ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО И МИЛОСЕРДНОГО
ﺑﺳﻡ ﺍﷲ ﺍﻟﺭﺣﻣﻥ ﺍﻟﺭﺣﻳﻡ
Аллах в переводе на русский - Бог, Господь, Всевышний

НДП ВАТАН tatar halyk firkasy. Rahim itegez!


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РФ ПУТИНУ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЯЗЫКАМ КОРЕННЫХ НАРОДОВ РФ СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ РФ https://irekle-syuz.blogspot.com/2015/05/blog-post_72.html

ХОРМЭТЛЕ МИЛЛЭТТЭШЛЭР ПОДДЕРЖИМ СВОЕГО ТАТАРСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ! ПЕРЕЧЕНЬ ТАТАРСКИХ ФИРМ. СПИСОК ОТКРЫТ!

l

УЯН ТАТАР! УЯН! стихотворение

http://irekle-syuz.blogspot.ru/2015/07/blog-post_79.html

зеркало сайта https://ireklesyuzweb.wordpress.com/

Азатлык Радиосы

воскресенье, 25 ноября 2007 г.

Татарский взлом великорусской державности

ТАТАРСКИЙ ВЗЛОМ ВЕЛИКОРУССКОЙ ДЕРЖАВНОСТИ Добавлена: Ibrahim Bayandurlu 12 ноября 2007 г. Ibrahim Bayandurlu политический обозреватель азербайджанской газеты "Зеркало"
Версия для печати просмотров: 130 Газета Зеркало
Предисловие Хорошо ли мы, как тюркский народ, знаем своих ближайших этнических сородичей? Даже тех из них, которые пребывали вместе с нами под гнетом советской империи? Пытаемся ли мы как общество понять, что происходит, какие политические, экономические социально-культурные процессы протекают на огромном тюркском ареале сегодняшней, далеко не демократической, не совсем федеративной и не до конца имперской России? Думаю, ответ очевиден. Даже те азербайджанцы, которых судьба закинула в Астрахань, Казань, Уфу и другие исконно тюрские городища пространства, нынче именуемого Российской Федерацией, мало что знают о культуре и истории новообжитых краев. Что и говорить о населении самого Азербайджана? В азербайджанских, узбекских, туркменских, казахских школах мало что преподается из общетюркской истории. А что до нас, взрослых, то нам навязали эту ущербную фомулу "тюркоязычные страны". И никто не может, да и не желает втолковать новым правителям старого Туркестана, что более правильным и справедливым является термин "Саммит тюркских государств", а не тюркоязычных. Не могли же арабы додуматься назвать свою организацию "Лигой арабоязычных государств" только потому, что, скажем, египетское наречие арабского языка основательно отличается от говора саудитов, например. Словом, давно наступила пора интеллектуально-духовного пробуждения тюрок от летаргического изоляционизма друг от друга. Надо начинать заново познавать и осмыслять друг друга. А для этого нужен активный и эффективный информационный обмен. Что в свою очередь требует мобилизации информационных ресурсов и средств коммуникации тюркских государств и социумов. Наша газета, не дожидаясь лучших времен, решила внести свою посильную, скромную лепту в святое дело тюркского самопознания. Итак, "Зеркало" командировало своего обозревателя, автора этих строк, в Казань. Там был собран обильный материал о политической, экономической, социальной и культурной жизни многонационального народа Татарстана. Все это нам удалось осуществить в Казани при поддержке Центра эффективных инициатив, за что и выражаем им свою благодарность. Из этого материала получилось приложение к нашему изданию - "TATARIKA" В "ЗЕРКАЛЕ". Со всем приложением можете познакомиться по адресу: http://www.zerkalo.az/rubric.php?rid=102 Предлагаемое вам приложение не претендует на что-то исчерпывающее. Но мы постарались хоть что-то рассказать о доблестном и храбром народе, который всегда был, есть и будет одним из главных государствообразующих наций региона, ставшего центральной частью Российской Федерации.... Ибрагим Баяндурлу, автор и составитель приложения TATARIKA В "ЗЕРКАЛЕ". ________________________________________________________ ТАТАРСКИЙ ВЗЛОМ ВЕЛИКОРУССКОЙ ДЕРЖАВНОСТИ И российская ограда татарской государственности И.БАЯНДУРЛУ bayandurlu@oxygen.az Пожалуй, ни с кем российский великодержавный шовинизм не поступал так скверно, как с татарами. Когда дело доходило до прав татар, то в государство Российское будто вселялся бес. И если в поведении с другими народами, скажем, советская власть проявляла уважение внешним нормам приличия и формальностям "марксистско-ленинской" национальной политики, то в отношении татар проводился беспощадный, зачастую ничем не прикрытый, агрессивный ассимиляционный курс. Дело доходило до того, что громогласное стремление татарина публично говорить на родном языке пресекалось и наказывалось самыми различными методами. Однако татарский народ выстоял. Ценой огромных и невиданных потерь своих интеллектуальных и нравственных ресурсов татарские тюрки мужественно отстояли свою национальную и духовную идентичность, сберегли религиозную принадлежность. Более того, татары нашли в себе силы инициировать в конце восьмидесятых годов прошлого столетия славную национально-демократическую борьбу за суверенитет Татарстана. Кульминацией этой борьбы стало принятие Декларации о суверенитете Татарстана и Конституции Республики Татарстан. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО 30 августа 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан. 21 марта 1992 г. в Татарстане был проведен референдум по вопросу о его статусе уже в рамках отношений с Россией, на котором почти 62% голосовавших отдали свои голоса за укрепление статуса республики. Конституция Татарстана закрепляет разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Главой государства и высшим должностным лицом Республики Татарстан является президент. Он возглавляет систему исполнительных органов государственной власти в республике и руководит деятельностью Кабинета министров - исполнительного и распорядительного органа государственной власти. Кабинет министров ответствен перед президентом. Кандидатура премьер-министра утверждается парламентом Татарстана по предложению президента. Ныне премьером Татарстана является пятидесятилетний Рустам Минниханов. Высшим представительным и законодательным органом государственной власти Республики Татарстан является однопалатный Государственный совет (парламент). Государственный совет Республики Татарстан - парламент Республики Татарстан - является постоянно действующим высшим представительным, законодательным органом государственной власти Республики Татарстан. Государственный совет Республики Татарстан избирается сроком на пять лет. Государственный совет Республики Татарстан состоит из 100 депутатов. 50 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, еще 50 - по единому республиканскому избирательному округу по республиканским спискам кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками. К ведению парламента относятся наделение полномочиями президента Республики Татарстан, принятие и внесение изменений в Конституцию, законодательное регулирование по предметам ведения Республики Татарстан и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий Республики Татарстан, установление административно-территориального устройства, утверждение государственного бюджета и другие. Парламент избирает Конституционный суд, утверждает кандидатуры премьер-министра Республики Татарстан, председателя и заместителя Председателя Конституционного суда Республики Татарстан, избирает мировых судей Республики Татарстан, уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан, согласовывает кандидатуру на должность прокурора Республики Татарстан. Судебная власть осуществляется Конституционным судом Республики Татарстан, федеральными судами общей юрисдикции, Арбитражным судом Республики Татарстан и мировыми судьями. Судопроизводство и делопроизводство в судах ведутся в соответствии с федеральным законом. Все вышеописанное может показаться читателям "бумажным" государством. Однако это вовсе не так. ПОЛИТИЧЕСКИЙ И ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ШАЙМИЕВА - ТАТАРСКИЙ БРАЗАУСКАС Когда я находился в татарской столице, меня не покидало ощущение того, что я оказался в Вильнюсе образца 1990 года. Тогда в центре литовской столицы, готовящейся встретить Горбачева, красовался огромный щит с надписью "Литва без суверенитета - Литва без будущего". Дело в том, что за каждой строкой татарской Декларации о суверенитете, как и за каждым положением Конституции Татарстана, стоят противоречивые, сложные политические процессы, связанные как с внутренней сценой, так и взаимоотношениями с Москвой. И чтобы понять эти процессы, следует поведать о шаймиевском феномене. Несомненно, главным фактором политической системы современного Татарстана был и остается президент Минтимер Шаймиев. Когда к началу конца горбаческой эпохи этот неординарный партийный руководитель областного масштаба получил власть в Татарстане, мало кто верил в то, что он сумеет ее отстоять. Времена были самые суровые. С одной стороны бушевало национально-демократическое движение, которое требовало полной независимости. А с другой - напрягала Москва, требовавшая положить конец мятежу. В таких условиях, на фоне центробежной стихии в СССР, Шаймиеву удалось уберечь свою власть, а с ней и Татарстан от военно-политического вмешательства хоть и перестроечного, но реакционирующего Кремля. Именно тогда Шаймиев освоил непосильную для многих партноменклатурных функционеров школу экстремального политического маневрирования и достижения компромисса. При этом он всегда умел вовремя в нужных пропорциях и с нужными участниками политического процесса делиться властью и ее преференциями. Особо стоит отметить отношение Шаймиева к лидерам национального движения. Сначала партбосс, а потом глава автономной республики, он не отдал их на растерзание центральной власти. Более того, он умудрился эффектно перенять центральные нацдековские идеологемы и стать практическим осуществителем и воплотителем в жизнь многих из них, в чем вы можете убедиться, читая наше TATARNAME. Как бы то ни было, сегодня Татарстан, будучи самодостаточной страной, управляется постоянно самообновляющимся государственным организмом. Я, конечно, далек от идеализации ситуации в Татарии, и тем более идеализации ее лидера. Было бы лицемерием скрыть авторитарный характер власти Шаймиева, его пусть сдержанный и скромный, но все же непотизм в кадровой политике, ситуативные, не всегда целесообразные заигрывания с Москвой, коррупцию, некоторый монополизм в экономике и многое другое. Даже могу рассказать популярный в Казани анекдот: спрашивает как-то внук Шаймиева у своего деда: "Можешь ли ты, деда, стать президентом всей России?" "Могу, внучек, могу", - отвечает президент Татарстана. А можешь стать президентом всей планеты?" - не унимается шаймиевский потомок. "А вот этого я не могу", - грустно произносит Шаймиев. И на внучий вопрос, почему, нахмурив брови, татарский лидер вздыхает: "Нету у меня столько надежных родственников". Однако Шаймиев фундаментальным образом отличается от многих правителей постсоветского пространства. Прежде всего необходимо отметить креативность его политического лидерства и президентства. Шаймиевский авторитаризм не переходит в волюнтаризм и деспотию, которые позволяют себе главы некоторых, даже русских регионов РФ. Шаймиев основательно способен на коллегиальное управление страной, позволяет своему ближайшему окружению открыто не соглашаться с собой и умеет публично признавать правоту своего полемического оппонента. Вследствие не только бунтарской ментальности татарского народа, но и личных качеств татарина номер один Татарстан не заражен культом носителя верховной власти. Многие высокопоставленные чиновники, с которыми я общался, выражали почтение по адресу президента, но не подавали ни малейших признаков болезненной азиатской апологетики. Кстати, вышеприведенный анекдот мне рассказал один высокопоставленный молодой чиновник, причем в присутствии своего шефа, являющегося родственником президента. Шаймиевская клановость носит мягкие, в чем-то европейские формы. Во всяком случае выбранная Шаймиевым и корректируемая строптивой сопротивляемостью татарского общества модель рекрутирования политических, управленческих и экономических элит не так гильдически закрыта, как во многих странах СНГ и субъектах РФ. Она в определенной мере плюралистична. Ведь не случайно за эти годы в коридоры власти, чиновничьи кабинеты и респектабельные бизнес-офисы проникла и стала пассионарной национальной стратой армада молодых татар, которые добились успеха благодаря своим интеллектуальным способностям, деловым навыкам и нравственным свойствам. Говоря о Шаймиеве, нельзя не упомянуть и о его международных позициях. И здесь издержки переходного периода сослужили службу национальным стратегическим интересам татарского народа. Дело в том, что мягкий, либеральный шаймиевский клан является держателем транснационального капитала, который рождает для татарстанского президента серьезные теневые международные политические позиции. И надо сказать, Минтимер Шаймиев использует их не только во имя собственных интересов. Он в неменьшей степени использует эти позиции для укрепления международных основ суверенитета Татарстана и противодействия Москве, которая не оставляет попыток нейтрализовать базовые политико-правовые элементы специфической татарской государственности... ...Так или иначе, вопреки внешнему давлению, не прекращавшемуся с конца XV века, на сегодняшний день Татарстан - это самодостаточная страна, в которой происходит быстротечная трансформация древнего народа в динамично модернизирующуюся европейскую нацию-государство, ведомое харизматичным и международно признанным лидером. Вот такая Татарская Прибалтика, вот такой татарский момент истины для российской государственности. Вот такой казанский взлом русской державности... А ЧТО ЖЕ МОСКВА? А Москва тем временем, вооружившись не внятной для цивилизованного сообщества идеологемой суверенной демократии выстраивает по всей России вертикаль власти, кромсает конструкцию федерации, сворачивает фундаментальные демократические институты, занимается энергетическим шантажом Европы. Параллельно Первопрестольная ищет, иногда находит и мочит новые мишени в сортирах, но теперь уже на территории сопредельных суверенных государств, продолжая патронировать там сепаратизм, отдающий душком банального терроризма. Не так давно один из главных идеологов и бюрократов Кремля господин Сурков прочел лекцию российской молодежи. В этой мудрой лекции есть такие глубокие мысли "...Наличие могущественного властного центра и сегодня понимается большинством как гарантия сохранения целостности России, и территориальной, и духовной, и всякой". Не думаю, что в такое большинство входит большинство тюркских народов России. Не верю, что планы товарища Суркова совместимы с идеями подлинного федерализма и совпадают с намерениями татар укреплять и расширять международный статус своей государственности, пока еще пребывающей в составе РФ. Кстати говоря, не только татары, но и множество современных русских людей отвергают сурковский тезис. Ведь сам Бердяев, на которого в своем выступлении часто ссылался Сурков, писал: "Я всегда веду борьбу за независимость личности, не допускаю ее смешения с какой-либо коллективной силой и растворения в безликой стихии... Категория свободы была основной категорией моего религиозного мирочувствия и религиозного мышления. Я защищал свободу, как верховный принцип, против всякого освящения авторитета и власти. Бог для меня есть прежде всего свобода".А татары и русские, между прочим, верят в одного и Единого Бога...