ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!

СБОР ПОДПИСЕЙ! ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПРЕМЬЕР МИНИСТРУ РФ http://irekle-syuz.blogspot.com/2011/05/blog-post_15.html
ПРОДОЛЖЕНИЕ СБОРА ПОДПИСЕЙ

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

понедельник, 27 октября 2008 г.

Круглый стол Бату Хану 790 лет содня рождения. Отчёт












25.10..2008 г., г. Москва, Дом Асадуллаева (М.Татарский пер.дом 8). 
 

 
Круглый стол по Бату хану.

  В честь 790 летия Бату хана, 25.10.2008 г.  

Тема для выступления:
Бату хан основатель государства Золотая Орда – И. М. Миргалимов.

а) Батый хан полководец и государственный деятель.

б). Завоевательные походы Бату хана.

в). Вехи жизненного пути Бату хана.

г). Авторитет Бату хана в империи Чингисхана.

д). Роль Бату хана в укрепление и становление государства кипчаков-половцев – Золотая 

  Орда.

е). Батый хан получает от современников лестное прозвище – Саин хан (Уважаемый, 

  хөрмәтле хан).

з). Прогрессивный деяния Бату хана в управление государством: организация и внедрение почтовой службы, организация транспортных услуг (ямская служба), охрана границ, создание таможенной службы, внедрение прогрессивной налоговой системы, организация переписи населения, покровительство торговли, налаживание выпуска промышленных товаров и ширпотреба, строительства дорог, чеканка монет, налаживание кожевенное и войлочные производства, развитие земледелия и бахчеводство традиционные в Поволжье, в бассейне Дона, в Крыму и т.д. 

2. Новое прочтение термина татар (М. Миначев.) 

начало в 11-30 часов, регистрация участников с 10-30 до 11-30.

Регламент: на 1-ый доклад по 30-минут, на 2-ой доклад – 20 минут, выступления – 10 мин.

Перерыв на кофе брейк – 30 мин.

Перерыв с 13-30 до 14-00 часов.

После перерыва 2-ой доклад и продолжение выступлений.  

Приняли участие на Круглом столе:
И.М. Миргалимов, кан.ист.н. сотрудник Института истории им. Ш. Марджани, г. Казан РТ.
М.М. Миначев, председатель НДП «Ватан».
Миргазиан Юныс, писатель, г. Москва.
Г.М. Сляхдинов кан.ист.н., г. Москва.
Р. Галимов, президент о/организации “Туган тел”,г. Москва и москвичи татары.

Всего участников было 47 человек. 
 
 
Тексты выступлений остальных участников Круглого стола будут размещены здесь позже.
 
М.Миначев
  Круглый стол посвященной юбилею Бату хана состоялся несмотря на козни властей, хотя, конечно, скромнее чем ожидалось. Пришли на Круглый стол не так много народу, как хотелось бы, но 

но тем не менее, было два кандидата исторических наук, один из Казани, другой из Москвы, маститый татарский писатель Миргазиан Юныс, несколько кандидатов технических наук, и один доктор технических наук, юристы и из пишущих братьев журналистов был также один представитель, половина из присутствующих были молодые студенты Московских ВУЗов. 

  Есть подозрения, что Лемме Исхаковне намеренно была подсказана эта дата, возможно, самим префектом Зотовым. Власти постарались, чтобы сорвать юбилей Бату хана. Об этом говорит и то, что к этому делу подключили и Шаймиева, тот обязал Полпредство быть на открытие бюста Мусы. В связи с этим вспомнился давний случай, как после Круглого стола по событиям на Куликовом поле в 2001 г., ФСБ сорвал нашу встречу с журналистами, организовав проверку Института, где нам обещали конференц-зал для пресс-конференции, естественно, нам отказали в помещении. Или вот случай с переходом на латиницу, тогда аппарат президента Путина организовал кампанию подписантов против перехода на латиницу, из представителей татар Москвы. 

  И Круглый Стол по Бату хану, видимо, так же не желателен федеральным властям, как и переход татар на латиницу. Логика подсказывает, что дело обстоит именно так, а не иначе как-то. 

  Что меня порадовало это то, что сорвать наше мероприятие не вполне удалась конторе, но и было и огорчение, особенно некрасиво поступил писатель А. Бушков, зная что мы из-за него перенесли дату проведения Круглого стола по Бату хану на 25-ое октября, под него подстроились, и, не пришел, удивительно непорядочным человеком оказался. В этой связи вспомнился разговор по телефону с его помощником Березкиным, директором издательства «Олма пресс», который сказал, что А. Бушков приезжает в Москву 4 августа, в это день нужно ему звонить. С утра А. Бушков отчитается в ФСБ, после будет свободен. Правда я не стал уточнять, но мелькнула мысль, «что он работает (пишет) по задание ФСБ? А, жаль. А сегодня А. Бушков не пришел на Круглый Стол по Бату хану, вот еще одна косвенное доказательство о не случайности происходящего.

  Не лучше себя показал и Мурад Аджи с которым я лично разговаривал по телефону на кануне, и он обещал прийти, и не пришел. А остальные татарские номенклатурщики были задействованы на параллельном мероприятие в школе № 1186, где открывали памятник Мусе Джалилю. Конечно, М. Джалил достоин памятника не только во дворе школы на Марьина, но и в центре Москвы, где он несколько лет до войны 41-45 гг. жил, а не на окраине Москвы, при его жизни эта местность относилась Подмосковье. Да уж ладно, разве федеральные власти допустят, чтобы стоял памятник татарину в центре Москвы, да ни в жизнь.

  Круглый Стол я открыл своим вступительным словом и сказал несколько слов о Бату хане, о его личности, чуть-чуть о его походе в Дешт-и-кипчак: Бату хан основатель государства Золотая Орда, он после возвращения из похода в Западную Европу построил город Сарай-Бату на Средней Волге и тем самым заложил основу государственности татар. Прогрессивные деяния Бату хана в управление были очень полезны для вновь возрожденного государства кипчаков – половцев - булгар, особенно в организации и внедрения почтовой службы в Золотой Орде. Организация транспортных услуг (ямская служба), охрана границ, создание таможенной службы, внедрение прогрессивной налоговой системы, проведение переписи населения, покровительство торговли, налаживание выпуска промышленных товаров и ширпотреба, строительства дорог, чеканка монет, налаживание кожевенное и войлочные производства, развитие земледелия и бахчеводство традиционные в Поволжье, в бассейне Дона, в Крыму и т.д.

  Бату хан легендарная личность, когда я учился в школе, о нем было на страницах учебников по истории гораздо больше сведений, чем в сегодняшних учебниках. 

В этом году Бату хану исполняется 790 лет со дня рождения, точной даты его рождения нет, известно, когда умер его отец Джучи хан ему было в то время 9 лет. В Советском Энциклопедическом словаре 1989 г. даты такие (1208 – 1255 гг.), а в Татарском Энциклопедическом словаре (1207 – 1256 гг.), явное разночтение. 

  Джучи умер, вернее погиб от руки своих противников во время охоты в 1227 году (по одной из легенд, тогда Бату хану было 9 лет), примерно за полгода до кончины самого Чингисхана. Чингисхан назначил малолетнего Бату хана наследником своего отца Джучи и определил ему в воспитатели (аталык) талантливого полководца Субутай багатура. Чингисхан также своим сыновьям определил Улусы, младшему сыну – Тулую отдал центральную Монголию, свои родовые земли, третьего сына - Угедея оставил в наследство имперский трон всей своей империи и назначил его своим преемником. Чагатаю, второму сыну – отдал всю Среднюю Азию, Афганистан, Иран, Ирак, а старшему сыну, Джучи – «территорию восточной части Дешт-и-кипчак, начиная с Иртыша до реки Идель» и город Хорезм, столицу Хорезм шаха, и, не завоеванные территории и земли на Западе. Бату хану предстояла дальнейшее расширение империи Чингисхана на запад, но уже без самого удачливого завоевателя. Пока он не вырос и не достиг совершеннолетия, то его войска не предпринимали никаких завоевательных походов. 

  Бату хан начал свою деятельность в 1236 году, подошел к границам Волжской Булгарии и предложил им сдаться и признать верховенство его власти. В этом случае, обещал им покровительство и защиту народу, население, Волжской Булгарии от агрессивных соседей. Хочу сделать небольшой экскурс на 3 века до похода Бату хана в 

  Если добровольно не сдадутся, то обещал разрушить город, а население перебить. Волжская Булгария страдала от неспокойных северных соседей – русских, которые повадились нападать на Булгар по реке Итиль, разорять местное население, грабили и убивали жителей государства Булгар. Волжская Булгария приняла условия Бату хана и подчинилась. Бату хан в г. Булгар перенес свою ставку, зимой находился в городе, летнее время проводил как обычно, в походном положение. Отправной точки его походов стал город Булгар, где находилось его ставка, тут чеканил монеты, поскольку Бату хан себе и свои войска считал частью империи Чингисхана, то и монеты чеканил не от своего имени, а от имени императора Угедея. Дальнейшие походы 1237-43 гг. в покорении степи Дешт-и-кипчак, Северного Кавказ, русских княжеств, совершил поход в Западную Европу, захватил множества европейских стран: Польшу, Венгрию, Валахию, Австрию, дошел до Адриатического моря и осадил город Венецию. Простояв 2 месяца у стен города Венеции, снял осаду Венеции и повернул обратно. За время своих походов, и на протяжении всей своей жизни не потерпел ни одного поражения и не терпел неудачу. Европейцы были очень удивлены тем, что Венеция должна было вот-вот пасть, а Бату хан не дожидаясь падения города, внезапно снялся и вернулся в Половецкие степи. Европа была в недоумение и не знала за свое спасение кого благодарить. А дело оказалось в простом нарушение договоренностей между Бату ханом и Гуюка, сыном Монгольского императора Угедея. Во время осады Венеции, до войск Бату хана и Гуюку пришло извести о кончине императора Угедея. Гуюк услышав известие, о кончины своего отца и надеясь занят отцовский трон, поспешил обратно, не ставя в известность Бату хана, снялся с места и повернул оглобли в сторону монгольских степей. Но, его мечты не сбылись, императором в Каракоруме, при поддержке Бату хана, стал четвертый сын Чингисхана Тулуй. Мечта Гуюк хана стать императором монголов осуществилось только после смерти Тулуй хана. Отношения Бату хана и Гуюк хана были напряженными, это напряженные отношения ему достались по наследству, младшие братья Джучи, Чагатай и Удегей относились к своему старшему брату недружелюбно и даже враждебно, а с Чагатаем доходило и до стычек, которые только Чингисхан сдерживал. Чагатай и Удегей считали Джучи сыном меркитского хана, которым удалось отбить молодую жену Чингисхана – Борте, которая находилась 6 месяцев в плену у меркитов, вернулась из плена и спустя некоторое время родила первенца Чингисхану. Сразу после рождения Джучи пошли сплетни насчет его происхождения, одни доказывали, что она было беременна.. когда ее захватили меркиты, а другие не верили им. В ставке Чингисхана и среди его приблежонных нашлись люди, которые стали нашептывать братьям Джучи об этой легенде. Так младшие братья Джучи, Чагатай и Уегедей поверили в эти сплетни и всю жизнь травили его. В конце концов, видимо, в преждевременной смерти Джучи виноваты его братья Чагатай и Удегей. Видимо это отношение перешло и детям Чагатая и Удегея, вот поэтому себя вел заносчиво Гуюк по отношении Бату хана. Это отразилось и на назначение наследником Чингисхана Угедея, а не Джучи, как старшего сына. Когда зашла речь о наследование трона Чингисхана, которую инициировал сам Чингисхан, то против кандидатуры Джучи резко выступил Чагатай. Чингисхан, чтобы избежать возможных распрей между его сыновьями после себя, предложил компромиссный вариант, третьего сына Угедея. Старшие сыновья Джучи и Чагатай согласились с кандидатурой Угедея и дали слово, что будут признавать его как верховного хана (Джучи не дожил до воцарения Угедея на отцовский трон). Джучи превосходил своих братьев по искусству военного дело, ведения войны, боевого мастерства, в храбрости и прочим данным, об этом говорил и Чагатай, т.е. Джучи был бы более достойным продолжателем дело своего отца – Чингисхана, но он был вынужден согласиться с предложением отца. Видимо Чагатай и Угедей опасались Джучи, и, улучив момент, во время охоты их люди подловили Джучи и убили его. 

  Бату хан был очень одаренным ребенком, уже в 9 лет, он виртуозно владел саблей, метко стрелял из лука и был смекалистым и сообразительным ребенком. Однажды Чингисхану ученый уйгур рассказал об Александре Македонском, который завоевал весь мир. Ну, что будем делать мы, раз уж Александр Македонский завоевал весь мир, нам нечего завоевывать? – подытожил Чингисхан. Тут маленький Бату выскочил с горящими глазами и выпалил, «я отберу у него все его завоевания». Чингисхану слова его внука очень понравились, когда был убит Джучи хан, то Чингисхан, не колеблясь, маленького Бату назначил наследником своего отца, хотя Бату хан и не был старшим сыном Джучи. 

  Бату хан основатель государства Золотая Орда - Миргалиев Ильнур Мидхатович, кан. ист.н. Институт Истории им. Ш. Марджани. 

(текст выступления). 
 

Было множество вопросов задано ему: (привести вопросы) 
 
 

Вопросы: 
Рамиль Абусев – Китайцы перебегали в лагерь монголов Чингисхана, читал в интернете. Если их убивали монголы, то почему к ним переходили китайцы? Это первый вопрос. И второй вопрос; - Наша история связана с монголами или нет?
 

Ответ И.Миргалиева: - 
 
Р. Фехретдинов - Монголы из себя ничего не представляли ни тогда, ни сейчас. Как они могли все эти земли завоевать?
В какие регионы совершил поход Бату хан? Где было принято решение о походе в Западную Европу?
 

Ответ И. Миргалиева: 
Еникеев А.Ф. – Как вы относитесь к книге Еникеева Гали Рашидовичса?
 

Ответ И. Миргалиева: 
 
Р.Мамин – Отношение Александра Невского и Бату хана? Исторических источников нет, но пишут, что они были побратимами?
Кузьма Минин татарин или нет? Почему мы не интересуемся им, ничего о нем не пишем, не печатаем?
Что из себя представляли осколки Золотой Орды: Казанское, Касимовское, Астраханское, Сибирское, Крымское ханства и Ногайская Орда? Какой был в них строй, какие законы были, условия жизни и быта татар в этих ханствах?
 

Ответ И. Миргалиева: 
 

  На вопрос о взаимоотношениях Александра Невского и Бату хана ответил и М. Миначев: Александр Невский и Бату хан не были побратимами, а Бату хан его назвал сыном, т.е. приемным сыном. В Средневековье был такой дипломатический прием, называть своим сыном князя, хана соседнего княжества или ханства, этот прием обозначал подчиненность того, кого назвали сыном. Александр Невский и его княжество как и другие княжества русских были подчинены Бату хану и он являлся их Верховным правителем, вот что обозначает эта связь Бату хана с Невским. 
Байбурин А.С. – Татары Бату хана были монголоидны, а сейчас татары не монголоидны, как такое можете объяснить?
 

Ответ, И.М.Миргалиева…… 

Ответ М. Миначева – Откуда вы взяли, что воины Бату хана были монголоидны? Сложно так утверждать, например П.П. Хомяков в своей книге «Россия против Руси», пишет, что татар от русских или русских от татар отличить было сложно, были одинаково бородаты, одинаково одеты, сходное вооружение, для подтверждения своих слов ссылается на древнюю фреску изображающую батальную сцену. Так что, нельзя так однозначно говорить, что монголоидный элемент в войсках Бату хана преобладал, скорее были и те другие виды, как и сегодня, есть тюрки монголоидны, а есть европоедные, а все тюрки. Вот такой парадокс. 

Выступления: 1. Миргазиан Юныс.

  Ни өчен без үз телебездә сөйләшмибез, менә шунда безнең бөтен фаҗига. Алтын Урда турында мәгюматлар ни сөйлиләр? билгеле урыс чыганаклары ялган яза. Бату хан гаскәре җимерде ике генә шәһәрне, Рәзән һәм Козельск шәһәрләрен, җир белән тигезләде. Юкка гына әйтмиләр “илчегә үлем юк” дип, ә бу шәһәрләрдә урыслар Батуның илчеләрен үтерәләр, шуңа күрә бу шәһәрләр җимерелгән дә инде. Бату хан минемчә даһи, 30 мең гаскәр белән Еврпаны яаулаган, дәүләт төзүдә аның барча нечкәлекләрен белеп эш кылган, үзенең башкаласын төзегәндә шәһәр урынын сайлый белгән. Сарай –Батуны төзегән буш урында, далада, соңгыдан шунда күчкән “ефәк юлы”, караваннар Сарай – Бату аша йөри башлаганнар.

  Италиядә булганда шуңа игтибар иттем, бу илдә еш очрыйлар төрки атамалар, менә алыйк Савонна шәһәр исемен, кайчандыр биредә сабын кайнатканнар, шуңа күрә шәһәргә шушы исем бирелгән.  
 

2. Я.С. Шегодивич (беларусский татарин) 

3. А. Галимов-  

Второй доклад, М. Миначев. Новое прочтение термина татар.


  В связи с 790 –летием рождения Батый хана (1218г), основателя государства Золотая Орда, хотелось бы широко отметить эту дату, провести слушания и, рассмотреть новую версию происхождения термина 

татар, который безусловно имеет отношение к его роду.
ТАТАРЛАР.

(новая версия о происхождение термина татар). 

  Какая-та непонятная метаморфоза происходит с нашей историей, на которую не возможно не обратить внимание. Вот, была империя Атиллы, распалась и имя гуннов с исторических хроник исчезает. Был Хазарский каганат, были хазары, распался каганат и имя хазар, а также и печенегов исчезло из исторических хроник. Вместо них появляется новое имя – Кипчаки (Половцы), после прихода сюда войск Чингисхана и имя кипчак (половец) также сходит с исторической арены и появляется новое имя – Татары. Которому было суждено пережить и распад татарских ханств, но при этом остаться как этническое имя народа.

  Поэтому нашу историю крепко связали с именем Чингисхана и с его завоеванием Восточной Европы. Все учебники истории по которым не одно поколения татар училась и продолжает учиться, основано на этой версии. Хотя, конечно, Чингисхан сыграл огромную роль в возрождении нашей государственности и объединенил наших предков, но не более того, поскольку наши предки всегда жили на этих землях и до Чингисхана. Российские историки не хотят признать нас потомками тех древних тюрков, но в тоже время, и не могут объяснить, куде же делись те тюрки, которые населяли Европейские просторы задолго до прихода войск Чингисхана на эти просторы. Следы тюркских племен в Европе уходят на несколько тысяч лет в глубь, но об этом упорно молчит имперская наука. 

  Уместно будет вспомнить, что предки русских славяне, сами появились на этих землях, где ныне обитают, довольно поздно. Их прародиной считается Центральная Европа, бессейн рек Одра и Вислы. Когда они тут появились, наши предки уже давно обитали в этих местах. Очевидно, приход гуннов в Центральную Европу сдвинула с мест германские племена, которые были вынуждены уступить им обжитую территорию, а те в свою очередь вытеснили славян. Славянские племена появились вокруг Киева в 4-5 вв., а во Владимире и Суздале еще позже. Инфилтрация восточных славян шла постепенно, начав проникать в Мещеру (мишарские земли), примерно с 9-века, в Нижнем Новгороде они появились в начале 11-века, а в Москве, в середине 12-века. Их расселение на этих землях связано с распадом Хазарского каганата. После распада каганата, хазарский город Ибрагим, (мордва называла город Абраша), стал Нижним Новгородом. После смены хазарской администрации многие тюрки покинули город, а оставщеяся часть, постепенно растворилась в славянской среде. Как утверждает академик М.Закиев, хазары были цокающие, как и мижгары, жители Нижегородской области, Чувашии. Любопытно, мне приходилось лично видеть цокающих русских людей в г.Меленки Владимирской области (в древней Мещере), что само по себе странное явление для русского человека, где я прожил несколько месяцев перед армией в 1957 году.

  Наша задача, разобраться в путаннице с нашим самоназванием и внести коррективы в толкование слово татар, откуда и как оно могло произойти? Это нам поможет противостоять ассимиляционным процессам и грамотно отражать нападки шовинистов-державников, которые хотят нас представить как пришлый народ.

  Хотелось бы обратить внимание на такое обстоятельство, что Восточная Европа вся усеяна остатками древнетюркской цивилизации, всюду видна тюркская топонимика, населенные пункты, города, реки, озера, горы и долины, буквально все, все. Наше культурное наследие расыпана по Европейским и русским музеям, куда не глянешь, везде они выставлены, но нигде об этом не говориться. 

  Вопрос с происхождением самого народа, прояснилось, благодаря кропотливой работе наших ученых, теперь мы знаем, что татары состоят из нескольких компонентов, консолидированных из близкородственных, тюрко-кыпчако-булгарских племен. За каких-то 60 с не большим лет, мы узнали свою историю, (татарам большевики позволили изучать свою историю только в 1946 году, и то только на территории Татарстана). Но термин “татар” остается до сих пор загадкой и вызывает немалые споры, вносит путаницы в наши умы, что безусловно мешает консолидации нации. 

  Меня не удовлетворило все существующие версии о происхождении этого термина на сегоднящний день, и я начал рассматривать семантику слово татар, стараясь понять, что это слово в древности могло обозначать? К поиску значения самого термина “татар” пришел после долгих и мучительных раздумий, особенно, когда часть моего народа стал отнекиваться, стесняясь своей национальности и выташил из небытие булгарскую теорию происхождения всех татар, что конечно, являеться только частично правдой. 

  Я усомнился и в предложеных маститыми историками- тюркологами 19-20 веков версии, о происхождении этого термина, даже прочтение ими Енисейских памятников, где упоминается о токуз и отуз татарах, и сообщения Рашид-ад-дина, и сочинения Абульгази Боходур хана о татарах меня не убедили. Боле того, я больше и больше склонялся к мысли, что в древности термин татар не являлся ни племенным, ни народным именем, а имел какое-то другое значение, возможно сословное. Старания ученых выводящих термин татар из китайского “да-да, та-та”, также показались малоубедительными. Сюда же нужно относить и наличие “черных татар, белых татар, лесных татар”. Или, версию о том, что воинственные татарские племена шли впереди войск Чингисхана, эту версию поддерживал В.В.Радлов и у него появились последователи. Да и, все русские историки 19-го и 20-го веков, были служителями, т.е. чиновниками империи, и, естественно отрабатывали свой хлеб, В.В.Радлов и другие востоковеды не являлись исключением. Среди них было немало и миссионеров, например, Ефим Малов, Н.Ильминский и т.д. вовсяком случае, все они были одержимы идей миссионерства и обрусения татар.Могли ли они быть искренними? Их искренность вызывает большие сомнения. 

  Смущал и такой вопрос, народ, который в 13-15 веках доминировавщий во всей Европе и Азии, завоевавщей Индию, до 13-го века не был известен? Вот это слабое звено вовсех научных трудах историков, отечественных и зарубежных, вызывает самое большие сомнения. Как такое могло произойти? Ведь в раннем средневековье все народы, или почти все, живущие на Земле, были известны древним историкам и их потомки продолжают здравствовать и сейчас. А тут вдруг, досель неизвестные татарские племена, покорили пол- Мира? 

  Сейчас в некоторых научных публикациях высказывается точка зрения о том, что в войска Чингисхана (в историю вошедший как татаро-монгольское), состояли чуть ни не из сотен народов? Что звучить не очень корректно, а как же тогда управляемость войск Чингисхана? Что он был полиглотом, знавщим сотня языков? Или древние люди были поголовными полиглотами? Или все они говорили на одном языке? Скорее всего, конечно, верно третье предположение.Если армия непонимает своего полководца, а он своих солдат, такая армия не выдержит ни одно сколь-нибудь серьезное сражение. Раз так, то разговоры об участии в войсках Чингисхана большое количество представителей множества народов, несерьезны. Скорее всего в войсках Чингисхана говорили на языке понятным большинстве войск, таких языков могло быть два: тюрксий, на нем говорили абсолютное большинство воинов и приблеженных Чингисхана, и монгольский, язык самого Чингисхана и его нойонов. Но монголы, видимо были двуязычны в ту эпоху и им был понятен тюркский язык и мало того, это был их второй язык обихода. В древности монголы жили в окружении тюрксого мира и без знания языка тюрков невозможно было передвигаться по Степи. Казалось бы, монголы с другой стороны соседствовали с Китаем, должны бы владеть китайским? Но в древности не существовал единого китайского языка, он был неуниверсален в отличии от языка тюрков. Мои выводы легко можно проверить, чей язык имел больше влияния в древности, из того языка и было больше перенято соседями. В монгольском языке гораздо больше тюркизмов, чем в тюркских монгольского. Следовательно, правильно будет утверждение, что в войске Чингисхана использовался тюркский язык, как основной язык общения. 

  Начало широкого распространения термина татар, связана с именем Чингисхана и его нашествия в Европу. А было ли известно этот термин до Чингисхана, т.е до 13-го века? Народ, или племя татар, в исторических источниках не зафиксированы до нашествия Чингисхана, кроме Махмуда Кашгари, он просто говорит о татарах как о тюркоязычных.

  Есть некоторое упоминание о татарах еще до н.э в персидских источниках. Об этом упоминает М.Закиев в своей книге “Тюрко-татар этногенезе” вышедщая в Москве 1998 года. Там говориться о почтовой службе в Персии, где ее в 7-ом веке до.н.э. вели печенеги. Персы их назывли “хангар” (хунгар, от хуннов, гуннов? М.М.) царскими курьерами, а тюркские племена кангары(кыпчаки) и сувары, называли татарами. (М.Закиев, 282-283 стр.).Значить, термин татар был кое-где известен еще с 7-го века до н.э., а татары как народ, появились на исторической арене лишь с 13-го века? 

  Татары которые упоминаются в персидских источниках до н.э., не являлись племенем (народом), а были сословными людми, как я и предполагал.Учитывая древнюю письменность вполне можно предпологать, что это слово, первоначально звучала не как “татар”, а скорее всего как “тотар-тот”- держать, схватить, удерживать, и т.д. Те же почотово-караванные пути нуждались в охране, а вооруженной всадник в Степи с этой задачей легко мог справляться. Наверное такая служба была нужно не только персам, но и самим тюркам, учитывая огромные размеры тюркских империй. Можно с большой доли уверенностью сказать, что термин татар мог произойти от слово “тот-тотар” (созвучные слова), т.е. служебный термин, сословное название, выполняющие опреденленую общественную работу. В пользу этой версии служет как созвучность слов, так же логическое предположение, не лищенное смысла. 

  Разумеется, что в древности, что сейчас, названия-термины имеют и имели определенный смысл, отражающее свою сущность. Едва ли могли древние жители людей несущих общественную работу наывать непонятным для себя словом? Если мы согласимся с этим предположением, тогда мы имеем дело со служебным термином, такими как “баскак, битекче, казак”, и т.д. 

  Древнетюркский термин “казак” послужил самоназванием для казахского народа, для русских казаков и этот вопрос не вызывает каких-либо споров в аудитории. 

  Теперь рассмотрем, как могло слово “тотар” превратиться в “татар”? Если обязонностями этих тотар-татар было курьерскими, т.е. в доставлении почтовых отправлении, в этом была нужда, но неменьше нужды и в охране караванных дорог, которые имели многотысячные расстояния. Торговля приносила доходы, столь необходимые для казны всех государств, по чьей территории эти караваны шли.Самые протяженые караванные пути шли через тюркские земли, и надо полагать, на своей территории они и организовали охрану этих путей, тем более, являясь поголовными всадниками.Эту службу, приносящее доход, естественно и назвали для себя понятным словом, “тотар“, производное от “тот”, “держи”, коротко и понятно.Очевидно, этот краткий и удобный термин имел широкое хождение. Караванные пути шли из Китая в Персию, необятные просторы Дешт-и-кипчак, дальше в Еврпу. 

  Вот ту часть караванных путей, которые шли через тюркские земли охраняли тюркские “тотары”, а ту часть, которая шла из Китая через земли монголов, охраняли монгольские “тотары”. Впоследствии привело к возникновении известного термна татаро-монголы, так как сословный термин “тотар” имел широкое хождение как у тюркских племен, также и у монголов, но это был сословный термин, неболее того. 

  В подтверждение своих слов, хочу привести не большую цитату из книги еврейского ученого Артура Кёстлера “Тринадцатое колено”: - “о том, какую роль играли кочевнимки в жизнеобеспечении магистральной караванной торговли между Хорезмом и Булгаром. Эти два центра разделяло расстояние в более чем полторы тысячи километров…Тюрки предоставляли купцам транспортных животных, меняя заболевших верблюдов на здоровых, тюрки служили проводниками, обеспечивали безопасность купцов и даже давали им деньги в долг.” Или вот еще, - “ И если проедет незнакомый человек тюрку и скажет ему: Я твой гость, и я хочу получить часть твоих лошадей и твоих дирхемов, тюрк вручит ему то, что он хочет. Когда караван будет возвращаться, то тюрк встретит их и скажет:”Где мой гость?” И если скажут: “Он умер”, то он заставит караван разгрузиться. Потом подойдет к самому знатному купцу, развяжет на его глазах его вещи, и возьмет из него дирхемов столько, сколько ему следует с того купца, без лишнего зернышко… А если этот купец не даст согласия за его гостя, то тюрок спросит о его бегстве, где он находиться, и если его направят к нему, то он проедет в поисках его расстояние, многих дней пути, пока не прибудет к нему и не заберет у него, что ему принадлежит” (стр. 246-247). Тоже самое описание есть и у Ибн Фадлана, “Путишествие на Волгу”.

  У Ахмед ибн Фадлана, есть эпизод, где он описывает работы почтовой службы, которую несли тюрки. Эти тюрки (тотары-татары) держали запасных коней, верблюдов на станциях, некоторое количество товаров и денег, на случай, если в караване кто-то из торговцев нуждался в коне или в товарах. То ему, как правило, татарин предоставлял желаемое, которое купец на обратном пути был обязан возвращать. Видимо бывали случаи не возвращения коня или товара, тогда этот тотар шел к нему домой и взыскивал, положенное. А, если должник был не в состоянии возвращать долг, то его брал в рабство. Значить, служба «тотарина» была не только охрана караванных путей и доставка курьерской почты, но сыскная. Видимо отсюда и поговорка, «татар барда хәтәр бар», если приходил кому нибудь тотар - (ин) домой, жди неприятностей, примерно, как в наше время налоговая инспекция, от прихода или получения извещения от этого органа, человек ничего хорошего не ждет. Сюда же нужно отнести и русскую поговорку «не званный гость хуже татарина», который, по всей видимости относится к тем древним временам до прихода в Дешт-и-кипчак войска Чингисхана, можем предположить, что индивидуально древние славяне (торговые люди, ремесленники) пользовались караванным путем и вели какие-то торговые дела. В исторические хроники попали лишь походы славян Святослава и др., но ведь были и рядовые славяне, входили в какой-то контакт, с торговцами иноплеменниками, очевидно, эта поговорка осталась с тех самых времен, когда «тотары-татары» охраняли караванные пути. А некоторые из славян попытались обмануть их, и попались на этом. Тогда, конечно, хуже татарина, который приходить взыскивать долг, может быть только не званный гость, которого тоже нужно ублажать.

  Выходит, должник не мог спрятаться от своего заимодавца, где бы он ни находился, его находили и взыскивали с него долг. Теперь становится понятно, логически можно объяснить и те древние легенды, о которых мы знаем из сообщений историков. Что впереди войска Чингисхана шли татары и наводили ужас на противника, и так называемое «истребление» Чингисханом татар. 

  Как известно, после распада Хазарского Каганата в конце 10-го века, в Еврпейской части тюркского мира, перестала существовать единное тюркское государство.Таким образом, огромное Евразийское прстранство в котором расположился Дешт-и-кипчак стал уделом разрозненным тюркских феодолов, кипчакских ханств.В это время на Востоке под, руководством Тимучина усилилось монгольское служилое племя “тотар”. В 1206 году монголы и “тотары-татары”на своем курултае провозгласили Тимучина, Чингисханом и он приступил к объединтельным действиям, территорий и земль, через которые шли караванный пути.Таким образом, вполне понятны действия Чингисхана в его завоевательных походах, он шел по караванным путям.

  Сам Чингисхан и его род были из служилых “тотар” на территории Монголии, впоследствии этот термин перешел к его войску и стал называться татарским.Вследствии широкого проникновения термина “тотар” в иноязычную среду, произошла трансформация этого термина в “татар”. Чужие слова всегда коверкаются, это мы наблюдаем каждодневно, так что нет ничего удивительного в том, что тюркское слово тотар в нетюркских языках превратилось в татар.Еще и функция этого термина с приходом Чингисхана поменялось, у войск были не охраные обязонности, как прежде, а завоевательные, объединительные.

  Что касается древнетюркских надписей на Енисее, где говорится о “токуз и отуз татарах”, видимо их следует читать как “токуз и отуз тотары”, т.к. очень уж созвучны эти названия между собой.Также нужно относиться и к легенде об уничтожении Чингисханом татар, за смерть своего отца, но тем неменее, впериди его войска шли якобы сохранившиеся татары.(?) Очень возможно, что отряды “тотар” иногда вели какие-то боевые действия с соседними, приграничными с ними отрядами “тотар” с целью расширения своей зоны.Вполне возможно в такой схватке мог погибнуть и Субутай, отец маленкого Тимучина, и он мог отомстить им впоследствии. Но в этом случае, очевидно же, речь идет не о каком-то племени или народе татар, а об служилом сословии “тотар”, относяшимся двум этносам, двум народам, монголам и тюркам. Что конечно не одно и тоже.

  Таким образом, древнее сословное название служебных людей “тотар”, во времена Чингисхана превращается в этническое имя татар, Восточноевропейских тюрков, потомков хазар, булгар и половцев- кипчак, т.е. нынещних татар. Т.к. войска Чингисхана состояла в основном, из двух этнических групп “тотар-татар”, из монголов и тюрков, то естественно название его войска стало монголо-татарским. Есть высказывания историков оттождествляющих термин татар с этническим именем монгол. Такая путанница могла произойти лишь в случае использования общего служебного, сословного термина применяемое в средневековье к обеим этносам. Всем известно, что в сражение в 1223 году на реке Калка, с передовым отрядом Чингисхана участвовали кипчаки(половцы) и русские дружины, они потерпели поражение от полководца Джебе. Ну, почему-то никто не хочет разобраться в том, куда же делись половцы после этого сражения, ведь не были поголовно перебиты, а также не все откочевали вместе с Котян (Күтән?) ханом в Этелькузу? Почему после этого сражения имя половец сходит со страниц исторических хроник? Объяснение простое, поскольку сословное имя «тотар» имел к ним непосредственное отношение, поэтому ими была принята как этническое имя, легко и безболезненно. Вот в Иране, или Афганистане термин татар не закрепился тоже по этой же причине, поскольку к персам сословное название «тот-тотар» не имело отношение.

  Теперь становится понятно, логически можно объяснить и те древние легенды, о которых мы знаем из сообщений историков. Что впереди войска Чингисхана шли татары и наводили ужас на противника, и так называемое «истребление» Чингисханом татар. 

  Чингисхан, отомстил и истребил часть служивых людей тотар, непосредственно виновных в гибели его отца. А, остальные отряды тотар органично составили костяк его армии. Привычные люди проскакать верхом на коне большие расстояния тотары, естественным образом составили передовой отряд его войск. А служба, которую несли эти тотары до этого, было широко распространено среди соседних народов и далеко за его пределами. Вот отсюда и легенда, о наводящим ужас на противника неведомые воины-татары. Теперь становится ясно, откуда растут ноги этой легенды. Конечно, и китайцам были известны тотары-татары, которые несли почтово-курьерскую и охранную службу караванных путей, они их по своему называли, «да-да-та-та», тогда все становится на свои места. Тут нет противоречия, все сходится как нельзя лучше. 

  Выходит дело, есть доля правды в тех древних легендах и работах востоковедов 19 века, также и в сообщениях китайских источников, также у Рашид-ид-дина и Абульгази Баходур хана, как и сведения, прочтенные на памятниках Орхон Енисея, «о токуз и отуз татарах». Все это имело место. Но, ученые-ориенталисты древнее сословное название приняли за этноним, так же пытались истолковать все остальные сведения касательно термина татар, принимая это название как самоназвание народа, т.е. этническое имя. Вот где была допущена ошибка историков, как старых, так и новых. Но, я смею предполагать, что это небольшое исследование внесет ясность в столь запутанном вопросе.  

  Выступления: 
Г. Сляхдинов - 
 
 
А. Еникеев - 
 
Байбурин - Татары Бату хана были монголоидны, а сейчас татары не монголоидны?
 
 

Комментариев нет: