архитектуре – это тоже золотоордынский элемент. Я даже сделал отдельную презентацию, в которой собрал все существовавшие формы русских луковичных маковок. Каждая из них имеет более ранний аналог в какой-либо мусульманской стране, а не в Европе.

Присутствует в данном соборе и многолопастная арка, которая повсюду встречается в андалузском мусульманском стиле и которую исследователи предпочитают не замечать. Такая арка является своеобразной «визитной карточкой» исламского стиля, и, как правило, если хотят показать роскошь Востока, всегда оформляют помещения именно этой формой.

Есть и другие моменты, которые нельзя не заметить. Один из моих последних докладов назывался «Интерьерные росписи собора Василия Блаженного». Простая вещь, которая никому не приходила в голову – где внутри собора церковь? Ведь если зайти в любую церковь – все стены в иконах и фресках, а здесь, внутри этого храма, мы видим лишь восточные орнаменты. Все существующие иконостасы поздние – XVIII-XIX веков.

При детальном изучении элементов видно, что каждый из них идёт либо из османской, либо из сельджукской, либо из кочевой культуры. То есть в соборе Василия Блаженного от архитектурных форм до росписей – всё из мусульманской культуры. Однако при этом в литературе выстроена очень основательная концепция, согласной которой вся архитектура собора – это продукт исконно русской культурной традиции, щедро сдобренной ренессансными и готическими мотивами, и мизерным влиянием Востока.

- Расскажите пожалуйста об открытиях, сделанных вашей экспедицией в Ярославле.

- Ярославль – очень интересный город. Именно в нём как ни странно видно огромное мусульманское влияние. Посмотрите, какие в этом городе колокольни – как карандаши – это же минареты один в один.  А одежда православных священнослужителей и бордюры в церковных настенных росписях украшены турецкими орнаментами. Опровергнуть это невозможно: я их видел своими глазами и подробно фотографировал; любой может просто пойти и посмотреть.

Один из интереснейших объектов, обнаруженных нами в Ярославле – это царские врата (двустворчатые двери напротив престола (в алтаре), главные врата иконостаса в православном храме, царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата рая – автор) церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. По легенде эта дверь была привезена из Казани. Изображение этой двери я видел много лет назад на иллюстрации в дореволюционной книге, и уже тогда обратил внимание, что она точь-в-точь мусульманский портал – композиционно и по художественному решению. И вот спустя двадцать лет я отправился в экспедицию в Ярославль и подробнейшим образом изучил эту дверь. В итоге я пришёл к выводу, что она, к сожалению, не татарская, но явно сделана по образцу татарской в XVII веке. Там присутствуют не только чуждые татарскому стилю ренессансные элементы, но и видно, что дверь сделана изначально как царские врата – с киотами, в которые вставляются иконы. Хотя орнамент и вид в целом характерного мусульманского стиля.

Зато в Ярославле я обнаружил и другие царские врата, которые имеют уже иную историю, но по сути как раз и являются образцом мусульманского стиля, переделанным под царские врата.  Видно, что выборки под киоты сделаны позже, прямо по резному татарскому орнаменту, а аналогов этой двери в мусульманской архитектуре можно найти сотни во всех странах исламского мира. Именно эта дверь была, очевидно, вывезена из Казани – в этом состояло моё открытие.

Огромное количество алтарных преград русских храмов сделаны в откровенно мусульманском стиле, и этот феномен требует своего объяснения. Что такое мусульманский стиль вообще? Это некая знаковая система, в которой всё – от общей композиции до деталей – указывает на происхождение от определённого источника в исламском мире.

В данном случае мы видим немусульманские изделия, сделанные в мусульманском стиле, а именно русские изделия из русских же храмов, изготовленные по исламским образцам. Такое могло произойти только тогда, когда между исламом и христианством не существовало барьеров, как оно и было в эпоху Золотой Орды. Только так могло выйти, что русские храмы строились по образцам мусульманских. Сейчас между нашими конфессиями есть определённый барьер, а тогда его не было. И если уж столь сакральная вещь, как царские врата делается по образцам дверей минбара – значит в то время явно никаких преград между двумя культурами, в данном случае русской и татарской, не было. То есть взаимопроникаемость наших культур имеет гораздо более древние многовековые традиции, действительно наши народы всегда жили вместе, прекрасно зная друг друга.

Беседовала Нурия Гибадуллина

Максим Шевченко: тезисы об адаптации


Максим Шевченко: тезисы об адаптации

Максим Шевченко: тезисы об адаптации
Сегодня в Совете по правам человека при Президенте РФ проходит (наверное, уже прошло) чрезвычайно важное заседание, в ходе которого предполагалось совместное обсуждение силовиками (НАК, СК, МВД, Совбез), правозащитниками, госчиновниками и журналистами процессов т.н. «адаптации участников НВФ к мирной жизни».
Подобные механизмы мучительно создаются в Дагестане, Ингушетии, КБР. Мучительность заключается в сопротивлении части силовиков самому факту наличия возможности проявить снисхождение к тому, кто стрелял или готов был стрелять по представителям власти.
А также в отсутствии понимания окончательной цели процесса — то ли мы хотим легализовать участников НВФ (по чеченскому типу, что приводит в истерическое состояние все ту же часть силовиков), то ли мы хотим помочь следствию и работе НАКа и прилагающихся к нему карательных структур.
Я пишу эти сроки в ночь перед заседанием и не знаю, чем оно кончится — прорывом или скандалом.
Но вот мои тезисы, с которыми я, надеюсь, уже выступлю на тот момент, когда вы их прочитаете.
Они просты и для меня лично незыблемы:
Никакая «адаптация» не может сопровождаться сотрудничеством со следствием, как условием адаптации. Пусть следователь в ходе законных следственных мероприятий сам склоняет подследственного к сотрудничеству, обещая ему послабления и т.д. В присутствии адвоката, естественно…
Пусть подследственный сам, в рамках закона, то есть без применяемой к нему пытки во всех ее видах (избиение, карцер, лишение свиданий, конвейер и т.п), сам определяет меру допустимого для своей совести и души.
Адаптация — общественный процесс, а не следственное мероприятие, не спецоперация по «выманиванию из леса» при помощи лохов из гражданского общества. Она может быть успешной только при создании действенного и независимого института ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОРУКИ.
То есть таких общественных структур, которые не прилагаются к силовым структурам, но сотрудничают в рамках закона и открытой общественной процедуры с силовыми структурами (уж коли речь идет о вооруженной борьбе и терроризме). В рамках решения общей задачи — сохранения человеческих жизней, снижения угрозы терроризма и насилия (с обеих сторон, кстати — бессудные расправы людей в масках такой же терроризм, как и расстрелы сотрудников ВД), гражданского примирения и согласия.
Институты общественной поруки должны состоять из людей, доверие к которым со стороны разных слоев , по обе стороны невидимого фронта если и не безусловно, то существенно. Это общественные и религиозные деятели, журналисты и, уверен, бывшие участники НВФ. Эти люди должны быть и дипломатами, и политиками и просто мужественными людьми.
Именно под гарантии таких институтов общественной поруки должны выходить «из леса» те, кто этого хочет. Еще раз — без института общественной поруки, без внятных механизмов вовлечения людей в общественную деятельность адаптация просто превращается в следовательскую разводку и будет обречена на провал.
Терроризм — политическое преступление, и надо относится к нему, как к политическому преступлению, а не как к уголовщине.
Надо уметь отличать бандитов и криминал (которых полно по всему Кавказу, по всей России) от идейных людей, сражающихся и зачастую совершающих страшные злодеяния ради своих убеждений. Кстати, я полагаю, что отказ от этих убеждений также не может быть условием адаптации.
Условие — отказ от террора, его принципиальное и публичное осуждение. А политику, религиозные взгляды надо и можно обсуждать в мирных условиях, без убийств и насилия.
В целом, национальное примирение, гражданское примирение, частью которых предполагается адаптация, не может идти как форма диалога «хороших силовиков» с ” плохими бандитами«. И силовики, как мы знаем, не всегда хороши, и у «бандитов» есть немало моральных и политических оправданий их действий.
Политическим врагам, желающим идти на мировую, надо предлагать в современных условиях не безоговорочную капитуляцию, а механизмы участия в жизни общества, в его институтах — вплоть до возможности создания политических партий, участия в открытых политических и социальных процессах.
Тогда получится, как в Северной Ирландии: лидеры боевого крыла Ирландской республиканской армии (ИРА), убившие членов королевской семьи, сотни солдат и полицейских, взрывавшие машины в британских городах, сегодня — члены парламента от националистической ирландской партии Шин-Фейн (ненавидящей британцев и Великобританию) и первые борцы с террором.
Королева Елизавета недавно одному из них, Мартину Макгиннессу, в прошлом лидеру боевого крыла ИРА и злейшему врагу британского государства, а ныне заместителю первого премьера Северной Ирландии, пожала руку… Вопль с обеих сторон стоял до небес! Но между «постыдным рукопожатием убийце британских граждан» и «омерзительным рукопожатием кровавой королеве нации убийц» замаячило реальное национальное примирение.
То есть без связи адаптации с демократизацией политических процессов — она (адаптация) опасна и дискредитирует саму суть общественного противостояния терроризму и произволу. Или власти позволят тем, кто выходит из леса жить, работать, заниматься политикой, охраной общественного порядка (в рамках местного самоуправления, например), или все это пустой звук, трескотня и спецоперация, которой поверят разве что несчастные юные энтузиасты, приехавшие «делать джихад» в Дагестан или окруженные, у которых кончились патроны и иссякла надежда.
Повторю, что в работу по адаптации ОБЯЗАТЕЛЬНО должны включаться авторитетные в прошлом деятели подполья и оппозиции, давшие публично обязательство бороться против террора, развивая легальные способы борьбы. Их отказ или пересмотр их религиозных и политических взглядов — не условие их работы, а их личное дело.
Так, например, я считаю, что 58 мучеников СИЗО номер один Нальчика, седьмой год сидящие в клетках подобно зверям на позор всей стране и ее судебной системе, могли бы сделать больше для мира в КБР, чем весь Следственный Комитет по Сев Кавказу с НАКом и МВД вместе взятые.
При посещении СИЗО номер один члены Рабочей группы ОП РФ по развитию общественного диалога на Кавказе говорили с ними об этом и они дали согласие на такую деятельность. Но, как сказал нам бывший участник восстания в Калаи-Джанги, бывший узник концлагеря Гуантанамо, тяжело больной инвалид (американская пуля до сих пор под позвоночником) и человек стальной воли и несгибаемого духа Расул Кудаев: «Мы готовы бороться за мир, но власть все равно обманет… Она не хочет никакого мира и никакой адаптации».
Пока это ощущение живо, пока с оппозицией разговаривают на языке пуль и тюрем, пыток и убийств — никакая адаптация не будет иметь ни малейшего смысла и результата.
Только личность и позиция убитого неизвестными до сих пор злодеями Ахмада-хаджи Кадырова позволила вернуться к нормальной жизни тысячам вооруженных и готовых к смерти за свои убеждения мужчинам и женщинам. Она сохранила жизни и тысячам солдат, прекратила террор в Чечне и за ее пределами руками чеченцев. Не поэтому ли такая ненависть некоторых силовиков и оппозиционеров к Ахмаду Кадырову и его делам?
Но, боюсь, что узников СИЗО номер один уконопатят на пожизненное (за исключением поющих на следствии — адаптированных) и это приведет к новому витку насилия в КБР и на всем Кавказе.
И все пойдет по новой — победоносные ежегодные реляции министра ВД о сотнях трупах боевиков (возраст от 16 и старше), информсообщения о нападениях, убийствах, похищениях, расправах… Хотим ли мы этого? Уверен, нет! А выводы пусть каждый делает сам.
Автор: Максим Шевченко
Источникkavpolit.com

Максим Шевченко: "Либералы - бывшие животные"

Парламент Египта соберется против воли военных


Парламент Египта соберется против воли военных

Парламент Египта соберется против воли военных
Египетский парламент соберется во вторник на заседание, заявил спикер Саад аль-Кататни. Такое решение приняли депутаты после того, как новый президент страны отменил июньский роспуск армейскими генералами законодательного собрания.
В заявлении Кататни, которое цитирует государственное информационное агентство, говорится, что заседание нижней палаты начнется в полдень (14.00 мск), вопреки распоряжению военных о роспуске парламента, сделанному месяц назад на основании судебного решения.
«Ранней конфронтацией» назвала газета «Аль-Ахбар» решение президента Мурси, которым может закончиться недолгий «медовый месяц» с военным советом, который возглавляет  фельдмаршал Хусейн Тантави. Тем не менее, во время прошедшего накануне  военного парада, транслировавшегося по центральному телевидению,  Мурси и Тантави никак не выразили существующих между ними  разногласий – сидя бок о бок, они оживленно обменивались замечаниями.
Военный совет, управлявший  Египтом после свержения Мубарака в феврале 2011 года, попытался урезать полномочия президента до  передачи ему власти 30 июня. Он распустил парламент и принял на себя законодательную власть в стране.
Решение Мурси вновь передает эту власть парламенту, большинство в котором принадлежит его союзникам из исламских партий.  Президент распорядился также провести  новые выборы в парламент, когда всенародный  референдум одобрит новую конституцию.
В заявлении военного совета, зачитанном по государственному телевидению в ответ на распоряжение президента Мурси, говорится, что парламент был распущен на основе постановления Верховного конституционного суда, и что совет всегда действует в поддержку «воли народа». Военные подчеркнули «важность верховенства закона и Конституции» для защиты  государства.
После заседания, посвященного президентскому  указу,  Верховный суд заявил, что его решение является окончательным и обязательным, сообщив, что рассмотрит во вторник дела, касающиеся конституционности этого указа.
Никакого противостояния
Решение президента пришлось не по нраву не только военным и судьям – недовольство им выразили также либералы и другие игроки политической арены Египта. Социал-демократическая партия, имеющая несколько мест в парламенте, осудила решение президента, назвав его «нарушением судебной власти» и сравнив со своевольным подходом, которым всегда славились военные.
Около тысячи  человек собрались в престижном каирском пригороде Нассер-сити, протестуя против решения Мурси и требуя от парламента не проводить заседание.
«Братья-мусульмане» на своем сайте призвали к демонстрации в  поддержку президента на улицах египетских городов  во вторник. При этом движение заявляет, что никаких существенных разногласий нет.
«Мы подтверждаем, что нет никакой конфронтации с судебными органами, и это решение уважает вердикт Конституционного суда», – сказал помощник президента Ясир Али.
Спикер Кататни сообщил, что парламент будет обсуждать во вторник,  «как реализовать решение суда», объявляющее собрание недействительным,  и юридическому комитету будет предложено подготовить предложения по этому вопросу.
Вполне возможно, что военные не станут открыто выступать против распоряжения президента. Государственное информационное агентство сообщило, что охрана в понедельник  позволила некоторым членам парламента войти  в здание, которое было объявлено закрытым после приказа военного совета о его роспуске.
Источникwordyou.ru
Рейтинг статьи: 

По ком звонит колокол?

http://kavpolit.com/po-kom-zvonit-kolokol/

По ком звонит колокол?



15 декабря 2011г. ОМОН наводит порядок на площади у Киевского вокзала в Москве. фото из блога: drugoi.livejournal.com
О бытовых конфликтах с национальным оттенком, о попытках локальной фильтрации населения со стороны властей и о последующем комплексе «ущемленности».
Вроде были у нас и Кондопога, и Манежка и Ставрополь с Зеленокумском. Была еще добрая куча других городов России-матушки, и были межнациональные конфликты, возникшие на бытовой почве. Верещали новостные выпуски наших телеканалов, выливались за края интернет просторов информационные «молнии», и вроде ничем новым нас уже удивить было невозможно. Ан нет, удивили!
Так уж вышло, что отныне наши доблестные блюстители порядка решили не подавлять межнациональные демарши и разгребать их завалы, а просто напросто подавить очаг их возгорания. Вернее приструнить одну из сторон национального конфликта, проведя в ее рядах тотальную зачистку. Нападение (иначе и не скажешь) на студентов Государственной классической академии имени Маймонида и показательное задержание бизнесмена Адама Тарамова тому подтверждение.
Нет, конечно же, не хочется связывать два этих дела в одно единое слово «заговор», я просто хочу констатировать, что политика фильтрации так называемых «нежелательных элементов», появилась аккурат с появлением во главе МВД России Владимира Колокольцева. Быть может это просто совпадение, я не знаю. Быть может и нет вовсе никакой национальной установки. Но согласитесь, совпадение это выглядит довольно любопытным.
Причем вся эта ситуация смотрится еще более забавно, если вы уже смотрели короткометражный фильм Егора Кончаловского под названием «Москвичи». Для тех же, кто фильм не видел, кратко обрисую сюжет картины.
В лавку к чернокожему флористу Франклину, который является коренным москвичом, заявляются двое других коренных москвичей — один кавказец Юсуп, с отличным русским языком и брутальным золотым револьвером, второй Отец Иоанн, доктор богословия, а также глава Курьяновской ОПГ.
Первый приходит за лилиями для своей Изабеллы, а второй за ромашками для мамы. Прямо напротив прилавка между ними разгорается скандал, в ходе которого звучит любопытный диалог:
— Это наш город, — вполне логично заявляет одетый в черный костюм Отец Иоанн, которого, кстати, играет Иван Охлобыстин.
— Но вы не справились, — отвечает Юсуп, намекая на то, что власть то из рук охлобыстинской мафии уже уплыла.
— Но никогда не поздно все исправить… — С улыбкой отвечает Отец Иоанн, даже не подозревая о том, какую пророческую фразу он говорит.
Та зачистка, которая сейчас проводится в Москве, по сложившемуся впечатлению является результатом этого самого желания «все исправить». Навести в городе порядок, утвердить авторитет власти и самое главное показать «кто ту гость, а кто хозяин».
В случае с «плохишем» Адамом Тарамовым, такая позиция вполне оправдана, пускай и с некоторыми оговорками. Все-таки согласно расхожему мнению, миллионы честным путем не зарабатываются. Да и пистолеты Glock и SIG-Zauer со спиленными номерами какие-нибудь директора туристических фильм и детских садов не носят. Хотя даже в таком случае можно было бы задаться вопросом, а чеченским ли бизнесменом полон криминальный мир столицы? И почему показательная процессия была совершена именно над Тарамовым?
Но если в случае с Плохишем все еще можно подвести под какое-то логическое уголовное толкование, то вот карательная операция в общежитии академии имени Маймонида вызывает множество возмущенных вопросов. Чего добивались омоновцы? Если запугать студентов, то вряд ли у них это получилось. Чеченский мужчина устроен так, что чем больше ты воздействуешь на него с позиции силы, тем сильнее раззадориваешь. Возможно, именно в этом и кроется основная цель силовиков — спровоцировать горячих парней, вызвать у них желание мести, расплаты. Хотя…
Я не хочу вдаваться сейчас в расследование и декларирование фактов. Хочу просто подчеркнуть, что какими бы чуждыми друг для друга ни были ситуации с арестом Тарамова и штурмом общежития, эти два события являются звеньями одной цепи.
МВД взялось за наведение порядка в столице. Инициатива похвальная, но не разумная. Вернее неразумно ее исполнение. Когда пчел из насиженного улья пытаются выкурить дилетанты, все оборачивается боком для самих пасечников.
И мы сейчас совершенно не затрагиваем судебную систему, которая на пару с ОМОНом активно задействована в решении «кавказского вопроса». Политика двойных стандартов получила у нас вполне реальное применение. И первым результатом этой политики является то, что скептически настроенная по отношению к правоохранителям молодежь, начинает все больше культивировать в себе комплекс расовой ущемленности, которым в былые годы страдала добрая часть населения США.
Причем там это зашло так далеко, что любой афроамериканец мог убить пару человек, пытаться уйти от преследования полиции и не получить ни минуты тюремного срока, заявив о преследовании по расовым мотивам. Так было в случае с некогда известный футболистом О. Дж. Симпсоном в 1994 году.
Но если в случае с американским правосудием этот «комплекс ущемленности» дает результат, пускай и довольно абсурдный, то у нас дело обстоит с точностью да наоборот.
Однако не стоит все грести под одну гребенку. Нынче появляется новая тенденция, согласно которой даже если задержан человек, переехавший пару пешеходов — «это все, потому что он чеченец». Посажен за разбойное нападение на детский садик — «он кавказец, а нас любят». Любое серьезное и вполне заслуженное наказание, которого удостаивается выходец с Кавказа, выставляется как ущемление его гражданских прав на почве расовой и национальной нетерпимости. Хотя, казалось бы, что может быть яснее, заслужил — неси ответственность. Не подумайте, я не говорю о том, что Кавказ сегодня наигрывает свою угнетенную карту. Впрочем, если есть повод, почему бы это и не делать. Ведь стоит учитывать, что эта позиция является ответной мерой на беззаконие со стороны властей.
Одних сажают, под давлением мизерной части населения страны, других оправдывают, под предлогом самообороны. Одних такое положение вещей все больше отдаляет от реальности, а других развязывает и наделяет чувством безнаказанности. Прецеденты недозволенности одним (дело Мирзаева) и распущенности других уже появляются.
К последнему в частности относится случай вооруженного нападения на 30-летнего Абдулу Дангаева, которое произошло 1 июня в Москве возле подъезда жилого дома на Симоновском валу. Мужчина в тяжелом состоянии был доставлен в Склиф, а стрелявшие скрылись, будучи полностью уверенными в своей безнаказанности. И не удивлюсь, если все так и будет. Ведь индульгенция прописана только для одних, а колокол (пламенный салют министру внутренних дел) так и продолжает звенеть для других…
Пока только в Москве. Что ждет другие города страны — неизвестно. Посмотрим, по ком еще звонит колокол?

Суд признал законным арест еще четырех задержанных за беспорядки 6 мая


Суд признал законным арест еще четырех задержанных за беспорядки 6 мая


МОСКВА, 11 июл - РАПСИ, Диана Гуцул. Мосгорсуд в среду отклонил кассационные жалобы на арест еще четырех задержанных по делу о массовых беспорядках 6 мая на Болотной площади столицы, сообщили РАПСИ в суде.
Таким образом, суд признал законными и оставил в силе решения Басманного суда столицы об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу Артему Савелову - до 11 августа, Олегу Архипенкову и Владимиру Акименкову - до 10 августа. Также суд оставил в силе решение об аресте подозреваемого Александра Каменского, позже отпущенного под подписку о невыезде.
Ранее в среду Мосгорсуд также отклонил жалобу на арест Дениса Луцкевича, задержанного по этому же делу.
Подробности процесса
Жалобу Артема Савелова суд рассмотрел в его отсутствие.
Суд приобщил к материалам дела характеристику Савелова и изучил жалобу на действия следователя в отношении Савелова в СИЗО, которую защита подала в Общественную палату. Прокурор сообщил суду, что относительно заявления сейчас проводится проверка.
По мнению адвоката, суд при вынесении решения в отношении Савелова формально сослался на непроверенные протоколы свидетелей и рапорт сотрудника полиции и необоснованно избрал меру пресечения в виде заключения под стражу.
По словам адвоката Архипенкова, в деле нет ни фотографий, ни видео, которые бы подтверждали, что в тот день его подзащитный находился на площади.
"Есть доказательства того, что Архипенков не был на Болотной в тот день вообще, рано или поздно это обвинение будет прекращено, чем раньше он будет освобожден, тем раньше будет восстановлено его право", - сказал адвокат.
Прокурор в свою очередь сообщил суду, что в ходе расследования были получены данные, свидетельствующие о том, что Архипенков 6 мая находился на Болотной, а потому решение Басманного суда следует, по мнению прокурора, оставить в силе.
Защитник Акименкова представил суду личное поручительство за подзащитного депутата Ильи Пономарева. Кроме того, адвокат сообщил, что Акименков страдает тяжелым заболеванием глаз. Сам Акименков по видеосвязи из СИЗО напомнил, что не имеет загранпаспорта, не собирается скрываться и обязуется участвовать во всех следственных действиях.
"Я страдаю врожденным недугом, это редкий диагноз, из-за которого мое зрение очень плохое, и улучшиться оно не может, что препятствует моему нахождению под стражей, так как я опасаюсь ухудшения состояния", - сказал Акименков. Тем не менее, прокурор сказал, что решение суда первой инстанции соответствует закону, и попросил оставить его в силе.
Адвокат Каменского сообщил суду, что нахождение его подзащитного под подпиской о невыезде доказывает "чрезмерность" ранее избранной меры пресечения в виде заключения под стражу.
"Мы имеем на руках доказательства того, что Каменский в тот момент не мог находиться на площади, поскольку был в другом месте. Суд должен был это проверить и убедиться в обоснованности избираемой меры", - сказал адвокат.
Прокурор возразил стороне защиты, поскольку, по его словам, на момент избрания судом меры пресечения суду были представлены имеющиеся доказательства, которые и явились достаточными для вынесения такого решения.
События на Болотной
Согласованное с властями шествие по Якиманке и митинг на Болотной площади 6 мая завершились столкновениями с полицией. Пострадали десятки человек с обеих сторон, более 400 демонстрантов были задержаны. После 6 мая оппозиция продолжила свои акции в форме протестных "народных гуляний".
Всего в рамках дела были задержаны 13 человек: Александра Духанина, Андрей Барабанов, Максим Лузянин, Денис Луцкевич, Ярослав Белоусов, Рихард Соболев, Владимир Акименков, Олег Архипенков, Федор Бахов, Артем Савелов, Александр Каменский, Михаил Косенко, Степан Зимин. Некоторым из них уже предъявлено обвинение по статье "призывы к массовым беспорядкам".

Крымск. Последние новости

12:12 am - Крымск. Последние новости 
http://avmalgin.livejournal.com/3179243.html
Вот что мне написал Данила Линделе, только что вернувшийся из Крымска: По жертвам. Я разговаривал со многими мчсниками, которые там с первых дней - минимальная цифра - 1200 человек. Сами морги и официалы информацию скрывают. То есть все получено в неформальных беседах, но то, что жертв явно больше 170 - факт. По словам руководителя Центра объединенной медицины (работает с главой краевой администрации) улицы начали обрабатывать химией, чтобы запах разложившихся трупов людей и животных не разлетелся по городу. Что касается животных - с каждым днем трупов собирают все меньше, находят в основном под завалами. Угрозы заражения людей нет, вакцины есть, те, кто работает на завалах, обязательно делают прививки от тифа, гепатита А и т.д. По предупреждениям. Все все сказали. Таких людей нет. По поводу расписок якобы за компенсацию - слухи появляются, но еще ни одного подтверждения я не видел, тут поможет только фотография, пытаемся найти. Зато видел людей, которые в Нижнебаканской ходят по домам (инспекция БТИ) и ничего не требуют, только осматривают дома. Возможно, если практика расписок о предупреждениях и есть, то только в Крымске. Умышленное затопление отпадает. Русло реки от Неберджаевки меньше всего затоплено. Просто это большой природный звездец. Вина власти тут только в том, что никого не предупредили и не предприняли мер по профилактики последствий наводнения (не прочищали стоки у водохранилищ и т.д.). Свет есть, газ подключается, вода под вопросом. Сейчас работает волонтерский лагерь, завтра заработает кол-центр. Дополнение из его журнала: 1. Все силы МЧС сосредоточены в Крымске. Близлежащие станицы остаются без техники (бензопилы, болгарки, лопаты, респираторы и пр.), спасатели собирают лишь мусор, разгружают гуманитарную помощь. В Нижнебаканской вчера закупил примерно на 160 тысяч (точная цифра будет в отчете) бензопилы, болгарки, генератор, канистры, бензин, масло, лопаты, респираторы, перчатки, резиновые сапоги, фонарики. Ничего этого у спасателей не было. Сейчас определяем потребность других станиц и хуторов. Руководству МЧС очень не нравится, что мы говорим о помощи им публично, и что они забили на районы. 2. Свет в Крымске есть в 80% домов. Не подключают только сырые дома (в том числе первые этажи многоэтажек). Газ постепенно подается, но много повреждений. Вода тоже постепенно появляется, но есть возможность засорения канализации, которая вся в глине, иле и мусоре из-за наводнения. 3. Все вакцины есть. Работать на завалах будут только вакцинированные люди, в том числе волонтеры. Обязательно в респираторах и перчатках, потому что есть возможность, что там находятся трупы людей и животных. 4. Проблемы с питьевой водой в отдаленных станицах. Распределением воды в данном случае занимаются волонтеры. У меня там еще парочка знакомых находится. По мере их возвращения постараюсь информировать, чтобы избегать непроверенной и панической информации. И еще ссылка: http://karama.ru/kr/Здесь можно оставить запрос на поиск родственников, друзей или кого угодно, живущих (или живших) в Крымске. Люди, приславшие ссылку, уверяют, что независимая пофамильная информация о погибших и пропавших без вести (что одно и то же) тоже будет там.

ВЕРХ ТРУСОСТИ И ПОЗОРА


ВЕРХ ТРУСОСТИ И ПОЗОРА

10 июля 2012, 14:10 ААВ-старший
Эхо Москвы http://echo.msk.ru/blog/aav/907692-echo/
Во всем мире прикрываться детьми считалось верхом трусости и верхом позора.
Депутаты, вводящие фильтр в Интернете в России, прикрываются интересами детей.

Для защиты интересов детей требуется совсем иной подход и иной закон.
Вместо того, чтобы действительно подумать о защите, они пытаются доказать президенту, что это они самые жалкие, самые дремучие… Брось кусочек, ВВП!

Терпимость Пророка к остальным религиям: Каждому своя вера (часть 1 и 2)


Терпимость Пророка к остальным религиям: Каждому своя вера (часть 1 и 2)
Часть 1: Примеры религиозной терпимости в соглашении, принятом пророком в Медине.
Отношения пророка Мухаммада с представителями других религий наиболее удачно описывает аят из Священного Корана:
«Вам ваша вера, мне – своя»
Во времена пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, жители Аравийского полуострова исповедовали различные религии. Среди них были христиане, иудеи, зороастрийцы, политеисты, и другие, не связанные с какой-либо религией. Жизнь посланника Аллаха демонстрирует нам многочисленные примеры толерантности к немусульманам.
Чтобы понять и по достоинству оценить терпимость пророка, да благословит его Аллах и приветствует, давайте рассмотрим период его жизни после переселения в Медину. Конечно, те первые тринадцать лет, что он провел в Мекке, призывая к исламу, ни в коем случае не были лишены терпимости по отношению к людям другой веры, однако кто-то может утверждать, будто это делалось только ради возвышения мусульман и социального статуса ислама. По этой причине, сведем наш разговор к мединскому периоду, когда ислам стал официальной религией исламского государства, а пророк получил полномочия устанавливать законы.
Мединское соглашение
Лучшим примером терпимости пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, может служить Мединское соглашение – Сахифа, как называли ее ранние историки. Когда посланник Аллаха переселился в Медину, он перестал быть просто религиозным предводителем. Теперь ему предстояло стать политическим лидером целого государства, правящим согласно учению ислама, а значит, требовалось установить четкие законы, способствующие становлению гармоничных и стабильных отношений в обществе, разрозненном десятилетиями войн. Итак, посланник Аллаха должен был обеспечить мирное сосуществование мусульман, христиан, иудеев и многобожников. Так появилось Мединское соглашение, которое подробно описывало ответственность каждой партии, обитающей в Медине: их обязательства друг перед другом и определенные ограничения. По сути, соглашение представляло собой Конституцию возникшего исламского государства, и было писано для всех. Любое отклонение от его пунктов считалось вероломством и предательством.
Единая община
Первый пункт соглашения гласил, что все жители Медины, как мусульмане, так и заключившие договор христиане, иудеи, идолопоклонники, являлись «единой общиной (уммой), отличной от других людей». Все считались гражданами Медины не зависимо от вероисповедания, расы или происхождения. Исповедующие иную веру были защищены так же, как мусульмане: «Иудеям, которые последуют за нами, не будет причинен вред, а их врагам не будет оказана помощь». Ранее каждое племя имело союзников и врагов в городе Медина, а так же за ее пределами. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, оставил соглашения племен со своими союзниками, заключенные до ислама. Однако, что наиболее важно, еще и объединил племена под единой системой управления. Теперь все племена стали единым целым. Любое нападение на какую-либо религию или племя расценивалось как нападение на все государство.
Жизни  представителей иных вероисповеданий также получили защитный статус. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Кто убьет человека, заключившего договор с мусульманами, никогда не ощутит запаха Рая» (Сахих Муслим)
Поскольку власть оказалась в руках мусульман, пророк со всей строгостью предостерег против неподобающего отношения к людям другой веры:
«Тот, кто несправедлив с теми немусульманами, которые находятся в состоянии мирного договора с мусульманами, кто обременяет их непосильно, или отбирает что-либо из их собственности, - я буду свидетельствовать против того в Судный день» (Абу Дауд)
Каждому своя религия
Еще один пункт соглашения утверждает: «У иудеев своя религия, у мусульман – своя». Становится ясно, что единственно приемлемое отношение между представителями разных религий – это терпимость. И хотя все были членами одного общества, каждый имел право свободно исповедовать свою веру.
Можно обсудить множество пунктов данного соглашения, но один из них заслуживает особого внимания: «Если возникнет спор или конфликт, угрожающий мирному сосуществованию, следует обратиться к Господу и Его посланнику». Этот закон постановил, что все жители исламского государства должны считаться с высшим органом власти. В вопросах, касающихся разных племен или религий, решение принимают не отдельные вожди. Такое право  остается за главой государства и за его  представителями (назначенными главой государства). Тем не менее, члены отдельных племен (немусульмане) могли обращаться к своим писаниям и знающим людям среди них для решения внутренних вопросов. Господь говорит:
«…Если они явятся к тебе, то рассуди их или же отвернись от них…» (Коран 5:42)
Таким образом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, позволил представителям каждой религии решать личные вопросы согласно своим писаниям, если только они не противоречили пунктам соглашения, которое назвало мирное сосуществование членов общества государственным приоритетом.
Автор: М. Абдульсалам, "IslamReligion"
Источникislamreligion.com
Часть 2: Примеры терпимого отношения пророка к другим вероисповеданиям.
Мединское соглашение – это не единственный пример толерантности пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Мединское соглашение дало право иудеям исповедовать свою религию. При пророке Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует, иудеи имели собственную школу в Медине – Байт аль-Мидрас. Здесь они могли посвятить время чтению Торы, поклонению и самообразованию.
Во многих письмах, направленных правителям разных государств, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подчеркнул неприкосновенность религиозных институтов. Вот письмо, направленное в монастырь Святой Екатерины на горе Синай. «Это – ответ монахам, искавшим защиты посланника Аллаха. Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Это послание от Мухаммада ибн Абдаллы всем христианам, ближним и дальним, да будет оно порукой нашего с ними единства. Сим приношу я клятву за себя, моих слуг, последователей и единоверцев, в том, что отныне беру христиан под руку мою как земляков моих, и обязуюсь во имя Аллаха быть им защитой против любого противника. Да не посмеет никто силой принуждать их к повиновению, и не посмеет смещать их епископов и изгонять монахов из их монастырей. Да не смеет никто разрушать дома их молитвы, не нанесёт им вреда и не ограбит их во имя выгоды для мусульман. Ослушник да будет объявлен клятвопреступником перед лицом Аллаха и мятежником перед пророком его. Да будут христиане союзниками моими, я клятвенно поручаюсь быть им защитой. Да не принудит их никто оставить дома свои, да не принудит к сражению против их воли – пусть мусульмане защищают их силой оружия. Да не возьмёт никто замуж христианку противно её воле, и не воспрепятствует ей посещать её церковь. Да пребудет уважение к церквям их, и не воспрепятствует никто поддержанию их и не поставит под сомнение святости данных в них обетов. Мусульмане да не преступят клятвы этой до Судного Дня».
Как видно, данная хартия покрывает все важные аспекты человеческих прав, включая защиту меньшинств, живущих под законами ислама, свободу вероисповедания, свободу назначать собственных судей, владеть и распоряжаться собственным имуществом, освобождение от военной службы, а также право на защиту во время войны.
Еще один пример веротерпимости пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Однажды посланник Аллаха принимал делегацию из Наджрана, состоящую из шестидесяти христиан в своей мечети. Когда подошло время молитвы, христиане обратились лицом на восток и начали молиться. Пророк распорядился, чтобы никто не посмел менять их положения или как-либо вредить им.
Политика
Посланник Аллаха также сотрудничал с немусульманами в политических вопросах. Например, он избрал Амра ибн Умайа ад-Дамри послом к правителю Эфиопии Негусу.
Это лишь некоторые примеры терпимого отношения пророка Мухаммада к представителям иных религий. Ислам признает существование множества верований на Земле, и дает людям право избирать путь, который они сочтут верным. Религия не должна навязываться против воли человека. Примеры из жизни посланника Аллаха наилучшим образом демонстрируют аят из Священного Корана, который говорит о терпимости, и определяет главный принцип взаимодействия мусульман с окружающими:
«…Нет принуждения в религии…» (Коран 2:256)

Границы власти Путина


Границы власти Путина

Кирилл Рогов
Vedomosti.ru
11.07.2012, 00:46
Июль — самое время подвести итоги политического сезона и попытаться спрогнозировать возможные развилки следующего. В жанре минималистского резюме можно сказать, что завершение запланированной четыре года назад операции «местоблюститель» прошло неудачно. Формально Путин вернулся в Кремль, но при этом не получил того мандата, который имел в свое прежнее президентство. Между тем Путин намерен править так, как будто его получил. Это и есть пружина разворачивающегося в России политического кризиса.
Кризис пока не вошел в острую фазу. Ситуация напоминает тот момент, когда болезнь еще может быть принята за недомогание, но количество лейкоцитов в крови уже ясно указывает на серьезность ситуации. Пациент же, ориентируясь на сдержанность внешних признаков, силится жить как ни в чем не бывало. Попробуем перечислить признаки и проявления кризиса, опираясь на более-менее объективные данные и факты.

Рейтинги против нефти


Первый из них — последовательное снижение так называемых рейтингов. В ходе кризиса 2008-2009 гг. баланс одобрения Путина (разница между одобряющими и неодобряющими, данные «Левада-центра») предсказуемо снизился с максимума в 78 пунктов до 55 (апрель 2009 г.). Затем индекс пошел в рост и в 2010 г. стабилизировался в районе 60 пунктов. Но с начала 2011 г. началось резкое снижение: уже к марту баланс составлял 40 пунктов, в конце лета начался новый тур падения, и показатель достиг дна в декабре — 27 пунктов. Итого: за год значение индекса снизилось вдвое. После предвыборного всплеска начала 2012 г. индекс практически вернулся в июне к минимумам конца 2011 г. (30 пунктов).
Собственно, соотношение одобряющих и не одобряющих Путина составляет примерно 65:35 или немного ниже. Это можно считать отличным результатом для любого президента демократической страны. Но такое соотношение неприемлемо для «царя» — безальтернативного доминирующего лидера, имеющего широчайший мандат. Путин такой мандат фактически утратил.
Еще одна важная особенность: какие-либо экономические факторы, объясняющие такое поведение индекса, отсутствовали. Цены на нефть в 2011 г. были на историческом максимуме (выше в годовом исчислении, чем в 2008 г.). Инфляция быстро снижалась. Индекс материального положения семьи («Левада-центр») с марта 2011 г. интенсивно рос и к осени достиг практически докризисных уровней. При этом в течение 2011 г. оценки политической системы, институтов власти, общего положения дел в стране и Путина лично заметно ухудшались. Такая ситуация, как уже отметили некоторые аналитики, является практически уникальной за всю историю наблюдения с начала 1990-х гг. Это говорит о том, что мы имеем дело с некоей фундаментальной тенденцией, и о том, что экономическая стабильность больше не ассоциируется с особенностями путинского политического режима.

Провал правящей партии


Вторым проявлением наступающего кризиса стали парламентские выборы. С ними связаны два мини-кризиса, а не один, как принято думать. Первый состоял в том, что на территориях, на которых проживает половина населения страны, «Единая Россия» набрала меньше 40% голосов. Согласно официальным, т. е. уже сфальсифицированным, данным, меньше 40% ЕР набрала в 32 регионах (в 16 из них меньше 35%). Это весьма разные территории: и большие промышленные регионы, и Нечерноземье — традиционный красный пояс. Сюда стоит отнести и Москву, где ЕР набрала в реальности, видимо, менее 30%.
В данном случае нам не очень важно, насколько в этих регионах результаты были сфальсифицированы. Важно то, что местные власти не смогли или не захотели обеспечить удовлетворительный результат для ЕР. И это мощный удар по выстраиваемой с 2007 г. политической модели авторитаризма с доминирующей партией. Этот тип авторитаризма считается у политологов наиболее устойчивым, так сказать, институализированным (классический пример — Мексика с ее Институционально-революционной партией, правившей почти 70 лет). Фактически правящая партия должна была выступить институциональным оформлением путинской вертикали власти, обеспечить контроль над регионами и консолидацию лояльных элит. Выборы продемонстрировали, что эта модель отвергнута не менее чем половиной страны, причем не только населением, но и региональными элитами.

Битва за Москву


Третье проявление надвигающегося кризиса — московские митинги. Чтобы не лишиться формального большинства в Думе, власти вынуждены были пойти на беспрецедентные фальсификации московских протоколов. Развернувшуюся в ответ на это в Москве широкую протестную активность можно рассматривать в двух перспективах.
Во-первых, ее следует рассматривать как конфликт Владимира Путина с тем классом, который (с легкой руки Суркова) претенциозно именуют креативным. Точнее было бы просто называть его продвинутым. Так или иначе, широкая интеллектуальная элита, образованные и вестернизированные (в смысле образа жизни) городские слои решительно высказались против путинской политической системы. Этот конфликт по своим последствиям гораздо серьезнее, чем принято думать.
Проблема здесь в том, что то видение ситуации, российского настоящего, и та повестка, которые были сформулированы продвинутым классом в протестах зимы — весны, обречены завоевывать новых сторонников и наращивать популярность. Можно назначить начальника танкосборочного цеха, кандидата в мастера спорта по шашкам Игоря Холманских полпредом, а подозреваемого в плагиате Мединского — министром культуры, но совершенно очевидно, что они не могут сформулировать взгляд на российское настоящее, способный конкурировать с тем, который сформулирован продвинутым классом. Режим не способен представить приемлемое для большинства видение будущего; напротив, он вынужден архаизировать себя (в надежде сохранить лояльность «провинции»), что будет лишь укреплять популярность оппозиционной повестки.
Но московские протесты отразили еще один конфликт: конфликт между путинским кланом (преимущественно питерским по происхождению) и Москвой. Составляющими этого конфликта является не только ссора Путина с продвинутым классом, но и вражда с московскими элитами, оказавшимися после отставки Юрия Лужкова без политической защиты. Да, на митинги ходит около 0,5-1% населения города, но о сочувствии или лояльности к митингующим заявляет более 50%, а ужесточение закона о митингах осуждает две трети москвичей. Как и предыдущий, этот конфликт вряд ли может быть преодолен в обозримой перспективе.
Битва за Москву, объявленная Путиным в предвыборной речи в Лужниках, разворачивается в точности по лекалу исторической аллюзии: Москву Путин взял, но сражение за нее проиграно.

«Реакция» и ее последствия


Новое наступление на СМИ, законы против демонстрантов и НКО, отдающие тоталитарной сталинской риторикой, подготовка широкого политического процесса против оппозиции а-ля Лукашенко по событиям 6 мая — все это следует рассматривать как «реакцию». Функционально «реакция» — закономерный этап политического кризиса, связанного с постепенной утратой режимом легитимности. Явные признаки ослабления режима создают почву для раскола в элитах — поддержка режима перестает выглядеть беспроигрышной ставкой. «Реакция» — это ответный шаг режима, который должен продемонстрировать элитам силу режима и полноту контроля над репрессивным аппаратом.
Но «реакция» — это большой риск. Если она окажется не слишком убедительной, то это лишь ускорит брожение и панику в элитах. Причем к отрицательному эффекту может привести как недостаточное, так и чрезмерное применение силы.
Прежде всего двояким может оказаться впечатление, произведенное «жесткой линией» на элиты. Одним из примечательных событий последних дней стало известие о том, что членов думской фракции ЕР обязали поставить личные подписи под сталинистским законопроектом об НКО. По всей видимости, некоторую панику подобные проявления «жесткой линии» вызывают даже в, казалось бы, передовом отряде путинской пехоты. Желающих пополнять «список Магнитского» явно меньше, чем нужно для уверенной реализации жесткого курса.
Во-вторых, исследование «Левада-центра» отношения россиян к протестам и репрессиям демонстрирует такую картину. С одной стороны, большинство не поддерживает радикальные лозунги протестующих, в частности требование отставки Владимира Путина (поддержка этого требования составляет 20-30%), с другой стороны, население достаточно лояльно к протестующим: одобряющие и не одобряющие их составляют две примерно равные группы по 40%. Но когда вопрос ставится более абстрактно — о праве протестующих на протест, в их пользу высказывается уже твердое большинство. И наоборот: репрессии против протестующих поддерживает явное меньшинство (около 30%, не поддерживает — 45%).
Таким образом, вероятность того, что стратегия «реакции» окажется для Путина проигрышной, очень велика: репрессии против оппозиции будут подрывать его легитимность в глазах населения.
Анализ отношения населения к протестующим возвращает нас к тезису, сформулированному в самом начале. В глазах большинства россиян (50-60%) Путин является сегодня легитимным президентом. В то же время в глазах большинства его президентская легитимность ограничена: в отличие от ситуации 2000-х люди не склонны делегировать Путину свои политические права, но, наоборот, ожидают от него самого подчинения определенным правилам. Характерно, что лозунг ограничения сроков и полномочий президента получает относительное большинство в опросах (38% поддерживают, 36% — нет).
Борьба за элиты и борьба за центр
Структура отношения населения к Путину и его режиму выглядит на данный момент, видимо, примерно следующим образом. Ядро твердых сторонников Путина, как отмечают социологи, сильно сузилось за последние год-полтора и составляет 15-20%. Твердых противников примерно столько же (15%). Еще 15-20% разделяют антипутинские настроения в некоторой степени, являются группой поддержки антипутинского ядра. Зона условной поддержки Путина гораздо шире — это 40-45%.
Однако эта поддержка именно условна: например, если требование отставки Путина вызывает сочувствие лишь у каждого четвертого, то нелояльность путинской политической системе демонстрирует уже 40% респондентов (42% согласны с тем, что «Единая Россия» — партия жуликов и воров«, а 38% поддерживают требование новых выборов в Думу).
Владимир Путин уверен, что главной ошибкой Михаила Горбачева было то, что он шел на уступки (поэтому и потерял власть). Политологи, правда, обычно считают, что ошибкой Горбачева было то, что он шел на уступки слишком поздно, когда их оказывалось недостаточно. Но Владимир Путин не улавливает этого нюанса и убежден в верности исключительно твердой линии: никаких уступок, полная самоуверенность и демонстрация силы.
Проблема в том, что такая линия делает путинскую систему власти еще более жесткой и, следовательно, менее приемлемой как для тех, кто ею недоволен, но еще признает легитимность Путина, так и для тех, кто пока сохраняет лояльность или нейтралитет. Голосуя за Путина, люди голосовали за сохранение статус-кво, а вовсе не за ужесточение режима. Они предпочитают Путина той неопределенности, которая возникает в случае его ухода. Но в какой-то момент эта неопределенность может выглядеть уже меньшим злом, чем сохранение «жесткого» Путина у власти.
Иными словами, жесткая линия в краткосрочной перспективе может дать положительный эффект в смысле дисциплинирования элит, но в то же время приведет к сокращению зоны условной поддержки и расширению доли тех, кто сочувствует требованию отставки Путина. Когда этот тренд станет очевиден (а сближение размеров двух групп, вероятно, произойдет уже осенью), прессинг, направленный против элит, мощно сработает в обратную сторону.
Автор — политический обозреватель


Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/2270596/granicy_vlasti_putina#ixzz20K0PcsgS