ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

воскресенье, 7 декабря 2008 г.

Ислам и женщина Равенство женщины и мужчины.

 Ислам и женщина 

Равенство женщины и мужчины.

http://shianet.ru/articles/islam_i_zhenshhina/zhenshhina_v_islame/
Религия Ислам утверждает, что женщина также как и мужчина обладает волей, свободой действием и духовностью, а также считает её способной достичь истинного совершенство и счастья. Коран женщину ставит на одном ряду с мужчиной и обращается к обоим на одном уровне.  

Ислам этими утверждениями уничтожил идеологию и убеждения искажённых религий о том, что женщина является зависимым существом и находится на низком положение по сравнению с мужчиной.  

Священный Коран со всей ясностью объявил, что женщина и мужчина произошли из одной сущности и были созданы из единой души, и женщина является поводом спокойствия и покоя мужчины: “Он – Тот, Кто сотворил вас из единой души и сделал из нее супругу, чтобы успокаиваться у неё“[1]. 

Подле Всемогущего Аллаха женщина и мужчина обладают единым рангом, и никто из этих двух сам по себе не превосходит другого. Ни один мужчина не превосходит женщину и ни одна женщина не превосходит мужчину (т.е. род не может быть поводом для превосходства одного над другим). Поводом превосходства одного над другим является только вера и благочестие. Как гласит священный Коран: 

“ يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا إِنَّ أَكْرَمَكُمْ عِندَ اللَّهِ أَتْقَاكُمْ “ 

“O люди! Мы coздaли вac мyжчинoй и жeнщинoй и cдeлaли вac нapoдaми и плeмeнaми, чтoбы вы знaли дpyг дpyгa. Beдь caмый блaгopoдный из вac пpeд Aллaxoм — caмый блaгoчecтивый.“[2]  

В религиозных заповедях и обязанностях, между женщиной и мужчиной существуют определенные различия, однако эти различия основы на физиологической структуре женщины. Разделение обязанностей и ответственностей между мужчиной и женщины наилучшем образом ясны и понятны. Религия Ислам желает довести женщину до индивидуального и общественного счастья, а не ввергнуть её в дискриминацию и несправедливость, как это делают другие религиозные конфесии. 

В книгах Евангелие и Тора, которые обладают огромным количеством последователей, женщина с точке зрения творения и создания упоминается как низкое и не равное существо по сравнению с мужчиной.  

Например, в Торе про создание Евы (Хавва) говорится: 

“И навел Господь Бог на человека (Адам) крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену (Еву), и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]“. (Бытие 2:21-23) 

А также в Евангелие говорится, что когда Господь увидел Адама одиноким, то сказал: “Не хорошо если он будет один“. Затем ниспослал на него крепкий сон, взял одно из ребер его и закрыл то место плотью, и создал из этого ребра Еву, и сделал её женой Адама. 

Библия утверждает, что женщина стала поводом изгнания Адама из Рая. 

В Библии говорится, что Ева в садах Эдемах стала поводом обмана и заблуждения Адама. 

“И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел“. (Бытие 3:6) 

Далее в этой же главе говорится, что Господь у Адама спросил: “Я же запретил питаться из этого дерева, зачем поел?“ 

Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. (Бытие 3:12)  

А также там говорится. 

“И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление“. (1-е Тимофею 2:14)  

  Толкователь священного писания и руководитель церкви эти предложения, таким образом, комментирует: “Женщина стала поводом несчастий человечества, иначе все люди находились бы вечно в Раю, поэтому на неё смотрят с презренностью“.[3]  

Священник Тутулийан в книги, которою написал, женщину описывает как вратами Сатаны, нарушителем, отказывающимся от подчинения Господним заповедям и уничтожающим человека.[4]  

Эти и подобные истории, которые были приведены в Евангелие и Торе относящихся к женщине свидетельствует о том, что положение женщины ниже, чем у мужчины и что она является презренным существом.[5]  

Однако Священный Коран отвергает эти утверждения и считает, что женщина с точке зрения сотворения, подобно мужчине и обладает единым положением, и ни один из них не превосходит другого и поводом изгнания Адама из Рая не была Ева, они были оба в этом виновны.  

Священный Коран по этому поводу гласит: 

“يَا أَيُّهَا النَّاسُ اتَّقُواْ رَبَّكُمُ الَّذِي خَلَقَكُم مِّن نَّفْسٍ وَاحِدَةٍ وَخَلَقَ مِنْهَا زَوْجَهَا وَبَثَّ مِنْهُمَا رِجَالاً كَثِيرًا وَنِسَاء“ 

“O люди! Бoйтecь вaшeгo Гocпoдa, кoтopый coтвopил вac из oднoй дyши и coтвopил из нee пapy eй, a oт ниx pacпpocтpaнил мнoгo мyжчин и жeнщин“. 

“فَوَسْوَسَ لَهُمَا الشَّيْطَانُ “ 

“И нaшeптaл им (обоям) caтaнa“.[6] 

“فَأَزَلَّهُمَا الشَّيْطَانُ عَنْهَا فَأَخْرَجَهُمَا مِمَّا كَانَا فِيهِ “ 

“Но по наущению шайтана они (Адам и Ева) совершили грех в раю и были вынуждены покинуть его“.[7] 

“قَالاَ رَبَّنَا ظَلَمْنَا أَنفُسَنَا وَإِن لَّمْ تَغْفِرْ لَنَا وَتَرْحَمْنَا لَنَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ “ 

“Они сказали (Адам и Ева) «Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон».[8] (Господь их обоих простил) 

“ وَمَن يَعْمَلْ مِنَ الصَّالِحَاتَ مِن ذَكَرٍ أَوْ أُنثَى وَهُوَ مُؤْمِنٌ فَأُوْلَـئِكَ يَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ وَلاَ يُظْلَمُونَ نَقِيرًا “ 

“А те, кто совершает добро, будь то мужчина или женщина, если они к тому же верующие, войдут в рай, и не будут они обижены ни на бороздку финиковой косточки“.[9] 

“ أَنِّي لاَ أُضِيعُ عَمَلَ عَامِلٍ مِّنكُم مِّن ذَكَرٍ أَوْ أُنثَى بَعْضُكُم مِّن بَعْضٍ “ 

“Воистину, Я не пренебрегу ни одним деянием, свершенным кем-либо из вас, мужчиной или женщиной, [ведь] одни из вас [происходят] от других“.[10] 
Коран и права женщины.

Священный Коран по поводу прав женщин гласит: 

“وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ فَإِن كَرِهْتُمُوهُنَّ فَعَسَى أَن تَكْرَهُواْ شَيْئًا وَيَجْعَلَ اللّهُ فِيهِ خَيْرًا كَثِيرًا “ 

“О вы, которые уверовали! Обращайтесь с вашими женщинами хорошо и достойно. Если же они неприятны вам, то ведь может быть так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое“.[11] 

Некоторые толкователи Корана утверждают что выражение “Обращайтесь с вашими женщинами хорошо и достойно“, не относится только лишь к семенным отношениям. Некоторые фанатичные люди могут внушать мужчинам, что он не может с женщиной работать в одной организации или что женщина не должна участвовать в общественных делах. Однако священный Коран по этому поводу гласит, что эти фанатичные и невежественные традиции пора оставить в сторону. Ели даже и мужчине не нравится, что женщина как мужчина, участвует в обществе, политике, медицине, культуре и преподавательстве, то он должен к этому проявлять терпение, быть может, в этом существует огромное благо и польза, но они этого не знают. 

Так что из выше сказанного можно сделать вывод, что женщина, так же как и мужчина имеет полное право участвовать и трудится в общественных делах и вкладывать свои заслуги в общественное и индивидуальное благополучие. 

Когда возник Ислам, женщина[12] находилась в угнетённом и несчастном положение. 

Ислам призвал мужчин к уважению и почёту женщин и назвал это творение достойным и почётным перед Законом и обществом, и рекомендовал мужчинам одарять их добротой, дарами, и к соблюдению их спокойствия и покоя в семейных делах. Ислам с установлением калыма и расходов на нужды жены практически одарил женщину материальной независимостью. Быть может до установление этих законов, женщина даже не могла этого себе представить. 

Ислам восстановил экономические, общественные, судебные, политические и все другие права женщин, которые раньше относились только к мужчинам и создал равенство и справедливость для них. Далее будет представлено вашему вниманию некоторые из этих прав. 
1. Экономическое право.

Основное экономическое право, которое было дано женщине, состоит из право собственности, наследование и калыма (приданное).  

На протяжении истории большинство женщин не имели право на собственность, скорей всего на неё смотрели как на собственность и вещь других, а также она была полностью лишена своего наследства, но если она даже его получала, то не имела права на его расходование. До прихода Ислама на аравийском полуострове женщине не выдавали калым, только некоторые племена, что-то подобное давали женщине, однако это не был калым, а больше всего было похоже на покупку. За женщину выдавали определённую сумму, и она становилась его собственностью. Однако с приходом Ислама, эти обычаи были искоренены и тот, кто брал себе кого-то в жёны, должен был выдать ей калым, что если женщина потеряет мужа или с ним разойдется, могла иметь определённое имущество чтобы расходовать на свои нужды. 

Священный Коран по этому поводу гласит: 

“Myжчинaм — дoля из тoгo, чтo oни пpиoбpeли, a жeнщинaм — дoля из тoгo, чтo oни пpиoбpeли“.[13] 

“Kaждoмy Mы cдeлaли нacлeдникoв в тoм, чтo ocтaвили poдитeли и близкиe“.[14] 

“Даруйте женам их махр (калым)“.[15] 
2. Политические права.

Политические права является наиважнейшим правом человека, потому что с помощью него человек может производить эффект на судьбу своих политических, общественных и экономических прав. А так же может участвовать в исполнение законов и их изменений и следить за тем, чтобы лидеры и руководители государства не злоупотребляли и не уклонялись в исполнение этих законов. Основные политические права, которые Ислам вернул женщине, состоят из право выборов, участвовать в общественных делах, политике и дипломатических вопросах. Ислам четырнадцать веков тому назад, когда женщину не считали даже человеком и имением ребёнка женского пола, считалось позором, и обращались с ней как с рабыней, одарил её независимостью и политическим правам.  
3. Права замужества.

Ислам женщине дал права самой избрать для себя мужа. Это права свидетельствует о независимости и свободе человека. На протяжение истории женщина была лишена этого права, однако Ислам позволил ей самой избрать для себя пару, но если она посчитает кого-то не достойным для своего брака то имеет полное право не выходить за него замуж и если прочитают никах (формула для заключение брака) без её согласия то этот брак будет считаться не действительным. Однако в Исламе также существует, что для женщины (девственницы) для заключения брака необходимо иметь согласия отца.[16] Ислам дал это права отцу по той причине, чтобы простая, молодая и не опытная девушка не была обманута мужчиной. 

По мимо того, что при заключения брака, необходимо иметь согласие женщины, она также является основным установщиком своих условий, а мужчина является соглашателем, и это свидетельствует о большом праве и свободе женщины. 
4. Судебное права.

Одним из главных общественных женских прав является судебное права. Женщина, как и мужчина, имеет полное права обратится к судье за решением своих проблем, например, она может предъявить иск и жалобу против своего мужа, отца или иных лиц, если они попрали её права. Таким образом, судья обязан вынести соответствующие решение, для восстановление её прав. Следует обратить внимание на то, что эти законы Исламом были установлены четырнадцать веков тому назад, тогда когда женщина не имела подобных прав. 

Помимо того, что было сказано, женщина в Исламе обладает также другими правами, которые подробно изложены в специальных книгах.  
Хиджаб.
Что означает хиджаб в словарном значение.

Слово “хиджаб“ является арабским словом и обладает разным смыслом. Однако основным значением этого слова является покрывание и покрытие. 

Слово “хиджаб“ в религиозном термине означает покрытие всего женского тела кроме рук (т.е. от запястий до кончиков пальцев можно не покрывать) и лица покрывалом или чадрой. Однако здесь нужно отметить покрывание женского тела не обязательно только чадрой, это можно сделать и любой другой женской одеждой, только так, чтобы эта одежда не была облегающей. Например, голову можно покрыть платком, а тело плащом, вуалью и т.д.  

Хиджаб является самой достойной и подходящей одеждой для женщины, чтобы те части тела, которые возбуждает мужчин, были покрыты, и это установлено для того, чтобы ценность и уважение женщины, было сохранено, и чтобы противоположный пол не ввергать в разврат и распутство.  
Соблюдение “хиджаба“ является шариатской обязанностью женщин.

Покрывание женщин предписано шариатом, по ниже следующим аргументам. 

1. Разум; 2. Единогласие; 3. Коран; 4. Хадисы; 
1. Разум (акль)

Не соблюдение хиджаба приводит к разному разврату, а также становится поводом для разрыва семейных отношений и общество ввергает в разврат, однако разум гласит, что устранение разврата необходимо.[17]  
2. Единогласие 

Разные исламские течение и секты в некоторых вопросах имеют разногласие друг и другом, однако в таких вопросах как намаз, пост, хадж и хиджаб единогласны друг с другом. Мусульманки со времён Пророка Ислама (да благословит его Аллах и род его) и по сей день, соблюдали хиджаб. Поэтому соблюдение хиджаба необходимо в религии…[18]  
3. Коран.

وَقُل لِّلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَى جُيُوبِهِنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ أَوْ آبَائِهِنَّ أَوْ آبَاء بُعُولَتِهِنَّ أَوْ أَبْنَائِهِنَّ أَوْ أَبْنَاء بُعُولَتِهِنَّ أَوْ إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي أَخَوَاتِهِنَّ أَوْ نِسَائِهِنَّ أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُنَّ أَوِ التَّابِعِينَ غَيْرِ أُوْلِي الْإِرْبَةِ مِنَ الرِّجَالِ أَوِ الطِّفْلِ الَّذِينَ لَمْ يَظْهَرُوا عَلَى عَوْرَاتِ النِّسَاء وَلَا يَضْرِبْنَ بِأَرْجُلِهِنَّ لِيُعْلَمَ مَا يُخْفِينَ مِن زِينَتِهِنَّ 

“Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей… и пусть не бьют cвoими нoгaми, так чтобы стали видны скрываемые их красоты“.[19]  

В этом аяте в первую очередь говорится о том, чтобы женщины, так же как и мужчины не смотрели (не любовались) на намахрама.[20] Далее говорится о покрывание половых органов от взора мужчин и женщин, и соблюдение этого предписания является для каждой женщины обязанностью.[21] Затем в трёх предложения была затронута тема о женском покрывание (хиджабе).  

1. “Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые само собой видны“. 

Среди толкователей Корана существует разные мнения по поводу прикрас, которые должны быть покрыты женщиной. Однако верное мнение это то, что женщина не должна своих скрытых прикрас, выставлять напоказ, даже если части её тела не будут видны. Так что показывать особою одежду, которою одевают под платье или чадру является не дозволённым, и священный Коран запретил выставлять напоказ подобных украшений. По этому поводу существуют множество приданий, подтверждающих это мнение. 

2. “И пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди“. 

До того момента как был ниспослан этот аят, женщины завязывали платок таким образом, что шея и некая часть груди была видна. Однако с ниспосланием этого аята женщинам было повелено, чтобы они своими платками покрыли вырез на груди и таким образом их шея и грудь, становилась покрытой.  

3. Третье предписание заключается в том, чтобы женщины не показывали своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин. 

В этом аяте установлено мера хиджаба, а также указывается на то, каким образом женщина мусульманка должна покрываться и не выставлять своих прикрас напоказ, за исключением двенадцати вида людей.  

Также по этому поводу в священном Коране существует аят, гласящий: 

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاء الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ وَكَانَ اللَّهُ غَفُورًا رَّحِيمًا 

“O Пророк! cкaжи твoим жeнaм, дoчepям и жeнщинaм вepyющиx мужчин, пycть oни cближaют (покрывают) нa ceбe cвoи пoкpывaлa. Так их будут лучше отличать [от других женщин] и не подвергнут оскорблениям. Aллax Пpoщaющий, Милocepдный!“[22] 

Толкователи утверждают, что этот аят был ниспослан тогда, когда мусульманки шли по улице, некоторые молодые мужчины к ним приставали, из-за того, что они не были хорошо покрыты. Поэтому был ниспослан этот аят и приказал женщинам, хорошо покрываться. 

В этом аяте Всевышний Господь повелевает женщинам, чтобы они хорошо покрывались, и этот указ не относится к определённому времени или местности, он касается всех мусульманок во все времена. 
4. Хадисы.

Аише передаёт, что когда её сестра Асма в тоненькой одежде пришла к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и род его), Пророк ей сказал: 

1. “О, Асма, когда женщина становится «болуг»[23], будет не правильно и не действительно, если кроме этих частей тела, будет видно её тело, после чего показал на лицо и руки от запястий до кончиков пальцев“.[24] (Пророк имел в виду, что всё тело должно быть покрыто кроме лица и рук от запястий до кончиков пальцев.) 

2. Имам Садик (да будет мир с ним) сказал: 

“Когда мальчик становится «болугом»[25], он обязан держать пост, а когда девочка становится «болугом» она обязана держать пост и покрываться…“[26]  

На эту тему существуют множество хадисов, однако мы ограничились только двумя хадисами. 

Дорогой читатель на этом и заканчивается наша очень короткая статья относящейся к уважаемому женскому полу, однако в исламской литературе по этому поводу существуют множество книг, где подробно и ясно разъясняется эта тема. Мы надеемся, что после прочтения этой статьи у тех людей, которые были убеждены, что религия Ислам к женскому полу относится не справедливо и с дискриминацией, исчезнут и развеются.  

[1] Сура “Преграды“, аят 189. 

[2] Сура “Комнаты“ аят 13. 

[3] “Права женщины в религиях и периодах“, Хасам Нагибаи, стр. 32.  

[4] “Рух Ислам“, Амир Али. 

[5] Мусульмане считают, что эти писания были искаженны и ни один Божественный Пророк, не представил женщину в подобном образе.  

[6] Сура “Преграды“, аят 20. 

[7] Сура “Корова“, аят 36. 

[8] Сура “Преграды“, аят 23. 

[9] Сура “Женщины“, аят 124. 

[10] Сура “Семейство Имрана“, аят 195. 

[11] Сура “Женщины“, аят 19. 

[12] Однако не только женщина находилась в наихудшем положение, но и всё общество, в особенности женщина. 

[13] Сура “Женщины“, аят 32. 

[14] Сура “Женщины“, аят 33. 

[15] Сура “Женщины“, аят 4. 

[16] Согласия отца в том случае не нужно, если брак который она заключает, будет для её блага и счастья, и если в этой ситуации отец не даст своего согласия, то она имеет права без разрешения отца выти замуж (однако по этим вопросам лучше обратиться к учёным по шариату).  

[17] “Расаиль хиджабие“, том 2, стр. 735. 

[18] Там же, стр. 148 

[19] Сура “Свет“, аят 31. 

[20] «Намахрам» — это лицо другого пола, с которым по закону шариата разрешается брак. 

[21] Только мужу и жене дозволено смотреть на свои половые органы.  

[22] Сура “Сонмы“, аят 59. 

[23] Согласно законам шариата, когда девочке исполняется девять лет, она становится болуг. Т.е. она с этого возраста должна исполнять все свои религиозные обязанности, например, читать намаз, покрываться и т. д.  

[24] «Суннан Аби Давуд» Аби Давуд Сулеймана Саджистани, /дара ах’йа ассуннату набавийах/ том 4, глава «фима табди имра’ах мин зинатиха» стр. 64.  

[25] Мальчик с пятнадцати лет становится «болуг»-ом, и с этого возраста должен исполнять, все свои религиозные обязанности.  

[26] «Васаилуль шийах», том 3, книга Ассалях, главы одежда для молитвы, глава 29, стр. 297, хадис № 1. 


25.08.2008

Интервью господина Ахтисаари представителя ООН Эху Москвы

 Гости: Марти Ахтисаари 
Ведущие: Ольга Бычкова 
Передача: Город 



Интервью господина Ахтисаари представителя ООН Эху Москвы

http://www.echo.msk.ru/programs/town/557087-echo/

О.БЫЧКОВА: Господин Ахтисаари, прежде всего мои поздравления по поводу присуждения вам Нобелевской премии мира, и прежде всего я хотела бы спросить, что должен чувствовать человек, который стал лауреатом такой награды? 

М.АХТИСААРИ: Конечно, сказать, что я счастлив, это значит ничего не сказать. Я очень рад, что Нобелевский комитет решил принять решение в мою пользу. Я был кандидатом на лауреатство, насколько я понимаю, уже в течение нескольких лет. Я много занимался мероприятиями по посредничеству по установлению мира в разных точках мира. И, наверное, моим самым большим достижением было решение, долгий процесс, который начался еще в конце 70-х годов и закончился в 90-е годы с обретением независимости Намибии. Это был долгий-долгий период переговоров, очень трудный, интересный к тому же, потому что он начался еще в то время, когда Холодная война была в разгаре и было трудно получить полную международную поддержку этому процессу со всех сторон. Англия, Франция, Германия в 70-е годы принимали большие усилия, затем Советский Союз подключился к этому процессу. Когда пришлось вывести кубинские войска из Анголы, это продвинуло этот сложный процесс вперед и, возможно, Намибия, конечно, мой самый крупный дипломатический, если хотите, успех как переговорщика – я его так расцениваю. 

О.БЫЧКОВА: О чем будет ваша речь на церемонии награждения Нобелевской премией мира? 

М.АХТИСААРИ: Вы увидите или услышите, потому что церемония состоится 10-го числа, и там я, наверное, обращу внимание на то обстоятельство, что усилия по поддержанию мира очень важны, что те, кто сегодня в мире имеют власть, руководители государств могли бы использовать свое влияние для того, чтобы, если хотите, разруливать конфликты, разрешать их, а не усугублять их и не заставлять эти конфликты тлеть вечно. Есть очень большой список вещей, проблем, которые надо разрешить, по моему мнению. Я твердо верю в то – я это раньше говорил – что любые конфликты, все конфликты можно разрешить. Нет неразрешимых конфликтов. Нужна только поддержка главных действующих лиц в этих конфликтах, нужен контакт между ними. И Соединенные Штаты, и Россия, и ООН, и Евросоюз должны выполнять свою работу. И я уверен, что и ближневосточный кризис можно в конце концов разрешить. Потому что это сильно ухудшает отношения в мире. И то же самое относится к нынешним тлеющим конфликтам, таким как в Афганистане. 

О.БЫЧКОВА: А вы знаете о том, что очень многие в России не могут простить вам независимость Косово? 

М.АХТИСААРИ: Ну, это их проблема. Надеюсь, что это не моя проблема. Я не думаю, что эти люди по-настоящему знают, что происходило в Косово. Я очень грустно воспринял то, что там происходило. Когда была косовская ситуация в 1989-м году, когда Милошевич растоптал собственную Конституцию и нарушил косовский статус, выгнав албанцев из своих земель, лишив их работы, и начал подавлять их таким образом, что это вызвало ответную реакцию с албанской стороны. И вещи раскрутились таким образом, что стало невозможно эту проблему решать спокойно. Я говорил со своими русскими друзьями об этом, когда мы обсуждали – что очень грустно, что события приняли такой оборот. Но вы ведете себя так, как будто Россия поддерживает самого жестокого диктатора, любого диктатора, который может лишать граждан их прав. Как это можно делать? Ведь почему вы при этом говорите, что это не имеет ничего общего с суверенитетом, с вопросом территориальной целостности? Я говорю, что это серьезные вещи, которые, раз нарушив, нельзя потом вернуть в прежнее русло. Современное русское мышление не очень это понимает. Наверное, вы сами много пережили, поэтому так отнеслись к тому, что происходило в Косово. Но нужна была совсем другая политика и нужны были другие подходы для того, чтобы решать конфликт в то время по-другому. Сейчас время ушло, и Россия, к сожалению, поддержала не самую конструктивную позицию в этом вопросе. Есть определенные принципы, которые многие руководители государств уважают, их нельзя нарушать. И международное сообщество – в этом его задача – должно соблюдать эти принципы. Так всегда было. И так было в 2005 году, когда я принял на себя эту миссию по урегулированию в Косово. Я не вижу и сейчас никакого другого решения в Косово, кроме того, которое я предложил в своем плане. Я не думаю, что по содержанию моего плана было какое-то большое несогласие. Кроме независимости никакой другой альтернативы не было. И Россия в этом смысле, ее позиция была одинока в мире, я бы сказал, потому что все понимали, что это необходимо. 

О.БЫЧКОВА: Если говорить о том, как сегодня люди думают о ситуации в Косове. Вот у меня есть, например, некоторое количество вопросов от наших слушателей Эха Москвы как раз о Косово и Сербии. Например, слушатель Бунчук из Челябинска пишет: «Господин Ахтисаари, в России большинство считает, что отторжение Косово от Сербии есть результат стратегии НАТО, а не стремления косоваров к независимости. Почему, защищая их права, Запад допустил этнические чистки сербского населения в Косове, проигнорировал резолюцию Организации Объединенных Наций? 

М.АХТИСААРИ: Прежде всего позвольте мне очень важную вещь сказать. Могут быть самые разные мнения. Но если люди не знают фактов. И вот я уже сказал, что факты таковы, что Милошевич начал репрессивные меры против албанцев, которые жили на этой территории – в этом корень проблемы. С годами, когда ООН приняло участие в этом конфликте, сербы, которые жили в Косово в какой-то мере также стали жертвы той ситуации, которую создал Белград, они стали заложниками. Они получали треть своей зарплаты от Приштины. В мое время они имели средства к существованию от Приштины, а не от Белграда. И нам говорили, что если вы не будете сотрудничать, то вы потеряете работу. Сербия ни в какой мере не помогала создать ситуацию, которая бы привела к мирному разрешению конфликта. Жизнь в Косово для сербов тяжела? Нет, это неправда. И мой план как раз был призван защитить сербов, особенно тех, которые живут в Косово. И я знаю, что никто против этих позиций не выступал. Потому что речь шла не только о независимости для албанского населения, а речь шла о том, чтобы обеспечить мирное сосуществование, максимальную защиту всех тех этнических групп, которые проживают на этой территории. Но их жизнь действительно ужасна, потому что сегодня сербы отказываются сотрудничать. И в этом плане они стали своими собственными врагами. Не они отторгнуты странами НАТО, а они сами не хотят идти на сотрудничество. 

О.БЫЧКОВА: Но вы удовлетворены тем, как ситуация с Косово выглядит сегодня? 

М.АХТИСААРИ: Нет. Нет, это очень нелегко реализовать на практике декларации, о которых я говорил. Но реалии жизни таковы, что Косово сейчас независимая территория и останется ею. Она будет независимой и еще страны будут, которые признают ее. Вы знаете, когда Финляндия получила независимость, нас признало меньше стран, чем тех стран, которые сегодня признали независимость Косово. Вот такая была ситуация историческая. Ну, тогда было меньше независимых стран в мире, конечно. Косово останется независимым, в любом случае. Она уже начинает вступать в ряд международных финансовых институтов, экономических организаций, и диалог этот будет открыт – для всех и для них. Это реальное государство уже. Моя страна, Финляндия тоже признала это государство. Мы признали паспорта, которые выдаются в Косово. 

О.БЫЧКОВА: Есть еще другая часть этой проблемы, которая очень важна в России – это ситуация вокруг Южной Осетии и Абхазии. Вот у меня буквально, я вам приведу только несколько вопросов от наших слушателей на эту тему. Например, Игорь Васильев из России спрашивает: «Когда вы готовили свой план независимости Косово и Метохии, не думали ли вы, что создаете прецедент, который будет использоваться другими государствами и группами в мире для достижения собственных целей, как произошло, например, с российским руководством в признании независимости Абхазии и Южной Осетии?» Или Константин из Санкт-Петербурга спрашивает: «С вашей помощью создан прецедент, которым воспользовались власти России». И у Константина к вам поэтому серьезные претензии. «Фактически, - пишет он, - ваша деятельность способствовала грузино-российской войне. Не считаете ли вы, что вам нужно публично отказаться от Нобелевской премии мира?» 

М.АХТИСААРИ: Нет, я не думаю. Ответ на этот вопрос Константина простой: нет. Меня удивляет, как люди по-разному смотрят на вещи. Прежде в любом конфликте, в котором я участвовал, а их было очень много – все эти конфликты были разными. Это были различные случаи – все, ни один не похож на другой. 

О.БЫЧКОВА: Никаких прецедентов? 

М.АХТИСААРИ: Нет. Единственное общее – что вести переговоры в любом случае всегда очень трудно. Дело в том, что Косово – с 1999-го года это проект ООН. Строб Талбот поручил мне этим заниматься, я начал этим заниматься. И сейчас роль ООН, конечно, стала меньше в этом вопросе, но тем не менее именно там был выдан мандат на решение проблемы Косово. Что касается с Осетией – там ситуация совершенно другая, там этого не было. Поэтому зачем сравнивать? Это первое. Нету повода говорить о прецедентах. Конечно, можно считать прецедентом все, что угодно. И, понимаете, говорить о том, что Косово – это решение, которое вызовет новые проблемы в других частях мира... Вы знаете, получается так: что если вы хотите против этого тезиса возразить, то тогда нужно разрешить любой стране как угодно издеваться над своими собственными гражданами, чтобы они терпели и не стремились уйти из этой страны. Как это делал Милошевич. Поэтому мы можем критиковать состояние дел в Грузии, в Осетии, в других местах, но нужно понимать, что эти конфликты возникают из разных ситуаций. И нельзя сказать, что мы не будем решать одну проблему, потому что где-то еще эта проблема была решена именно так, а не иначе. Проблемы надо решать по мере их наступления. И я думаю, и всегда говорю, что дело не в том, как много стран признали – может быть 60, может быть 70% признает – важно кто это признает и на каких основаниях. Крупные экономические державы, главные державы мира признали Косово – и это главное в политическом решении. Поэтому ответ мой такой. Все знают, что проблемы существуют по всему миру. Сегодня существуют как минимум 100, а может быть больше горячих конфликтов в разных точках планеты. В каждой конфликтной ситуации есть собственный сценарий развертывания, собственная жизнь. Они развиваются как живые организмы. И то же самое происходило в Грузии и в Осетии. 

О.БЫЧКОВА: А что вы думаете о независимости Южной Осетии и Абхазии? 

М.АХТИСААРИ: А кто признал независимость Абхазии и Южной Осетии? Ну вот видите, 2-3 государства. Понимаете, тот факт, что Россия вошла на территорию собственно Грузии было ошибкой. Надо через это пройти, признать это и идти дальше. Будем надеяться, что ситуация сегодня будет разрешена рациональными путями. Надо просто знать реалии жизни и исходить из этих реалий жизни. Иначе, если мы будем подходить с одной меркой ко всем конфликтам, то мы ничего не добьемся. Понимаете, жизнь устроена так, что надо решать проблемы по мере их возникновения, по мере их поступления. Почему нужно ситуацию в одной точке планеты привязывать к ситуации в другой точке планеты? Независимо от того, нравится это людям или нет, я всегда говорил, и это говорили также и те, кто меня знают, что главная моя задача – это дать честные предложения на стол переговоров, то, с чем я могу сам жить. Что бы я ни делал в своей жизни, я всегда говорил это на Совете безопасности. Для меня неважно примите вы план от США или нет, я должен сохранить свое лицо. И мой план будет честным планом. Я никогда не юлил и никогда не интриговал. 

О.БЫЧКОВА: А действительно правда, что вы родились в Выборге, в Карелии? 

М.АХТИСААРИ: Да, это правда. 

О.БЫЧКОВА: Приходилось вам бывать там уже взрослым? 

М.АХТИСААРИ: Ну, не в последнее время. Я несколько лет назад был после того, как я уже перестал быть президентом, я поехал в Выборг. До того я никогда не бывал в своем родном городе. Поймите, я родился в 1937 году. Мне было всего 2 года, когда Советский Союз вторгся в мою страну. Поэтому я мало что помню об этом – это очень смутные воспоминания. И у меня о Выборге нет никаких детских воспоминаний в период между двумя войнами – только память о железнодорожном вокзале, который бомбили. И я когда приехал туда, увидел, что вокзал остался – вот остов его остался, он восстановлен, но это тот старый вокзал. Это я еще помню из каких-то смутных детских воспоминаний. Это я помню. Но это мои личные как бы ощущения. Но я никогда не возвращался туда взрослым. Это печально, конечно, потому что я поддерживаю усилия по передаче Финляндии библиотеки финской литературы, многие другие шаги. Но в основном только архитекторам интересны те усилия по передаче библиотеки, которые я предпринимаю. И я пытаюсь им помочь этот вопрос решить позитивно. 

О.БЫЧКОВА: Это печально для вас, что часть Карелии сейчас находится в составе России, а не Финляндии? 

М.АХТИСААРИ: Конечно. Но мои родители, многие поколения моих предков там родились. Для них это было очень трудно. Эти тысячи людей, которые были вынуждены с тех территорий, переселиться в другие части Финляндии – им было очень трудно, конечно. Такой опыт не забывается: этот опыт перемещенного лица надолго с нами. И, кстати, он объединяет людей, заставляет их чувствовать локоть друг друга. Поэтому в моей семье, в большой моей семье – с моими родственниками, знакомыми – моей бабушке уже около 90, она самая старая из нас. Я, кстати, должен двигаться быстрее, потому что я приближаюсь к этому возрасту скоро. Но я хочу сказать, что молодое поколение совсем по-другому это воспринимает, чем старики – для них это намного менее драматично, и они по-другому это ощущают, многие даже не помнят об этом. Но это был несчастный опыт, грустный, горький опыт для моей страны, но так случилось, таков исход. 

О.БЫЧКОВА: Но этот опыт повлиял на ваше отношение к России или к русским? 

М.АХТИСААРИ: Нет. У меня очень добрые друзья среди русских, в России. И в Косово у меня были очень хорошие отношения с русскими дипломатами. Я работал в Намибии в тесном контакте с советскими дипломатами. Великолепные отношения были с русскими, очень хорошие добрые друзья были они. Многие из них были бы очень счастливы, если бы я им позвонил и пригласил их принять участие в мире по поддержанию мирных операций. Они очень высокие профессионалы, многие из тех русских, с кем я сталкивался – они прекрасные профессионалы. И я думаю, что очень важно, чтобы они участвовали в такого рода акциях по поддержанию мира. У нас могут быть разные мнения, и это естественно: в жизни у все есть разные взгляды, но это не значит недружественности по отношению друг к другу и к людям, имеющим разные точки зрения. У меня есть куча друзей, с которыми я совершенно не согласен, я не разделяю их взгляды, но эти не мешает нам быть друзьями и иметь отличные отношения. И еще я добавлю, простите. У меня нет никаких нехороших чувств по отношению к русским. Я всегда говорил, что я восхищаюсь вашей культурой, и вы можете ею очень гордиться – это великая культура: литература, музыка, живопись – это огромный вклад в мировую культуру. Спорт, балет. Поэтому есть как у всякой нации: мы можем гордиться своей культурой и можем испытывать такой же интерес к соседним культурам, и именно такое отношение у меня к вам. Я был в совете директоров как раз именно культурных фондов с моими коллегами, которые проводят мастер-классы, ведут обменные культурные акции. 

О.БЫЧКОВА: Вам действительно это интересно? 

М.АХТИСААРИ: Да, это интересно. Действительно. Вы знаете, у меня есть много друзей музыкантов, кстати. Мои друзья будут выступать в Осло, например, сейчас с концертами. Я всегда за этим слежу. У меня, честно говоря, вкус музыкальный очень традиционный. Старые мастера и в живописи, и в музыке, классические там композиторы. Сын мой уже по-другому к этому относится – он и современную музыку любит. А я все-таки придерживаюсь в основном классических вкусов таких, традиционных вкусов в классической музыке. И всегда слушал и в ООН, и в других местах, где исполнялась эта музыка. Сын работал когда-то на Нокию, но сейчас он там не работает уже больше. Но он тоже, надо сказать, очень любит музыку – и современную, и классическую. И жена моя тоже очень любит современную классическую музыку, современных композиторов. И я говорил, что если у тебя хоть где-то должны быть консервативные взгляды, то пусть они будут в области музыки – вот это такая моя личная точка зрения была. 

О.БЫЧКОВА: Давайте вернемся к политике, если можно. Вот как раз о том, что происходит с Финляндией. Владимир из Санкт-Петербурга спрашивает вас: «Насколько целесообразно вступление Финляндии в НАТО в связи в с агрессивным, извините, поведением России?» 

М.АХТИСААРИ: Относительно НАТО. Я всегда говорил, что мы должны вступить в НАТО. Мне казалось, что для Финляндии это хорошо, но не потому, что нам Россия угрожает. Не поэтому. Финляндия – это страна с западной демократией. Я считаю, если вы принадлежите этому миру, этому клубу западных демократических стран, то тогда как и Канада, как американцы, как европейцы, вы должны принадлежать и к натовским структурам, которые открыты для любой страны западной демократии – ни более, ни менее. Вот такова была моя позиция. Поэтому я говорю да, надо вступать в НАТО Финляндии, как и любой другой западной демократической стране. Вот позиция. Но это не потому... Я не вижу никакой вообще русской угрозы Финляндии, абсолютно никакой. Россия – это не Советский Союз, я начал тоже понимать, что это разные вещи. 

О.БЫЧКОВА: Ну, тогда логически надо сказать, что Россия не является частью западной демократии. 

М.АХТИСААРИ: Пока еще нет, но я надеюсь, что со временем она будет тоже. Мы дойдем до того момента, который я хочу сказать: в сегодняшнем мире гораздо меньше внешних угроз нашим странам... Послушайте, я не знаю ни одной западной страны, которая бы угрожала России. Я не знаю таких – назовите? Ну, нету их: нет никакой угрозы со стороны Запада России. Я убежден, что и Россия не угрожает ни одной западной державе. Поэтому я думаю, что в целом в сегодняшнем мире у нас гораздо больше внутренних угроз, чем внешних угроз. Странам НАТО надо решать проблемы, которые у них внутри накапливаются – там основные угрозы находятся, а вовсе не со стороны внешней соседей. Для России надо бороться с коррупцией, надо устанавливать верховенство закона и права в вашей внутренней жизни. Я думаю, это главная проблема, это главные ваши враги. Никто сегодня не будет использовать внешние угрозы для того, чтобы решить проблемы внутри страны. Я недооцениваю угрозы терроризма – ее нужно учитывать и нужно вести борьбу. 1,5 миллиарда человек, перемещенных лиц, а работа на 300 миллионов есть. Значит, 1 миллиард без работы в мире существует – вот вам, пожалуйста, питательная основа для терроризма, для недовольства, для радикальных взглядов. И нужно, конечно, делать все, чтобы дать работу большему числу людей. Поэтому проблемы сегодня в мире очень серьезные, их надо признавать. Я думаю, что если каждое общество будет решать свои внутренние проблемы и угрозы, и видеть их внутри, а не снаружи, тогда мы, наверное, консолидировали бы мир и он бы стал гораздо лучше, чем сейчас. 

О.БЫЧКОВА: Но почему тогда отношения между Россией и Западом такие сложные? 

М.АХТИСААРИ: Ну, я не знаю, какой у вас на этот вопрос ответ. Возможно, анализ состоит в том, что люди часто мыслят стереотипами, а не анализируют реальную ситуацию. Понимаете, мы нужны друг другу на самом деле. И в области энергетики у вас есть то, что нужно Европе. И в Европе есть то, что предложить России. Понимаете, недостаточно иметь какие-то ресурсы: их надо кому-то предложить и их должен кто-то купить, приобрести – тогда они важны. Еще есть люди, которые все еще живут реалиями Холодной войны. Но мы уже прошли этот период, когда был Советский Союз и он находился в состоянии Холодной войны с западным миром. Я не знаю сейчас ни одной страны, которая бы реально хотела бы к Холодной войне вернуться. Это было бы верхом глупости. И когда у нас нету теперь внешних угроз, теперь мы можем лучше сконцентрироваться на решении общих проблем, на объединении наших усилий для того, чтобы улучшить жизнь наших граждан, а не тратить деньги на гонку вооружений. Мы можем сейчас сделать многое для своих граждан, гораздо больше, чем мы делали раньше. Мы должны молодежи говорить, что они сами отвечают на свою собственную жизнь. Они не должны надеяться на то, что общество или дядя будет для них что-то делать, они сами должны входить в жизнь активно – и общество должно поддерживать новое поколение, создавать условия для того, чтобы мир менялся. 

О.БЫЧКОВА: Как в Финляндии ощущаются последствия того, что называется мировым финансовым кризисом? 

М.АХТИСААРИ: Сейчас нам лучше, чем было в начале 90-х годов. Когда я был президентом, у нас была жуткая безработица. Поэтому я сразу создал рабочую группу по решению именно этой проблемы в Финляндии. Рекомендации были очень хорошие, трезвые. Мне никто не говорил, что не надо в это вмешиваться. Наоборот. И следующее правительство, которое пришло на смену тому, в котором я работал, решило очень много вопросов. Я всегда говорил, что кризис помогает оздоровить общество. Сотрудничество начинает возрастать, и уровень сотрудничества между странами Евросоюза действительно поднимется на новый уровень для решения кризисных ситуаций, которые сейчас мы видим в Европе. И это затрагивает не только Европу, но и другие страны. Это большой разговор. Но я думаю, что мы столкнемся с тем, что будут нелегкие годы впереди, они будут более трудными, чем в предыдущие годы. Но я думаю, что мы удержим ситуацию. И мы должны сделать так, чтобы определенные вещи были реализованы, новые вещи. Мы должны улучшить работу финансовых организаций, финансовых институтов – и национальных, и международных. И один из моих друзей, инвестиционных банкиров сказал мне, что в ситуации с Соединенными Штатами обстоятельства сложились так, что их внутренняя ситуация стала транспонироваться на всю Европу, и у нас стало еще хуже, чем у них было. То есть, «эффект домино» как бы пошел. Экономически это серьезный вызов. Бывают социальные решения, которые очень трудно принять, но надо искать пути выхода. В целом я считаю, что сейчас с кризисом Европа справляется лучше, чем можно было бы на это рассчитывать. Мы видим, что все одинаково находятся под ударом, и тем не менее, ищут общие решения, принимают рекомендации. И хотя много денег было потеряно, кризис, наверное, будет преодолен. Мы как маленькая страна и относительно небольшая по объему экономика должны делать то, что мы делали в прошлом – создавать инновационные отрасли, развивать занятость внутри страны. Раньше это удавалось делать. То есть это становится уже традиционным способом выхода из трудных ситуаций. 

О.БЫЧКОВА: Извините меня за этот вопрос – он последний, который я хотела бы задать сегодня, но не могу этого не сделать – что вы собираетесь сделать, распорядиться такой огромной суммой денег как Нобелевская премия? 

М.АХТИСААРИ: Я свой счет в банке не закрою, и эти деньги положу на этот счет и буду получать проценты с этой суммы. Ну, не только, конечно, это. Надо посмотреть. Может быть, я помогу тем в своей семье, кто недостаточно обеспечен. Но, честно говоря, основное решение я доверю своей супруге. Потому что я, как бывший президент, я никогда не был богатым человеком в своей жизни. Я – гражданский служащий, я не политик. Поэтому я как чиновник мало чего имел, и не был никогда богатым, как делают некоторые политики. Поэтому один раз получив эту сумму, я думаю, что... У меня нет амбиций снова входить в политическую жизнь, я выполнил свой долг в 1971 году, и теперь я хочу отдохнуть, порадоваться жизни. И мне, наверное, эта сумма поможет это сделать. Я хочу делать то, чем я занимался до того, как я стал президентом – быть обыкновенным гражданином. У меня нет недостатка в возможности проводить время хорошо, смотреть мир, быть знакомым с очень образованными людьми и прекрасно проводить время. Поэтому я буду слушать, что мне скажет моя жена. Я не обязательно буду тратить эти деньги – это же не главное, потратить деньги. У меня достаточно комфорта в жизни. Я предпочитаю простую жизнь: мне много не надо, мне хватает тех средств, которые у меня есть. Поэтому я могу сказать так: что эти деньги мне не нужны на какие-то необходимые траты. Ну, 80 километров я могу проехать всегда на машине до центра города со своего участка, я могу наслаждаться там простой жизнью, я могу часто посещать своих друзей, я могу путешествовать, но я много путешествовал по миру, так что и это уже не мотив для моей деятельности. Мне сейчас не нужно работать, зарабатывать себе на жизнь. Я работаю, потому что мне нравится работать, а не потому, что мне нужны деньги. Я работаю на неправительственные организации. Вот так вот я провожу свое время. Так что в целом я хочу иметь больше свободного времени, чтобы ходить на концерты, в оперу ходить и культурно проводить досуг. Ну знаете, когда из Россию приезжают люди и спрашивают: «А что вы думаете насчет Нобелевской премии?» Я говорю: «Мне моя жена давно еще говорила про пример с русской поэтессой Ахматовой. Она говорила, что популярность и непопулярность – это никакой разницы не имеет». Понимаете? Вот когда ты это понимаешь, как понимают это поэты, то тогда у тебя достаточно уверенности в жизни, что ты справишься с тем, что тебе предстоит. И я именно так и подхожу к своей жизни. А другой принцип еще – каждое утро для меня начинается жизнь снова. Это не последний день. А каждый следующий день – для меня это первый день в моей жизни, и я начинаю его с открытого, с чистого листа. Это не последний лист, а именно первый. Вот очень простые правила – ахматовское и вот это правило – которые помогают мне жить. Я думаю, что вот я бы так ответил на то, что я буду делать с этой премией. Я считаю, что люди должны жить простой жизнью. Понимаете? Это главное. Я как финн в это верю. Понимаете, гораздо больше интеллектуальных ценностей тебе открывается, когда ты ведешь простой образ жизни, нежели чем какой-то другой. 

О.БЫЧКОВА: Спасибо большое, господин президент. 

М.АХТИСААРИ: Пожалуйста.