ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

пятница, 5 марта 2010 г.

Ансамбль духовной исламской музыки «Медина»

Ансамбль духовной исламской музыки «Медина»
Официальный сайт группы Медина www.medina-group.ucoz.ru
115184, Москва,Малый Татарский пер., дом 8, т/ф: 951-73-79, офис ПЦ "Рух"
Ансамбль духовной музыки «Медина» был создан по инициативе благотворительного фонда «Ихлас» и Татарской Автономии при продюсерском центре "Рух" www.ruh-center.ru, который организован для поддержки, популяризации национальной культуры народов России. В репертуаре ансамбля салаваты и мунаджаты, прославляющие Всевышнего, Пророков, об Имане, родном языке. Ансамбль выступает на всех мусульманских праздниках: Мавлид, Ураза-Байрам, Курбан-Байрам, проводимых Духовным управлением мусульман, мусульманскими благотворительными фондами, дает концерты в Москве, Подмосковье, Нижнем Новгороде, Казани, принимал участие в международных фестивалях в Иране, Иордании. Руководит ансамблем и пишет музыку к большинству произведений - заслуженная артистка России и Татарстана, композитор и дирижер Наиля Фатехова, стихи - Ахмета Саттара, Назифы Каримовой, Ясина Мустафина, Лены Шагырджан. Участницы ансамбля: Наиля и Адель Фатеховы, Марьям Бурганова, Нина Мухамметжанова, Гульнур Хасянова.
Загрузить и прослушать музыкальные произведения можно на сайте группы Медина в разделе Фонотека http://medina-group.ucoz.ru/load/audio/1-1-0-10 А так же можно прослушать здесь https://sites.google.com/site/tatarislammusik/ раздел Asker. Это треки с первого альбома группы Аллах юлыннан барам  ( По Божьему пути) 4, 7,11. 



MOSCOW ENSEMBLE OF ISLAMIC MUSIC «MEDINA»
Moscow ensemble of Islamic spiritual music "Medina” was created in 2005 by initiative of fund "Ehlas” and by Tatarstan Autonomy. In the repertoire of ensemble are songs (Salavats) about God, Prophets, an Islamic faith, native language. Ensemble sings in religious concerts in Moscow and in cities of Russia, in September 2007 ensemble took part in the international musical Festival of Islamic art the "Rahmaton-lel-Alamin" in the Ramadan month in Iran. Leader of ensemble, the author of music is the deserved actress of Russia and of Tatarstan is the composer Nelly Fatehova. Participants of ensemble: Fatehova Adel, Burganova Maryam, Mukhametzhanova Nina, Khasyanova Gulnur, Fatehova Nelly – leader

УКРАИНСКИЕ УЧЕНЫЕ: Украинский народ никогда не имел родственных корней с русскими

УКРАИНСКИЕ УЧЕНЫЕ: Украинский народ никогда не имел родственных корней с русскими

Известный украинский ученый Оксана Стадник,  аспирант кафедры международных отношений и дипломатической службы Львовского национального университета им. Ивана Франка, опубликовала в газете «Украинская правда» (основана Георгием Гонгадзе в 2000 году) статью, в которой развенчивает придуманный Москвой миф, что украинцы якобы являются какими-то «братьями» для кровавый палачей и вековых поработителей свободолюбивого украинского народа. Оксана Стадник пишет: 
«Один из наиболее болезненных и противоречивых вопросов современного украинского общества — вопрос государственного языка.  
Многие эксперты считают, что не надо решать его в настоящий момент, что оно раздирает общество, которое еще не готово осмыслить эту проблему. Хочу не согласиться. 
Разве можно откладывать лечение болезни на потом лишь из-за того, что в настоящий момент не до этого?  Языковой вопрос никогда не будет актуальным и общество никогда не будет готово к толерантному самостоятельному его решению. Но как раз для этого у нас есть власть — круг образованных профессиональных людей, которые способны грамотно оценить современные вызовы украинского общества и помочь ему с ними справиться, — собственно за это мы им и платим. 
Ведь, невзирая на все сетования, мы все же прислушиваемся к нашей власти, потому что понимаем, что сами ее «породили». И если бы она довела необходимость определенного непопулярного шага, наверно бы смирились. 
Вернемся к языку. Исторически доказанным фактом является то, что украинцы — этнический народ, который заселяет свои этнические территории с древнейших времен, а украинский язык — диалектически ближайший к языку Киевской Руси. 
 
Волей судьбы украинцы поддавались чужим насильственным влияниям других народов и забыли о своих корнях. Но теперь историческая справедливость восстановилась: мы опять имеем свое этническое государство и можем говорить на родном языке! Так в чем же дело? Почему должен был возникнуть этот «языковой вопрос»?  
На протяжении веков у нас убивали «украинскость», вытравливали национальное сознание, навязывали чужую идеологию. И в конечном итоге (чего греха таить) мы поддались. Забыли, кто мы есть, забыли, что является носителями самобытной древнейшей культуры большого славянского этноса.  
Мы поверили, что является чьими-то младшими братьями, хотя украинский народ никогда не имел родственных корней с русским, который значительно позже утвердился на базе финских племен и впоследствии смешался с болгарским и монгольским этносами.  
Когда я слышу, что в восточной и южной Украине власть организовала людям «языковое гетто», то не верю своим ушам.  Языковое гетто у нас было с 17 до начала 21 век! И за этих 300 лет мы умудрились забыть свои корни, свою историю. Очевидно, советская система сработала на отлично. 
Но гетто окончилось! Нам открылась наша истинная история, о которой наши родители и не подозревали, нам открылся родной язык, мы можем опять вернуть себе национальное сознание и достоинство.  
Никто же не запрещает изучать иностранные языки! Нам будет за честь читать Гёте и Пушкина на языке оригинала. 
Но мы украинцы! Мы имеем свое государство, имеем свою культуру и имеем замечательную благозвучный родной язык. Ведь очевидно: говорить на чужом языке, даже если много веков она нам навязывался как родной, — ниже нашего достоинства. 
Поэтому дорогие соотечественники, осознаем свою историческую роль, признаем, что прошлое нас сломало, даже если это очень неприятно, и найдем в себе мудрость, чтобы вернуть себе свое. Мы имеем на это полное моральное право».
 
Отдел мониторинга
КЦ 

Татарские аулы соревнуются в богатстве и трудолюбии

 Татарские аулы  соревнуются в богатстве и трудолюбии
http://dakazan.ru/2010-03-01/mishare-sorevnuyutsya-v-bogatstve-i-trudolyubii/
Говоря о татарских деревнях за пределами Республики Татарстан, сразу вспоминаются деревни Шыгырдан в Чувашии, Средняя Елюзань в Пензе, Озерки в Мордовии. Дорожки в эти деревни хорошо протоптаны, журналисты там часто бывают. Но есть и другие деревни достойные внимания, пусть менее малочисленнее, чем Шыгырдан и Средняя Елюзань, но и здесь татары на зависть всем ведут основательное хозяйство. Деревня Бистян, что расположена в Кузнецком районе Пензенской области – одна из таких. Эта деревня является главным конкурентом Средней Елюзани. Конкурентность относительная, понятно, что в данном случае мишаре соревнуются в богатстве и трудолюбии.
Деревня Бистян основана в 1650 году. Аксакалы же говорят, что ее история восходит к XVI веку. Жители деревни никогда не были крепостными, они занимались рубкой леса. Срубленный русскими и мордовцами для государства лес перетаскивали к берегам реки и переправляли на плотах.
биллбоард в Бустане
- Полное название деревни было Голбостан, - сказал имам деревенской мечети Ислам хазрат Давыдов. – Понятно, почему было такое название. Ведь деревня расположена в живописном местечке. Вокруг густые леса, озера, бесчисленное количество родников. И в самом деле, цветущий сад! В народе стали именовать просто – Бистян. Это название мы приняли. Правда, русский вариант звучит хуже. Говоря «Бестянка», сразу представляешь духов и нечистую силу.
В деревне проживает 1600 человек, насчитывается 552 хозяйства. Есть две мечети и одна большая школа. В советское время мечеть сумели сохранить, и минарет остался на своем месте. Кстати, в Пензенской области сохранить храм Аллаха смогли только в деревнях Средняя Елюзань и Бистян.
- Слава Аллаху, вера наших прадедов была истинной. Мы безгранично благодарны, что они смогли сохранить мечеть, нравственность в деревне, - говорит хазрат. – Старую мечеть наших прадедов рушить не стали, а укрепили основание и рядом со ней построили еще одну. Теперь мечеть с двумя минаретами. Строительство же храма второй махали начали в 1990 году. Уже через год с ее минарета прозвучал первый азан и верующие совершили первый намаз. Строительство велось нашими силами, помощи со стороны не было.
В деревне практически нет человека, который бы не читал намаз и не ходил в мечеть. Женщины и девушки покрывают голову платком.
мусульманские девушки и женщины
Еще один пример в подтверждение тому, что в деревне живут верующие татары – ежегодно около сорока человек отправляются в хадж. Не бабушки и дедушки, а молодежь и жители среднего возраста. Для сравнения: в этом году всего около 500 татарстанцев совершили паломничество к святыням.
мечеть в Бистяне
При мечети действует медресе, здание которой строилось как дом для имама, но он не стал ждать, пока ему построят дом, заложил фундамент самостоятельно. Дом, построенный жителями, отдали под медресе.
- В деревне нет детского сада, но наше медресе работает пять дней в неделю, - говорит воспитатель, учитель Наиля ханум. – Все дети возраста 4-6 лет после обеда приходят в медресе. Всего детей - 20-25. Объясняем им основы ислама, учим молитвам, толкуем их, дети могут отличать халял (дозволенное) от харама (недозволенное). Здесь мы играем вместе с ними, учим стихотворения, рассказываем истории пророков. А если подустали, то настает время угощений. К тому времени, когда заканчиваются занятия у малышей приходят те, кто постарше.
деревенские дети
В деревне никогда не организовывали Сабантуй, празднуют только Гает. Кроме того, в памяти старшего поколения остался праздник Жыен. В этом году деревне Бистян исполняется 360 лет. Именно это мероприятие жители хотят провести, так же как предки организовывали праздник Жыен.
Жители деревни Бестян – мастера в сооружении колодцев. Если жители деревни Средняя Юлюзань всегда торговала мясом, то главное занятие бестянцев – сооружение колодцев. Летом деревня наполовину опустевает, мужчины все отправляются в Москву на заработки. А потом всю зиму живут на заработанные деньги.
- И мой отец, и дед копали колодцы, это ремесло и сегодня кормит нашу семью, да и всю нашу деревню, - рассказывает Исмаил Давыдов. – Сейчас копают колодцы также как и раньше, изменились только материалы. Обычно три человека, сменяя друг друга, копают лопатой яму. Глубина может быть разной, иногда вода появляется на глубине 15-20 метров, а иногда приходится выкапывать до 45 метров. Особого секрета в выборе места для колодца нет. Раньше наши деды проводили по земле веткой ивы, вода бывает еще там, где растет подорожник. Сейчас мы используем показания электродов, но глубину воды знает только сам Аллах. Но вокруг Москвы почва болотистая, поэтому там везде вода.
Колодец
Выкопать колодец можно за 3-4 дня. Раньше внутренность колодца укрепляли срубом, сейчас в основание закладывают бетонные кольца. Каждый весит по 600 кг. В нашей деревне есть 16 автомобилей «КамАЗ», кольца ребята возят из Смоленска. С помощью крана мы опускаем их в котлован, где стоит один из работников и следит за их установкой. Снаружи укрепляем колодец кирпичом, профнастилом или железом. Ведро вешаем на трос или цепь. Один колодец глубиной в 10 метров обходится в 40-50 тыс. рублей с учетом стоимости всех материалов. В течение лета успеваем соорудить около 30 колодцев. В московской области нас все знают, до начала рабочего сезона список заказчиков бывает полон. Колодцы нужны для поливки огородов, кто-то использует воду в питьевых целях. В прошлом году из-за кризиса количество заказов уменьшилось.
Работа тяжелая, но иначе никак. В одно лето похоронили 3-4 молодых человек. Кто-то ломает позвонки, кого-то заваливает землей. Если обваливается грунт, то человек умирает мгновенно, помочь абсолютно невозможно. Извлечь тело из-под завала можно только с помощью работников МЧС. Бывали случаи и отравления газом. Да, деревня зажиточная, только почти в каждом доме или главы семьи нет в живых, или мужчины страдают заболеваниями позвоночника. Татары во все времена были на тяжелой работе: и в шахте они, и лес рубили. Что поделать, видимо удел татар – работа.
По пятницам мы отдыхаем, к этому привыкли даже русские. В этот день мы идем в мечеть, отдыхаем, закупаем еду-халял на неделю. В месяц Рамазан тоже не работаем, постимся. В дни поста тяжело выполнять физическую работу, можно подорвать здоровье.
Как говорится, по труду и плата! Пусть будет достаток и здоровье, да не оставит нас Всевышний!
В домах жителей Бистян созданы условия подобные городским. Живут не хуже городских богачей. Вся бытовая и аудио, видеотехника последней марки. Женский труд облегчен всеми благами цивилизации. Однако, хотя и существует такое чудо как стиральная машина-автомат, женщины полоскать белье предпочитают на роднике. И воду для питья используют только родниковую.
История деревенской школы насчитывает 90 лет. В 2000 году была построено новое кирпичное здание школы. Сегодня здесь обучается 188 человек. Раньше обучение велось на татарском языке, сегодня переживают, что часы татарского языка сокращаются.
- Всего два часа в неделю выделено на татарский язык. Факультативно ведутся занятия по татарскому фольклору. Татарский язык раньше был в 10-11 классах, а сегодня только до девятого, - говорит учитель татарского языка и литературы Венера Денишева. – Как только вышел закон № 309 о национально-региональном окомпоненте, учителя татарского языка Пензенской области написали письмо и ходили к руководству областного управления образования. Ответ был краток: «Есть закон, который надо выполнять». Учебные пособия покупаем в Казани. Конечно, есть разные дети и родители. Приходится слышать сетования, что родной язык не нужен, у него нет перспективы. Спасибо Ислам- хазрату, который ведет разъяснительную работу в медресе и мечетях о надобности изучения татарского языка, объясняет детям о религии на родном языке.
Нас пугают, что в четвертой четверти введут курс «Основы православной культуры». Родители против этого. Писали письма, но чем все закончится известно одному Аллаху.
Особенность деревни Бистян еще в том, что здесь работает Общественный совет. В его состав входят комитеты по делам религии, экологии, сохранения татарского языка и культуры, спорта и здорового образа жизни. Есть, конечно, и официальный сельский Совет, но жители его знать не знают. Не сидят, ожидая решения тех или иных вопросов, они сами хозяева своей жизни. Говорят, идея создания Общественного совета принадлежит Талгат хазрату Таджуддину. Не пускать чужих на свою территорию, совместно решать все вопросы – это те принципы жития в махалле, которые издавна способствовали сохранению татар в деревнях, городах и пригородах.
- Наведение чистоты в деревне и округе мы взяли в свои руки. Организовываем субботники весной, летом и осенью, - говорит Ислам хазрат. – Мы сами приводим в порядок кладбища, красим его ограждения, прокладываем лестницы к роднику, собираем мусор в машины, потом выгружаем в специальные места. С каждого жителя деревни ежемесячно собираем по 10 рублей. Этих денег вполне хватает на ведение хозяйства. Можно сказать, что практически нет человека, который бы не вышел на субботник. Все эти работы организуют мужчины. Самое интересное, глава Кузнецского района издал указ наведения порядка в селах по образцу нашей деревни.
После обеда на каток в центре деревни подъезжают на крутых машинах моделей Lexus, BMW. Народ играет в хоккей, катается на коньках. Дети, молодежь, старшее поколение – все на катке. Разделившись на команды, в поте лица «бьются» клюшками до ночи. Есть приезжие из соседних деревень.
- Слава Аллаху, в деревне не пьют алкогольные напитки. Чтобы зимой жители не скучали, лежа дома на диване, мы устраиваем спортивные состязания, - говорит Равил Шарипзянов. – В школьном спортзале играем в волейбол и баскетбол. Гости из соседних деревень всегда проигрывают, поэтому немного на нас обижаются. Наша команда по волейболу считается самой сильной в районе. Зимой, когда замерзает озеро, используем его в качестве ледовой арены, укрепив его стороны, а само поле освещается, так что и ночью можно играть. Из-за большого количества травм, закупили несколько хоккейных форм. Форма вратаря стоит около 30 тысяч рублей. Но ничего, не скупились, народ играет, вот и привезли формы из Москвы. Для этих целей у нас есть специально созданный фонд. Собранные деньги направляем на покупку спортивного оборудования. Отдельная казна есть у мечети и медресе. Спасибо, мужчины вносят свои деньги, не жадничают для населения деревни.
В деревне много молодежи. Да, есть и те, кто переселяются в город, потому что покупка квартиры дешевле, чем строительство дома. В магазинах Бистян не продаются алкогольные напитки, и это было решением абсолютного большинства жителей деревни и за этим строго следят. Есть Дом культуры, но он практически не функционирует.
В Кузнецком районе Пензенской области есть семь татарских деревень. В деревне Татарские Кынады родился классик татарской литературы Адель Кутуй. Жители деревни Татарские Пэндэлги гордятся Шамилем Усмановым.
В 20 км от Бистян расположена деревня Татарские Кынады. Это большая деревня, насчитывается 772 хозяйства, 2400 человек.
- Через нашу деревню протекает река Канадейка, изучили различные документы, но так и не нашли значение этого слова, - говорит Рауза апа Янгазова, которая более 40 лет проработала учителем в деревенской школе. – В округе есть еще татарские деревни Ялгаше, Дегтярное. Ялгаш описывается в произведении Аделя Кутуя «Неотосланные письма». В деревне Дегтярное с давних времен производили деготь, оттуда и название. А в Кынадах всегда была сильная школа, в одном классе учились по 50 человек. Когда я работала, на 700 учеников было 40 учителей. Сегодня в деревенской школе 240 учеников.
Адель Кутуй
Семья Аделя Кутуя была зажиточной и образованной. Его родители организовали начальную школу в Кынадах и даже планировали открыть в соседней деревне кожевенную фабрику. Но желание дать детям хорошее образование на русском языке было сильное, поэтому переехали сначала в Актюбу, а потом уже в Казань. Начальные классы Адель Кутуй все же закончил в деревне. Сегодня здесь можно найти только дальних родственников писателя.
Школа носит имя не Аделя Кутуя, а героя Чеченской войны Яфарова. Когда встал вопрос, чьим именем назвать школу, мнения разделились, но в результате выиграли сторонники Яфарова. В школе в маленьком кабинете расположен музей памяти Аделя Кутуя, здесь из личных вещей писателя хранятся настольные часы и три чайных ложки, организована фотовыставка.
В деревне есть две мечети, но беспокойство вызывает отсутствие молодых имамов. С нетерпением ожидают возвращения молодого земляка, который в данный момент учится в Каире. В деревне работы нет, кто-то занимается торговлей мяса, кто-то ездит на заработки в Сибирь. Инвестор построил в Кынадах большую коровью ферму, но никто из местных там не работает. Говорят, что работников привозят из соседних русских деревень на автобусах. Пару лет назад в деревне побывала писатель Фаузия Байрамова. Она сделала замечание, что ворота в деревне высокие, и покрашены как у московских русских в черный цвет. К ее замечанию прислушались, ворота теперь так и сияют яркими синими и желтыми цветами.
- Много известных людей родом из Пензенской области. Казанцы иногда посмеиваются, называя иногда нас мишарами, но люди нашего края тоже внесли большой вклад в развитие татарской литературы, культуры, - сказала Рауза апа. – К сожалению, в последние десятилетия не наблюдаем появления новых татарских писателей и поэтов из российских глубинок. Этому есть объяснение – в деревнях прекратилось преподавание татарского языка. Только дети, окончившие татарскую школу, могут мыслить на родном языке, писать романы, стихотворения и драматические произведения на татарском языке.
Деревня Татарские Пэндэлги, в которой родился Шамиль Усманов и литературовед, критик Якуб Агишев имеет богатую историю. Она основана в XVIII веке. Первыми здесь основались богачи Дабердыев и Умряков. Говорят, что сначала деревня носила название Габдрахман, но потом название соседней деревни Русские Пэндэлги перекочевало и к татарам. В середине XIX века жизнь в деревне кипела. Здесь функционировала швейная фабрика, а в 1876 году был открыт завод по производству клея. В то время в деревне насчитывалось более 500 хозяйств, а сама деревня делилась на три махалли, в каждой из которой была мечеть, откуда доносился азан. Но по не понятным причинам постепенно благоденствие в деревне угасло. Там, где когда-то жили знатоки суфизма, даже в одно время провожали людей в последний путь с музыкой. Сегодня в Татарских Пэндэлгях проживает около 300 человек. Есть мечеть, построенная в 1996 году.
Римма Бикмухамметова
“Ирек мәйданы”, № 8, 26.02.2010
Перевела с татарского языка Лениза Мухаметзянова



В Шендерович в программе Осоое мнение на Эхо Москвы. Мигалки, чиновники, Ирина Салье и др

В Шендерович в программе Осоое мнение на Эхо Москвы. Мигалки, чиновники, Ирина Салье и др

http://www.echo.msk.ru/programs/personalno/660960-echo/В.ШЕНДЕРОВИЧ: Добрый вечер.
И.ВОРОБЬЕВА: Ну что, давайте начнем с первой, скажем так, полосы NewsruCom, мне нравится очень там новости читать. Заголовок следует такой: «Обличительница Путина через 10 лет снова обвинила его в махинации». Я так понимаю, что речь идет о бывшем народном депутате России Марине Салье, которая еще в начале 90-х выступала…
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Не через 10. Почти через 20.
И.ВОРОБЬЕВА: Что за история, расскажите.
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Ну, собственно, я здесь ее рассказывал, в этой студии, пару раз. Вообще, в интернете, поскольку мы в 21-м веке живем, для всех желающих - кликните «Салье, Путин, комитет по внешним связям мэрии, коррупция», какие-то ключевые слова, и на вас вывалится доклад депутата Марины Салье: 92-й год, доклад о деятельности господина Путина на этом важном посту и о больших успехах его в смысле торговли редкоземельными металлами по сниженным ценам, в 40 раз заниженным, в обмен на продовольствие, которое так и не поступило, с подставными фирмами, оформленными на какие-то, кстати, немецкие какие-то там, Германия была задействована, контакты. Радистку Кэт рассекретили. В общем, там полный букет. Тут ведь что интересно - что все это известно.
И.ВОРОБЬЕВА: Еще в 92-м году.
В.ШЕНДЕРОВИЧ: В 92-м году был этот доклад. Прокуратура дело закрыла. Ну понятно, это не значит, что Путин вор, но это значит, что есть сведения об этом. И поскольку он не частное лицо с некоторых пор, с некоторых пор очень не частное лицо…
И.ВОРОБЬЕВА: Он и тогда не был частным лицом.
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Да-да, а с некоторых пор ну совсем не частное лицо и даже национальный лидер… то в принципе нации было бы кстати поинтересоваться. Я много раз говорил эту логическую схему, которая мне кажется правильной: из этой ситуации есть два выхода. Первый: прокуратура проводит расследование, и выясняется, что Марина Салье и ее депутатская группа оболгали «наше все» и этого не было. Потому что я видел этот доклад - там документы, подписи, цифры. Это не публицистика.
И.ВОРОБЬЕВА: То есть это не какие-то домыслы.
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Нет, секундочку. Это не публицистика по жанру. Это не то, что вышел я и сказал: «А-а-а…» - «Да пошел ты!» Это цифры, факты, которые надо опровергать. Или, я хотел сказать - уходить в отставку. В принципе, стреляться. Ну, как минимум уходить в отставку немедленно. Ничего третьего быть не может. Либо Марина Салье и выводы этой комиссии лживые, либо Путина оболгали, либо его не оболгали. Если его оболгали, это должно быть установлено. А дело просто не расследуется почему-то. А если его не оболгали, то он должен сесть. Ничего третьего быть не должно. Я еще раз говорю, я за технологию, за процедуру. Вот технология должна быть такая. В любом цивилизованном государстве она была бы именно такой. Появляются сведения, они опубликованы, они давно опубликованы, они почти 20 лет как опубликованы, 18. Страна выбрала незнамо кого, не поинтересовавшись, а что про него известно. Нормально. Нет, может человек внезапно стать лидером нации. Такое бывает. Но поинтересоваться - а что про него известно? А вот, например. Владимир Владимирович, как вы там в Белом Доме? Нельзя сделать вид, что этого нет. Вот я про что говорю. Немедленно это должно быть расследовано. Господин Чайка, господин Бастрыкин…
И.ВОРОБЬЕВА: Несмотря на срок давности - 18 лет.
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Какой там срок давности? Нет, секундочку. Это потом, если выяснится, что он, как сенатор Вавилов, жулик, но просто срок давности прошел, отлично: мы должны знать, что нами руководит жулик, но срок давности прошел. Отлично. Не обязательно сажать. За это, по крайней мере. Есть вещи, по которым срок давности не прошел. Но за это сажать не надо. Но сдать - желательно. Вот я и хочу сказать: не надо делать вид, что этого не было. Ау, это было. Я не имею в виду хищение. Я имею в виду обвинение в хищении. Миллионы долларов, подставные фирмы, это прямо связано с вашим именем, это документы 92-го года, это официальные документ. Товарищи в прокуратуре, товарищи в Следственном комитете, не надо делать вид, что этого не было. Вот я вам тут с Арбата машу ручкой, говорю: это было, эти документы были. Это достаточно серьезно для того, чтобы это расследовать. Это было даже до «Апатита» с Ходорковским, представляете? Лихие 90-е…
И.ВОРОБЬЕВА: Почему 18 лет Марина Салье молчала и вдруг, через 18 лет, опять?
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Марина Салье выступала против избрания Путина, она высказывалась. Последние 10 лет она по понятным причинам ушла из активной политики, как все демократы первой волны, все, кто не занимались редкоземельными металлами, а пытались устроить что-нибудь с демократией здесь, как-то наладить жизнь, все они после того, как этот эксперимент временно прекратился… Вот Марина Салье 10 лет жила в Псковской области частным лицом. Сейчас вот интервью радио «Свобода». Но, повторяю, этот доклад, в независимости от мотивов депутата бывшего Марины Салье, существует, и он нуждается в опровержении или в подтверждении. Сделать вид, что его нет, нельзя. Вот что я хочу сказать.
И.ВОРОБЬЕВА: Давайте тогда перейдем к судебным историям, которые касаются нашей страны, но происходят в Страсбурге. Сегодня состоялись слушания по иску акционеров ЮКОСа, и уже представитель России в суде Георгий Матюшкин заявил, что предъявленные претензии являются необоснованными. Вот вы ждете каких-то позитивных последствий этого суда в Страсбурге, или же что? Вот зачем это все?
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Зачем это все кому?
И.ВОРОБЬЕВА: Для России, для власти.
В.ШЕНДЕРОВИЧ: А для России и для власти - это совершенно две разные истории. Для России это нужно для того, чтобы не было, как в дворовом футболе, «заиграно» - ну, там подыграли, там нарушили правила, ну все-все, мячик катится, играем-играем, пока не стемнело, бежим дальше. Вот чтобы не было как в дворовом футболе - быстренько обрушили первую компанию в Европе, быстренько денежки перевели своим, быстренько сделали Сечина вместо Ходорковского главным нефтяником, по-быстренькому, а дальше говорим: «Не-не, все это давно было, не трогайте. У нас тут свой дворик, мы тут играем». Не свой дворик. Дворик не свой. Дворик уже не свой. Глобализация, знаете ли. Россия - член Большой Восьмерки. Так может вести себя Мугабе, который не входит в Большую Восьмерку. Член Большой Восьмерки - элита вписана очень сильно, экономика вписана очень сильно. Мы зависим от доллара, от западной экономики. С некоторых пор зависим и от Страсбурга. Вдруг, когда выяснилось, что Россия будет брать взаймы снова, вдруг прорезалось большое понимание необходимости правового государства, вдруг решения Страсбурга, говорит Верховный суд, обязательны для выполнения. Как-то так это связалось. Поэтому сделать вид, что это заиграно, не получится. Это важная история - каким образом банкротили и разрушали крупнейшую компанию российскую, которая была реальным национальным достоянием, между нами говоря.
И.ВОРОБЬЕВА: В случае, если Страсбург не встанет на сторону России, это как-то может повлиять на второе уголовное дело?
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Не знаю. Это к юристам.
И.ВОРОБЬЕВА: Я имею в виду, политически.
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Политически, конечно, все влияет на все здесь. Это очень крупная история и очень серьезная история, и она не одна. Там назрело много цветков, распускается сейчас. Конечно, все это влияет. Но само по себе второе дело, которому год как раз исполнился, это очень интересный сюжет, конечно. Потому что отличие от первого дела очевидно. Первое дело происходило в самый разгар, в путинском «морозильнике», в самый разгар крепкой путинской эпохи, 2004-2005гг. «Мюнхенской речи» еще не было, но она уже зрела. То есть мы клали на них на всех - Страсбург, фигасбург, мы в гробу это все видели. Баррель рос, рабы торчали от хозяина, и все было хорошо. Сейчас немножко другая политическая ситуация, и за то время, пока идет этот второй процесс, климат изменился немножко. Я не имею в виду глобальное потепление…
И.ВОРОБЬЕВА: Все-таки вы имеете в виду это жуткое слово «оттепель»?
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Нет, не жуткое слово «оттепель», но тысячи людей в 2004-2005гг. неполитизированных не выходили на улицы, не сажали ментов, не отправляли в отставку генералов. Власть, которая не является единой сейчас, там несколько центров власти, даже не два, я думаю, а там полифония, мягко скажем, там дергаются, там все чувствуют, что такого ледяного единства нет. Эта Снежная Королева немножечко подсдохла, хотя еще у власти. В этом смысле результат второго процесса неочевиден, совершенно не очевиден. И там обоюдоострая сейчас история происходит. И, конечно, сейчас все на довольно тоненького, как мне кажется. Что касается судьбы второго процесса. А что касается Страсбурга, то там, знаете ли, юристы, там, знаете ли, документы.
И.ВОРОБЬЕВА: Там, знаете ли, правосудие.
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Там, знаете ли, правосудие. И им, в общем, в некотором смысле по барабану, что там скажет Матюшкин. У них есть законы. Если это по их юрисдикции, они будут судить. Не по их - не будут судить. И мнение Матюшкина здесь… То есть важно, что он высунулся, и его начальство поставило галочку, что он правильные слова сказал. Молодец Матюшкин. Страсбургу это как-то все равно.
И.ВОРОБЬЕВА: Оставаясь в судебных историях - напомню, что это особое мнение Виктора Шендеровича, пока не отвечаем на вопросы слушателей, потому что у меня самой, честно говоря, очень много вопросов к Виктору… Оставаясь в судебных историях, вот история ученого Игоря Сутягина, который был осужден за шпионаж - не освободили по условно-досрочному…
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Да, 1 марта в Архангельск ездили Алексей Кириллович Симонов, Людмила Михайловна Алексеева, они выступали на суде, их выслушали и отказали физику Сутягину в освобождении после 10-ти лет, проведенных в неволе. Он осужден на 15. Он не исправился, не встал на путь исправления и плохо содержит тумбочку.
И.ВОРОБЬЕВА: Да, вот взыскание такое.
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Плохо содержит тумбочку. Вы помните, что Ходорковский не освоил профессию швеи-мотористки, а Сутягин плохо содержит тумбочку. Не все точно знают, почему он шпион. Он шпион, потому что своему американскому аспиранту (он физик, Сутягин), физику, по проблематике его работы он давал читать документы. Документы эти все, как выяснилось на суде, на том суде, на котором его сажали, открытые. Они все опубликованы, в том числе главное, что ему вменяется, опубликовано просто в Договоре по стратегическим наступательным вооружениям. То есть Рейган это подписал, но это является государственной тайной Российской Федерации, за которую Сутягин…
И.ВОРОБЬЕВА: Все знали, но…
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Да, Рейган знал, он подписывал это. Но, тем не менее. Вот за эти открытые источники Сутягин, который сам рассказывал об этом работникам ФСБ, он сам рассказывал, какими источниками он пользовался, он был убежден, что после того, как он это расскажет, это недоразумение будет исчерпано… там есть очень интересный личный фактор, который связан не с Сутягиным: дело в том, что когда Сутягина брали за это липовое дело и когда шили это липовое дело, ФСБ руководил лично Владимир Владимирович.
И.ВОРОБЬЕВА: Это был 99-й год.
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Да-да. Стало быть, если сейчас выяснится, что Сутягин 10 лет сидел ни за что, если вообще выяснится, что он невиновен, то это означает личную пощечину тому главе ФСБ, который шил это дело.
И.ВОРОБЬЕВА: Но условно-досрочное же не означает невиновность.
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Но даже этого не смогли. Вот и я говорю: ну ладно, хорошо, нельзя было, в 2004 году судья Комарова не могла отпустить Сутягина, потому что не могла, потому что выяснилось бы, что Путин, собственно говоря… путинцы шили дело лично, но сейчас-то опустить нет, не могут…
И.ВОРОБЬЕВА: Таких людей у нас не отпускают в стране, я так понимаю?
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Нет, вот убийцу Евлоева отпустили. Вот это к вопросу о классово близких. Вот тут два года… Во-первых, выяснили, что это было убийство по неосторожности. Ну просто задержали человека, и мент в машине, милиционер случайно выстрелил оппозиционеру в голову. Это бывает с милиционерами. И они за это получают два года поселения. И выясняется, что он хорошо себя вел - тумбочку, наверное, содержал в полном порядке. И он будет на свободе. Я уже говорил, кадровые и судебные решения, в том числе такого рода решения - вот таким образом власть разговаривает с чиновниками. Чиновники понимают этот язык. Ведь не надо непременно так вот выступить и сказать: «Мочи оппозиционеров, а этих не трогай». Нет, зачем. Вот Сутягин будет сидеть - за то, что он давал аспиранту читать в частности газету «Красная звезда», речь Горбачева в газете «Красная звезда» было среди того, что рассекретил Сутягин своему американскому аспиранту. Он будет сидеть второй десяток лет. А убийца выйдет на свободу, потому что хорошо содержал тумбочку и очень хорошие отзывы, который «случайно» выстрелил в голову задержанному. Вот таким образом власть говорит, и все понимают, что можно, что нельзя. Значит, можно выстрелить в голову оппозиционеру, и тебя отпустят через два года. Ну, там будут у тебя небольшие неприятности, но в принципе все будет с тобой хорошо. Это вот там дана отмашка, вот таким решениям дана отмашка: ребят, не бойтесь, со своими все будет хорошо.
И.ВОРОБЬЕВА: О том, что можно, что нельзя. Вопросы, которые задают вам наши слушатели, да и мне тоже интересно. Эта страшная авария на Ленинском проспекте, которая произошла неделю назад в Москве - погибли две женщины, которые ехали в машине «Ситроен». Столкновение произошло с черным «Мерседесом», в котором находился вице-президент компании «Лукойл» Анатолий Барков. Наши слушатели спрашивают: «На ваш взгляд, есть ли шансы у семей этих погибших женщин добиться справедливости по этому делу?» Потому что дело действительно странное. Вдруг пропали все записи с видеокамер, и совершенно непонятно, как будет расследоваться это дело.
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Ну, в продолжение разговора о равенстве перед законом и о тех сигналах, которые посылаются. Очередной внятный сигнал: «Ребята, если вы свои, если вы в этих мерседесах и в этой структуре, если ты из ЛУКОЙЛа, а не из ЮКОСа, зашибись - ты можешь ездить по встречной полосе, убивать людей, выезжать на встречку. Потом будут пропадать записи, потом будут исчезать свидетели. Потом будет все что угодно. Своих в обиду не дадим». Есть ли у них шансы? Есть, как ни странно. Потому что мне кажется, что эта тема начальственного хамства - в каком-то смысле это как с Евсюковым. То есть уже есть понятие последней капли. Вот как Евсюков стал последней каплей в огромной череде милицейского беспредела. Вот чего-то не хватало в этой истории с Евсюковым, чтобы гиря до полу дошла. Мне кажется, она уже доходит в этой истории с пупырями, с мигалками, с этими специальными людьми. Знаете, на суде с Абельцевым с гордостью его представитель сказал, что он «спецсубъект».
И.ВОРОБЬЕВА: Почему спецсубъект? Он же депутат.
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Она сказала - спецсубъект. Это цитата. Спецсубъект права вот такой. Все животные равны, некоторые равнее. Я вообще за время суда начал уже склоняться к тому, что он скорее растение. Не-не.
И.ВОРОБЬЕВА: Как суд-то, кстати?
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Суд закончился второй. Он закончился тем, что дело было прекращено, я говорил уже об этом, потому что выяснилось, что его заявления не было. Дело в том, что спецсубъект даже не смог грамотно написать заявление, потом написал второе, а меня судили по первому, а он написал второе - выяснилось, что там бюрократическое недоразумение, и дело прекратили. Будет, видимо, третье. Неважно. В данном случае неважно. Важно, что спецсубъекты. И вот я думаю, что в случае с этим Барковым и с ЛУКОЙЛом количество может перейти в качество. Шанс есть. Надо этим заниматься. Не только родственникам пострадавших, погибших - надо всем этим заниматься.
И.ВОРОБЬЕВА: Вот всем этим заниматься - смотрите, мы каждый раз в программах говорим о милицейском беспределе, о том, что погибают люди, о том, как с этим бороться. Ну что, людям на митинги выходить? Что делать? Вот в субботу будет митинг по поводу милицейского беспредела, на Триумфальной площади в два часа. Вот после этого людей опять побьют. И что?
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Это зависит от того, сколько людей придет, во-первых. Придет много - не побьют. А побьют как раз, если придет мало. Причем побьют не только тех, кто придет. Это же отложенный штраф.
И.ВОРОБЬЕВА: То есть еще и журналистов и всех остальных.
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Почему? Если сейчас из ментов не сделать милицию, то потом те, кто не придет на митинг, их будут тоже метелить. Просто так, отложенным штрафом. Естественно. Значит, либо мы будем из ментов, как Мичурин, постепенно выводить милиционеров. Я уже говорил, английский полицейский тоже не всегда был с таким лицом, с каким он сейчас. А у них сейчас лицо такого аспиранта или профессора. Это такой физически развитый интеллигентный человек, английский полицейский. Читайте Диккенса. Английский полицейский вовсе не всегда был таким. Это эволюция. Его таким выводили. Это длинный процесс эволюционный. Надо этот процесс начинать. Значит, выйдем в достаточном количестве, настоим на том, что мы не хотим с ментами, а хотим с милиционерами - глядишь, что-то изменится. А не выйдем, ну, значит, по одиночке потом отметелят.
И.ВОРОБЬЕВА: А то, что делает Медведев - говорит о необходимости реформы, о том, почему он это все решил делать… Что, сверху это невозможно?
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Нет, это возможно, и очень даже возможно. И в России от Александра II до Горбачева мы видели, как это возможно по-разному. Но, в любом случае, язык руководителя страны - это язык внятных поступков, это язык в том числе кадровых решений. Значит, пока есть Нургалиев, не надо говорить о реформе МВД. Вот и все. Снимите Нургалиева… Точно так же, как разговаривать о свободе. Свобода лучше, чем несвобода - это я понимаю. Горбачев отпустил Сахарова. Что сделал Медведев?
И.ВОРОБЬЕВА: Хороший вопрос. И на вопросы уже наших слушателей к Виктору постараемся мы ответить во второй части программы. Буквально через несколько минут вернемся. Напоминаю, что вопросы вы можете присылать на номер +7 985 970 4545. Это наш пейджер. И идет видеотрансляция на сайте echo.msk.ru. «Особое мнение», мы вернемся в эту студию.
НОВОСТИ
И.ВОРОБЬЕВА: Продолжаем «Особое мнение» с Виктором Шендеровичем и переходим к вопросам, которые присылают наши слушатели. Кирилл из Донецка пишет: «Виктор Анатольевич, недавно было 15 лет со дня убийства Владислава Листьева. Как вы к нему относились? Считали ли вы его своим коллегой?» и что-нибудь просит про Листьева рассказать.
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Ну, Листьев был замечательным журналистом, одним из лиц нового времени. Вот тот «Взгляд» - те, кто помнят, те не забудут. Жизнь останавливалась. Вечером в пятницу все… Это нельзя было пропустить, потому что это были отсечки, по которым менялось время. Мы понимали: вот за неделю вот еще что, вот еще как сдвинулось - вот это было нельзя, уже можно, вот про это было нельзя, уже можно. И так раз в неделю. В этом смысле эти отсечки были очень внятные. Вот тогда он появился. Очень по-разному сложились судьбы тех мальчиков, которые тогда были во «Взгляде». И это тоже такая поучительная история. Вот эта четверка: их судьбы - это просто «Однажды в Америке», такая очень точная диагностика времени, кто где оказался и сложились… и даже вот погибший… Я про «Однажды в Америке» - про этот сюжет, про этот архетип.
И.ВОРОБЬЕВА: Да, я поняла.
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Листьев был замечательным, прирожденным телевизионщиком - обаятельным, точным. Его убили, безусловно, не как журналиста, а как бизнесмена, человека, который… То есть там несколько версий, и у меня нету никакого знания, и я даже не могу сказать своего ощущения, за что именно его убили, но ясно, что это была гибель именно человека, вошедшего в бизнес. В том числе, скорее всего, с большой вероятностью это телевизионный бизнес - когда появилась реклама в телевидении. Важно, что это дело не раскрыто. Это было первое, это был шок.
И.ВОРОБЬЕВА: Вот многие говорят, что убийство Листьева повернуло всю ситуацию, весь ход истории некоторым образом. Все поменялось.
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Не думаю, что оно повернуло, но то, что это был психологический поворот очень серьезный, то есть мы это ощутили, как драматургическая некая точка была - да. Наверное, да. Может быть, это уже такое ретроспективно зрение. Мы же тогда не знали, что началась уже Чеченская война только-только. Да, это еще совпало. За неделю до убийства Листьева впервые по российскому телевидению показали фашиста, который угрожал. Веденкин его была фамилия. Он угрожал расправой Ковалеву и другим из телевидения. Так совпало. Я очень хорошо помню ту неделю. Вот этот нарастающий вал Чеченской войны, легальный фашист в российском эфире (потом-то мы их насмотрелись), не намалевавший свастику на стене ночью, а вот так, призывающий к убийству, и смерть Листьева. Это был психологический перелом, безусловно.
И.ВОРОБЬЕВА: Вернемся к нынешнему времени. И хочу спросить у вас про отношения двух стран - Россия и Грузия. Сегодня Россия вновь обвинила Грузию и уже по трем новым статьям в деле о геноциде в Южной Осетии. Я, честно говоря, даже не хочу вдаваться в детали, поскольку тут перечислены три статьи УК РФ по поводу полученных доказательств и так далее. Что, России не хочется наладить отношения? Ей хочется что сделать с Грузией? Вот все новые и новые обвинения.
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Нет, при чем тут Россия? Есть администрация, есть машина административная, есть люди, которые знают, за что они просверлят новые дырочки в погонах или получат какие-то повышения, а за что их погонят, и действуют в соответствии с этим. Интересы России здесь под углом в 180 градусов находятся, с моей точки зрения. Каким образом российские законы имеют отношение к тому, что произошло в Осетии Южной, понятия не имею. Это для юристов. Что касается сути дела, то когда-то я сразу сказал свою позицию: мне кажется, что господин Саакашвили вместе с господином Путиным должны сидеть на одной лавочке на окраине Гааги в районе Шевенинген в суде под портретом Милошевича. Там рядом можно повесить портрет Геринга, который сравнивал с землей Гернику. И так далее. Там много портретов. Вот это бомбометание по жилым районам, по людям - нация этих людей меня, честно говоря, интересует не очень, и нация людей, которые бомбили, и нация людей, по которым бомбили, по людям - по женщинам, старикам, детям, мужчинам, неважно, по людям из оружия массового поражения. Вот там, в районе Геринга, Милошевича они должны сидеть все - Саакашвили, Путин. Каждый за свое. России нынешней в грузинской истории молчать бы в тряпочку. Потому что они делали ровно то же самое. И это было так выразительно, что потом кадры разрушений в грузинских селах показывали по российскому телевидению и говорили, что это осетинские села, как вы помните.
И.ВОРОБЬЕВА: Были такие истории.
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Да. Так что России бы молчать, вот ведь что интересно. Такого рода обвинения должны быть, и, я надеюсь, что когда-нибудь… крот истории роет медленно, как предупреждал Карл Маркс, но роет, и я надеюсь, что когда-нибудь… но не нам открывать про это рот.
И.ВОРОБЬЕВА: То есть все эти обвинения должны быть не по Уголовному Кодексу РФ, а наоборот, по каким-то международным нормам и той, и другой стороне.
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Ну, как минимум Российская Федерация тут просто ни при чем, потому что это было бомбометание по территории Грузии юридически. Это совершенно не влияет на мою оценку нравственную того, что сделал Саакашвили, но надо просто здравый смысл иметь. При чем тут УК РФ?
И.ВОРОБЬЕВА: Еще к нынешним событиям хочу обратиться и спросить вас про наших прекрасных оппозиционеров российских.
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Разной степени прекрасности.
И.ВОРОБЬЕВА: Ну действительно, странные разборки. Вот смотрите, коммунисты решили в ходе организации акции протеста отмежеваться от таких оппозиционных движений, как «Солидарность», ОГФ и «Национально-демократический союз» Касьянова. Это все одна история. Но при этом лидер «Солидарности» Борис Немцов сразу же высказался и сказал, что федеральное руководство КПРФ таким образом выполняет волю Кремля. Доколе гавкаться-то будут наши оппозиционеры?
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Ну, гавкаться будут, видимо, «до самыя смерти», как говорил протопоп Аввакум жене. Но что касается коммунистов, то это совершенно блистательная логика, разумеется. Ну, дай им бог здоровья, Геннадию Андреевичу. Большого ума люди.
И.ВОРОБЬЕВА: Вот смотрите, дизайнер из Санкт-Петербурга спрашивает, он задавал этот вопрос Константину Ремчукову: «Нет ли у вас, Виктор, ощущения, что общественное мнение в последнее время действительно начинает худо-бедно влиять на власть и ее решения? Как думаете, к чему этот вопрос приведет - к возникновению гражданского общества или к массовым репрессиям?»
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Как у Горина, да? Сначала намечались торжества, потом аресты, потом решили совместить. У него в «Мюнхгаузене» такое было. Ведь гражданское общество не щелчком возникает. Это не как лампочка - не горела, а потом включили, и загорелась. Это такой длинный процесс. Гражданское общество - это и работа журналистов, и люди, выходящие на улицу, и люди, читающие газеты и слушающие радио и что-то думающие. Это очень разнообразное, такое муравьиное движение. Поэтому думаю, что гражданское общество… Это нельзя показать гражданским обществом, это пока рефлексивное движение. Вот когда люди выходят на улицу, как в Финляндии они выходят после убийства Политковской, и их выводит не гражданское чувство, а голодуха, это еще не гражданское общество. Гражданское общество - когда каким-то образом в голове начнут связываться явления и люди начнут вести себя как граждане, а не как население.
И.ВОРОБЬЕВА: Осталось полторы минуты до конца программы. Совсем забыла, очень хочу спросить про требования Дмитрия Медведева отставки лиц, которые, по его мнению, ответственны за провал российской сборной в Ванкувере. Имеются в виду господин Мутко и господин Тягачев. Неужели вот эти чиновники действительно должны уволиться после того, как все это случилось?
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Что значит «должны»? Никому они ничего не должны. В конце концов, Тягачев - тренер по горным лыжам Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Но, видимо, каким-то образом тоже количество перешло в качество. Я сейчас не говорю о том, что в Тягачеве проснулась совесть - что не засыпало, то и не проснется. Чего нет, того и не будет. Но, видимо, вот как-то нашли какие-то доводы для него, для этого удивительного человека.
И.ВОРОБЬЕВА: Ну а Дмитрий Медведев, который потребовал, у нас спрашивает студент из Москвы, это скорее политический ход или искреннее желание наказать виновных?
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Да ну какое там искреннее желание? Есть ощущение общественного недовольства, и всякий политик присосеживается к общественному недовольству.
И.ВОРОБЬЕВА: На волну встает?
В.ШЕНДЕРОВИЧ: На волну. Лучше всех серфингом этим занимается Жириновский. Он первый серфингист у нас.
И.ВОРОБЬЕВА: Он, кстати, пообещал готовить наших спортсменов к Сочи.
В.ШЕНДЕРОВИЧ: А то! Кто ж лучше подготовит? Конечно, он. Слушайте, бобслей! Да, это вы меня обрадовали. Я бы хотел, чтобы Жириновский стал председателем Олимпийского комитета к Сочи.
И.ВОРОБЬЕВА: Да?
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Да. Это обеспечило бы меня работой на остаток дней.
И.ВОРОБЬЕВА: Ну что ж, будем надеяться, что так оно и случится. Спасибо большое. это было особое мнение Виктора Шендеровича.
В.ШЕНДЕРОВИЧ: Счастливо.
И.ВОРОБЬЕВА: И благодарю вас, наши уважаемые радиослушатели, за то, что вы участвовали в этой программе. До свидания.