ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

среда, 7 сентября 2011 г.

"Ищем выход...": Михаил Прохоров Лидер СПС Ответы на вопросы

ЧУДЕСА КОРАНА.(BIG BANG)РАЗДЕЛЕНИЕ НЕБЕС И ЗЕМНОЙ ТВЕРДИ.

ЧУДЕСА КОРАНА ОБРАЗОВАНИЕ МОЛОКА www harunyahya ru

ЧУДЕСА КОРАНА.НАПРАВЛЕНИЕ ВРАЩЕНИЯ ЗЕМЛИ.(www.harunyahya.ru)

ЧУДЕСА КОРАНА САВСКОЕ ГОСУДАРСТВО И РАЗЛИВ ПЛОТИНЫ

ЧУДЕСА КОРАНА.ДВИЖУЩИЕСЯ ГОРЫ.(www.harunyahya.ru)

ЧУДЕСА КОРАНА.ОРБИТЫ И ВРАЩАЮЩАЯСЯ ВСЕЛЕННАЯ.

ЧУДЕСА КОРАНА.СОТВОРЕНИЕ ИЗ ГЛИНЫ.(www.harunyahya.ru)

ЧУДЕСА КОРАНА.ПОРАЖЕНИЕ И ПОБЕДА ВИЗАНТИИ.(www.harunyahya.ru)

Либерман в роли "пророка Апокалипсиса"

http://izrus.co.il/obshina/article/2011-09-06/15451.html

Либерман в роли "пророка Апокалипсиса"

06.09.2011 01:40  
Как сообщает Walla!, начальник Службы тыла подтвердил прогнозы министра иностранных дел о вероятности резкой эскалации в регионе, но пошел еще дальше в своих высказываниях. Хотя о грядущем "всеобщем хаосе" Либерман предупреждал еще в июне.
Увеличить шрифт A A A
Вечером 5 сентября, выступая на конференции Института исследований национальной безопасности в Тель-Авиве, начальник Службы тыла Эяль Айзенберг заявил о вероятности широкомасштабной войны на Ближнем Востоке. "Мы полагаем, что после "арабской весны" наступит "зима радикального ислама", в связи с чем возрастает вероятность широкомасштабной войны, в том числе с применением оружия массового уничтожения", - цитирует Айзенберга сайт Walla!. Он пояснил, что, если сбудутся самые мрачные прогнозы, в регионе может вспыхнуть тотальная война.

Walla! отмечает в этой связи, что еще в начале августа министр иностранных дел Авигдор Либерман предупреждал, что "палестинская администрация готовит невиданные доселе насилие и кровопролитие". А в конце прошлого месяца он заявил в интервью радиостанции "Первое радио": "20 сентября, исходя из того, что палестинцы проведут свою резолюцию на Генеральной ассамблее ООН, послужит толчком к новому витку насилия и противостояния. Членами ООН они не могут быть, пока нет решения Совета Безопасности. Там есть американское вето и они понимают, что шансов (на вступление в ООН) у них нет. Поэтому резолюция в рамках Генассамблеи даст очень много горючего экстремистам в Рамалле, Шхеме, Газе. Они будут ожидать чего-то нового, но ничего нового не произойдет. Наоборот, только будет резкое сокращение иностранной финансовой помощи. Положение только ухудшится, что обязательно приведет к столкновению...".

Еще раньше, в июньском интервью газете "Маарив", глава дипломатического ведомства отмечал: "В мире произойдут драматические перемены, будут потрясения, нынешняя ситуация в арабском мире не может продолжаться вечно". На это ему был задан уточняющий вопрос: считает ли он, что следует дождаться всеобщего хаоса, дабы выйти из него с договором об урегулировании арабо-израильского конфликта, при новой конфигурации сил? "Я уверен, что произойдет именно так. Мир движется в этом направлении…", - ответил Либерман.

Либерман: обстрелы из Газы можно прекратить за очень большие деньги
Либерман предвидит всеобщий хаос, который окончится миром
Страшное пророчество: российский микроб уничтожит Израиль

из книги про Медведева, еврейский вопрос

 http://lj.rossia.org/users/anticompromat/1392665.html
из книги про Медведева, еврейский вопрос
[...]

Отступление о «еврейском вопросе»

[...]Как упоминалось выше, с выдвижением в конце 2007 года Дмитрия Медведев кандидатом на пост президента России, в определенных кругах возникла версия «а не еврей ли он?», что даже заставило избирательный штаб Медведева укрепить официальную версию научными изысканиями в области генеалогии. Несмотря на то, что озабоченные еврейским вопросом граждане сами доказательствами себя не особо утруждали и откровенных выдумок не гнушались.
Одна из самых первых публикаций на эту тему, анонимная статья «Россия на распутье» на зарегистрированном в Литве русскоязычном сайте www.topoc.lt начинается с цитаты, приписанной Берл Лазару, одному из двух главных раввинов России:

«… я, как глава организации, являюсь его [Дмитрия Медведева -В.П.] и президента Путина личным раввином. На нас он производит впечатление человека, который очень совпадает с нами в понимании роли религии в обществе. Д.Медведев – человек готовый практически к любой работе…, поскольку это человек нашего иудаистского мировоззрения и огромного опыта…»
Берл Лазар – главный раввин России
(из материала агентства Интерфакс)».
(49)

(Разумеется, главный раввин России по версии ФЕОР (Федерации еврейских общин России) ничего подобного не говорил, а агентствj Интерфакс ничего подобного не публиковало.)

Далее идет собственно версия:
«…Прежде всего, мы с удивлением видим, никакой он не Медведев и никакой не Дмитрий. Всё это не более, чем прикрытие, своего рода партийный псевдоним, такой же как, например, Ленин, Троцкий и т.п. В системе документаций еврейских общин (Ктуба – брачный договор, фиксация обрезания, совершеннолетия), в базах данных раввинских судов сей человек значится как Менахем Ааронович Мендель (по паспорту почему-то русский). Отец – Аарон Абрамович Мендель, по паспорту Анатолий Афанасьевич, как можно догадаться, тоже записан русским. Мать – Циля Вениаминовна. [...]
Таким образом, первое, что сразу бросается в глаза, в президенты метит человек, почему-то скрывающий своё настоящее имя, фамилию, национальность и религиозную принадлежность. […]
К военной службе он оказался физически не пригоден – при росте 154 см. вес 45 кг.[…] Дебильный вид маленького дауна объясняется родством Медведева-Менделя с жидовским кланом Шахтманов, многие представители которого имеют явные черты вырождения и наследственных болезней, свойственных (по сообщениям Израильской прессы) только чистокровным евреям.
[…]все эти перипетии наложили на характер Дмитрия-Менахема своеобразный отпечаток. Знающие его в один голос утверждают, что это очень завистливый, мстительный, скрытный и не очень умный человек».
(50)
Версия анонима topicc.lt была подхвачена антисемитским публицистом Андреем Дубровым, пишущим на русскоязычных исламистских сайтах под псевдонимом «Дмитрий Орлов». В исполнении Дуброва-Орлова «Менахем Аронович», правда, без всяких объяснений превратился в «Давида Ароновича»:
«Таллинский еврей Кантор на форуме эстонском «Дельфи» приводит истинные сведения о родословной Медведева: «Настоящее имя Дмитрия Анатольевича Медведева —Давид Ааронович Мендель Родился 14 сентября 1965 в Ленинграде в «простой» семье, по паспорту русский. Отец — Аарон Абрамович Мендель, профессор, по паспорту русский. Мать — Циля Виниаминовна, филолог, по паспорту еврейка. Это первоначальные имена от рождения. Кроме того, жена — Светлана Моисеевна Линник».(51)
Брутальность этих «доказательств» еврейского происхождения Медведева вызвала сомнения даже у некоторых антисемитов.
«…хочешь скрыть информацию – доведи её до абсурда. Это – классика пиара, описанная в любом учебнике, – прокомментировал публикацию «Д.Орлова» «Аналитический отдел» сетевого Агентства Русской Информации АРИ.РУ. - …господин Медведев происходит из обычной семьи советских евреев, где имена типа «Сара», «Циля», «Аарон» и так далее встречались не так часто. Это – местечковая архаика конца 19-ве, то есть безвестный прибалтийский блоггер выложил заведомую фальшивку. С трудом можем поверить, что работающие на «Кавказцентре» грамотные ребята не могли не заметить столь очевидного факта. Вывод? Вывод простой: это было сделано целенаправленно.»(52)

По мнению АРИ.ру, Д.Медведев – полукровка, еврей по линии матери, имя-отчество-фамилия которой - Юлия Вениаминовна Шапошникова – выглядят для чувствительного уха подозрительными.

Сетевой публицист националистической ориентации Евгений Мангилев, более известный как pioneer_lj, попытался все-таки привести еще какие-то доводы в пользу версии о еврейском происхождении Медведева:
«В интернет версии отсутствует [Мангилев ошибается, присутствует – В.П.], а в бумажных «Известиях» имеется семейная фотография Шапошниковых, на которой в частности фигурирует и некая якобы двоюродная бабушка Фрида. Не думаю, что агитпроп по случайному недосмотру упомянул тётю Симу и уж тем более бабушку Фриду. Намёк-то мы поняли, однако по расчетливым чекистским сливам в СМИ затруднительно установить, настоящую национальную принадлежность формального президента РФ Дмитрий Медведев.
Фальсификация национального происхождения не такая уж редкость для советских вождей. В СССР долго скрывались еврейские предки Ленина. Юрия Андропова выдавали за казака (чекисты распускали слухи, что Андропов был сыном белогвардейского офицера, и якобы по этой причине всю жизнь скрывал тайну своего происхождения), впоследствии выяснилось, что глава КГБ и Генсек внук богатого московского ювелира Флекенштейна...»
(53)
То, что Сима в данном случае паспортная Серафима, а Фрида – Ефросинья (также как Эмилия – Меланья), русский националист с татарской фамилией предпочел игнорировать.

Странно, что исламские, православные и неоязыческие юдофобы не обратили внимание на одну «дырку», не закрытую публикациями со ссылками на документы и генеалогические исследования: нигде и никем – ни генеалогами, ни Президентом, ни его родственниками - не упоминается девичья фамилия бабки президента по отцовской линии Надежды Васильевны, о которой известно только, что она дочь питерского рабочего, фактически пропавшего без вести во время Гражданской войны. Теоретически ее девичья фамилия может оказаться подходящей для этнонационалистов. Хотя имя-отчество у нее православные, дочь рабочего, не умела писать – крайне маловероятна такая 17-летняя еврейка в 1926 году.
Остальные предки президента тем более не дают антисемитской версии никаких шансов:
дедушки и бабушки:
Афонасий Федорович Медведев (1904-1994)
Вениамин Сергеевич Шапошников (1913-1990),
Эмилия (Меланья) Васильевна Шапошникова, урожденная Ковалева ((1909-1994);
прадеды и прабабки
по отцовской линии:

Федор Федорович Медведев (1864-?)
Домна (Доминия) Алексеевна Медведева, урожд. Попова (1866-?)
по материнской линии:
Сергей Иванович Шапошников (1882-1973)
Екатерина Никитична Шапошникова, урожд. Сегидиненко (1888-1949)
Василий Александрович Ковалев(Сухопаров) (1877-1947)
Анфия Филипповна Ковалева, урожденная Власенкова (1885-1948);
известные прапрадеды и прапрабабки
по отцовcкой линии:

Федор Иванович Медведев (1827-1886)
Гликерия (Лукерья) Георгиевна (Егоровна) Медведева (1828-1886).

Что касается еврейской общины в России, то ее представители встретили толки о еврейском происхождении Медведева с определенной тревогой.

Израильская газета «Ha’aretz» писала в феврале 2008 года:
«Российская еврейская община встревожена кампанией, развязанной националистическими партиями, – а именно, слухами о том, будто Дмитрий Медведев, лично подобранный президентом Владимиром Путиным преемник, является евреем по национальности.

Лидеры российской еврейской общины отказываются публично комментировать эти слухи, опасаясь придать им оттенок достоверности. В кулуарах, однако, один из них сказал: "Я молюсь, чтобы это не оказалось правдой, так как это принесет лишь неприятности для него и для нас".
Медведев, недавно сообщивший в интервью одному из российских еженедельников, что в возрасте 23 лет принял крещение как православный христианин, не комментирует эти слухи. Но на сайтах в рунете полно сообщений о его гипотетических еврейских корнях.
Слухи базируются, например, на том факте, что его деда по матери звали Вениамин - что похоже на древнееврейское имя Биньямин - а фамилию деда (Шапошников) иногда носят евреи. Как бы то ни было, обвинение соперника на выборах в принадлежности к еврейскому народу - тактика, которой националистические партии пользовались не раз, как в России, так и в других бывших странах коммунистического блока.
Николай Бондарик, глава санкт-петербургского отделения националистической "Русской партии", в среду сказал в интервью Moscow Times: "Мы категорично против него [Медведева], так как он по национальности еврей и не скрывает своей симпатии к иудаизму". Бондарик также утверждал, что после прихода Медведева к власти иностранцы и евреи разграбят природные богатства России; "десятки тысяч" израильтян получат ключевые должности в таких органах, как "милиция, армия и спецслужбы", и Россия порвет отношения с арабским миром.
[…]
В декабре во время празднования Хануки Медведев посетил еврейский общинный центр в Москве. Это было всего за три дня до того, как Путин благословил его как своего предпочтительного преемника. Таким образом во всех сюжетах на телевидении о новом "престолонаследнике" были и кадры, запечатлевшие его в окружении лидеров еврейской общины, на фоне ханукальных свечей и Торы.
По словам лидеров еврейской общины, визит Медведева и тот факт, что он излучал благожелательность, вселили в них надежду, что его президентство положительно отразится на жизни общины. "Медведев сыграет замечательную роль для евреев", совсем как до него Путин, заявил израильско-российский бизнесмен Лев Леваев, возглавляющий Федерацию еврейских общин России.
Однако в кулуарах некоторые лидеры отметили, что это хорошее отношение может вызвать негативную реакцию, которая усилит антисемитские тенденции в России.
Они отказались прокомментировать слухи об иудейском вероисповедании Медведева, отметив лишь, что он называет себя православным христианином.
"Ирония в том, - отметил один из них, - что мы делаем все возможное, чтобы вернуть евреев в лоно иудаизма, но в данном конкретном случае, когда речь идет о следующем президенте, для еврейской общины будет лучше, чтобы он не называл себя иудеем и не навлекал тем самым на себя критику"
(54).

==
Ссылки и примечания:
[...]
(49)Россия на распутье. // Сайт topicc.lt, декабрь 2007.
(50)Там же.
(51)Дмитрий Орлов. Русские националисты узнали, что Медведев не русский, а еврей Мендель// КавказЦентр, 13.12.2007
(52)АРИ - аналитический отдел. Чеченские сепаратисты бодро подключились к операции прикрытия кандидата "Медведев".// АРИ.ру. Агентство Русской Информации. Новости. События. Комментарии. 16.12.2007.
(53)Евгений Мангилев (Pioneer, pioneer_lj). Почему Медведев еврей. //Живой журнал пользователя pioneer_lj, 7 мая 2008 и 10 ноября 2008 (http://pioneer-lj.livejournal.com/1178962.html, http://pioneer-lj.livejournal.com/1216206.html)
(54)Аншель Пфеффер. Еврейская община обеспокоена слухами о том, что преемник Путина – еврей.// «Хаарец», 22 февраля 2008 – InoPressа.ru, 22.02.2008

КАЗАХСТАН. Казахи требуют «обучить русского медведя молитве палкой»

КАЗАХСТАН. Казахи требуют «обучить русского медведя молитве палкой»

Время публикации: 6 сентября 2011 г., 23:37 http://www.kavkazcenter.com/russ/content/2011/09/06/84967.shtml
Казахи требуют исключить из конституции норму об обязательном использовании русского наравне с казахским языком.

«Обучить медведя молитве палкой» призывает в открытом письме группа активистов, защищающих национальное информационное пространство Казахстана от русских изданий, выступивших против нормы Об обязательном обращении к государственным органам на государственном языке, сообщают СМИ.

Казахи заявили что русский язык вводит народ в заблуждение.

Речь в обращении идет о законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной языковой политики», появившемся в начале августа в информационном поле Казахстана. В документе заново переосмысливалась языковая политика Казахстана.

Под письмом стоят подписи – их более 100 – не только политиков патриотического толка, но и представителей конструктивной» оппозиции, лидера «зеленых» и многих других. В послании говорится, что оно направлено президенту Назарбаеву, премьер-министру Масимову, а также спикерам обеих палат парламента.

КЦ

МОСКВА. Гайнутдин хотел поставить в Москве языческий истукан, а православные попы ему не разрешали

МОСКВА. Гайнутдин хотел поставить в Москве языческий истукан, а православные попы ему не разрешали

05.09.2011 22:58
Печать PDF
42272_7584Глава совета марионеточных муфтиев России Равиль Хазратович Гайнутдин рассказал, что его давние и близкие друзья из числа православных попов оказались не такими «добросердечными», какими он, видимо, их себе представлял. Гайнутдину не давали установить в Москве истукан татарскому поэту Габдулле Тукаю.

«В Текстильщиках, противясь даже решению городских властей о выделении земли (под мечеть), голову подняли шовинисты. „Мечетям места нет“, — писали даже на асфальте улиц. Даже были против установки памятника Габдулле Тукаю. Есть даже сведения о том, что некоторые батюшки (! — UmmaNews) собирали подписи против установки памятника. А народ распространил уже, что памятник не будет стоять — взорвём», — посетовал Гайнутдин.

Истукан Тукаю был открыт в апреле этого года на пересечении улицы Новокузнецкая и Малого татарского переулка.

Напомним в этой связи, что Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал: «Я слышал как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: „Каждый, кто создаёт изображения, будет в огне. И каждому созданному им изображению будет дана душа, которая будет причинять ему мучение в Аду“» (аль-Бухари и Муслим).

Гайнутдин также излил свой «праведный гнев» в адрес ряда представителей РПЖо (Русское православное жречество) и российских политиков.

«Жаль, сильно влияние шовинистических сил. „Россия — православное государство“, — слышим лозунги из уст русских религиозных руководителей и политиков (Гайнутдин, видимо, ожидал от них услышать что-то другое — UmmaNews). Поэтому и не хотят признавать другие религии традиционными и имеющими исторические корни», — заявил «историк» Гайнутдин.

UmmaNews

Рустам Минниханов: об экономике, о разрухе в центре Казани и совсем чуть-чуть о татарских мультфильмах

Рустам Минниханов: об экономике, о разрухе в центре Казани и совсем чуть-чуть о татарских мультфильмах

Фото с сайта Вести.ru
Рустам Минниханов дает интервью телеканалу "Россия 24"
“еТатар” предлагает расшифровку интервью президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, которое он дал телеканалу “Россия 24” 30 августа 2011 года. Вопросы задавала Ирина Россиус.
- Рустам Нургалиевич, здравствуйте! Итак, приехали в Казань спросить, каким образом к 2016 году вы будете выпускать продукции на 2 триллиона рублей. Вы об этом заявили. Какие точки роста?
- На самом деле, чтобы жить хорошо, надо хорошо работать, и сегодня мы можем сказать: 2010 год – мы триллион рублей промышленной продукции перешли. Мы считаем, что этого недостаточно для тех планов, которые мы ставим перед собой. И наша программа социально-экономического развития разработана с учетом, чтобы к 2016 году мы вышли на 2 триллиона. Надо сказать, что у нас хорошая база. Она изначально была сформирована в советское время: и машиностроительная индустрия, и нефтяная наша промышленность, нефтехимические наши предприятия… У нас хорошая база, специалисты. И главная задача – определить точки роста.
Главной точкой роста будет, конечно же, нефтехимия. Тот новый нефтехимический комплекс, который мы сейчас вводим, он даст серьезный толчок дальше развивать нефтехимию. Т.е. это нефтеперерабатывающий завод на 7 миллионов, а дальше уже будет серия заводов по нефтехимической продукции. И самое главное, те заводы, которые у нас сегодня есть – “Нижнекамскнефтехим”, “Казаньоргсинтез”, “Нижнекамскшина” – все эти предприятия модернизируются, и мы намерены увеличить их объемы выпуска продукции тоже порядка в 2 раза.  Предполагается, конежно же, строительство нового этиленового комплекса и дальнейший передел вот этого этилена в другие материалы, т.е. пластмассу.
Серьезно будем развивать автомобилестроение. Значит, так получилось, что “КамАЗ” находится на нашей территории. И сегодня “КамАЗ” очень динамично развивается. Он развивается не только в рамках производства, выпуска грузовых автомобилей – он выпускает уже много компонентов для автомобильной промышленности: это новые двигатели с “Камензом”, это тормозные системы… Масса зарубежных компаний, мировых лидеров в Татарстане, в Наб. Челнах производит компоненты для автомобилей. Ну, и партнеры, которые приступили к производству на базе “КамАЗа” тракторов, мощных тракторов, комбайнов, т.е. сельскохозяйственные машины – это партнер “New Holland”. “New Holland” является партнером, и это как бы новая ниша.
Сегодня мы можем говорить о бразильском партнере – это производство автобусов. Есть швейцарский партнер – это производство специальной техники для дорожных работ. И таких проектов у “КамАЗа” много. Ну, это половина наших планов. Следующая половина – это развитие “Соллерса”. Тот проект, который был озвучен, поддержан – “Соллерс-Форд” – это очень крупный проект, который позволит нам уже говорить не только о грузовых автомобилях, говорить о легковых автомобилях, о микроавтобусах. Завод дизельных двигателей, который будет построен на территории особой экономической зоны, и масса других новых предприятий, которые будут производить автокомпоненты.
И, наверное, не можем не сказать об особой экономической зоне, которая сегодня уже имеет 16 резидентов. 3 новых резидента еще одобрили. Это будет крупнейший центр, где будут и автомобили производиться, производиться и автокомпоненты. Появятся там предприятия по производству стекла – строительного и автомобильного. Стекловолокно. Т.е. разнообразное производство. В основном, это импортозамещение, чтобы эти товары не завозились из-за пределов. Это высокотехнологичная продукция, которая нужна как внутреннему рынку. Ну, и мы рассчитываем, что будет экспорт этой продукции.
Глобально мы считаем, что рассчитывать только на крупные компании, это совершенно неправильно. Любая экономика – она базируется на малом, среднем бизнесе. И сегодня если малый, средний бизнес составляет где-то менее 20-25%, эту цифру надо, как минимум, довести до 40%, а лучше всего удвоить. И наличие вот таких крупных предприятий как “КамАЗ”, “Нижнекамскнефтехим”, которые, с одной стороны, являются производителями полимеров, которые дальше могут переделываться, с другой стороны, “КамАЗ” является крупным потребителем компонентов, это серьезно подталкивает развитие малого, среднего бизнеса. Т.е. наша задача удвоить в экономике малый и средний бизнес.
- Вы, в общем-то, коснулись технопарков. Можно сказать, что они достаточно успешные, они самые эффективные и больше всего зарабатывают в России – 10 миллиардов рублей. За счет чего? Как вы думаете, почему такой успех?
- У нас есть разного типа бизнес-инкубаторы, технопарки, индустриальные парки. В зависимости от тех географических особенностей, от тех задач и целей, которые мы ставим, мы и создали эти площадки. И, конечно же, если оно само по себе, оно большого успеха не имеет. Вот индустриальный парк “Мастер”. Это 300 тысяч квадратных метров. Это самый крупный индустриальный парк не только в России, я думаю, и в Европе. Базовым является “КамАЗ”, т.е. он – потребитель вот этих компонентов и этих услуг. Или предприятие “Химград”. Мы сделали его с прицелом на нефтехимическую продукцию. Здесь наши нефтехимические предприятия. Есть моногород Камские Поляны, где, на самом деле, очень сложно с работой. Там с поддержки федерального правительства создан индустриальный парк. И головным там является “Нижнекамскнефтехим”. Т.е. или на входе, или на выходе должны быть крупные заказчики и потребители. Вот я считаю, что, наверное, вот этот момент, если он не учтен, в формировании этого технопарка, бизнес-инкубатора, успех – он…
- …Да. Просто какую роль здесь играет некий госзаказ? Вот успех технопарка…
- …Это не только госзаказ…
- …Есть ли в большей степени рыночные отношения? Или всё-таки мы говорим о том, что когда мы открываем технопарк, когда мы его задумываем, то всё-таки мы рассчитываем на то, что большую часть заказов мы будем получать у государства?
- Ну, хотим мы этого или не хотим, но наше государство является одним из крупнейших заказчиков для всего – не только для технопарков: мосты, дороги, заводы там некоторые, инфраструктура социальная, культурная… Это же государство заказывает. Мы построили IT-парк. Это опять-таки общая федеральная программа, где и республика, и федерация вложили 50 на 50. Но мы себе поставили задачу – вот сегодня главная задача, которая озвучена руководством страны, это электронные услуги. Т.е. люди не должны ходить – люди должны получать в электронном виде.  Ведь одно дело сказать, а другое  дело – а как это реализовать? Как будет работать этот продукт? Мы для себя понимаем, что это будет некий заказ хороший. И мы уже нашли разработчиков, молодых людей наших, которые работают на это. Ничего плохого нет, если наши предприниматели найдут вот такие ниши и будут работать на государство. Или вот вы были в технопарке “Идея”. Там вот мультфильмы делают, да? Для нас большая головная боль – как сделать образовательные программы, доступные для детей? Особенно сохранить наш язык татарский. Не было таких…
- …Да, это культурная программа. Мне даже больше понравилась история с компанией, которая делает медицинские симуляторы, симуляторы для “КамАЗа” и т.д. Это очень интересно.
- Вначале даже возможно мы должны какие-то работы дать им, чтобы они начали работать, смогли показать себя. Вот мы разработали программу “Лизинг-Грант”. Вот мы в прошлом году… В позапрошлом году где-то 750 было… В прошлом году поменьше было… “Лизинг-Грант” – т.е. мы выбираем проекты и говорим: мы вам денег не даем, мы вам даем вклад для покупки оборудования, т.е. первоначальный взнос, чтобы покупать оборудование. Переработка полимеров, трактор для обработки почвы, теплица, т.е. каждый район предлагает…
- …Делаются капитальные вложения так называемые…
- Да.  Т.е. мы даем не деньги – мы даем удочку. Он этой удочкой начинает ловить рыбу. Т.е. если мы дадим ему госзаказ для того, чтобы он начал, и об этом руководство страны тоже говорит, что мы не должны вот так раздавать госзаказ, а некое количество заказа должны давать для малого бизнеса – это вот хорошее направление.
- Знаю, что вы с большим пиететом к Ли Куан Ю относитесь, который сотворил экономическое чудо в Сингапуре. В общем и целом, прекрасная модель, действительно. Что взяли? И что решили не трогать? То, что было в Сингапуре.
- Наверное, надо сказать, что опыт страны, которая за короткое время выстроила систему государственности, великолепное образование, высокий уровень безопасности, транспортные вопросы… Т.е. многие вещи, которые сегодня волнуют – можно там научиться. И самое главное, я считаю, что одна из самых эффективных систем подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих. У них есть специальны ВУЗы, которые занимаются этим, центры подготовки, где мы тоже провели… Для нас была разработана программа, где мы обучали наших министров, глав администраций, и дальше будем с ними работать.
- Я уже осмотрела ваш кабинет. Увидела, что у вас очень много технологий, новейших технологий. И, собственно, не только в этом кабинете, но и в школах, насколько я понимаю, у вас продвинутые технологии. И, что касается ГИБДД – камеры фиксируют штрафы и т.д., и т.д. Вот уже поступают какие-то вопросы у других регионов России, которые бы хотели проконсультироваться и взять на вооружение ту или иную технологию, которая используется в Татарстане?
- Наша задача, в данном случае, Татарстана сделать электронный Татарстан, чтобы всё мы очень быстро получали и принимали решение. Во-вторых, доступность, да? Чиновник должен быть доступен. В-третьих, человек, который хочет получить госуслугу, он не должен общаться с Миннихановым там, с другим, третьим… Не должно быть этого контакта. Он должен получить услугу. Он должен сделать заявку и получить услугу. Нравится, есть настроение у этого чиновника, нет… Вот когда вот эта система госуслуг – а это как бы задача, которую ставит руководство страны – будет реализована, многие вопросы по коррупции и всё остальное – оно само по себе решится. Что дают новые технологии для школы? Мы 42 тысячи компьютеров – не из-за того, что у нас лишние деньги, мы хотим, чтобы школа была другая, хотим, чтобы среда в школе была другая, чтобы наши дети не играми занимались где-нибудь в игровом зале, а учились по самым современным технологиям – 42 тысячи учителей получили ноутбуки. Каждая школа имеет широкополосный Интернет, значит, Wi-Fi. И это дает возможность сравнять условия городской и сельской школы. Т.е. все те образовательные программы, которые нужны, ты их получаешь. И появляется новая среда. Т.е. другие стандарты и другие возможности.
Вообще, мы начинаем с детских садов. Вот в этом году мы решаем задачу, чтобы с 3-х лет каждый ребенок мог получить место в детском саду. Мы в этом году, как минимум, 11,5 тысяч мест создадим, новых мест, для детей. Т.е. мы понимаем, что если в детском саду ребенок не получит некие те качества или способности, чтобы дальше учиться в школе, ему будет очень сложно. И многие вещи, особенно вот язык, национальный язык, можно было бы в детском дошкольном учреждении получить. А потом уже вот школьное образование должно быть адаптировано по тем требованиям, которые есть сегодня в мире. Не то, что вот мы – самая лучшая школа… Вот этими иллюзиями жить нельзя. Надо посмотреть: где самая лучшая школа? Мы изучали много опытов. Очень хороший опыт Финляндии. Очень хороший опыт, опять, Сингапура. И мы сделали свою программу. Хотя есть и российская программа “Наша новая школа”. Но мы её сделали, учитывая и российскую программу, но с нашими компонентами. Т.е. детский сад, школа и ВУЗ.
- Хотелось бы поговорить о том, что в 2013 году произойдет. Ехали по городу и видели, как Казань видоизменяется. Строятся разные развязки, объекты Универсиады. Что уже готово? В каком состоянии все эти объекты?
- Сегодня что сделано? Во-первых, всё, что необходимо – сделано. Огромное спасибо руководству страны! Значит, в начале, когда мы заявлялись, и в процессе подготовки наших объектов была оказана поддержка. Были определены объекты, которые мы должны построить. Прежде всего, это два крупных. Самый крупный – это Деревня. Она уже близка к завершению. Мы её завершаем. И второе, значит, футбольный стадион. На следующий год у нас останется информационный, общественный центр рядом с Деревней. Останется футбольный стадион. И возможно стадион водных видов спорта, потому что мы внесли некие изменения, связанные с чемпионатом мира по водным видам спорта на 2015 год.
- Да, надо поздравить!
- Т.е. все эти объекты, допустим, футбольный стадион будет адаптирован и готов  к приему чемпионата мира по футболу. Водный стадион и наши водные объекты будут адаптированы, значит, под чемпионат мира по водным видам спорта. Каких-либо сомнений нет – все объекты строятся. А что касается транспортной инфраструктуры, здесь, в основном, это кредит, который мы в минфине России получили. Значит, 14 развязок. Это 44 пешеходных перехода. Это дороги. Ну, и мы сейчас одну станцию завершили, и еще 3 станции метро. Это большая работа. Сомнений нет! Кроме этого есть еще строительство аэропорта. Это частный инвестор. Корпус строит совместно с республикой. И плоскостные сооружения – это по федеральной целевой программе. Плюс, строится интермодальная перевозка: с аэропорта в центр города – 20 минут. Это большой вклад делают Российские железные дороги.
- Несомненно, когда будет Универсиада, приедет очень много туристов. Что делается для того, чтобы правильно представить Казань, Татарстан? Ведь сейчас, если посмотреть на архитектуру города, на центр города, очень много достаточно таких аварийных зданий. И успеете ли привести в порядок? Плюс, еще есть частный сектор, который не очень симпатично выглядит, надо сказать. Много работы у вас!
- Ну, это же хорошо – у нас много работы. (улыбается) Значит, будем работать. Казань – 1000 лет. Старый город. Есть разные места. Понятно, что частный сектор – это вопрос особый, и где-то мы сделаем некие ограждения, чтобы уж там, где есть… Есть программа аварийного жилья. Есть программа капитального ремонта. Ну, и мы сейчас активно работаем с каждым собственником, по каждому зданию, чтобы привести в порядок. Я сам вот в воскресенье ходил. Ну, некоторые вещи, видать, мы упустили. Надо было начинать эту работу пораньше. Время у нас есть. Мы приведем город в порядок. У нас много красивых объектов. Но не должно быть: вот здесь блестит, а вот здесь как-то вот не совсем. Нас это тоже очень беспокоит. Но это наша работа. Никто нам нашу работу не сделает. Это мы должны сами справиться.
- Мне хотелось сказать о том, что мне очень приятно находиться здесь в День республики. Позвольте вас поздравить и пожелать, действительно, вот такого полноценного развития и во всех направлениях: в экономическом, в социальном и, конечно же, в культурном плане. Спасибо за интервью!



30 августа – 20 лет = 0 суверенитета?

30 августа – 20 лет = 0 суверенитета?

Празднование Дня Города в Казани
Празднование Дня города в Казани, 2009 г.
30 августа. В разные годы эта дата называлась по-разному. Сначала это был День суверенитета (кое-где даже встречались перетяжки с надписью “Бәйсезлек көне белән! С днем независимости!”). Затем праздник стал именоваться Днем республики. А после того, как в Казанском Кремле была найдена древняя чешская монета, и было доказано, что Казани вот-вот исполнится 1000 лет, в обиход вошло словосочетание “День города”. Одно осталось неизменным: 30 августа – один из самых ярких и красочных праздников в республике, знаменующий окончание лета. К тому же в этом году праздник 30 августа совпал с Уразой-байрамом.
Корреспондент “еТатар” поинтересовался у экспертов и участников событий последних 20 лет, каким образом менялось отношение к этой дате? Также мы попытались заглянуть их глазами в будущее: что нас ждет 30 августа 2020 года – когда исполнится ровно 30 лет суверенитету Татарстана?
Рафаэль ХАКИМОВ – директор Института истории им. Ш.Марджани Академии наук РТ, доктор политических наук:
- 30 августа останется историческим днем независимо от того, как сейчас он празднуется. В 1990-е годы эта была не просто эйфория -эта была победа. Это были большие ожидания после Советского Союза. И всё это было связано, прежде всего, с внутренней гордостью нашего народа. Тогда было массовое вдохновение всей республики. Я отношусь спокойно к тому, что сейчас дата потеряла былой смысл. Однако этот праздник никуда не уйдет. В последние годы люди начали осозновать эту дату рационально – теперь мы понимаем, что такое республика и как мы должны её оценивать.
Такие даты, независимо от того, как складывается история затем, становятся фактором. То же самое было с объявлением татарской автономии в 1920 году. Понятно, что через 10 лет от автономии ничего не осталось. Но остался факт её объявления. Если бы этого не было, то и суверенитет 1990 года был бы объявлен совершенно по-другому. К 2020 году я ожидаю только укрепления республики, ведь при демократизации это единственный вариант развития Татарстана. А у России нет другого пути, кроме как демократического. Что же касается татарского народа, то мы никуда не денемся. Ни ассимиляция, ни русификация не скажутся на принципиальной судьбе татар. Этническое самосознание настолько капитальное и древнее, что оно плохо поддается каким-либо веяниям. Боюсь, что большее влияние окажет англосаксонская культура и язык. А народы не исчезают так быстро. Тем более с такой древней культурой и историей у нас есть шансы достойно показать себя в мире. Численность нации не играет в этом смысле большой роли.
Фандас САФИУЛЛИН – депутат Госдумы РФ третьего созыва, в 1990 году депутат Верховного Совета ТАССР:
- Татарский народ был одним из самых заинтересованных в сохранении Советского Союза. Больше половины депутатов Верховного Совета выступали с лозунгом “Татарстану – статус союзной республики”. И многие русские это поддержали. Статус союзной республики в рамках единой России. Но для нас Россией была не РСФСР. РСФСР, выйдя из Союза 12 июня, разрушила Россию, т.е. Советский Союз. Татары же стремились к равноправию народов в рамках большой России – СССР. Мир сейчас идет к объединению и укрупнению государственных образований, и Советский Союз мог стать моделью равноправия народов. В принятии декларации о государственном суверенитете Татарстана не было никакого сепаратизма! Возможно, и ГКЧП произошел из-за нас, в какой-то степени. 19 августа 1991 года должна была состояться церемония подписания нового союзного договора: без прибалтийских республик, и мы настаивали на том, что Татарстан подпишет этот договор не в составе РСФСР, а как отдельная, самостоятельная республика в рамках нового союза – наравне с Узбекистаном, Таджикистаном, РСФСР и т.д. Наш путь был путем спасения большого российского государства – мы хотели сохранить большую страну. И у татарского народа осталось чувство боли от того, что нас затем предали, ведь мы были на правильном пути.
Говоря о 30 августа 2020 года, могу сказать одно: будущее есть только у того народа, который не уступает по уровню интеллектуального и духовного развития тем, кто сейчас главенствует. Приоритет – культура, образование, нравственность. Дело не в количестве народа. Кто-то из древних сказал: чтобы спасти народ, достаточно пяти мудрых руководителей. Это относится и к полуторамиллиардному Китаю, и к 140 миллионнам россиян, и к 5 миллионам татар. Т.е. удельный вес должен быть больше, гуще, понимаете? Ну, а народ, который тратит всё свое время на развлечения и потребление – какое у него может быть будущее? Никакие футбольные и хоккейные голы нас не спасут.
Дамир ИСХАКОВ – доктор исторических наук, этнограф:
- Декларация о государственном суверенитете была заявкой на изменение статуса автономной республики на новый. Было не совсем понятно, куда движется Советский Союз, и Татарстан, как и татары всей страны, искали свое место в этой новой конфигурации. Татары желали стать современной нацией, равной нациям, стоявшим за союзными республиками. И эта заявка стала самым большим достижением всего татарского национального движения.
С точки зрения динамики процесса и поздних реалий эта заявка имела важное политическое значение до 1991 года, пока существовал СССР. Но распад союза поставил Татарстан в совершенно новую политическую ситуацию, и наша политическая элита оказалась к этому не готова. Ликвидация СССР оставила татар без воздушного пространства. Сделанная заявка потеряла смысл. И заключение договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном в 1994 году означало, что идеи Декларации были реализованы только частично.
Приход Путина к власти в 2000 году и начало борьбы с суверенитетом поставили Татарстан на колени. Сейчас декларация имеет только историческое значение. Политическим весом она практически не обладает.
Сейчас слышно, что в Москве готовится новый проект закона, чтобы понятие “нация” относилось только к российскому народу, т.е. “российская нация”. Это будет означать, что татары в политическом смысле перестанут обладать правом считаться внутренней нацией, которая обладает своей государственностью. Как и другие народы, населяющие федерацию. В динамике получается, что Татарстан сначала превратился в рядовую автономию, а затем был лишен и целого ряда признаков этой автономии. Думаю, что дальнейшая ситуация будет зависить от общей ситуации в России и в мире.
Скорее всего в ближайшей перспективе не предвидется реализация тех идей, которые были заложены в декларации.
Для тех, кто завоевывал эти права, в том числе, и для меня, ведь я был в гуще событий, 30 августа имеет огромное значение. Эти завоевания были достигнуты шаг за шагом. Но современная молодежь мало что знает об этой дате, т.к. обладает очень низкого уровня политическим сознанием. Смутное представление есть, конечно, но реальных знаний о событиях 20-летней давности нет. Основная масса народа, в том числе, татарского ушла из политической жизни и не особо задумывается о социально-политических аспектах своего бытия. Видимо пока обстановка такова, что этно-культурное поле существует за счет старых грузов, и народ пока спокоен.
Зиннур АГЛИУЛЛИН – общественный деятель, в 1990 году лидер татарской молодежи:
-  Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан была принята благодаря нам. Сначала декларацию приняли Набережные Челны, затем Нижнекамск. Затем мы приехали в Казань и окружили здание Верховного Совета. На площади Свободы собрались тысячи татар. Большинство татар реально верило в то, что их национальная республика из автономной станет полноправной союзной республикой.
Фото с сайта радио "Азатлык"
Один из многочисленных митингов 1990 года
К этому стремились и чеченцы. К сожалению, этого не случилось. А вот некоторым республикам типа Кыргызстана или Таджикистана свобода, как говорится, упала на голову. Мне думается, они до сих пор не могут с этим справиться.
В конце 1990-х, начале 2000-х годов народ стал разочаровываться. Федеральная власть принялась проводить политику “одно государство – один народ”. Теперь унификация населения федерации осуществляется еще более ухищренными способами. Но в то же время возросла роль исламского фактора. И татары теперь объединяются именно на почве своей религии. Это, безусловно, радует.
Что нас ждет 30 августа 2020 года? Безусловно, за грядущие 9 лет мы потеряем какую-то часть своих соплеменников. Но это будет далеко не лучшая часть нашего народа: манкурты да пьяницы. Важно сохранить качество оставшихся. А нам есть, с кого брать пример. Нас бесконечно радует усиление Турции как новой евроазиатской державы. Тюркский мир обретает силу, и пока он будет силен, нам, татарам, будет легче сохранить себя и свой язык. А декларацию о государственном суверенитете мы не забудем, потому как и декларация, и референдум о статусе Татарстана, и последующие документы, которые были приняты в первой половине 1990-х, составляют правовую базу. Настанет время, и нам вновь придется ею воспользоваться, чтобы заявить о себе на весь мир.

***

Газета “Ирек мәйданы” в связи со знаменательной датой также опросила ряд персон. Предлагаем перевод части, вышедшего 25 августа 2011 года:
Фаузия БАЙРАМОВА – писательница:
- 30 августа – для меня большое историческое событие. Я лично участвовала в создании этого события в качестве депутата и национального политика. С исторической точки зрения Татарстан, татарский народ после нескольких веков фактического рабства, подняв голову, смог заявить о себе на весь мир. Самое главное – мы смогли добиться этого без единой капли крови. Ведь никто не пострадал, ни один человек! Независимость не свалилась нам на голову просто так. До 30 августа 1990 года пришлось изрядно потрудиться: на протяжении двух лет мы организовывали митинги, пикеты, собирали миллионные подписи…
Очень много было угроз. Поэтому во время объявления декларации руководству Татарстана всё же пришлось пойти на попятную. В итоге татары многого лишились. В декларации было написано, что государственными языками Татарстана должны быть татарский и русский, а ведь изначально речь шла только о татарском языке. Декларацию объявляли где-то в 11 ночи. Помню, я вышла к народу и сказала: “Мы отдали свой язык, но получили государство”. Смешанные чувства были…
Вот прошел 21 год. Сегодня нет ни языка, ни государства. Руководство Татарстана не смогло по должному оценить декларацию. Многие её пункты не удалось воплотить в жизнь. Про декларацию забыли. Но всё же она никуда не денется. Декларация – исторический факт. Я верю в то, что в будущем она непременно пригодится нашей республике.
И в прошлом году, и в нынешнем 30 августа приходится на священный месяц Рамазан. В этом году двойной праздник – День принятия суверенитета и Ураза-байрам. Слава Аллаху, держим пост всей семьей. В этом году 30 августа собираемся поехать на родину мужа – в Аксубаевский район. Там состоится церемония открытия мечети.
Минназыйм СЕППЕРОВ – главный редактор газеты “Ватаным Татарстан”:
- Для меня это один из самых главных праздников. Меня очень огорчает, что в последние годы он превратился в какое-то пустое шоу. А ведь это исторический день.
Государственность – в крови у нашего народа. Наш язык могут запретить, но стремление к собственной государственности никуда не денется. Мы и своих детей вырастили с четким пониманием этой идеи. Надеюсь, и внуков сможем так же воспитать.


Роберт Болгарский


P.S. Дорогие читатели, также приглашаем вас на онлайн-фотовыставку, посвященную событиям 90-91 гг. прошлого столетия. Это незабываемые кадры.

Обустроить империю

Обустроить империю

tagirovТак бы я оценил статью Бориса Виноградова и Андрея Савельева «О мерах национальной диктатуры», опубликованную в «Звезде Поволжья». Это не что иное, как результат обеспокоенности судьбой России.
Живем мы в смутном времени, когда нет ясности в том, что творится сегодня, и тем более нет перспективы и на будущее. Нет идеологии, которая могла бы укрепить в сознании людей спокойствие и уверенность.
Массовые несправедливости, произвол властей, коррумпированность чиновников, растущий разрыв между верхами и низами общества и многое другое беспокоит этих людей. Хорошо, что они смогли увидеть все это. Предложенные ими меры, направленные на преодоление всего этого негатива, тянущего общество назад, заслуживают всяческого внимания. Это попытка обустроить Россию.
Действительно, разве не должен быть кадровый центр, держащий под контролем деятельность чиновников? И разве не нужно наказывать чиновников, незаконно нажитые капиталы которых текут в зарубежные банки? Конечно, нужно, равно как проверка источников их обогащения.
Не дворцы надо строить, а доступное жилье для простых людей. И вообще очень много интересного и заслуживающего внимания содержится в этой публикации.
Однако, как говорят, благими намерениями устлана дорога в ад. И в этой интересной статье немало такого, что противоречит интересам страны. Даже само название статьи вызывает по меньшей мере недоумение. Спрашивается, о какой национальной диктатуре идет речь? О диктатуре в стране? Однако она и так создается. Вертикаль власти, изъятие у народа права выбора своих руководителей и многое другое – все это не что иное, как введение государственной диктатуры над народом.
А может быть, речь идет о диктатуре русских над другими народами? Очевидно, и то и другое. В целом, как бы этого и ни хотелось признавать, наступают и берут верх деструктивные силы.
Страна наша многонациональная. Однако эти силы стремятся превратить ее в мононациональную. Все чаще раздаются требования изменения конституции, убрав из ее преамбулы общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов, обозначив государствообразующим один лишь русский народ, утвердив в стране верховенство православия. К сожалению, эти идеи овладевают и руководством страны.
В публикации названных авторов речь идет о всеобъемлющей государственной диктатуре, осуществляемой от имени русского народа. И как полагают авторы, во имя этого народа. Они предлагают создать комитет по защите русского языка. Однако было бы гораздо справедливее, если бы на общегосударственном уровне реализовывалась деятельность по защите языков народов России.
Нет слов, русский язык нуждается в защите. Однако не от исчезновения. Ему это не грозит. А спасать его нужно от сквернословия, неоправданных заимствований из иностранных языков. И вообще добиваться того, выражаясь словами И.С. Тургенева, чтобы он во дни сомнений и тяжелых раздумий стал народу «надеждой и опорой». А у народа этих сомнений и раздумий более чем достаточно. И, к сожалению, их меньше не становится.
А вот языкам нерусских народов грозит исчезновение. Видимо, авторы этого и хотят, если бы не так, они не стали бы писать, что нужно «объявить русский народ государствообразующим, а русскую культуру ведущей», подчинив ей все культуры, «считать русскую нацию многонародной, объединяющей все коренные народы России».
Однако все это не ново. Такого рода меры, я подчеркиваю, меры и не только предложения, осуществлялись и осуществляются в России начиная с 1552 года, года, положившего начало империи. Даже простое перечисление этих мер могло бы занять целые страницы. Уже в первые годы после взятия Казани развернулась кампания по выселению татар с обжитых земель и насильственному крещению. «Над татарами, противившимися крещению, совершалось дикое насилие: их сажали в тюрьмы, у них отбирали земли, их выселяли из деревень, заставляли жениться на русских женщинах, держали в цепях. При этом церковники не скрывали, что их цель — «народ от татарской веры отучить и остращать». Так писал Е.Ф. Грекулов в работе «Православная инквизиция в России».
Целая армия миссионеров, архимандриты осуществляли во многих случаях террор по отношению к мусульманам, уничтожали мечети. Чтобы заставить крестьян креститься, миссионеры выставляли в крестьянских избах окна и двери, ломали печи, избивали плетьми, заковывали в кандалы, отправляли на тяжелые монастырские работы.
Известно, например, что епископ Сеченов «погружал крестьян в купель», держал в заточении под караулом в кандалах и подвергал их мучительным побоям. Действуя огнем и мечом, он только за один 1743 год обратил в православие 17 тысяч татар. В последующие четыре года, действуя в Нижнем Новгороде, он заставил принять христианство 30 тысяч человек. Лука Канашевич за 1738 – 1758 гг. из 536 мечетей Казанской губернии закрыл и разрушил 418. В Сибири из 133 мечетей осталось только 35.
Суть политики царизма по отношению к нерусским народам была выражена в правилах «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев», принятых в марте 1870 года, в которых говорилось, что «конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, бесспорно, должно быть обрусение их и слияние с русским народом».
Эта политика продолжалась и после Октября 1917-го. Как правильно отмечается в ряде исследований, с появлением СССР с несущей конструкцией ВКП(б) – КПСС «воссоздается имперский центр контроля национальных окраин» и что «идеология пролетарского интернационализма решала традиционные российские задачи интеграции различных наций и этнических групп в едином государстве». (С.А. Богомолов. Российская и Британская империи: компаративный анализ геополитических моделей. – Проблемы Российской государственности: вопросы истории, теории, практики. Сборник научных трудов.)
Когда читаешь все это, невольно приходят на память слова, записанные в дневнике ученого-миссионера Ефимия Малова 30 сентября – 14 октября 1904 года: «Мы, русские, не десятки лет, а целые столетия живем как господствующий класс над татарами. Ведь более трехсот лет прошло со времени взятия Казани, а посмотрите, сколько мы их обрусили? Ужели ждать еще три четыре столетия?». И таких господ, как Малов, было немало в России. Не перевелись они и сегодня. Ничем я не могу утешить этих господ. Они вряд ли когда дождутся этого. Ибо, кроме желаний и устремлений верхов, есть еще низы, сам народ, который во все времена жил толерантной жизнью, пропаганду которой авторы статьи требуют запретить.
Известно, что толерантность – это умение жить во взаимном согласии и взаимопонимании. Ее альтернатива – это взаимная ненависть и вражда. А от них недалеко до гражданской и межнациональной войн. К счастью, толерантность – это не продукт пропаганды или агитации, а веками сложившийся образ жизни. И кто бы как бы этого ни хотел, ее невозможно отменить.
Еще путешественник XVII века И.П. Фальк писал: «Русские и новокрещен, и эти последние с неверными перемешаны, что видно также в уездных городах. Деревни разных народов стоят рассеянно, вероятно так, как они мало-помалу появлялись… Согласие этих различных жителей достойно удивления. Они не ссорятся ни за границы, ни за притеснения, ни за какие-либо дела, и каждый класс имеет чаще вражду между собой, чем с другими». (История Татарии в документах и материалах.) Вот она – толерантность! В «Моих университетах» Максима Горького герой произведения Матвей Баринов рассказывает о поездке губернатора в Петербург «к царице хлопотать, чтобы всех татар выселили на Кавказ и Туркестан» и заключает: «Я жалею татар». В рассказе «Хозяин» Бубенчик, рассказывая о своей горемычной судьбе, говорит: «Я маленький и ходил к татарам, у нас там все татары живут, добрая татара, такая что – на! Они все такие».
Любовь простых людей друг к другу, их стремление облагородить совместную жизнь находили отражение в выделении лучших сторон характера и быта друг друга. В «Легком человеке» Горького Сашка говорит: «Я люблю веселых людей – евреев, татар, ты гляди, как хорошо татары смеются».
Характерен случай, имевший место в январе 1911 года, связанный с закрытием новометодной школы в Сарапульском уезде Вятской губернии, созданной братьями Габдуллой и Губайдуллой Буби. Братья дружили с местными русскими крестьянами. Одним из близких для них людей был крестьянин соседней деревни Степан Кривоногов. Этот крестьянин, узнав, что в село Буби для разгрома школы братьев едут пристав и конные стражники, запряг лошадь и помчался в их деревню, чтобы предупредить братьев об опасности. Он знал, что это для него может плохо кончиться. Так оно и случилось. Кривоногов был осужден на год тюрьмы. Разумеется, это не отдельный случай, а яркий пример толерантной жизни простых людей.
Это история. А вот современные реалии. Как-то на радио Татарстана позвонила русская женщина – жительница Казани и поведала, что в их пятиэтажном доме живут и мусульмане, и православные, главным образом русские и татары. Жители дома почти все владеют и русским, и татарским языками, чтят и празднуют православные и мусульманские праздники, ходят в гости друг к другу.
В деревне Мари-Турек Республики Марий Эл вперемежку живут русские, татары и марийцы. Все жители владеют тремя языками, также вместе празднуют религиозные праздники. Разумеется, никто не пропагандирует свою религию. Полная свобода совести и взаимное уважение религиозных убеждений.
В Апастовском районе деревни Большой Урсак, Сатмыш, Карамасар, Шыгай – чисто татарские, а деревни Куланга, Федоровское, Семиозерье – русские. В татарской деревне Янгильдино проживают русские и татары. Живут дружно во взаимном уважении. Царит двуязычие. Языком общения является татарский язык. В то же время за все времена не было ни одного смешанного брака. Словом, идут по жизни вместе, оставаясь разными. Народ разумнее всех нас.
Виноградов и Савельев предлагают объявить Россию конституционной монархией. Однако почему-то забывая при этом, что вопросы государственного устройства опять-таки решаются народом, референдумом, а не чьим-то волеизъявлением. Единственная такая, правда, ничтожная возможность была в феврале – марте 1917 года. Однако и она была упущена в силу политической слепоты кадетов, возглавлявшихся идеологом единой и неделимой России П.Н. Милюковым, и главным образом Николаем II, не пожелавшим отказаться от части своих государственных полномочий в пользу Государственной думы. Если бы это случилось и новое правительство, ответственное перед Думой, пошло на выход из мировой войны, Россия могла бы стать демократической конституционной монархией.
И, разумеется, не было бы ни Октябрьской революции, ни феномена большевиков. Однако этот поезд ушел. История не знает сослагательного наклонения. Назад пути отрезаны.
В публикации Виноградова и Савельева бросается в глаза, что они все хотят решать декретом сверху. Например, объявлением России унитарным государством. Ликвидацией федеративного устройства и субъектов федерации. Нетрудно заметить, что они замахиваются прежде всего на республики, устранив их политический статус.
Не безобидны и разговоры, и слухи об укрупнении регионов, устранив из них национальные особенности. Татарстан объединяется с Кировской и Ульяновской областями и тем самым перестает быть национальной республикой. Этим сам собой решается вопрос о государственном татарском языке. Остается один обязательный для всех русский язык. Разумеется, не остается места ни истории Татарстана, ни истории татарского народа вообще. Остается лишь одна история единой и неделимой России.
С кем в таком случае объединят Башкортостан? С Пермской, Свердловской или с Оренбургской и Челябинской областями? А без того огромные Якутию или Бурятию с кем? Интересно, в каких котлах предусматривается переваривание их национальной идентичности?
В определенных кругах научной общественности и политической элиты страны существует точка зрения, по которой Россия до 1917 года была унитарным государством и политика большевиков по созданию национальных республик являлась огромной ошибкой. Так, бывший советник Б.Н. Ельцина С.Б. Станкевич переход страны к федеративным принципам государственного строительства называл «большевистскими штучками». Губернатор Пензенской области В. Бочкарев считает, что большевики тем самым заложили мину в государственное устройство. (Российская газета, 2000, 12 января.)
Подобным образом высказывался лидер ЛДПР В. Жириновский, в частности заявивший на парламентских слушаниях по проекту закона о национальной политике Российской федерации в 2001 году, что «национальный вопрос начиная с 1917 года и до сих пор решается неправильно» (О проекте федерального закона «Об основах государственной национальной политики Российской Федерации». Материалы парламентских слушаний. Издание Государственной думы, 2000).
Однако надо бы знать, что в царской России фактические федеративные отношения складывались вопреки желанию монархов. Они лишь в целях удержания завоеванных территорий вынуждались идти на сохранение их определенных традиций и государственных начал. Правы авторы, доказывающие, что Россия исторически довлела к федерализму. (Р.Г. Абдулатипов, Л.Ф. Болтенкова, Ю.Ф. Яров. Федерализм в истории России. Книга первая. Издательство «Республика», 1992.)
С завоеванием в 60-е годы XIX столетия Туркестана в составе России оказались Кокандское и Хивинское ханства, Бухарский эмират, сохранившие своих монархов и внутреннюю самостоятельность. В составе империи оказались Польша и Финляндия. Функционировали их парламенты. Разделенный суверенитет Великого княжества Финляндского находил отражение в наличии границ, таможни, армии и своей денежной единицы. Финляндия в составе России была узаконена в качестве государства.
Юридически не было ликвидировано даже Казанское царство. Более того, была учреждена особая его печать, которая прикладывалась на весьма важные государственные документы и которая сохранилась до начала XVIII века. Титул царя Казанского помещался в титулатуру российских монархов вплоть до 1917 года. В соборном уложении 1649 года говорилось, что жители всех сословий и народов этого бывшего государства «бити челом должны» царю как «государю Казанского государства».
Юридически царство Казанское исчезло лишь вместе с самой Российской империей.
На каком-то этапе своего развития эти количественные накопления должны были перейти в новое качество. Огромные масштабы страны, этнические, географические, экономические, климатические различия требовали перехода к полномасштабной федерации.
С началом революционной эпохи она с невероятной силой стучалась во все окна и двери страны. Не впускать ее было невозможно. Вовсе не случайно, что 5 января 1918 года Учредительное собрание приняло постановление, в котором говорилось, что «государство Российское провозглашается Российской Демократической Федеративной Республикой, объединяющей в неразрывном союзе народы и области, в установленных федеральной конституцией пределах». (Е.А. Скрынников. Всероссийское Учредительное собрание. М., Наука, 1982.) Так что Россия стала бы федерацией и без большевиков.
Что касается большевиков, которых обвиняют в объявлении России федерацией, они пошли на это только после того, как это уже было сделано разогнанным ими Учредительным собранием. И пошли вынужденно, вопреки своим теоретическим и идеологическим установкам.
Хочу напомнить тем, кто этого не знает, что Ленин, как и все марксисты, был против федерации, что особенно отчетливо выделено в его письме к Шаумяну, написанном в 1913 году. В марте 1917 года после свержения самодержавия в газете «Правда» появилась статья Сталина «Против федерации», в которой он писал, что федерация является отжившей формой государственного устройства. Однако, перепечатывая ее в 1924 году для своего собрания сочинений, в примечании он признал свою позицию ошибочной. Он писал, что мы, т.е. большевики, не смогли оценить размах национального движения в стране и что мы получили разваливающуюся страну. Поэтому, подчеркивал он, мы вынуждены были объявить Россию федерацией.
Лидер кадетов, один из видных разработчиков идеи единой и неделимой России, П.Н. Милюков, уже будучи в эмиграции, вынужден был признать, что их погубила идея единой и неделимой России. Могла погубить она и большевиков, если бы они не совершили вынужденный переход на позиции федерализма.
У авторов публикации сквозит желание восстановить империю путем возвращения в ее лоно Украины, Белоруссии и Казахстана.
Сегодня Белоруссия и Россия и без объявления такой готовности вроде бы находятся в одном союзном государстве. Однако президент этой страны А.Г. Лукашенко неоднократно заявлял, что Белоруссия никогда и ни при каких обстоятельствах не откажется от своего суверенитета. По сути, нет никакого союзного государства.
В свое время многие, особенно из правых партий, тешили себя тем, что «независимость Украины – утопия», «она опасна и чревата последствиями».
Между тем они, так же как и сегодня некоторые российские политики, не увидели, что в Украине боязнь русификации уже давно обрела весьма зримые черты. «Что могло бы ждать Украину в том случае, если бы «союз нерушимый» оставался нерушимым еще 50 лет? – задавался вопросом бывший президент Украины Л. Кучма в своей книге «Украина – не Россия». И сам же отвечал: «Не колонией пыталась Россия сделать «Малороссию», она пыталась сделать ее частью себя». (Кучма Л. Украина – не Россия.)
Что касается Казахстана, то эта республика уже успела вкусить плоды независимости. Она своим быстрым экономическим развитием превращается, как сегодня говорят, в «среднеазиатского тигра». Разумеется, казахи никогда не согласятся стать частью «многонародной» русской нации.
В статье обращает на себя внимание предложение строить предприятия нефтехимии и атомной энергетики на Северном Кавказе, принудительно задействовав на строительстве «тех, кто длительное время не трудоустроен и ведет паразитический образ жизни». Вполне понятно, о ком идет речь. Спрашивается: для чего? Видимо, для того, чтобы в случае их аварий народы, населяющие его, хронически гибли в дыму и гари? Вот оказывается самый простой способ решения проблемы Северного Кавказа!
Однако имперский поезд ушел. Нынешняя Россия и ее государственное управление, как это признал недавно и президент страны Дмитрий Медведев, нуждаются в обустройстве.
В окна и двери России стучится подлинно демократическая федерация. Иным господам мешает услышать и увидеть все это затмившая их уши и глаза политическая глухота и слепота. Между тем это знамение времени. И не считаться с ним, как показывает история, опаснее опасного.


Индус Тагиров, академик АНТ

"Звезда Поволжья", №22 от 25.08.11

Почему не работает сайт tatarlar.ru?

Почему не работает сайт tatarlar.ru?

скрин-шот сайта tatarlar.ruНесколько дней не загружается сайт tatarlar.ru, хотя кому-то удается его увидеть: мы в “еТатар” ежедневно получаем несколько переходов с этого сайта, как показывает система статистики. Татарская интернет-общественность строила разные догадки, главной из которых было – “сайт закрыли”.
Напомним, недавно на сайте Минюста РФ был обновлен список экстремистских материалов (интересно, ксати, что он находится в разделе “Деятельность в сфере некоммерческих организаций”). “Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими”, отмечается на сайте.
Под номером 955, к крайнему удивлению многих, в этом списке значится “Интернет-сайт www.TATARLAR (решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 25.05.2011).”. Поскольку домена верхнего уровня tatarlar пока не существует, то и сайта www.tatarlar также нет в природе. Суд, видимо, ошибся, явно имелся в виду сайт tatarlar.ru. Вероятно, как сообщили “еТатар” представители московской татарской интеллигенции, причиной стало размещение материала “Народам и ставленникам над ними. Послание ИШАНА Наильхана”.
Тимур Сулейманов, tatarlar.ru, фото "еТатар"
Тимур Сулейманов, фото "еТатар"
В редакции “еТатар” рассудили, что весьма сомнительно закрытие сайта из-за одного материала, и обратились за комментариями к его автору и владельцу Тимуру Сулейманову. “Админ говорит это хакерская атака. Заразили весь сервер вирусами. Заполоняет SWAP. Перегружаем – поработает несколько часов и падает. Пока починить не может.” – рассказал “еТатар” Тимур. Пожелаем им удачи в борьбе с вирусами и призываем системных администраторов, не равнодушных к этому сайту, помочь “татарларам”. Электронный адрес Тимура – timursuleimanov собачка mail.ru.