ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

воскресенье, 27 ноября 2011 г.

Многобожие. Абу Ясин Р. Маликов

Многобожие. Абу Ясин Р. Маликов

Автор Rushad Badyugin, написано 22 Ноябрь 2011 г. в 10:58
от Rushad Badyugin
Би-смиЛлахир-рахмани-рахим. Нестабильность в интернете сайтов, доменов, зависимость интернет-ресурсов от внешних факторов, заставляет тиражировать важные материалы с тем, чтобы они не пропали из Всемирной паутины и все желающие могли бы всегда этими материалами воспользоваться. Данная статья представляется мне азбукой для верующего и хотелось бы , чтобы с помощью Аллаха, сабуханаху уа таъаля, эти знания получило бы максимальное число обитателей сети (и не только). Полагаю, что дальнейшее тиражирование подобных материалов, приведёт только к хорошим результатам и поможет нам избежать результатов плохих, иншаЛлах.

Многобожие (Ширк) – это полная противоположность Единобожия (Таухида). Если Единобожие является наилучшим из всех дел перед Аллахом, открывает людям вход в Рай, то многобожие является наихудшим из всех мыслимых и немыслимых грехов и на веки ввергает людей в Адский Огонь.

Языковое значение слова «Ширк».
Словом «многобожие» обозначается такой шариатский термин как «ширк». Однако слово «многобожие» не отражает всей полноты понятия «ширк». Когда люди слышат слово «многобожие», то у многих в голове возникает образ языческого капища, до отказу набитого идолами злобного вида, и тогда человек вздыхает с облегчением и говорит себе: «Уж я-то точно не многобожник». Также слово «ширк» иногда переводится на русский язык словом «идолопоклонство», «язычество», реже некоторыми другими словами, но упомянутые слова наиболее распространены как перевод слова «ширк». Надо заметить, что чисто с языковой точки зрения слово «ширк» в арабском языке не содержит никаких оттенков таких слов как «много», «божество», «идол», «поклонение», «язык», от которых в свою очередь образованы слова: многобожие, идолопоклонство, язычество. Поэтому очень часто немусульмане, и в том числе христиане, негодуют, когда их определенные действия классифицируются мусульманами как «многобожие». Например, им бывает непонятно, почему крестик на груди – это многобожие, ведь они не считают крестик Богом, тем более он у него только один, и он не носит много крестиков. Иногда они не понимают, почему обращение за просьбой к святому является многобожием, ведь они не считают святых богами. Некоторые даже заявляют, что «ТРИ» – это, в принципе, не так уж и много, поэтому не надо называть это МНОГОбожием. Также иногда люди удивляются, когда мусульмане называют показуху (совершение богоугодных дел напоказ) многобожием. Поэтому надо усвоить, что понятие «ширк» в исламской терминологии и в арабском языке намного шире, чем обозначение грубого и примитивного многобожия и идолопоклонства.  Дело в том, что выражая понятие «ширк» словом «многобожие» переводчики в какой-то степени сужают рамки данного понятия. Этот делается так, потому что в русском языке трудно подобрать адекватную альтернативу данном слову, нам же следует знать значение слова «ширк» во всей его полноте.
Слово «ШиРК» (شِرْكٌ) происходит от корня «Ш+Р+К» (ش+ر+ك) и образуется от глагола «ШаРиКа» (شَرِكَ), что значит: «быть соучастником/компаньоном/партнёром(в деле)». Следовательно, само слово «ШиРК» (شِرْكٌ) значит: «Соучастие, компаньонство, партнёрство», также этим словом в арабском языке обозначается какое-либо «общее имущество», «общее добро», у которого больше одного хозяина. Например, если два человека купили машину на двоих, то эта машина является их ширком.
Другие слова арабского языка, образованные от корня «Ш+Р+К» (ش+ر+ك):
«аШРаКа» глаг. (أَشْرَكَ) – ввести в компанию, сделать кого-то соучастником (в доле), сделать партнёром, привлекать к участию, присоединять, прикомандировывать. Выражение «аШРаКа би-ллях» (أَشْرَكَ بِاللَّه) будет обозначать «Сделал кого-то компаньоном (соучастником, партнёром) для Аллаха». Данное выражение зачастую переводится на русский язык как «придал Аллаху сотоварища» или «… в сотоварищи» или просто «совершил многобожие». Все эти варианты правильны, но вторые идут больше как смысловой перевод, а первый – это буквальный, дословный перевод. При этом именно у распространённого смыслового перевода теряется часть смысла, однако это нетрудно восполнить, если человек ознакомился с данной работой и получил более полную картину о том, что имеется в виду под словом «многобожие» в русскоязычной литературе.
«муШРиК» сущ. (مُشْرِكٌ) – это слово указывает на действующее лицо и образовано от глагола «аШРаКа»(أَشْرَكَ) и значит: «тот, кто привлекает к участию», «делает кого-либо соучастником». В данное время это слово применимо только в отношении человека, совершающего ширк. Иными словами, «многобожник», «политеист», «идолопоклонник» – это человек, совершающий действия, подпадающие под определение слова «ширк» (многобожие), о котором мы поговорим ниже.
«иШРа̀К» сущ. (إِشْرَاكٌ) – это отглагольное имя, образованное от глагола «аШРаКа»(أَشْرَكَ), с соответствующим смыслом: привлечение к партнерству, соучастию, компаньонству, присоединение и т.д.
«ШиРа̀Кат» сущ. (شِرَاكَةٌ) – соучастие (в доле).
«ШаРиКат» и «ШиРКат» сущ. (شَرِكَةٌ/ شِرْكَةٌ) – общество (напр. акционерное), компания, кооператив, агентство, бизнес вскладчину.
«ШаРѝК» сущ. (شَرِيكٌ) – сотоварищ, компаньон, партнёр, соучастник, сообщник.
«ШаРѝКа» сущ. (شَرِيكَةٌ) – подруга.
«муШа̀РиК» сущ. (مُشَارِكٌ) – участник.
«иШтиРаК» сущ. (ِاِشْتِراَكٌ) – соединение, общность, членский взнос, приобщение, подписка (на что-то вместе с другими), совместные действия.
«иШтиРаКийят» сущ.(اِشْتِرَكِيَّةٌ) – социализм.
«муШтаРаК» сущ. (مُشْتَرَكٌ) – общий, объединённый, совместный, обоюдный, взаимный, тройник (электр.).
«ШиРКийят» сущ. (شِرْكِيَّاتٌ) – языческие дела, дела многобожия, дела, содержащие в себе элементы ширка.
Ширк (Многобожие) как термин Шариата
Это несколько определений данного понятия в терминологии Шариата:
1)    «ШиРК» (شِرْكٌ) – это приравнивание кого-то, помимо Аллаха, к Аллаху в тех правах и качествах, которые являются исключительной особенностью Аллаха.
2)    «ШиРК» (شِرْكٌ) – это придание Аллаху компаньонов, соучастников в каком-либо из Его прав или качеств.
3)    «ШиРК» (شِرْكٌ) – это когда человек совершает поклонение[1] творению, также как совершает поклонение Аллаху, когда он возвеличивает кого-то, так как следует возвеличивать только Аллаха. Ширк происходит, когда человек утверждает, что кто-то, помимо Аллаха, достоин какого-либо поклонения или способен распоряжаться какими-либо делами этого мироздания, то есть когда творению приписывается доля в Таухиде аль-Улюхийя или в Таухиде ар-Рубубийя, о которых мы говорили выше.
4)    «ШиРК» (شِرْكٌ) – когда кого-либо делают подобным Аллаху, приравнивая его к Господу миров.
Из всех указанных определений первое можно взять за основу, а остальные рассматривать как толкование к первому. Как мы уже сказали, ширк (многобожие) является полной противоположностью Таухиду (Единобожию). И если Таухид делится на три раздела, то ширк, соответственно, может проявляться во всех этих сферах Единобожия и разрушать его.

Повторим три раздела Единобожия (Таухида), это:
1)    Единобожие во Владычестве (Таухид ар-Рубубийя).
2)    Единобожие в поклонении (Таухид аль-Улюхийя).
3)    Единобожие в именах и качествах (Таухид фи аль-асмаи ва ас-сыфат).


Примеры ширка, нарушающегоЕдинобожие во Владычестве
(Таухид ар-Рубубийя):
  • Это полное отрицание существования Аллаха, и утверждение, что все в мире создано природой или случайностью, как это заявляли коммунисты и прочие атеисты.
  • Это притязание на божественность, как это делал фараон, который объявил себя единственным богом.
  • Это утверждение, что кто-то помимо Аллаха может управлять этим мирозданием.
  • Утверждение, что благо или зло может исходить от звезд или чего-то другого помимо Аллаха.
  • Суеверие, когда люди полагают, что карканье ворон, особенности их полета, кофейная гуща, черная кошка, игральные карты и тому подобные вещи могут  повлиять на судьбу человека.
  • Дуализм зороастрийцев, которые полагают, что миром управляют два бога – бог света и бог тьмы.
  • Троица христиан, которые полагают, что миром управляют три божественные сущности, каждая из которых является отдельной личностью.
  • Утверждение, что умершие святые и праведники способны дать пропитание, облагодетельствовать, оградить от зла, дать детей или напротив, наказать, ослепить, покарать, умертвить и т.п.
Человек, имеющий такие убеждения, приобщает к Аллаху соправителя, придаёт Ему сотоварища, утверждает, что кто-то ещё соучаствует с Ним во власти над этим миром и имеет долю в Его могуществе. Тем самым он совершает многобожие, даже в том случае, если он ничему из этого не поклоняется и ни к чему из этого не обращается с молитвами. Если человек думает, что звёзды даруют и забирают, приносят пользу или вредят, но при этом он не поклоняется им и не почитает их, то он все равно является многобожником (мушриком), потому-что он разделил власть над Вселенной между звездами и Аллахом, сделал их совладельцами в том, что подобает только Аллаху. Также коммунисты и атеисты, которые верят в то, что силы природы, эволюция, случайности, законы физики и химии, первоматерия создали всё сущее, тоже являются многобожниками. Они поделили власть Аллаха и его могущество между неодушевлёнными предметами. Коммунисты и атеисты являют собой пример крайнего многобожия. Если другие многобожники (мушрики) утверждают, что Аллах делит свою власть со святыми и умершими, которые хотя бы при жизни имели силу на определённые действия, то атеисты делят власть Аллаха между стихиями, которые не обладают душой и никогда не были живыми, Аллаху же они оставляют самую малую долю. При жизни они молчат, и закапывают в глубине своих тёмных душ веру в Аллаха, и обращаются к ней только тогда, когда обращаться больше уже не к кому и не к чему. Как сказал Всевышний Аллах про фараона, который объявил себя богом, и про его последователей:
فَلَمَّا جَاءتْهُمْ آيَاتُنَا مُبْصِرَةً قَالُوا هَذَا سِحْرٌ مُّبِينٌ
وَجَحَدُوا بِهَا وَاسْتَيْقَنَتْهَا أَنفُسُهُمْ ظُلْماً وَعُلُوّاً فَانظُرْ كَيْفَ كَانَ عَاقِبَةُ الْمُفْسِدِينَ
«Когда Наши знамения были наглядно показаны им, они сказали: «Это – очевидное колдовство».
Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости. Посмотри же, каким был конец распространяющих нечестие!» (Коран 27: 13-14).
وَجَاوَزْنَا بِبَنِي إِسْرَائِيلَ الْبَحْرَ فَأَتْبَعَهُمْ فِرْعَوْنُ وَجُنُودُهُ بَغْياً وَعَدْواً حَتَّى إِذَا أَدْرَكَهُ الْغَرَقُ قَالَ آمَنتُ أَنَّهُ لا إِلِـهَ إِلاَّ الَّذِي آمَنَتْ بِهِ بَنُو إِسْرَائِيلَ وَأَنَاْ مِنَ الْمُسْلِمِينَ
آلآنَ وَقَدْ عَصَيْتَ قَبْلُ وَكُنتَ مِنَ الْمُفْسِدِينَ
«Мы переправили сынов Исраила (Израиля) через море, а Фараон и его войско последовали за ними, бесчинствуя и поступая враждебно. Когда же Фараон стал тонуть, он сказал: «Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраила (Израиля). Я стал одним из мусульман». Аллах сказал: «[Ты говоришь это] только сейчас! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие». (Коран 10: 91-92).
Любой, кто убеждён, что кто-то наряду с Аллахом имеет долю в Его власти, в управлении миром, в даровании удела творениям, тот является многобожником (мушриком) потому что он в своём сердце сделал для Аллаха компанию, в которой Он лишь один из Ему подобных. Тем самым, человек возносит на уровень Аллаха того, кто этого не достоин и низводит своего Господа до уровня, который Ему не подобает. Если человек делает это, то совершает многобожие (ширк)  и нарушает Единобожие во Владычестве (Таухид ар-Рубубийя).

Примеры ширка, нарушающего Единобожие в поклонении
(Таухид аль-Улюхийя).
Этот ширк (многобожие) может проявляться как в словах, так и в делах, а также в убеждениях (в делах сердца).
Ширк в делах:
  • Земной поклон кому-то помимо Аллаха.
  • Жертвоприношение ради кого-то помимо Аллаха с поминанием имени не Аллаха.
  • Обход (таваф) вокруг могил и взывание к умершим.
Ширк в словах:
  • Молитва и обращение с мольбой к кому-то помимо Аллаха.
  • Обращение за защитой (исти`аза)и спасением (истигаса) к кому-то помимо Аллаха.
  • Клятва не Аллахом (не именем Аллаха).
  • Выражения наподобие: «Если пожелает Аллах и ты» или «Это благодаря Аллаху и тебе» или «Нет у меня никого кроме Аллаха и тебя» или «Я уповаю на Аллаха и на тебя» или «Если бы не Аллах и ты, то не было бы у меня этих благ» и т.п.
  • Давание обета (назр) не Аллаху. Когда, к примеру, человек говорит: «Если у меня родится сын, то я принесу барана в жертву такому-то святому» или «Если к концу года я дострою дом, то раздам милостыню ради такого-то угодника». Тем самым они ищут помощи у тех лиц, кому дают обетование (назр).
Ширк в убеждениях (в делах сердца):
  • Обожествляющая любовь (хубб) к кому-то кроме Аллаха. Как любовь язычников к духам святых и предков, любовь христиан к Иисусу, любовь кришнаитов к Кришне и т.д. Когда человек из любви к кому-то может сделать нечто запрещённое Аллахом или оставить какое-либо веление Аллаха.
  • Убеждение, что кто-то помимо Аллаха может быть источником законодательства, как убеждение христиан и иудеев в отношении своих священников и раввинов. Если их папы, патриархи, раввины и всевозможные священные синоды говорят своей пастве, что какая-то вещь запрещена, то они считают это запретным, а если они скажут, что это разрешено, то они считают это разрешённым, не обращая внимания на то, соответствует ли это велениям Аллаха или противоречит им.
  • Испытание такого страха (хауф) перед кем-то помимо Аллаха, каким следует страшиться только Аллаха. Одним из примеров этому может служить то, что некоторые люди без принуждения, а только из-за страха перед кем-либо совершают такие действия, которые запретил Аллах, или оставляют что-либо из Его велений. Если же человека насильно заставляют сделать что-либо запретное, то совершение этого дела не будет являться ширком, но если он делает это только из-за страха перед кем-либо, то совершение запретного из простого греха превращается в ширк.
  • Надежда (раджа) и упование (таваккуль) на кого-то помимо Аллаха, когда человек надеется на того, кого нет рядом, кого он не видит, кто его не слышит и кто не в состоянии выполнить его просьбу и спасти от бедствий. Как, например, надежда и упование на умерших святых или на живых святых, но которых нет рядом. Также если эти святые и праведники живы и находятся рядом с нами, но при этом кто-то будет возлагать на них надежду в тех вещах, в которых подобает возлагать надежду только на Аллаха, то такая надежда и упование будут считаться ширком. Например, надежда на то, что святой может исцелить от болезней, которые принято считать неисцелимыми, или даровать детей, богатство, счастье и т.п.
Это разделение довольно условно, потому что так или иначе, все эти действия взаимосвязаны друг с другом, дела не совершаются без убеждений, слова также не произносятся без убеждений, а убеждения человека никогда не остаются запертыми в сердце, они рано или поздно превращаются в дела или слова.
Если человек посвящает какое-либо действие, которое можно охарактеризовать, как поклонение[2] (ибада), кому-то помимо Аллаха, то тем самым он придаёт Аллаху компаньона, соучастника в праве на то, чтобы ему поклонялись. Право на поклонение принадлежит только Аллаху, но многобожник (мушрик) разделяет это право между Аллахом и кем-то помимо Него. Многобожник (мушрик) ставит творение на одну степень с Творцом, делает Аллаха равным Его творениям, ставит их в одну категорию. Безусловно, что такое поклонение не будет принято, ведь Всевышний сказал:
وَلَقَدْ أُوحِيَ إِلَيْكَ وَإِلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكَ لَئِنْ أَشْرَكْتَ لَيَحْبَطَنَّ عَمَلُكَ وَلَتَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ
«Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток».(Коран 39: 65).
Именно этот вид ширка (ширк в Таухиде поклонения) имеет самое большое распространение среди людей, именно для борьбы с этим видом ширка посылалось большинство пророков, именно на нём в бо̀льшей степени было сконцентрировано внимание посланников Аллаха. Этот вид многобожия (ширка) быстрее всего распространялся среди людей, а Таухид аль-Улюхийя (Таухид в поклонении) быстрее всего забывался людьми.
Подытожим, какая же разница между «Единобожием во Владычестве» (Рубубийя) и «Единобожием в Поклонении» (Улюхийя). Единобожие во Владычестве, как вы наверняка заметили, полностью связано с делами Аллаха, а Единобожие в Поклонении связано с делами людей.
Если человек делит власть и управление миром между Аллахом и ещё кем-то, он совершает ширк, который нарушает «Единобожие во Владычестве» (Рубубийя).
Если человек поклоняется Аллаху и ещё кому-то помимо него, то он совершает ширк, нарушающий «Единобожие в Поклонении» (Улюхийя).
Что касается Единобожия в именах и качествах (Таухид фи аль-асмаи ва ас-сыфат), то мы не будем на нём долго останавливаться в этой статье, так как это отдельная большая тема. Некоторые учёные Ислама не выделяют Единобожие в именах и качествах в отдельный раздел Единобожия   и рассматривают его как один из элементов Единобожия во Владычестве (Рубубийя), потому что оно так же, как Единобожие во Владычестве говорит о том, какие убеждения должны быть у нас о самом Аллахе, и о том, что нельзя никому придавать качества подобные Его качествам. Однако из-за важности данной темы, сильных разногласий и распространения заблуждений в том, что касается  Единобожия в именах и качествах, учёные Ахлю Сунна чаще рассматривают его, как отдельный вид Единобожия (Таухида). Здесь мы  приведём несколько самых ярких примеров ширка (многобожия) в именах и качествах Аллаха.

Примеры ширка, полностью или частично нарушающего  Единобожие
в именах и качествах Аллаха (Таухид фи аль-асмаи ва ас-сыфат).
  •  Уподобление творений Творцу. Например, когда люди взывают с молитвами к святым и угодникам, тем самым придавая им качество Аллаха, ведь только Аллах отвечает на мольбы людей и распоряжается судьбами этого мира.
  • Называние кого-то именами Аллаха,которые присущи только Ему. Например, именовать кого-то Всемилостивым (ар-Рахман), как называли Мусайлиму-Лжеца[3] его последователи.
  • Уподобление Творца Его творениям.К этому числу относятся антропоморфисты, которые утверждают, что Аллах – это такое же физическое тело, как и человек, и все Его качества подобны качествам человека.
  • Приписывание Аллаху некоторых качеств, которые приводят к многобожию.Например, пантеизм, убеждение о единосущности всего сущего (вахдату-ль-вуджуд). Сторонники данного убеждения говорят, что Аллах везде и повсюду, весь этот мир пронизан Аллахом, другие из них говорят, что всё сущее сотворено из сущности Аллаха, третьи говорят, что Аллах растворён в этом мире так же, как молоко растворено в чашке кофе, да убережёт нас Аллах от подобных воззрений.  Такие взгляды приводят к оправданию поклонения всему подряд, так как всё окружающее они считают богом, а значит, по их убеждениям, можно поклоняться всему, чему они захотят и даже самим себе.
  • Преобразование имён Аллаха в другие имена и наречение этими именами идолов, святых и праведников. Так делали арабы-язычники, одну из своих богинь они назвали «`Узза», как производное женского рода от имени Аллаха «аль-`Азиз», другую богиню они назвали именем «ал-Лят» образовав его от имени Всевышнего «Аллах».
  • Называние Аллаха именами, указывающими на многобожие, подобно тому, как христиане называют Аллаха отцом, сыном или духом.
  • Убеждение в том, что качества Аллаха обладают отдельной от него сущностью, подобно тому, как у кришнаитов для каждой функции существует отдельная сущность (аватара, ипостась) бога, одна отвечает за создание, другая за разрушение, третья за войну, четвёртая за мир и т.д., при этом у каждой из них своя индивидуальная внешность и характер. В меньшей мере это выражено и у христиан, так как Бог в соответствии с их воззрениями слит из трёх неразрывных, но личностно индивидуальных сущностей (ипостасей), каждая из которых в отдельности осуществляет особые функции, не присущие другим двум сущностям.
Почему ширк является самым большим из грехов?
Ширк (многобожие) является самым большим из всех грехов. В Коране говорится:
لَا تُشْرِكْ بِاللَّهِ إِنَّ الشِّرْكَ لَظُلْمٌ عَظِيمٌ
«Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие (ширк) является великой несправедливостью».  (Коран 31: 13).
Многобожие (ширк) и неверие (куфр)[4] в Аллаха – единственное, что Аллах никогда не простит, если человек при жизни не принесет покаяние и не встанет на путь Единобожия (Таухид) и Веры (Иман). Всевышний Аллах сказал:
إِنَّ اللَّهَ لَايَغْفِرُأَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُمَا دُونَ ذَلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ
وَمَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْمًا عَظِيمًا
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех». (Коран 4: 48).
По сути, каждый грех является несправедливостью либо по отношению к Аллаху, либо по отношению к людям, либо по отношению к самому себе. Но из всех видов несправедливости многобожие является самым большим. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём некоторые размышления на данную тему.
Что такое несправедливость? Это антипод справедливости. Справедливость же заключается в том, чтобы уравнивать равных и проводить различия между неравными, а противоположность этого является несправедливостью.
Если между двумя равными проводят различие, то это несправедливость. Например, если двух одинаково талантливых студентов, давших одинаковые ответы на экзамене, оценят по-разному - это будет несправедливо.
Если уравнивают двух неравных, то это тоже несправедливость. Например, если один рабочий является специалистом высокого класса, усердным и полезным сотрудником, а второй – разнорабочий, да к тому же тунеядец, и начальник назначит им одинаковую заработную плату – это будет несправедливо.
Чем большее будет сделано различий между двумя равными, тем больше будет несправедливость. Например, те же студенты, если они равны в способностях и результатах, но одному поставят тройку с плюсом, а другому четвёрку с минусом, то это несправедливо. Но если при таком же раскладе одному поставят пятёрку, а другому кол, то несправедливость возрастает в разы.
Чем сильнее неравенство между двумя уравниваемыми объектами, тем больше будет несправедливость. Например, если в зарплате уравняли рядового строителя и бригадира, то это несправедливо. Но если в зарплате уравняют директора строительной компании и дворника, который в ней работает, то несправедливость будет намного больше.
Эти примеры понятны каждому человеку, любой здравомыслящий человек осознаёт, что приравнять дворника к директору – есть вопиющая несправедливость и глупость. Тогда что можно сказать про человека, который приравнял творение к Творцу, а созданное возвеличивает как Создателя!? Какой разум позволяет почитать ничтожное подобно тому, как можно почитать только Господа миров? Что можно сказать о том, кто ставит Всесильного Создателя небес и земли в один ряд с бедными тварными существами, которые не могут прожить и мгновения без заботы Аллаха о них? Между кем в этой жизни есть бо̀льшее различие, чем различие между Богом и Его рабами? И какая несправедливость может быть больше, чем приравнять слабого человека к Великому и Всемогущему Аллаху.
Истину сказал Аллах:
وَمَا قَدَرُوا اللَّهَ حَقَّ قَدْرِهِ وَالْأَرْضُ جَمِيعاً قَبْضَتُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَالسَّماوَاتُ مَطْوِيَّاتٌ بِيَمِينِهِ سُبْحَانَهُ وَتَعَالَى عَمَّا يُشْرِكُونَ
«Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День Воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей. Безупречен Он и превыше того, что ониприобщают к Нему в сотоварищи». (Коран 39: 67)
И истину сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда Абдулла ибн Мас`уд спросил его: «Какой из грехов является самым страшным?», пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:
أَنْ تَجْعَلَ لِلَّهِ نِدًّا وَهُوَخَلَقَكَ
«Придавать Аллаху равного, в то время как Он тебя создал» (хадис передали аль-Бухари и Муслим).
Это и есть суть многобожия, это и есть причина того, почему приписывание Аллаху сотоварищей и компаньонов является самым большим из грехов.
  • [1] Отнеситесь внимательно к слову «поклонение» в данном определении, потому что оно также будет рассмотрено позднее, с соизволения Аллаха.
  • [2]  О смысле слова «поклонение» (`Ибада) мы будем говорить далее
  • [3] Мусайлима Каззаб (Лжец) – один из лжепророков в Аравии.
  • [4] Неверие (Куфр) – это слово мы будем рассматривать ниже с дозволения Аллаха.
http://www.whyislam.ru/index/statii/mnogobozhie.htm

Michelle Obama День благодарения

Good morning,

Every Thanksgiving, Barack sits down to call some of our troops and thank them for their service.

When he tells me about these conversations, it always reminds me of how blessed we are to live in a country where men and women will stand up to protect our freedoms and preserve our way of life. And whenever I've had the chance to meet with these heroes and their families, I've always walked away inspired by their courage and in awe of their strength.

I can't think of any better way to spend Thanksgiving than letting our servicemembers know how grateful we are for everything that they do. So this year, we're making it easy to do just that.

We've partnered with the USO to create a program called Thanks From Everywhere. To get involved, simply visit JoiningForces.gov/Thanks and write a quick note that troops and veterans all over the world will be able to see.

Add your message to Thanks From Everywhere.
Send a message of thanks and watch the video

Your note will be added to a map with messages from people all over the country, showing our troops and their families just how much we appreciate their service and sacrifice.

If we all do our part, we'll help to build a wave of support to honor our veterans and their families -- and ensure they get the recognition they deserve this holiday season.

At a time when we are sitting down to share the blessings we've received this past year, please take a moment to be a part of this effort to thank America's heroes and their families.

Send a message to Thanks From Everywhere today:

http://www.JoiningForces.gov/Thanks

Happy Thanksgiving,


Michelle Obama

ПЕРЕВОД GOOGLE
Доброе утро,

Каждый День благодарения, Барак садится называть кого-то из наших войск и поблагодарить их за службу.

Когда он рассказывает мне об этих беседах, он всегда напоминает мне о том, как мы благословлены жить в стране, где мужчины и женщины будут вставать, чтобы защитить наши свободы и сохранить наш образ жизни. И всякий раз, когда у меня была возможность встретиться с этими героями и их семьи, я всегда уходил вдохновил их мужеством и в восторге от своей силы.

Я не могу думать о какой-либо лучший способ провести День благодарения того, чтобы позволить нашим военнослужащим знаю, как мы благодарны за все, что они делают. Поэтому в этом году, мы делаем это легко сделать именно это.

Мы сотрудничаем с USO создать программу под названием Благодаря отовсюду. Чтобы в нем участие, просто посетите JoiningForces.gov / Спасибо и написать небольшую заметку, что войска и ветеранов во всем мире смогут увидеть.

Добавить сообщение Благодаря отовсюду.
Отправить сообщение благодарности и смотреть видео

Ваше внимание будет добавлена ​​к карте с сообщениями от людей по всей стране, показывая наши войска и их семьи, насколько мы ценим их службу и жертвы.

Если мы все будем делать со своей стороны, мы поможем создать волну поддержки в честь наших ветеранов и членов их семей - и убедиться, что они получают признание, которого они заслуживают в этот праздничный сезон.

В то время, когда мы садились долю благословений, которые мы получили в прошлом году, пожалуйста, найдите время, чтобы быть частью этих усилий, чтобы поблагодарить героев Америки и их семей.

Отправить сообщение для Благодаря Отовсюду сегодня:

http://www.JoiningForces.gov/Thanks

Счастливое Благодарение,


Мишель Обама

Монументы, оставленные арабами в Испании

Монументы, оставленные арабами в Испании.http://maher.narod.ru/islam_iii_6_4.html

     В первое время своего пребывания в Испании арабы использовали византийскую архитектуру, но их художественный гений не мог не оказать влияния на строителей, нанимаемых арабами. В некоторых мотивах орнаментации арабский стиль проявился столь отчетливо, что даже неопытный наблюдатель не спутает арабский монумент с византийским.
     Так же как и единоверцы в Египте, арабы в Испании вскоре освободились от византийского влияния: золоченые орнаменты были заменены арабесками и надписями. Как и на Востоке, в архитектуре Испании арабы часто использовали свод, образованный маленькими аркадами, опирающимися на выступы - они напоминают сталактиты или ячейки ульев. Эффект, производимый этими аркадами, восхитителен, особенно, если ими украшена вся внутренность купола, как, например, в Алхамбре. Вначале арки имели определенную подковообразную форму, затем стали применяться и другие формы: простые стрельчатые, стрельчатые долями, стрельчатые с гирляндами и тому подобное; выступающие арки почти полностью исчезли.
     Мечеть Кордовы, построенная в восьмом веке, и некоторые другие монументы Толеды относятся к первой эпохе арабской архитектуры Испании; Жиралда в Севилье (12-ый век) и Алкадач - к промежуточному периоду; Алхамбра в Гренаде (14-ый век) - к эпохе максимального расцвета.
     При всей несхожести эти монументы разных стилей и эпох - члены первого семейства; их объединяет общность происхождения.
     Это может быть сказано обо всех монументах, построенных арабами в завоеванных ими странами. Алхамбра в Гренаде, мечеть Хасана в Каире, ворота Аладина в Дели - все эти памятники, несомненно, являются образцами искусства арабов, хотя в каждом из них ощутимо влияние среды, в которой жили их создатели. Они показывают способность арабских художников создавать новые произведения искусства на основе местных элементов. Ворота Аладина, - монумент, в архитектуре которого переплетаются арабские, персидские, индусские элементы, являет собой один из замечательных примеров чудесной силы арабского искусства, проявляющего свою индивидуальность во всем с чем оно соприкасается. Оставаясь арабским в Индии, оно впитывало в себя индусские мотивы, в Персии - персидские, в Испании - византийские.
     Перечислим бегло те немногие мусульманские монументы, которые еще сохранились в Испании. Следуя принятой методике, дадим здесь общее описание, не останавливаясь на деталях. К детальному описанию некоторых из них мы вернемся в главе, посвященной арабской архитектуре.
Арабские монументы Кордовы.
     Знаменитую мечеть Кордовы, строительство которой было начато в 780-м году Абдерраманом, мусульманские историки называют западной Меккой. Это один из самых красивых арабских монументов Испании.
« Она была построена, пишет Конд, - в конце восьмого века Абдеррамом первым; он же считается и архитектором мечети. По замыслу она должна была копировать мечеть дамаска; своим богатством напоминать знаменитый храм Соломона в Иерусалиме, разрушенным впоследствии римлянами. Своими размерами и своим великолепием этот храм превосходит все культовые сооружения Запада. Минарет мечети Кордовы имеет сорок саженей высоты. Элегантен ее купол, покоящийся на украшенной резьбой панели. Панель, в свою очередь, поддерживается 1093-мя колоннами, высеченными из мрамора разных сортов и расположенными в шахматном порядке. Колонны образуют 19 широких неф,разделенных по длине 38-ю более узкими нефами. На основном фасаде, обращенном на юг, к Гвадалквиру, размещалось 19 дверей, 18 из них были покрыты чудной работы бронзовыми листами, центральная же дверь была покрыта листами из золота. Почти такие же двери имелись и по бокам, с западной и восточной сторон.
     Хотя и сильно пострадавшая от испанцев, мечеть Кордова восхитительна и сейчас. Чтобы освятить ее, внутри мечети начали строить церковь. Орнаменты и надписи на стенах были покрыты толстым слоем штукатурки, мозаика сорвана, великолепные деревянные потолки, украшенные скульптурами распроданы. Лишь чудом уцелевший михраб позволяет получить представление о том, каким был некогда этот старинный монумент.
     Потолок мечети поддерживается колоннами, образующими ряд больших параллельных нефов, разделенных другими, перпендикулярными нефами. Нефы примыкают к двору мечети. Весь ансамбль представляет настоящий лес из мрамора, яшмы и гранита. Над колоннами возвышаются великолепные подковообразные аркады, поставленные друг на друга. Высота потолка составляет десять метров, поэтому внутри помещения так темно, как в готических церквях средневековья, например, в Колоне или Страсбурге. Многоэтажные аркады, своеобразная орнаментация придает монументу большую оригинальность, отличающую его от других сохранившихся памятников.
     Что же касается мечети, о которой Жиролт де Прангей сказал, что и богатство ее убранства и славу ее не могут превзойти никакие другие подобные творения, - ни древние, ни современные и, то нужно признать, что это действительно один из самых красивых памятников, какие мне довелось видеть.
     Заметим, что столь чудесное сооружение было создано еще на заре арабского искусства. Вскоре, достигнув своего расцвета, гений арабской архитектуры создал такие совершенные произведения, как Алхамбра. Яркое великолепие этого монумента показывает тот прекрасный художественный вкус, ту любовь к цвету, ту способность создавать удивительные творения, которые отличали народ, воздвигший его.
     Прежде чем покинуть Кордову, вспомним и о дворце Абдеррамана. Увы, его уже не существует, и нам остается лишь нарисовать его в своем воображении по дошедшим до нас летописям той эпохи. Вот как резюмирует Ж. де Прангей все то, что было сказано арабскими писателями о волшебном дворце Захра, построенном в десятом веке в нескольких лье от Кордовы. Та точность, с которой эти писатели изобразили мечеть Кордовы, позволяет доверять их сведениям и в отношении этого дворца.
« Здание украшали 4300 прекрасно отделанных колонн из ценных пород мрамора; залы были искусно выделаны мраморными плитами; в мраморе были изображены тысячи различных картин; стены, также облицованные мрамором, были украшены яркими фризами; потолки были расписаны тончайшей работы орнаментами из золота и лазури; балки и кессоны, выполненные из кедра, поражали тщательностью отделки. В некоторых залах имелись восхитительные фонтаны: их прозрачная вода падала в мраморные бассейны различной формы. В так называемом халифском зале находился фонтан, выполненный из яшмы и украшенный золотым лебедем. Эта восхитительная работа была сделана в Константинополе. На потолке анд фонтаном был подвешен знаменитый жемчуг, полученный Абдерамом в подарок от греческого императора. Алказар был окружен большим садом, в котором росли как фруктовые деревья, так и мирт, и лавр. В саду было несколько больших прудов. В центре сада, на возвышенности находился павильон халифа. Его поддерживали беломраморные колонны с позолоченными карнизами. Посредине павильона имелся большой бассейн из порфира наполненный ртутью. Искусный механизм заставлял эту ртуть постоянно искриться, отражая ослепительные солнечные лучи. В этом восхитительном саду также находились бани, где были мраморные резервуары, ковры, вышитые шелком и золотой тканью, изображали цветы, леса, животных столь чудесной работы, что они казались живыми.
     Белый мрамор доставляли из Алмерка, розовый и зеленый - из Карфагена и Туниса. Позолоченные и чеканные фонтаны были сделаны в Сирии ( некоторые считали, что в Константинополе); скульптуры были привезены из Греции. В королевских мастерских Кордовы из золота и драгоценных камней были изготовлены двенадцать фигур животных - из их ртов непрерывно вытекала вода. Потолок в зале халифа был выполнен из прозрачных кусков мрамора разных оттенков и украшен золотом, так же отделаны и стены. В центре зала находился большой мраморный бассейн, наполненный ртутью; с каждой его стороны имелось восемь дверей из слоновой кости и эбена, украшенных золотом и драгоценными камнями и поддерживаемых колоннами из мрамора разных сортов и хрусталя.
     Ибн Хаям говорит, что всего во дворце было 4312 колонн разной величины; 1013 из них были привезены из Африки, 19 - из Рима, 140 было подарено императором Константинополя, остальные - доставлены из разных провинций Испании, Таррагона и других мест. Все двери были выполнены из железа или же посеребряной и позолоченной меди.
Арабские монументы в Толедо.
     Современный Толедо - это точная картина европейского средневекового города. Чтобы сделать его знаменитым, было бы достаточно его великолепного собора и восхитительного монастыря Сан Хуано де Лос Реес. Но и кроме этих монументов здесь на каждом шагу можно встретить следы арабского влияния на искусство местного населения.
     Толедо и сегодня окружают арабские башни и фортификационные сооружения. Знамениты старинные ворота Бизагра, строительство которых было начато в девятом веке, а также ворота Солнца, построенные в десятом веке. На мой взгляд стиль этих сооружений нельзя назвать византийским, как это нередко делают, ибо и форма аркад, и детали украшений да и весь ансамбль явно несут на себе печать арабского искусства.
     Среди арабских ( или, по крайней мере, иудео-арабских) монументов Толеды я отметил бы еще старинную синагогу Санта-Мариа де Бланы (9-ый век).
     В Толедо повсюду можно увидеть мотивы орнаментации, выполненной арабскими рабочими, жившими под властью христиан до всеобщего изгнания, которое закончилось окончательным завоеванием Испании. Этим объясняется наличие в монументах римского или стрельчатого стиля элементов искусства арабов. В результате такого смешения арабской и христианской архитектуры родился новый стиль, названный мюдежар (mudejar), который просуществовал в Испании очень долго, да и сегодня еще живы его традиции. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно осмотреть современные конструкции в Севилье.
Арабские монументы в Севилье.
     В Севилье, как и в Толедо, признаки арабского влияния встречаются буквально на каждом шагу, хотя здесь имеются и свои особенности. Большинство современных домов имеет арабскую архитектуру; арабский стиль проявляется и в музыке, и в народных танцах. Узнаваемо влияние арабской крови и во внешности людей, прежде всего, женщин, о чем говорят многие признаки.
     Самым старым из арабских монументов Севильи является башня, называемая Жиралда (Giralda). Это красивое здание, квадратное а плане, выложенное из розового кирпича. Оно очень напоминает компаниль (companile) на площади святого Марка в Венеции, а также большинство минаретов в Африке. Очень вероятно, что эта башня некогда была минаретом мечети, построенной Эль-Мансуром в 1195-м году.
     Снаружи башня обильно украшена скульптурами; в стенах ее прорезаны окна, одни из которых имеют сводчатую форму, другие - стрельчатую и украшены гирляндами. Ранее башня завершалась позолоченным металлическим шаром; впоследствии он был заменен башней, на вершине которой возвышалась статуя, символизирующая Веру.
     Севилья известна также Альказаром - это старинный арабский дворец, строительство которого велось в разные эпохи. Началось оно в 11-м веке, но большая часть дворца была выстроена только в 13-м веке. Фасад дворца был выполнен арабскими рабочими во времена правления Петра Жестокого (Pierre le Cruel). Пытался украсить дворец и Карл V, но он лишь добавил некоторые орнаменты, выполненные в греко-римском стиле, причем достаточно безвкусно.
     Бывший местом пребывания христианских королей, Алказар представляет единственный монумент такого типа, сохранившийся еще в Испании. Согласно испанской моде богатая многоцветная орнаментация, украшавшая некогда залы дворца, была забелена штукатуркой. К счастью, герцог де Монтпансие (Montpensier) реставрировал ее, что позволяет нам представить себе первоначальное великолепие внутреннего убранства монумента. Очень красивы также зал послов и двор девушек, куда, по преданию, ежегодно привозили сто непорочных девушек в качестве подати христиан королю мавров Севильи. Великолепие зала послов несколько портят лишь люстры достаточно низкого качества. Если не принимать в расчет монументы Дамаска и несколько мечетей Каира, то только в Алказаре, в Севилье можно увидеть резные деревянные потолки, украшенные рисунками и позолотой. Только потолки эти составили бы славу наших самых богатых дворцов.
     Севилья, несомненно, является самым живым и самым цивилизованным городом Испании; в этом плане он странным образом контрастирует с Гренадой, сохранившей всю дикость средневековья и, особенно, жгучую ненависть к чужеземцам.
     Арабские монументы Гренады. Арабская архитектура Испании во всем своем великолепии в построенном в 14-м веке дворце Альхамбра (Kal’ct el hamra - Красный замок). Построенный вблизи одного из красивейших городов мира, у подножия снежной вершины Сьерра-Невада, он возвышается над городом и над огромной плодородной равниной Вега.
     Взору Путника, находящегося у основании скалы, которую величает Альхамбра открываются лишь квадратные ярко-красные башни; их вершины подпирают синеву небес, их основания утопают в густой растительности. Но если увеличиваются своды деревьев, окружающих дворец, где слышно лишь пение птиц да журчание кристально-чистой воды в желобках, протянутых вдоль троп, то придешь к дверям этого знаменитого дворца, столько раз воспетого поэтами. Вот, в частности, строки, посвященные замку автором ‘Ориенталии' (Orientales):
" Альхамбра! А-а! Дворец, который был
украшен гением, словно мечта, и наполнен гармонией.
Это ветхая крепость с амбразурами в гирляндах,
где слышны магические звуки ночи,
где лес через тысячи арабских арок
усыпает стены белыми трехлистниками."
     Бесполезно описывать Альхамбру словами так чтобы дать о дворце точное представление. Это можно сделать только карандашом, к его помощи мы и прибегли. Гравюры, которые я предлагаю вниманию читателя с успехом заменяет самое подробное описание.
     Здесь все великолепно, и дух замирает при взгляде на стены замка, покрытые чудесными арабесками, напоминающими кружева, на его стрельчатые окна, украшенные гирляндами, на его своды, с которых свисают причудливые сталактиты, некогда расписанные красными, лазурными и золотыми красками.
     Как и большинство других арабских дворцов, Альхамбра ничем не напоминает другие аналогичные сооружения в Европе. Дворец не имеет фасада; украшения его видны только изнутри. Здесь все чудесно, хотя размеры сооружения и всех деталей не велики. Здесь не увидишь больших, заполненных светом, скучных и холодных залов, какие обычны для европейских дворцов. И предназначены для того чтобы вызвать восхищение посетителей, здесь же все предусмотрено для удобства обитателей.
     Изучая Альхамбру, можно легко представить себе жизнь арабских правителей. Из окон дворца открывается бесконечный горизонт, напоминающий своим видом прекрасные сады Линдаража, с их таинственными рощами и с цветами редчайшей красоты и прекрасным ароматом. Эти сады посещали фаворитки королей Гренады, выбранные среди самых обворожительных красавиц Востока и Запада. Пригласив к своему дворцу известных во всем мире художников, ученых и литераторов, хозяева дворца могли бы сказать о себе словами индийского короля: « Если и есть рай на земле, то он находится здесь, здесь!» Именно это изречение, по преданию, было высечено - дверью дворца короля Индии.
     Лучшие виды Альхамбры известны по рисункам и фотографиям: это двор львов, зал двух сестер, зал Абенсерражей, зал правосудия. Мы помещаем здесь также и гравюры с этими видами. Наиболее известен двор львов.
« Трудно передать те необыкновенные ощущения, - говорит Ж. де Прангей, - когда через патно Альберка попадаешь во двор львов: галереи украшены аркадами различных форм, разделенными гирляндами и сталактитами; мраморные кружева, некогда покрытые красками и позолотой; лес всевозможных колонн - изолированных, сдвоенных, сгруппированных, но неизменно элегантных; сверкание струй воды в фонтане львов.»
     Согласно легенде в этот фонтан упало 36 голов Абенсерражей; каждую ночь появлялись кровавые, угрожающие призраки убитых. Что же касается львов, то фантастические существа, украшающие фонтан, лишь отдаленно напоминают животных. Формы их слишком неправильны с точки зрения анатомии, чтобы принять это за недостаток мастерства художника, скорее, это его каприз.
      Интересно, что стенные украшения Альхамбры не высечены из камня, - это гипсовая лепнина, хотя как ни трудно в это поверить. Даже при внимательном рассмотрении полированной поверхности украшений и их срезов, кажется, что они выполнены из мрамора. Я, например, убедился в том что это действительно гипс, лишь после того, как по моей просьбе господином Фриеделем из института был сделан специальный анализ. Анализ показал, что материал, из которого сделаны украшения, представляют сульфат извести. Смесь гипса с небольшим количеством органического вещества, является основным материалом для лепнины Альхамбры. Он оказался на удивление стойким - украшения сохраняли свою первозданную красоту в течение пяти веков, несмотря на капризы погоды. Не думаю, что современные европейские архитекторы способны создать лепнину, которая была бы не подвластна ни времени, ни разрушающим силам природы.
     Нельзя сказать, чтобы климат Испании был благоприятен для сохранения памятников - многие детали Альхамбры, которые подвергались реставрации уже в пост-арабскую эпоху, сейчас находятся в очень плохом состоянии. Заметно отсутствие некоторых балок, многие поверхности деформированы и загрязнены.
     Все художники, посетившие дворец, с горечью говорили о немыслимом вандализме, с которым испанцы уродовали это чудо. Так, Карл V приказал разрушить часть монумента, чтобы на освободившемся месте построить какую-то тяжеловесную конструкцию. Все правители относились к памятнику, как к руинам или складу строительных материалов.
« Великолепные фаянсовые плиты, украшавшие залы, были проданы, чтобы сделать из них цемент, - пишет в своей книге об Испании господин Давиллиер. Бронзовая дверь Мезкита была продана в утиль, великолепная резная дверь зала Абенсерражей была пущена на дрова. Продано было все, что только можно было продать, залы Албхамбра были превращены в тюремные камеры для содержания каторжников и в продовольственные склады.»
Все арабески были заштукатурены, - это самый простой способ добиться того чтобы орнаментация не выполняла своего назначения.*
*Интересно сопоставить отношение испанцев к культурному наследию с отношением к нему итальянцев. Если с одной стороны мы видим огромное безразличие, то с другой стороны - поклонение, граничащее с культом. Так, путешественники, посещавшие Флоренцию, знают, что все уникальные статуи (например, Персей, похищение сабинянок и другие) выставлены на одной из площадей для всеобщего обозрения. Они доступны для всех и всеми почитаемы. В Гренаде же, наоборот, я наблюдал, как самым большим развлечением воскресных гуляк были упражнения по разбиванию скульптурных развалин дворца Карла V. Посетив Эскюриаль (Escurial),- этот мрачный дворец Филиппа II, это грустное жилище, расписанное в испанском стиле в ту же эпоху, когда Альхамбра был расписан арабами, я был страшно удивлен, увидев, что фрески на первом этаже были исцарапаны во всех направлениях. Сторож самым безразличным тоном объяснил мне, что так забавляются воскресные экскурсанты, орудую палками и ножами. Флорентийцы, несомненно, представляют собой один из самых любезных народов, но, я уверен, что если бы экскурсанты позволили себе подобные действия во дворце Питти, например, то их бы безжалостно забросали камнями или с живых содрали бы кожу. Я рад добавить, что, по крайней мере, среди просвещенного поселения Испании начинает просыпаться интерес к искусству. Доказательством тому служат две великолепные публикации, посвященные древним монументам полуострова. Я упоминал об этих книгах во введении. Таким произведениям могли бы позавидовать многие нации.
     Эти гладкие белые поверхности ласкают взоры многих, они, несомненно, отвечают требованиям равенства и банальной унификации, которые становятся все более популярными в Европе.
     Только художники сожалеют о разрушении Альхамбры. Лишь после многократного повторения того, что чудо, которым обладают жители Гренады, могло бы привлечь сюда туристов, было решено привести в порядок остатки феерического дворца. Соскребли часть штукатурки, покрывавшей скульптуры, начали реставрационные работы. Выполняются они грамотно, но идут крайне медленно. В Европе очень трудно найти специалистов, способных выполнить реставрационные паботы, хотя, если имеется модель, сделать это не так уж сложно.
     Недалеко от Альхамбры находится еще один дворец, называемый Женералиф (Gieneralif). К сожалению он полностью заштукатурен, и невозможно даже представить первоначальный его вид. Но сад, окружающий дворец, восхитителен и заслуживает того чтобы быть включенным в путеводитель. Что же касается Гренады, то я не посоветовал бы никому, кто прочел арабских поэтов ‘ о самом очаровательном городе из тех, что освещаются солнцем’, рассказы об ‘ андалузском Дамаске’ посетить этот город сегодня. Трудно сказать, какой могла бы быть сегодня Гренада, но то что мы видим на месте одного из самых красивых городов мира, городов, знаменитых такими памятниками, как блестящий собор и Альхамбра, по существу, представляет собой лишь большую грязную и грустную деревню. В архитектуре современной Гренады я не усмотрел никакого стиля; не заметил я и богатого цветного оформления зданий, упоминаемого в некоторых изданиях. Гренада сегодня - мертвый город, что резко контрастирует с оживленностью такого города, как Севилья. Жители Гренады известны своим негостеприимством, невежеством; медлительностью. В Гренаде очень мало библиотек, в то время как в Севилье их множество. Если кроме перечисленных уже арабских монументов в Испании упомянуть также об Альсазаре Сеговии и некоторых других строений (что мы сделаем в главе, специально посвященной влиянию арабов в Европе), то получится достаточно полная картина арабского наследия Испании.
К сожалению, это лишь жалкие остатки некогда блестящей цивилизации. Исчезли созданные здесь научные и литературные труды, но и то немногое, что дошло до нас, может дать нам представление о величии народа, создавшего великую цивилизацию.