ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

суббота, 5 апреля 2008 г.

Великое переселение мусульман». Инструменты исламской активности на Западе

Великое переселение мусульман». Инструменты исламской активности на Западе
В последние десятилетия социально-политическая активизация исламского мира обозначила начало нового витка в реализации универсалистской, глобальной миссии мусульманской религии. Стремительная глобализация, полное размывание не только национальных, но и вековых границ между Дар уль-Ислам и Дар уль-куфр, демографическое и идеологическое выплескивание мусульман за пределы традиционных регионов проживания привели к тому, что миллионы иммигрантов из числа приверженцев Ислама начали освоение западного мира «изнутри».

От Дар уль-куфр к Дар уд-да’ва

После того как прошел этап адаптации, в ходе которого мусульмане осваивались в новой для себя культурной и политической среде, начался этап их консолидации и мобилизации. В этом они руководствовались целями защиты собственной идентичности и все более активного продвижения исламской повестки дня в западном общественно-политическом пространстве.

Провал попыток мусульман механически приложить к европейской и американской почве исламские социально-политические концепции привел их к осознанию факта, что данная неудача вызвана не только культурными отличиями между западным и исламскими мирами. Но и в огромной степени невероятным отставанием мусульманской политико-правовой мысли и предлагаемых ею к реализации на практике концепций от вызовов стремительно трансформирующегося мира.

В итоге в течение всей второй половины ХХ века демократические и экономически развитые страны немусульманского мира (в первую очередь, Западная Европа и Северная Америка) все больше превращались в огромный полигон по обкатке новых политико-правовых концепций и практик, разрабатываемых и реализуемых западными мусульманами в ответ на те вызовы, с которыми они столкнулись на своей новой родине.

Краеугольным камнем, легшим в основу новой политико-правовой концепции, предлагаемой западными последователями Ислама для руководства и реализации на практике, явилось новое видение Европы. В отличие от своих единоверцев, оставшихся в традиционно мусульманских странах и продолжавших воспринимать страны Запада если не как Дар уль-харб (пространство войны), то как Дар уль-куфр (пространство неверия) - точно, западные мусульмане выдвинули видение Запада как новой родины мусульман, именуемой ими как Дар уд-да’ва (пространство призыва к Исламу) и Дар уш-шахада (пространство, в котором можно свободно исповедовать свою религию).

Правовые инструменты западных мусульман

Закладка данного фундамента позволила лидерам западных мусульман инициировать процесс формирования новой, российской, европейской и американской идентичности в среде своих единоверцев. Эта новая идентичность не только позволяла исламской общине снимать огромный конфликтогенный и протестный потенциал, накапливающийся из-за сложностей вживания мусульман в «безбожную», «неверную», а оттого враждебную, в их понимании, инокультурную и инорелигиозную среду. Но и значительно облегчить дальнейшее укоренение мусульман, практически, во всех сферах западного общества – социальной, политической, экономической и даже силовой.

На фоне все большего, пугающего осознания западными обществами невозможности полной ассимиляции и вестернизации мусульман, последние, развивая инициативу, приступили к новой интерпретации прежнего исламского политико-правового наследия, выработке новых интерпретаций первоисточников и исторической практики для их адаптации к западным реалиям.

Разрабатываемые западными мусульманскими мыслителями и реализуемые на практике лидерами общин концепции:

- «хиджра» (переселения) в земли немусульман,
- «аль-валя’» (проявления дружелюбия) по отношению к немусульманам,
- «аль-му’амаля» (взаимодействия и сотрудничества) с немусульманами,
- ориентация мусульман на общественную пользу («аль-масляха»),
- дозволенность участия мусульман в политической жизни и политических системах немусульманских стран,
- «аль-васатыйя» - исламская концепция сблансированности, срединности и умеренности,
- исламская декларация прав человека,
- исламская демократия,
- исламское гражданское общество,
- «иджтихад» - юридический механизм, позволяющий приводить мусульманское право в соответствие с меняющимися общественно-политическими реалиями,
- правовой плюрализм и возможность различным религиозным общинам жить в соответствии с собственными законами и традициями,
- общественный контракт, базирующийся на историческом прецеденте Мединской Конституции,
- созидательный джихад,
- внегосударственный, экстерриториальный халифат и исламское государство.

Корневым к перечисленным выше концепциям является концепт «фикх уль-ак’алийят» - мусульманское право для мусульманских меньшинств.

Все это является свидетельством не только желания и готовности мусульман глубже интегрироваться в западное общество, не жертвуя при этом собственной идентичностью и религией, но и огромного потенциала мусульман к развитию дальнейшего укоренения в политико-правовом пространстве Запада. Оттого политико-правовые практики, реализуемые западными мусульманами, начинают представлять интерес не только с точки зрения исламских инициатив, позволяющих последним глубже интегрироваться в немусульманское общество. Но и с точки зрения осознания потенциала исламской политической и правовой системы применительно к современному миру.

Глубокое проникновение мусульман

При этом человеку, изучающему данную проблему, непременно нужно учитывать ряд существенных факторов, которые, не смотря на абсолютную несоизмеримость современной мощи и потенциала двух миров – западного и исламского, все же существенно меняют рассматриваемый расклад и соотношение сил в данной конкуренции двух систем.

Отметим, прежде всего, тот факт, что последние столетия взаимодействие мусульманского и западного миров проходили на общем фоне упадка первого в мировом масштабе. Сегодня же исламский мир принимает вызовы, исходящие от западной цивилизации, находит на них собственные ответы и выдвигает собственные контр-вызовы на фоне стремительного пробуждения Ислама во всем мире.

В исламском мире, внутри мусульманских общин, рассеянных уже по всему свету, копится энергия возрождения невероятной концентрации и силы. Именно эта энергия питает возрождение и новое утверждение Ислама, разворачивающиеся в глобальном масштабе практически во всех сферах, начиная от социально-политической, и заканчивая военной.

Практическое исчезновение некогда непреодолимых границ между государствами и мирами, нарастающая социальная мобильность, глобализационные процессы, развитие средств коммуникации и другие подобные вещи превращают мусульманскую миграцию в страны Запада в новый эпизод «Великого переселения народов» и приводят к глубокому их проникновению во все сферы западного общества.

Внимательное изучение опыта западных мусульман представляет не только научный, но, несомненно, и практический интерес. Особенно применительно к развитию ситуации с политической активизацией и мобилизацией российских мусульман, многие из которых в последнее время все больше заимствуют идеи, концепции, модели и опыт своих западных единоверцев.

Руслан Курбанов, научный сотрудник Института востоковедения РАН

Ислам.ру http://www.islam.ru/pressclub/tema/vepunaz/