ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

воскресенье, 29 января 2012 г.

Аллах отправил нас, чтобы мы вывели людей из подчинения рабам к подчинению Одному Аллаху» «Аль-Каида» — самое большое и быстрорастущее мировое движение Джихада, которое застало врасплох Запад и Восток. Плюсы и минусы


http://ummanews.com/articles/4876--l-r.html
Аллах отправил нас, чтобы мы вывели людей из подчинения рабам к подчинению Одному Аллаху»

«Аль-Каида» — самое большое и быстрорастущее мировое движение Джихада, которое застало врасплох Запад и Восток. Плюсы и минусы этого движения можно увидеть в реальных делах и их результатах, в их цели вернуть славу Исламской Умме, которая долгое время пребывала в униженном состоянии.

В деле защиты Исламской Уммы «аль-Каида» не следует избирательному подходу. Примером этому может служить поступок одного из лидеров «аль-Каиды» в Йемене, Шейха Насыра аль-Вахиши, который отправил батальон бойцов «аль-Каиды» для сражения с племенами шиитов-хуситов, напавшие на «салафитов» в городе Даммадж.

Хотя эти «салафиты» были рьяными критиками «аль-Каиды», называли их «хариджитами» и прочими неподобающими братьям названиями. Но, несмотря на подобное враждебное отношение к себе, это не удержало «аль-Каиду» от оказания помощи притеснённым братьям. И это демонстрирует сущность борьбы — люди поняли, что «аль-Каида» существует не для того, чтобы защитить себя, и не для того, чтобы возвысить знамя своей конкретной группы, а для того, чтобы вести Джихад для возвышения слова Аллаха над всем остальным.

Даже во время революций на ближнем востоке «аль-Каида» принимала участие в свержении режимов. Обращения лидеров «аль-Каиды» во время революций в Египте, Сирии и Ливии получили распространение в СМИ, их читали миллионы людей по всему миру, представители «аль-Каиды» участвовали в битвах за свержение режимов арабских диктаторов.

И наглядным примером этому было свержение Каддафи, которое было поддержано Абу Яхьей аль-Либи. Этот Амир «аль-Каиды» в Ливии призвал мусульман своей страны свергнуть режим Муаммара Каддафи и установить исламское правление, согласно сообщениям агентства UmmaNews, ссылающегося на Associated Press (15/3/2011).

Джихад, сражение за освобождение Уммы, которое ведётся сегодня «аль-Каидой», было прекрасно описано Шахидом (иншаа-Ллах) Сайидом Кутбом в его прекрасной работе «Тафсир Фи зилали -ль-Куран». Сайид Кутб писал:

«Никто из них, будучи спрошенным о причине выхода, не сказал: „Мы вышли, чтобы защитить свою страну от врага!“ или „Мы вышли, чтобы изгнать армии персов и римлян!“ или „Мы вышли расширить свои земли и получить много трофеев!» Но они сказали: «Аллах отправил нас, чтобы мы вывели людей из подчинения рабам к подчинению Одному Аллаху. Из узости этого мира к Его благодати. Из несправедливости религий к справедливости Ислама“.

Они сказали: „Он отправил Своего Посланника с религией для Своих созданий. Кто примет нас, с теми мы обойдёмся по-хорошему, мы оставим таких в покое и не будем беспокоить их землю.

Но кто будет противостоять нам, с теми мы будем сражаться пока не станем шахидами и не войдём в Рай или пока не получим победу“».

Если они искренне ведут Джихад для возвышения слова Аллаха, то людям следует подняться, защитить честь мусульман и объединиться на Таифа аль-Мансура (Победоносная община) для возвышения этой религии.

«Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им» (22:39).

А Аллаху известно лучше.

Абду-Ллах из Джакарты
MuslimDaily.Net
Оригинал на английском языке
Отдел переводов UmmaNews

ЧЕЛЯБИНСК. Русские поработители продолжают играть в «толерастов»: арестован мусульманин, проповедующий ненависть к куфру


ЧЕЛЯБИНСК. Русские поработители продолжают играть в «толерастов»: арестован мусульманин, проповедующий ненависть к куфру


Русские кафиры устроили судилище над очередным мусульманином, которого они заподозрили в «экстремистских» взглядах.

Перед каким-то Аргаяшским районным «судом» в Челябинской области предстал местный житель. Утверждается, что он распространял исламскую литературу и аудио- видеоматериалы.
Согласно СМИ, с сентября 2003 по ноябрь 2006 года мусульманин изучал исламские науки в университете в городе ар-Рияд, Аравия.
Русские кафиры заявляют, что студент приобретал и получал от своих братьев в Исламе на территории России исламскую литературу и аудиозаписи с лекциями для ведения даавата на территории Челябинской области.

Толерантные русские кафиры, веками порабощающие мусульманские народы и проводящие политику вырезания неугодных, предъявили верующему обвинения в призыве к проявлению мусульманами принципа дружбы и непричастности (в формулировке кафиров: «возбуждении ненависти либо вражды»), а также в унижении достоинства всех, кто последовал за своими страстями, отклонившись от Единобожия и впав в язычество. Дальнейшая судьба исламского студента неизвестна.

UmmaNews



НИГЕРИЯ. Амир «Боко Харам» объяснил причины нападений моджахедов на христиан Нигерии


НИГЕРИЯ. Амир «Боко Харам» объяснил причины нападений моджахедов на христиан Нигерии


2378135_8784341563 Амир исламского движения «Боко Харам» бросил вызов христианскому главарю муртадского режима Нигерии в новом видеообращении, пообещав в ближайшее время провести внушительное количество боевых операций, сообщает агентство AP.

Абубакар Шикау, выступивший с обращением к Джонатану Гудлаку, является не только Амиром «Боко Харам», но и кадием Нигерии.

В 15-минутном видео, загруженном на «YouTube», Амир движения, одетый в камуфлированный бронежилет и сидящий между двумя автоматами Калашникова, подверг критике главаря Гудлака за высказывания о моджахедах и намекнул, что исламское движение поддерживает большая часть населения севера Нигерии.

«Все эти вещи, которые происходят на данный момент, — это наказание от Аллаха за то, что вы не только отказываетесь верить в Него, но и злоупотребляете своей религией, — обратился к Гудлаку Амир Шикау. — Вы можете познакомиться ещё со многими людьми, которые поддерживают наши действия».

Амир Шикау также зачитал список областей, в которых христиане убили мусульман, а затем призвал главаря режима покаяться за эти преступления.

По данным аналитиков и дипломатов, исламское движение под командованием Абубакара Шикау  ответственно за большинство нападений и взрывов в стране.

Моджахеды используют возрастающее недоверие людей, живущих на мусульманском севере Нигерии, к слабому режиму, которое возглавляет Гудлак.

Отмена «правительством» субсидий, которые держали цены на бензин на низком уровне, вызвала общенациональную забастовку и акции  протеста, которые также принесли моджахедам пользу.

«В конце концов, они сказали, что должны убить нас. Они убивают нас. Они сжигают наши дома. Они сжигают наши мечети», — сказал Амир Шикау, объясняя причины нападения на христиан.

«Они не оставят нас в покое. Поэтому, мы будем защищать себя», — подчеркнул Амир «Боко Харам».

UmmaNews 

После успешных спецопераций «Боко Харам» христианский главарь нигерийского режима захотел переговоров


НИГЕРИЯ. Главарь муртадского режима Нигерии, христианин Джонатан Гудлак выступил с обращением к моджахедам «Боко харам»

Время публикации: 27 января 2012 г., 23:34 http://www.kavkazcenter.com/russ/content/2012/01/27/88458.shtml
Главарь муртадского режима Нигерии, христианин Джонатан Гудлак выступил с обращением к моджахедам «Боко харам», в котором призвал их выдвинуть свои требования для того, чтобы начать переговоры.

«Если они прямо скажут, что вот по этой причине мы сопротивляемся, по этой причине мы противостоим правительству или вот поэтому мы уничтожаем невинных (имеются ввиду пособники Гудлака — UmmaNews) людей и их имущество… то тогда появится возможность начать диалог», — сказал христианский главарь.

Только в первые недели нового года в результате атак, организованных «Боко харам», были убиты около 250 кафиров и муртадов.

Одной из самых успешных стала атака на полицейские участки в городе Кано, где были уничтожены по разным данным от 186 до 215 куфроохранителей.

В начале января моджахеды «Боко харам» опубликовали ультиматум, согласно которому христиане, живущие на севере Нигерии и в течение долгого времени сотрудничавшие с муртадами против мусульман, должны были в трёхдневный срок покинуть эти районы. Об этом сообщает UmmaNews.

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр

США объявили, что будут насаждать содомию по всему миру. Кто против – тот враг Америки


США объявили, что будут насаждать содомию по всему миру. Кто против – тот враг Америки

Время публикации: 7 декабря 2011 г., 10:54 http://www.kavkazcenter.com/russ/content/2011/12/07/87179.shtml
США официально объявили об одном из своих главных приоритетов внешней политики США – насаждении содомии во всех её проявлениях по всему миру.

Те страны и народы, которые считают содомию грехом и преступлением отныне объявляются врагами США.

Глава госдепа США Хилари Клинтон сообщила, что в американские посольства по всему миру разослали директивы, предписывающие «незамедлительно реагировать» на все случаи нарушения прав содомитов и сексуальных извращенцев всех мастей в той или иной стране.

США также создают специальный «фонд помощи» по насаждению содомии во всём мире.

Выступая накануне в Женеве Клинтон напомнила, что т.н. «всеобщая декларация прав человека», принятая ООН в 1948 году, позволила «изжить многие социальные архетипы», например, «расовую и половую дискриминацию».

Теперь, по ее словам, пришло время содомитов.

«Некоторые считают, что права человека на гомосексуалистов не распространяются. Так вот, права человека для всех одинаковы», — объявила Клинтон.

Он сообщила, что президент США Барак Обама согласовал реализацию стратегии, направленной на содомизацию мира. Соответствующие директивы уже разосланы по всем правительственным аппаратам и дипломатическим представительствам США за рубежом.

Обама потребовал от всех государственных структур США, чтобы все зарубежные правительственные агентства активно насаждали содомию (в терминах американской пропаганды – «боролись против юридического преследования представителей ЛГБТ-сообщества»). «И немедленно и жестко отвечали на все факты дискриминации».

Я также рада сообщить, что мы основали «Фонд всемирного равенства», который будет поддерживать общественные организации», — отметила Клинтон.

США надеются, что другие демократические страны поддержат политику США. Вашингтон пока не уточняет, какое наказание они подготовили для тех стран, которые не хотят подчиняться содомизации.

Напомним, что ранее с угрозами в адрес стран, в которых содомия запрещена и считается преступлением выступил глава британского правительства Кэмерон, который также фактически объявил, что те страны, которые противятся содомизации, являются врагами Англии.

Отдел мониторинга
Кавказ-Центр
-------------------
Это не должно быть основой демократии! Это личное дело и право человека и не более того. Но являться основным правилом демократического государства - нет. Аскер Бикбаев

ЛЮДИ ПИСАНИЯ. Немецкая церковь разрешила пасторам-содомитам работать и проживать со своими «партнёрами» при храмах


ЛЮДИ ПИСАНИЯ. Немецкая церковь разрешила пасторам-содомитам работать и проживать со своими «партнёрами» при храмах

Время публикации: 27 января 2012 г., 17:42 http://www.kavkazcenter.com/russ/content/2012/01/27/88443.shtml
Евангелисты-лютеране из церкви Саксонии разрешили пасторам-содомитам совместное проживание в церковных домах и кельях, сообщают западные СМИ.

Для этого евангелическим извращенцам нужно всего лишь зарегистрировать так называемое гражданское партнёрство, которое является в ФРГ единственным легальным способом регистрации однополого «брака».

Совет евангелистов единогласно решил узаконить возможность для содомитов жить в приходских домах. Из-за «щепетильности» вопроса решение принималось на закрытом заседании церковников, собравшихся в Дрездене.

Отметим, что разговоры среди евангелистов о легализации церковной работы для пасторов-содомитов велись уже давно.

Наиболее либеральные евангелисты призывают разрешить святошам-извращенцам участвовать в миссионерской работе на территории всех Лютеранских земельных церквей.

Сегодня однополое «браки» межу содомитами в Германии практически полностью соответствует браку между мужчиной и женщиной, за исключением возможности усыновлять детей.

Агентство добавляет, что, когда Ибн Аббаса спросили о том, что следует делать с содомитами, он ответил: «Нужно найти самое высокое место в деревне и скинуть его оттуда, после чего закидать камнями!» (аль-Байхаки).

Хафиз аль-Мунзири говорил: «Четверо Халифов сжигали гомосексуалистов: Абу Бакр, Али ибн Абу Талиб, Абду-Ллах ибн аз-Зубейр и Хишам ибн Абду-ль-Малик» (ат-Таргиб ва-т-тархиб, 3/289).

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр

КЛАССИКИ ЧЕКИЗМА-ПУТИНИЗМА. ФСБ открывает в Лондоне магазин по продаже 100 книг для принудительного чтения


КЛАССИКИ ЧЕКИЗМА-ПУТИНИЗМА. ФСБ открывает в Лондоне магазин по продаже 100 книг для принудительного чтения

Время публикации: 27 января 2012 г., 17:35 http://www.kavkazcenter.com/russ/content/2012/01/27/88441.shtml
О новом развитии событий вокруг чекистско-патриотической литературы по списку  Путина рассказывает лондонская газета «Гардиан».

«Владимир Путин представил свои план по составлению канона из 100 русских книг, «которые будет обязан прочитать каждый выпускник школы», в попытке сохранить «доминирование русской культуры». 

В статье на более 4.500 слов в русской «Независимой газете» русский премьер-министр пишет: «В 1920-х годах некоторые из ведущих университетов США пропагандировали нечто называемое Западным Каноном — канон книг, считающихся наиболее важными и влиятельными для формирования западной культуры» и добавляет, что «от каждого уважающего себя студента требовалось прочитать 100 книг из специально составленного списка величайших книг западного мира».

Путин, идущий в марте на третий президентский срок, говорит, что о России «всегда писали (писала коммунистическая пропаганда, на самом деле это ложь — КЦ) как о «читающей стране»  и предлагает рассмотреть «наиболее влиятельных деятелей культуры» и составить канон из 100 книг, которые будет обязан прочитать каждый выпускник школы — то есть прочитать дома, а не учить в классе и не зазубривать наизусть». А затем от них потребуют написать сочинение по одной из них на выпускном экзамене. Или по крайней мере давайте дадим русской молодежи возможность продемонстрировать свои знание и мировоззрение на различных студенческих соревнованиях (чекисты всегда хотят знать, чем «дышат» студенты, этим вопросом занимался в свое время в ЛГУ майор КГБ Путин   — КЦ).»

Журналист Александр Назарян, который пишет роман о русских иммигрантах в Нью-Йорке, назвал  предложение русского вождя по «культурному единству через литературу» «самым пугающим планом из всех остальных».

«Социальная инженерия через предписываемую государством литературу . ничего, что до этого делал Путин не является таким открыто советским в  стремлении манипулировать человеческим сознанием  и превратить человека в покорное суущество», пишет Назарян и предсказывает, что «что книги, которые выиграют от новой путинской культурной политики почти наверняка будут помойкой, созданной пехотой Союза писателей, которые прославляли жалкое прозябание своих соотечественников».

 Предстоит увидеть, будет ли отражен выбор Путина в специализированном русском книжном магазине, который открывает в филиале «Уотерстоунз» на Пикадилли в следующем месяце. Магазин будет называться «Слова» (Words) и в нем будут продаваться почти 5000 наименований книг на русском языке, а также русские книги в переводе, охватывающих широкую область от исторической до детской литературы, с русскоговорящими продавцами.

«Для русосфилов и крупной, активной русской общины в Лондоне мы собираемся превратить «Слова» в неотразимый литературный и культурный центр (очередная «явка» ФСБ  в Лондоне- КЦ)», говорит Джеймс Донт, который стал в прошлом году коммерческим директором в «Уотерстоунзе», когда торговая сеть была куплены русским миллиардером Александром Мамутом. «Источник этой идеи не удивителен, учитывая нынешнего владельца «Уотерстоунза», однако идея хорошая и великолепная для этого превосходного магазина», пишет «Гардиан».

Отметим со своей стороны, что русские эмигранты русские книги по традиции покупают редко, русская книжная торговля на Западе всегда приносила только убытки. Поэтому магазины советской книги всегда находились на содержании КГБ а гораздо менее крупные и редкие магазины антисоветской книги — соответственно на содержании ЦРУ. Магазинов, где одновременно продавались бы как советские, так и антисоветские книги, по этой причине не существовало.

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр
----------------------------------------------------- 
Пока этого списка я не видел. Но в России сложилась печальная традиция не замечать нерусские коренные народы страны. И нет оснований пологать,что будет иначе. Имперское мышление губящие РФ приоритетно в политике Кремля по отношению коренных народов РФ. Аскер Бикбаев

ЧЕКИЗМ. Чекистские жулики и воры украли деньги на борьбу с мыслепреступниками


ЧЕКИЗМ. Чекистские жулики и воры украли деньги на борьбу с мыслепреступниками

Время публикации: 27 января 2012 г., 13:37 http://www.kavkazcenter.com/russ/content/2012/01/27/88436.shtml
Сайт путинской банды «прокуратура России» констатировал, что были украдены деньги, выделенные  чекистской хунтой на борьбу с мыслепрступниками. Рассказывают прокуратурщики Путина:

Районной целевой программой «О мерах по противодействию терроризму и экстремизму на 2012–2014 годы в Ржаксинском районе», утвержденной постановлением администрации района, предусмотрен общий объем финансирования данной программы из районного бюджета.

Однако, указанные денежные средства в расходной части бюджетов 11 сельсоветов на 2012 год и плановый период 2013–2014 годов, а также в бюджете Ржаксинского поссовета на 2012 год и 2013–2014 годов не предусмотрены, что не позволит впоследствии выполнить предусмотренные Программой мероприятия.

Между тем, к одному из вопросов местного значения муниципального района относятся  воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности».

Отдел мониторинга

Кавказ-Центр

ПУТИНИЗМ. Путинисты помешались на «целостности» своей России


ПУТИНИЗМ. Путинисты помешались на «целостности» своей России

Время публикации: 27 января 2012 г., 18:04 http://www.kavkazcenter.com/russ/content/2012/01/27/88445.shtml
По сообщениям СМИ, путинский избирательный штаб «не потерпит травлю»  Путина в Интернете, заявила 26 января главарь этого « штаба» и вице-спикерша сфальсифицированной на путинских «выборах» и поэтому незаконной и нелегитимной росгососдумы Швецова.

«Мы должны решительно противостоять той оголтелой критике, фактически травле, я не могу другого слова подобрать, которая обрушилась на Путина в последнее время в электронных СМИ, особенно в социальных сетях», — поплакалась в жилетку отпетая путинистка.

По ее мнению, в лозунгах оппонентов Путина «прослеживается стремление дестабилизировать обстановку в стране».

Не забыла она также прочитать уже давно набившую всем оскомину традиционную путинскую мантру про «все более усиливающееся вмешательство в наши внутренние дела».

Почувствовал «влияние извне» и главарь «мосфильма» Шахназаров, вошедший в путинский избирштаб.

«Я чувствую влияние извне. Я чувствую. Не хочу. Меня крайне раздражает, когда мне диктуют откуда-то извне, кого мне выбирать и кто должен мной руководить», — бессвязно пробормотал  чекист сослуживцам на сходке «штаба».

По мнению Шахназарова, «кандидаты от оппозиции не смогут сохранить Кавказ, а значит и целостность России».

Напомним, что девичью «целостность» не сохранили ни СССР (Эстония, Латвия, Литва, Грузия, Молдова, Украина, Беларусь и т.д.), ни Югославия (Хорватия, Босния, Словения, Босния, Македония, Черногория, Сербия), ни Чехословакия (Словакия, Чехия).

И все люди в этих ново-старых странах довольны и счастливы. Никто из них не хочет возвращения в «целостность».

Такими же счастливыми и состоятельными будут и люди в примерно 100 новых странах на построссийском пространстве. Про кошмар «единой и неделимой» после неизбежного и неотвратимого распада путинской империи они будут вспоминать в страшном сне по ночам с ужасом и содроганием и смачно плевать в ретроспективе на кровавую Россию.

Отдел мониторинга
Кавказ-Центр

БЕЛАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. «Россия в двух шагах от победы Белой Революции»


БЕЛАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. «Россия в двух шагах от победы Белой Революции»

Время публикации: 27 января 2012 г., 18:28 http://www.kavkazcenter.com/russ/content/2012/01/27/88451.shtml
По сообщениям СМИ со ссылкой на веб-сайт путинской партии жуликов и воров «Единая Россия», нелегитимный росгосдумдеп Хинштейн, выступавший на  заседании «комитета по безопасности и противодействию коррупции» нелегитимной «госдумы», выбранной в ходе мошеннических путинских «выборов» 4 декабря, сообщил, что Россия находится накануне победы проходящей сейчас в этой стране Белой Революции.

Дословно косноязычный офицер ФСБ Хинштейн сказал следующее:

«Россия – в двух шагах от Оранжевой Революции», безусловно имея в виду не саму Революцию, которая успешно идет уже почти 2 месяца, а её победу, и не успешную Оранжевую Революцию в Украине в 2004 году, а Белую Революцию в России, начавшуюся 4 декабря 2011 года.

Отдел мониторинга
Кавказ-Центр

2012 ел - Батырша елы.

В Татарстане погибло 400 тысяч человек”

В Татарстане погибло 400 тысяч человек”

Фото предоставлено Индусом Тагировым

Голод 1921 года

В 1921 году случается страшная трагедия. В 35 губерниях России, где на тот момент проживало 90 миллионов человек, свирепствует голод. По официальной статистике, 40 миллионов страдают от недоедания. В России не остается человека, которого не затронул бы голод, но самые страшные испытания выпадают на долю жителей Волго-Уральского региона (Идель-Урал). Обо всем говорят цифры: если население России уменьшилось на 5 миллионов человек, а смертность выросла в 5 раз, то в Самарской и Челябинской областях, а также в Башкортостане и Татарстане вымерло 20,6% населения. В 1922 году полтора миллиона детей, оставшись сиротами, странствуют по дорогам в поисках пропитания.

Над татарскими деревнями словно сама смерть пронеслась. Народ вымирал буквально толпами. Невозможно назвать точную цифру умерших голодной смертью татар, т.к. учет в те годы никто не вел. Практически во всех татарских деревнях умерших хоронили в общие могилы – у людей попросту не было сил копать отдельные. Об этом сложно говорить и писать, но в татарских селах случалось и такое, что оставшиеся в живых поедали тела умерших. Голод 1921 года за исключением потерь, которые принесли мировые войны, стал величайшей катастрофой в истории Европы.

В 1930-х годах голод случился и на Украине и в Белоруссии. Правительство Ющенко в свое время дало свою оценку этим событиям, назвав их “голодомором”, специально организованным геноцидом. А вот голод, разразившийся в Поволжье в 1921 году, до сих пор не получил должной оценки. Почему, несмотря на то, что голодала вся Россия, массовая смерть затронула только татар и башкир? Проводилась ли политика уничтожения татарских районов целенаправленно? Или это случайные цифры? О причинах поволжского голода журналист газеты “Ирек мәйданы” расспросила доктора исторических наук, академика Индуса Тагирова. “еТатар” предлагает перевод материала.

- В исторических книгах советского периода причинами голода 1921 года назывались наследие имперской, буржуазной России и страшная засуха. В последние годы на этот счет начали звучать и другие мнения. Что на самом деле стало причиной этой страшной трагедии?

- Нельзя относиться к этим событиям однобоко. Да, в 1920 году случается засуха. Становится ясно, что на следующий год не получится собрать урожай, способный прокормить всё население. Сохранились документы, в которых написано, что земля изношена, удобрения не использованы, почва истощена. Земля потеряла свое плодородие, т.к. до этого в течение нескольких лет народ просто-напросто не мог заниматься ею: сначала была Первая мировая война, затем разразилась гражданская. Много мужчин погибло на фронте. Сельское хозяйство пришло в упадок. А тут еще случается природная катастрофа – засуха. В январе 1921 года было тепло как в апреле. Голод начался еще зимой. На первый план вышел вопрос выживания. Итак, первая причина – качество земли вкупе с погодой.

Вторая причина. Во время гражданской войны проводилась продразверстка: у людей силой отбирали хлеб. Правительство вынесло приказ, по которому лишний хлеб должен был быть непременно собран, ведь нужно же как-то прокормить рабочих в городах и армию. Однако лишнего хлеба у людей не было. Наряд спускался в губернии, оттуда – в уезды, из уездов – в волости, а уже оттуда – в деревни. А в деревнях – коллективная ответственность: продразверстка назначалась не по количеству проживавших в селе людей, а по объему земли. Неважно, обработана она или нет – есть наряд: “столько-то пудов” и точка. Как хочешь, так и выкручивайся. Большевики поступали следующим образом: у богатых они хлеба брали побольше, у людей среднего достатка – поменьше, а у бедных вообще не брали. А в реальности в то время людей с высокими и средними доходами не было. Очень трудно было различить, кто как живет. Несмотря на это, были образованы комбеды, призванные собирать у народа хлеб. Им в помощь были созданы продотряды. Все они насильно отнимали хлеб у простых людей. А ведь народ и так уже был разграблен за годы гражданской войны. Еще одна причина голода – политика продразверстки.

Фото предоставлено Индусом Тагировым

Голод 1921 года

В 1920 году образуется ТАССР. Образование республики по времени совпало с этой страшной трагедией. Председатель правительства Хаджи Губайдуллин пишет, что “республика была построена ценой голода. Республика в основе своей – это фикция, а голод – реальность”. После того, как была образована ТАССР, ей поручается разверстка, по которой республика должна была обеспечить 10 миллионов 350 пудов хлеба. Это огромная цифра. Даже Иван Горюнов, русский по национальности, проверявший эту цифру, признавал, что это задание невыполнимо. Однако затем объем был даже увеличен. В итоге ТАССР должна была подготовить 15 миллионов пудов хлеба. Достижение этой цели было возложено на специально образованный наркомпрод. В него вошли безжалостные люди, способные исполнять поставленные задачи несмотря ни на что. Вышло постановление, по которому всех, кто не сдает хлеб, можно было бы привлекать к ответственности. Начался грабеж и без того разграбленного, раздетого народа. Об этом предпочитают молчать, но перед тем, как была создана ТАССР, в Татарстане произошла революция: народ, не желая подчиняться продотрядам и политике советского правительства, нападал на коммунистов и убивал их.

- В Интернете много интересных фактов. Например, пишут, что в Самарской губернии голод протекал иначе. Мол, было и мясо, и другие продукты. Не хватало именно хлеба. Якобы он стоил в 5 раз дороже мяса. Якобы люди сами виноваты в дефиците хлеба: они делали всё возможное, чтобы до него не добрались ненавистные народу большевики – скармливали его скоту, прятали в амбарах, где он сгнивал. В результате чего зерна не осталось даже для сева. Насколько верны эти факты?

Фото предоставлено Индусом Тагировым

Индус Тагиров

- В территорию Самарской губернии входила большая часть современного Татарстана: например, Бугульминский уезд. Это один из наиболее пострадавших от голода районов. По количеству погибших Бугульма стоит на третьем месте в республике. На первом месте – Тетюшский кантон, где умерло 63 тысячи человек. Это 35% от населения кантона. В 1921-22 годах погибло 23% населения Чистополя. Аналогичная ситуация в Спасском районе. Население Татарстана уменьшилось на 400 тысяч человек. Это официальная цифра. А точными данными не располагает никто. Неизвестно, сколько людей погибло в пути, пытаясь спастись от голода бегством в другие районы страны. По воспоминаниям людей становится ясно, что львиная доля тех, кто куда-то уехал, не вернулись – они умерли в дороге.

Сложно даже представить, чтобы татары сами уничтожали хлеб или скармливали его скоту, когда людям нечего было есть. Может, и были отдельные случаи, когда они шли на это, чтобы зерно не досталось большевикам, но нам такие факты не известны. В целях избежания продразверстки в некоторых районах сажали вику и питались ей. Испугавшись того, что не останется зерна на сев, власти организовали “цепные” пункты, где отмечали, кто и сколько сдает зерна. Во многих местах люди, не выдерживая, грабили эти пункты. Не то, чтобы хлеб скармливали скоту – самого скота не остается! Петухи, куры, собаки, кошки – всех съедают! Это были страшные годы.

- В России не осталось такого человека, которого не затронул бы голод. Однако смотрим на цифры и видим, что большинство погибших приходится на Башкортостан, Татарстан, Оренбургскую, Самарскую, Челябинскую области. Это всё территории, где проживает татаро-башкирское население. И в первую очередь, пострадали именно татарские деревни. Это случайно так получилось? Или же советская власть таким образом подчиняла себе Волго-Уральский регион?

- Действительно, голод, в первую очередь, свирепствовал в Поволжье. Именно татары составляют наибольшее количество погибших. Однако нельзя сказать, что это была целенаправленная политика. В то время Кавказа еще нет. Сибирь и Украина не входили в Советский Союз. А рабочих таких больших городов как Москва и Петербург и армию в 5 миллионов 300 тысяч солдат кормить нужно. Все тягости легли на плечи региона Идель-Урал. Конечно, были, наверное, те, кто желал уничтожения татар и башкир, но нельзя сказать, что это была политика России, потому что ей невыгодно уменьшение собственного населения.

В Башкортостане голод был ужасным. Башкиры, которые вели кочевой образ жизни и держали скот, оказались в катастрофическом положении. Засуха, травы нет, корма нет…

Вот что пишет Мөкәрәмә апа из деревни Нөркәй, что в Сармановском уезде: “Только я собралась вылить воду, в которой помыла посуду после скудной нашей трапезы, как подбежала одна девочка и начала умолять: “Апа, пожалуйста! Не выливайте! Дайте мне выпить!”. Папа, добавив туда лебедную муку, отдал воду девочке. Она выпила и благодаря этому осталась жива”. Таких случаев было множество.

Фото предоставлено Индусом Тагировым

Голод в деревне Әсәкәй

Фото предоставлено Индусом Тагировым

Голод в деревне Әсәкәй

Фото предоставлено Индусом Тагировым

Голод в деревне Әсәкәй

- А что сделало правительство ТАССР для того, чтобы спасти население от голода? Неужели руководство всеми силами стремилось выполнить план? Кто-нибудь предпринял какие-либо действия, чтобы хоть как-то облегчить ситуацию? И ведь именно в эти годы татарские деревни начинают переселять обратно на берега Волги – чтобы спасти народ от голодной смерти. Кто этим занимался?

- В это время ТАССР руководил Саидгалеев. Большевик до мозга костей. Для него самое главное – победа революции во всем мире. Он свято верил в то, что для достижения такой цели можно пожертвовать всем. И он действовал, абсолютно не отдавая себе отчет в том, что татары находятся на грани физического вымирания. “По сравнению с революцией смерть татар не может быть большой потерей” – это его слова. Он стремился перевыполнить поставленный план. Керенский раскритиковал его в газете “Дни”, выходившей в США, сообщив, что за такие “старания” Саидгалеева в Москве наградили золотыми часами.

А вот Шамиль Усманов, проверяя обращение народного комиссариата о разверстке, говорит, что “он подписал документ, выносящий смертный приговор моему народу”. Глава комиссариата по земельным делам Юнус Валиди называет людей, составивших этот документ “московскими холуями”. Юнус Валиди – очень интересная личность. Впервые после того, как татар прогнали с насиженных мест в самые неудобные районы страны, он приступает к делу переселения татарских деревень обратно на берега рек. После завоевания Казани Иваном Грозным татарам было запрещено селиться возле рек, и поэтому в годы неурожая у них не было возможности заниматься рыбной ловлей. А в эти годы вдоль рек появляются такие деревни как Кызыл Байрак, Чыңгыз, Яналиф. Их создание связано с личностью Юнуса Валиди. Массовых переселений не было, конечно, т.к. для этого нужны деньги. Попробуй переехать из одного дома в другой. А тут целые села! Однако за два года он умудрился переселить несколько татарских деревень, т.е. фактически он спас их от голодной смерти. И за это татарский народ ему благодарен. Это были сложные времена. Обком начал проверку его деятельности. Глава народного комиссариата Кашшаф Мухтаров выступил в его защиту. Но несмотря на это Юнуса Валиди освобождают от занимаемой должности, а через некоторое время он умирает. Смерть его окутана тайнами: до сих пор неясно, как это случилось. Одно мы знаем наверняка: Юнус Валиди был истинным патриотом своего народа.

- Как вели себя татарские общественные организации в годы голода? Например, помогало ли голодающим Центральное Духовное управление мусульман? О том, что православная церковь сдала свои ценные вещи государству, пишут везде.

- В мечетях и у мусульманских священников денег особо не было. Они страдали от голода так же как и все остальные. Но и духовенство, и национальная интеллигенция делали всё возможное, чтобы хоть как-то облегчить жизнь народа, особенно простых деревенских людей. Здесь нужно вспомнить деятельность Галимджана Баруди. Родившийся и выросший в Казани, он своими силами поступил учиться в Бухару, затем образовал в Казани медресе “Мухаммадия”. В своей педагогической деятельности он обращается к новым образовательным принципам, вместе с шакирдами участвует в революции, за что его ссылают в Вологду… Он был готов умереть во имя своего народа.

Как только стало понятно, что начался голод, Баруди наладил связь с мусульманскими странами. Например, с его помощью в Татарстан был привезен хлеб из Азербайджана. В Азербайджане до сих пор хранятся документы о помощи родственному народу. Этим занимался Баруди. Западные страны выступали против активизации татарских связей с мусульманскими государствами. Несмотря на это он продолжил работу по импорту хлеба. Баруди умер в Москве в Боткинской больнице. Возник вопрос его похорон. Правительство Кашшафа Мухтарова планировало организацию торжественного траура, но большевики запретили подобное прощание с Галимджаном Баруди.

Религиозные деятели постоянно находились среди народа. Религия вообще была сильным фактором, и в этом заслуга Баруди. Иммигрировавшие татары также не остались в стороне. Известно, что Юсуф Акчура доложил о катастрофе на Средней Волге Ататюрку, но Турции было не до татар: в это время в страну вторгаются греческие войска, и Турция оказывается неспособной помочь своим братьям по вере.

Гуманитарную помощь организовали американцы. Продукты от организации “АРА” перепадали и татарским деревням. Чайлз в своих воспоминаниях пишет, что “каждый четвертый дом в деревне стоит пустой, собаки не лают, петухи не кричат”. Были завезены хлеб и одежда, организованы столовые. Детей кормили каждый день. Благодаря организации “Ара” многие в Татарстане избежали голодной смерти. Она также помогла Германии, Украине, Белоруссии. Свой вклад в борьбу с голодом внес и “Красный крест”.

Фото предоставлено Индусом Тагировым

Голод в Уфе

К сожалению, голод, свирепствовавший на территории проживания татарского и башкирского народов, не изучен. Есть какие-то отдельные статьи, выступления, но большого аналитического труда до сих пор не видно.



Римма Бикмухамметова

Перевод Роберта Болгарского

Татар теле – дәүләт теле?

Фото с сайта www.prm.ru

Вывеска на татарском языке

Мохаммят Миначев, именующий себя председателем народно-демократической партии “Ватан”, продолжает сбор подписей за придание татарскому языку статуса второго государственного языка Российской Федерации. Под обращением свои подписи поставили уже более 5 тысяч человек (сбор подписей был объявлен в мае 2011 года). Примечательно, что большинство подписавшихся – из Москвы (небольшая часть высказывшихся за предложение Миначева – из Чувашской Республики и Нижнего Новгорода).

“еТатар” напоминает, что впервые с предложением придать татарскому языку статус государственного языка РФ выступил Всемирный форум татарской молодежи совместно с движением нового поколения “YZЕБЕZ”. Случилось это в апреле 2009 года. Инициативу татарских активистов тогда обсуждала вся страна (сюжеты об этом вышли в новостях федеральных телеканалов). Официальные республиканские же СМИ в массе своей проигнорировали заявление. Например, телеканал ТНВ вообще не поднимал эту тему. Источник в компании сообщил тогда, что республиканское руководство строго-настрого наказало обходить вопрос стороной.

Один из инициаторов предложения – председатель Всемирного форума татарской молодежи – Руслан Айсин объяснил свою позицию следующим образом: “Мы хотели привлечь внимание широкой общественности к вопросам состояния языков и культур России. Во-первых, повсеместное преподавание татарского языка в российских школах само собой закрыло бы вопросы о национализме и шовинизме. Школьники с малых лет постигали бы азы толерантности. Во-вторых, в нашей стране очень много гастрабайтеров из стран Средней Азии, и они смогли бы войти в культурное поле России именно через татарский язык. В-третьих, татарский язык – это огромный тюркский и мусульманский пласт, чего из истории России никак не выкинешь. И есть, с кого брать пример: несмотря на то, что в Финляндии шведы составляют лишь 5% от населения страны, шведский объявлен государственным языком”.

В 2009 году организаторам акции, по их словам, удалось собрать порядка 50 тысяч подписей. Голосование велось в Интернете. На местах работали активисты татарских молодежных движений. Айсин заявлял, что, когда количество подписей достигнет 100 тысяч, обращение будет передано высшему руководству федерации.

Примечательно, что из официальных лиц лишь Разиль Валеев и Туфан Миннуллин прокомментировали происходящее. Первый высказался позитивно, сказав, что это логично. Второй заявил, что это большая глупость.



Роберт Болгарский

НДП Ватан еще в 2007г распространиля Обращение о придании татарскому языку статуса второго государственного,проводили пикеты в Москве и др городах, но подписи тогда не собирали. В этом плане YZEBEZ действительно первые Аскер Бикбаев